Реклама

Говорим про лады и их износ

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Состояние ладов на грифе вашей гитары определяет то, насколько удобно на ней играть. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу возникает трение между ними, которое почти неуловимо меняет форму лады и, в конечном итоге, обуславливает его износ. С течением времени, этот контакт метал о метал может вызвать дребезг струн и проблемы со строем гитары. Наиболее сильный износ ладов вызывают каподастеры, особенно при использовании струн без обмотки.

Вообще, износ ладов – это абсолютно нормальное явление, возникающее при игре на инструменте. Вам, как гитаристу, важно знать, когда лады начинают снашиваться, а так же понимать что нужно сделать, что это исправить. Обычно вопрос состоит в том, стоит ли менять лады или все-таки можно их восстановить или шлифануть? Давайте вникнем глубже в эту тему, и начнем, собственно, с самих ладов.

Из чего сделаны лады для гитары?
Несмотря на то, что проволоку для ладов обычно называют «никель-серебро» (по-русски этот сплав называется нейзильбер), никакого серебра там нет. Обычно сплав содержит 18% никеля, 80% меди и небольшое количество других металлов, цинка, свинца или кадмия. Действительно хорошая проволока для ладов содержит больше цинка и меньше меди. Один из моих любимых брэндов – это Jescar, и их формула нейзильбера – это 62% меди, 18% никеля и 20% цинка. Такая проволока для ладов тверже, чем обычная, поэтому лады из нее служат дольше.

Еще один вариант – это нержавеющая сталь. Нержавеющая сталь –это материал с которым трудно работать, однако лады из нержавейки служат значительно дольше, чем из проволоки из традиционных сплавов. Но и стоят они дороже заметно дороже. Многие гитарные мастера выставляют двойную цену за то, чтобы заменить лады, на лады из нержвавейки, потому что, мало того, что нержавеющая сталь портит их инструменты, так и занимает этот процесс гораздо больше времени. С другой стороны, если смотреть на долгую перспективу, то это может быть идеальным решением, т.к., возможно, вам больше никогда не придется менять их снова!

Каких размеров бывают лады?
Проволока для ладов бывает самых различных форм и размеров. На рисунке 1 изображены четыре элемента, которые определяют особенности строения лада. Это ширина и высота короны (crown), размер зубца (barb) и глубина стержня-ножки (tang).

Размеры частей лада
Рис. 1. Лад определяется размерами A — шириной короны, B — высотой короны, C — размером зубца, D — глубиной стрежня

Корона – это самая явная часть лада. Когда вы берете ноту на ладу, вы прижимаете струн к самой верхней части короны. Зубец, словно ряд кручков, фиксирует лады в накладке грифа. Ширина зубца определяет ширину паза для лада в накладке, в то время как, глубина стрежня определяет его (паза) глубину. В общем, как глубоко лад проникает в накладку грифа.

Размеры и форма каждого из этих четырех элементов специально разработаны для различных гитар и предпочтений самого гитариста. Ширина коронки может меняться в пределах от очень тонкой (ultra narrow) – 0.053” до очень широкой (ultra jumbo) – 0.118”. Высота лада находится в пределах от короткой – 0.032” до высокой – 0.060”. Ширина зубца и глубина стержня может меняться от 0.19” до 0.040”.

Разные размеры подразумевают разное использование, и это необходимо учитывать при выборе проволоки для ладов. Например, более широкие лады могут давать более сильный звук, но вместе с тем, по мере износа, строй у гитары уплывает несколько больше, чем у тонких ладов. Но и у тонких ладов есть свои недостатки: они, конечно, не могут вызвать такой значительный «уплыв» строя при износе, но они снашиваются быстрее широких ладов.

Высокие лады, при прочих равных, прослужат дольше, прежде чем их нужно будет менять. Но я не рекомендовал бы такие лады для тех, кто зажимает струны довольно сильно. Если вы сильно прижимаете струны во время игры, или используете капо, то струны будут ощущаться довольно острыми во время игры. С другой стороны, низкие лады изнашиваются быстрее (особенно при использовании каподастра) и их придется менять чаще.

Влияние размеров зубца и стержня на гриф довольно велико, поэтому если вы решите установить новые лады, то очень важно использовать правильный размер. Если зубцы слишком узки, а ножка слишком коротка, то лады не будут хорошо сидеть в накладке. Что может служить причиной выпадения ладов при изменении погоды или появлении неровностей лада, мертвых нот и дребезга струн. Если же зубец слишком широк, а стрежень слишком длинный, то накладка может потрескаться или расколоться. Или даже гриф может повести. Если это произошло из-за смены ладов, то в этом случае вам придется менять их еще раз.

Подытожим: лады должны точно подходить накладке грифа по размеру и подходить стилю игры гитариста, в противном случае есть возможность попасть на деньги.

