Реклама

studio /

Записывающийся гитарист: два микрофона (иногда) лучше, чем один

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В этом месяце мы посмотрим на то, как два мика могут добавить яркости и цвета электрогитаре на записи, или полностью разрушить звук.

Но для начала, пара демок, по предложениям наших читателей в камментах. В прошлом месяце я записал несколько аудио-примеров. Микрофон был направлен четко по центру, был сдвинут относительно него, стоял в плотную к кабинету, либо был немного отодвинут. Но пара человек прокомментировали статью в том плане, что неплхо бы направить мик под углом к кабинету, скажем градусов на 45.


Ну вот, собственно, я это и сделал. Использовался Shure SM57.

A. Четко по центру, расстояние 2,5 см от решетки
B. По центру, под углом 45 град к решетке, расстояние — 2,5 см
C. Сдвиг от центра на половину радиуса динамика, 2,5 см от решетки
D. Сдвиг от центра на половину радиуса динамика, 8 см от решетки.



В целом, неудивительно, что клип B звучит темнее, чем клип A, т.к. пик диаграммы направлености микрофона напрвлен от центра динамика. Теперт сравним клипы B и C. Тут микрофон центром диаграммы направлен в одну и ту же точку динамика, но в примере C мик направлен строго перпендикулярно решетке. В клипе C мы слышем более теплый звук, м большим количеством НЧ. Это, что называется, эффект приближения — микрофон больше прокачивает по низам, при приближении к динамику. Теперь клип D, где мик отодвинут. Тут мы видим уменьшение этого эффекта и звук довольно похожна клип B.



Вывод: Устанавливая микрофон под углом, мы уменьшаем эффект приближения (возможно, это имеет какой-то геометрический смысле, если вы, в отличии от меня, знаете, что такое гипотенуза). Такая техника может быть полезна, например, на сцене, чтобы уменьшить потери звука при записи разных инструментов.

Рождение чего-то большого. Если взять на почти честно полученные записи студийных бдений Led Zeppelin (к сожалению, не официальную коллекцию сессий на студии), то можно услышать, что пока Джимми Пейдж играет соло в «Heartbreaker», инженер приносит два микрофона. Первый мика поставлен близко к кабинету. Он сухой и клаустрафобный. Затем мы слышим второй – жутковатый, со звуком помещения. Затем мы слышим два мика вместе, слега панорамированными по каналам. Это как присутсвовать при рождении звука современного рокового гитарного звука, но без грязной плаценты и прочего такого.

Использования влияния пространства на звук – это большая часть магии Zeppelin. Димми Пейдж понимал, что эмоциональное влияние риффа – это не только играемые ноты и звук гитары, но и пространство, само по себе, наделяет звук величественностью и загадочностью.

И прежде, чем брать 47 микрофонов, поймите, что каждый новый мик что-то добавлять, но так же что-то и забирает.



Большая неприятность. При снятии звука несколькими микрофонами, не следует забывать о фазе сигнала. Разность фаз появляется потому, что звук достигает каждого мика немного в разное время. Это как в педали фейзера, когда сухой сигнал смешивается с обработанным, слегка задержанным сигналом – некоторые частоты проявляются более явно, другие же – подавляются. В результате может получиться интересная текстура звука, а может и наоборот – звук станет тонким и рассыпанным.

Я записал небольшие примеры на чистом звуке. Shure SM57 постоянно стоит по центру вплотную к кабинету, а конденсаторный Neumann TLM 103, сначала стоит рядом с Shure, а затем постепенно отодвигается назад. В примерах, первые 6 секунд – это только Shure SM57, затем в дело вступает Neumann. Разница поразительная!



Какой из примеров звучит лучше всего? На мой вкус – ни один из них не звучит так же хорошо, как звук, снятый с одного, близкого, микрофона. Мой винтажный Старт уже и так звучит достаточно «phasy». Взаимное поглощение частот слишком уж гипертрафирует его звук, тогда как добавления частот делает его грязным.

Результат от смешения звука с разных микрофонов предсказать довольно сложно – нужно экспериментировать. Именно поэтому, звукоинженеры, зачастую, записывают сигнал с разных микрофонов, однако конечный выбор источника осуществляется только после прослушивания гитары в миксе. В общем, это техника, как говорится, проб и ошибок. Например, я был на студии Metallica, когда они писали “Black Album”. Продюсер Bob Rock выстроил многофутовый матерчатый тоннель перед одним из усилителей James Hatfield. Он объяснил, что бы подчеркнуть «одну определенную частоту» в звуке Джеймса. (Боб быстро стал необщительным, когда я его спросил какую именно частоту. Но, насколько я понимаю, он имел ввиду либо 77,8 Гц низкой Eb Джеймса, либо 139 Гц на октаву выше.)

Узнайте ваше помещение. Оцените, как звучит ваше помещение, прежде чем приступать к работы по снятию этого звука. Hatfield и Rock работали в хорошей студии. Page записывался в просторных помещениях и старых замках с привидениями. Но, если вы работаете в хреново звучащей спальне или гараже, то, возможно, лучшим выходом будет устанавливать мик вплотную к кабинеты, а эффекты пространства добавлять искусственно позже.

Но прежде чем сдаваться и признать свое помещение негодным, нужно поискать именно «те» места. Попросите друга поиграть на вашей гитаре (или сделайте реамп), а сами ходите и слушайте звук. Встаньте на четвереньки, ползайте. Лайте, как собака. (Впрочем, лай вряд ли поможет.) И возможно вы будите шокированы, насколько в конкретных точках звук может быть лучше.

Запись гитары в ванной


Туалетный звук. Кстати, у вас может уже есть отличный гитарный зал – это ванна. Отражающий фарфор и плитка может дать крепкий резонансный тон, особенно подходящий для неровно рубленных роковых партий.

Я записал в ванной еще один набор из двух микрофонов. Ленточный Royer R-121 стоит вплотную к 18 Ваттному клону Marshal, а второй конденсаторный Neumann TLM 103 я сдвигаю на различные расстояния. Послушайте, как тут второй мик действительно улучшает звук – добавляет текстуру и глубину в ничем не примечательный кранчевый звук. (В примерах сначала близкий мик, затем дальний, потом оба).



Во всех примерах я просто грубо смешал два моно сигнала. Если же поиграться с относительными уровнями, панорамой, динамической обработкой, то можно получить гораздо больше оттенков. Я записал еще несколько вариаций. В клипе А я развел микрофоны по каналам сначала моно, затем максим стерео, затем снова моно. (Как лучше?) В клипе B я максимально скомпрессировал дальний мик – стандартная практика. И в клипе C конденсаторный мик стоит с обратной открытой стороны усилителя. (Такой глухой звук может увеличить трек в объеме, даже несмотря на то, что при установке миков лицом друг к другу придется перевернуть фазу одного из треков.)



Если коротко, то использование множества микрофонов может дать, как магию звука, так и ничего не дать. Давайте послушаем про ваш опыт.


Автор: Joe Gore
[premierguitar.com]

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 14 марта 2014, 16:41,  
  • +4

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть

Вот кенты рокабилли писали) Fender WC Reverb
+1
Атлична, ящитаю! =)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.