Реклама

True Temperament или зачем нужны "кривые лады"?

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Последнее время, как не сделаю пост у нас в группе с какой-нибудь новомодной гитары с ладами True Temperament, так обязательно какой-нибудь юный падаван обязательно спросит: «А что это у гитары с ладами-то? Чей-то они кривые?».

Умудренный опытом гитарный джедай кончено в курсе, что там к чему. Тем не менее, для прояснения некоторых вопросов, я решил перевести FAQ с сайте truetemperament.com. Не рекламы ради, а информации для.

Что, вообще, означает True Temperament (Точный строй)?

Система ладов True Temperament – это революционно новый способ конструирования накладки грифа таким образом, чтобы струны идеально строили по всему грифу.

True Temperament – это не чистый строй. Физически невозможно добиться чистого строя для более, чем в одной тональности (это параллельный минор) ни на одном инструменте, где 12 интервалов в октаве. (Возможно за исключением инструментов, управляемых с компьютера, используя при этом электронно генерируемые звуки.)

То что мы называется True Temperament – это наша система разметки ладов, которая позволяет добиться очень точного интонирования по всему грифу для того строя, для которого она была сконструирована.

А что не так с обычными прямыми ладами?

Стандартная равно темперированная разметка ладов рассчитана исходя лишь из одной величины характерной для инструмента –мензуры (теоретически – это длина открытых струн). Делитель – это постоянная, которая определяет позицию ладов. Мензура поделенная на эту константу определяет положение первого лада. Оставшаяся длина, после вычитания первого лада, поделенная на эту же постоянную, дает на положение второго лада, и так далее.

Делитель, который используют сейчас практически все современные производители гитар – это 17,817151. Это число получилось из корня 12-й степени из 2-ки (1,0594631). Используя эти постоянные, мы получим, что 12-й лад будет располагаться точно по центру менузры. Если мы вели расчет для 24х ладов, то получим, что расстояние от 24 лада до теоритической позиции седел на бридже будет равно точно ¼ от мензуры. (Конечно, всегда есть остаточная ошибка деления, но она пренебрежительно мала и составляет менее, чем одну десятитысячную дюйма для популярных мензур). Впечатляет, да? Но вся эта математическая модель подразумевает довольно грубое упрощение. Тут исключаются из рассмотрения физические параметры, отвечающие за колебания струны, а в расчет берется только один – мензура. Натяжение струны и ее масса не рассматриваются в принципе.

Частота колебания струны определяется тремя факторами – ее длина, масса и натяжение струны. Когда струна прижата к ладу, все эти три фактора оказывают различное влияние на частоту ее колебаний. В зависимости от положения на грифе длина и масса могут изменяться до 50% для одной октавы. Изменение длины влияет на жесткость. Сила натяжение влияет на то, как прижимается струна, если конечно, толщина струны не равна нулю. Прижатие струны к ладу вызывает ее небольшое растягивание, что увеличивает силу натяжение и, как следствие, нота начинает звучать чуть выше.

Струны же, сами по себе, тоже различаются довольно сильно. Они различны по толщине и конструкции (плоские или в обмотке). И все это влияет на частоту колебания струны при ее прижатии к ладу. Только один настраиваемы параметр – седла на бридже (мензура) не может полностью компенсировать влияние всех этих факторов на струну. Т.к. для разных струны эти факторы будут влиять по-разному.

Единственный способ учесть влияние всех этих факторов – это рассчитать положение каждого лада для каждой точки контакта струны с ладом, таким образом, чтобы каждая нота звучала точно и чисто. Это невозможно для гитар с обычными прямыми ладами, но именно это мы делаем с Dynamic Intonation™ и Curved Frets™.

Предыдущие реализации нестандартной разметки, подразумевали добавление дополнительных интервалов, а следовательно, дополнительных ладов или разбивки ладов на отдельные кусочки. Это делало очень сложным, если не невозможным, использовать рок и блюз технику, например, бенды.

Наши Curved Frets™ позволяют играть так, как мы привыкли.

Должен ли я использовать определенный калибр струн?

Наши стандартные грифа с мензурой 24-3/4″ и 25-1/2″ оптимизированы для стандартных наборов 0.009″ – 0.046″, 0.010″ – 0.046″, и 0,011″ — 0,050″ с третьей струной без оплетки. Мы выяснили, что интонация в пределах октавы для эти калибров нормальна.

Наши LOW TUNE (для низких строев) оптимизированы для 0.014” – 0.018” – 0.024” струн без оплетки и 0.036” – 0.052” – 0.060 — в оплетке.

Причем нельзя использовать 3ю струну в оплетке, если ваш True Temperament гриф разработан для 3ей струны без оплетки.

Наша версия грифа для акустических гитар (мензура 650 мм) разработана для стандартного набора (Bronzewound) 0.012” – 0.054” с третьей струной в оплетке.