Можно ли починить вмятины и потертости на моих ладах?
Вмятины на ладах всегда создают проблемы. Но как понять, можно ли их убрать шлифовкой или придется менять лады?

Тут можно пойти любим путем, но правильный путь зависит от размера вмятин. Если вмятины слишком глубоки, то гитарному мастеру придется убрать слишком много материала со всех ладов, что устранить проблему с одного. Когда высота лада менее 0.038”, целесообразно менять лады.

Посмотрите на рисунок 2 и отметьте глубокие канавки в этих ладах. Такие вмятины слишком глубоки, поэтому такие лады должны быть заменены.

Вмятины и канавки на ладах
Рис.2. Вмятины и канавки на ладах вызывают проблемы со строем, дребезг струн и мешают плавным бэндам

Канавки и вмятины – это не единственная причина менять лады. Еще одна причина – это плоские места на ладах Для того, чтобы лад работал правильно, его корона должна быть куполообразной. Если же она плоская, как на рисунке 3, то это может вызвать дребезг струн и проблемы со строем. В общем, все примерно так же, как с вмятинами и канавками – если корона плоская, то нужно менять лады.

Плоский лад
Рис. 3. Плоский лад тоже дает проблемы со строем и дребезг стру

Если высота ладов достаточна для починки, то их сначала выравнивают, а затем снова придают куполообразную форму. Для того, чтобы выровнять лады, мастер шлифует их, приводя к одной высоте. После чего, лады остаются с плоской короной. Следующий шаг – это скруглить корону, убрав материал по краям и оставив тонкую полоску для контакта со струной, как на рисунке 4. Это очень кропотливый процесс, который требует годов практики и опыта, в общем, определенно, работа для профессионала.

Скругление ладов
Рис. 4. Скругление ладов специальным инструментом

Что связано с заменой ладов?
Ну, во-первых меняются все лады. А во-вторых это очень кропотливый процесс, требующий дорогих инструментов и большого умения. Основные шаги при замене ладов: разборка гитары, удаление старых ладов, выравнивание накладки грифа, придание ей нужного радиуса, очистка пазов для ладов, установка новых ладов, их выравнивание и скругление, очистка накладки и полировка ладов, и, наконец, сборка гитары. См. рисунок 5.

Гриф с замененными ладами
Рис.5. Полная замена ладов дает гитаре новую жизнь

И это только основные шаги в этом процессе. Вообще же, этих шагов так много, что их хватит для того, чтобы написать целую книгу по замене ладов. Эта процедура дорога, занимает много времени, но в общем, она того стоит.

За годы работы, у меня были клиенты, которые предпочитали менять сразу гриф, вместо того, чтобы менять лады, само собой, если гриф на болтах. В принципе, это хороший выбор, но учтите, что практически все новые грифа требуют выравнивания ладов и из скругления. У Большинства фабрик, производящих, гитарные комплектующие просто не уделяют этому времени и внимания. Так что прикиньте, что за деньги, которые вы потратите на покупку нового грифа и на его доводку, можно поменять лады на оригинальном грифе, да еще будет сдача!

А что скажите про частичную замену?
Иногда, чтобы добиться нужного результата, можно заменить несколько ладов, вместо того, чтобы менять их все. Такая процедура предпочтительна для гитару, у которых сношены первые шесть-семь ладов, и к которых ровная накладка грифа. Если накладка в хорошем состоянии, а остальные лады достаточно высоки, то частичная замена – это отличный способ сэкономить деньги. Не все гитары подходят для этой операции. Если накладку немного повело, то необходима полная замена ладов.

Капо – слово из четырех букв
Капо – это злейший враг ладов. Конечно, я люблю капо, потом что я люблю менять лады! Если бы никто не использовал каподастры, то мой доход упал бы процентов на 60. Чем больше вы используете капо, тем быстрее снашиваются лад на вашей гитаре. Все каподастры прижимают струны к ладам, но дело в том, что они буквально вдавливают струну в лад и делают это гораздо сильнее, чем вы когда берете аккорд. В результате, лады стачиваются и образуется вмятины и канавки. Это неплохо для гитарного мастера, но не для гитариста.

Тут можно посоветовать использовать каподастры с регулировкой силы нажатия, что поможет избежать, как проблем со строем, так и излишне сильного вжатия струн. На рынке есть несколько отличных капо, которые уменьшают износ ладов и позволяют избежать проблем со строем. Это, например, каподастер Planet Waves Dual Action или различные модели Chubb. Если у вашего капо нет регулировки силы нажатия, то купите другой. Это позволит вам сэкономить много денег на замене ладов.


Опубликовано на premierguitar.com.
Автор: John LeVan. Гитарный мастер из Нэшвила, автор 5 книг по ремонту гитар, включая бестселлер Guitar Care, Setup & Maintenance.
Перевод: CraSS

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 25 марта 2013, 18:59,  
  • +2

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
Статья написанная «гитарным мастером», особенно улыбнуло про упоминание дорогостоящих инструментов:) это упоминают все (не обязательно гитарные мастера и других дел «мастера») когда пытаются оправдать высокую цену за свои услуги;)
Но не в инструментах дело, если инструменты стоят тысячи долларов, но руки из непристойного места, то «инструмент» за мильён не поможет (это не только с гитарами связано)
А вообще инструмент должен быть удобным в первую очередь и многие мастера делают их сами, либо подгоняют готовые под себя.
По поводу ладов, то шлифовка увеличивает срок службы ладов, так как отшлифованные лады лучше скользят, на бендах особенно, и не так срезают «корону».
Да много можно по этому поводу писать, что не коммент будет, а статья:)
0
Дык, про опыт, он как бэ тоже написал.

>что не коммент будет, а статья:)

Ну и отлично, сделай статейку, а?
+1
Alexander, не хочется писать ради того чтоб писать, у меня идей для статей полно, несколько даже начал, но никак не доделаю, одни наброски:(
0
Цена услуги, уважаемый, складывается из стоимости инструмента (который имеет сво-во изнашиваться), времени мастера, и потенциального качества, которое гарантирует обширный опыт мастера. Ваши слова просто оскорбительны.
0
Когда начинают говорить про то, какое дорогое оборудование они используют, то закрадывается сомнение и складывается впечатление — что кроме оборудования ИМ нечем похвастаться, гордиться.
hotYozhik , согласись, мастер ценится не по мастерской, а по умению:)
А то как начинают: «А вы знаете сколько стоит — станок/объектив/краска/лобзик/бензин/обед» и прочее и прочее, нет чтоб показать работу по которой заказчик мог подумать: «А не мало ли я заплатил».
Например, взяв в руки гитару начинаешь понимать, что она тебе нравится, да становится пофигу, каким инструментом её делали, хоть пилкой для ногтей, главное результат устраивает:)
0
Я, например, называю цену (объективно опыту, качеству и т. д.) и, если она не устраивает — милости просим до свиланья. Я кушать хочу, но, когда меня сравнивают с совсем уж некомпетентным (типа, DNS, мож слыхали про компьютерные магазы) товарищем, мне становится просто насрать на заказчика, и я просто прошу его уйти.
0
прощу прощения, но я не понял про «компьютерные магазины»:)
0
Да есть такая контора, которая банчит компьютерами, при этом 75% товара, кроме мелочей, — голимый брак, и такой же сервис, как будто они про кулер впервые слышат, не то что видят.
0
hotYozhik , ты меня совсем запутал, а при чём здесь компьютеры?:)
0
Я не говорил про компьютеры, просто привел эту контору как эталон некомпетентности в своем сравнении. Типа «если меня сравнивашь с DNS, то досвиЛанья дорогой заказчик».
0
абсолютно согласен.
0
Я на личном опыте, сразу отмечу, что для других все может быть иначе, отказался от ладов из нержавейки из-за того, что появился противный дребезжащий призвук, звук очень изменился на более металлический. Кому-то, возможно это и нужно от инструмента, а мне пришлось за месяц дважды лады менять на гитаре. Поставил белорусские синтомс. Пока без нареканий, но я не предполагал даже, что материал ладов тоже оказывает влияние на звук. Хотя по идее логично, что влияет.
0
Sunscara прав целиком и полностью на счёт ладов из нержавейки. Очень не многие занимались в этой области изысканиями, знаю только kindmerlin.ru и они утверждали тоже самое. Правда ещё говорили, что нержа отлично подходит на краснушные лесполы, но только в том случае, если стоят никелевые крышки на датчиках, так как они подрезают как раз те самые неприятные верха, которые и режут ухо. Вообще конечно у всего своё назначение и нужно бежать от мастера, который тебе хочет поставить бронзу, только из-за того что она не убиваемая… это говорит о том, что человек либо не разбирается в звуке, либо ему плевать на итоговый звук либо в запасе осталась только бронза, а клиента на 7-8 тысяч терять не хочется…
0
А я делаю проще.
Сейчас все умные, интернеты читают и советовать себе-дороже. Что бы ты не посоветовал, но гитаристы играть лучше не стануты, если им гитару отстроишь даже идеально. Есть такие, которые свою криворукость в игре всегда переносят на мастера и прочих людене.
Я страхуюсь от подобной критики тем, что предлагаю выбрать самим, какие им нужны лады, те и ставлю ;)
0
Ну тогда получается, что такой подход и отличает мастера от ремесленника.
0
Всё зависит от намерений
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.