Так же у нас есть вариант грифа для акустики с мензурой 641 мм с 0,018” третьей струной без оплетки. (Такую используете Stevie Vai на своем подписном Ibanez EP9).

Для классических гитар с нейлоновыми струнами (мензура 650 мм) у нас есть гриф оптимизированный для струн Savarez Corum Alliance (синяя упаковка).

Наши басовые грифы (мензура 34”) оптимизированы для стандартных струн в оплетки калибром 0.045” – 0.105”.

Можно ли опустить строй на полтона?

Вы можете опускать строй и/или менять калибр струн в определенных пределах. На пол тона ниже – это нормально. Тут ограничивающим фактором обычно выступает 3-я струна. По нашему опыту можно использовать 3ю струну без обмотки не толще, чем 0.018” звучит ужасно «грязно», хотя довольно близко у нужному строю. Более тонкие струны при настройке ниже могут быть мягкими и болтаться и их сложно будет настроить. И еще раз нельзя использовать 3ю струну в оплетке, если ваш гриф разработан для 3ей без оплетки.

У нас есть специальная версия Low Tune для пониженных строев для стандартной мензура 25,5” для строя B-E-F-D-F#-B, а так же версии для мензуры в 27”.

А как мне на вашем грифе отстраивать мензуру?

Точно так же, как вы это делаете на обычном грифе – открытая струна звучит так же, как и ее октава (на 12м ладу).

Как часто нужно будет шлифовать лады?

Выравнивание ладов делается точно так же, как и на обычных гитарах. Придание ладу нужного радиуса занимает несколько больше времени, чем на обычных ладах, однако хороший мастер должен справиться с этим без проблем. (Конечно он возьмет за это несколько больше, чем обычно, т.к. процесс более трудоемкий). Скоро мы снимем видео, где покажем как и какими инструментами лучше делать эту работу. И мы будем рады оказать вам любую помощь. Если вы не нашли мастера, который готов взяться за эту работу – присылайте гриф нам.

Как мне поменять лады на таком грифе?

Замена ладов на грифе True Temperament требует больше времени и терпения, нежели на обычном грифе, но техника замены самих ладов примерно та же. Мы можем поставить вам полный комплект ладов для замены, либо лады по отдельности, если того требует ситуация. Скоро мы снимем видео, где покажем как и какими инструментами лучше делать эту работу. И мы будем рады оказать вам любую помощь. Если вы не нашли мастера, который готов взяться за эту работу – присылайте гриф нам.

А что будет если играть на True Temperament инструменте вместе с «обычными» гитарами, бас-гитарами или клавишами?

Да все будет нормально. Сдвиги от равно темперированного строя не такие большие, чтобы было слышно диссонансы.

Ну а как ваше система в сравнении с Buzz Feiten Tuning System?

По нашим ощущениям, на гитарах с обычными ладами Buzz Feiten Tuning System действительно аккорды звучат более гармонично. Однако все эти улучшения ограничены, т.к. просто не возможно добиться более точного интонирования используя лишь небольшую коррекцию положения порожка – нужно откалибровать 132 ноты на грифе (для 22х ладовой гитары) используя лишь 7 регулировок (положений порожка + 6 точек настройки интонации на бридже). В общем случае, все системы использующие компенсационные порожки (общую компенсацию, или индивидуальную компенсацию для каждой струны) – это компромиссные решения, которые определенно лучше традиционных решений.

А можно ли поменять обычные лады на лады True Temperament на моей гитаре?
Конечно, но это процедура довольно дорогая и трудоемкая. Тут есть два пути:
а) Заполнить старые пазы для ладов, а затем сделать новые
б) поменять всю накладку полностью.

Первый вариант – это очень сложно и трудоемко, причем всегда останутся следы от старых ладов. Маркеры ладов не встанут ровно как нужно с нашими «кривыми» ладами. В общем, не рекомендуем.

Вариант б) всегда более легок и менее проблематичен.

У вас есть варианты для 7 и 8 струнных гитар? Для низких строев? Баритон-гитар?

У нас есть варианты для 6, 7 и 8-ми струнных гитар для мензуры 25,5”, а так же для 8 струнок с мензурой 27”

Так же мы предлагаем LOW TUNE версию для стандартной мензуры 25,5” и строя B-E-F-D-F#-B.

Есть ли лады True Temperament из нержавейки?

Нет, извините. Единственный способ производить наши лады массово – это отливать их. Нержавейка не подразумевает литья. Наши лады отливаются из кремнистой бронзы. Этот сплав был выбран за его износостойкость и антикоррозийность. Так же этот сплав был сертифицирован Karolinska Institutet в Стокгольме, как не содержащий никеля, что актуально тем у кого есть аллергия на никель.




http://www.truetemperament.com/faq/

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 04 августа 2014, 15:08,  
  • 0

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
Может я, конечно, профан но:

Что если играть на «обычной» гитаре, вместо True Temperament?
Да все будет нормально. Сдвиги от равно темперированного строя не такие большие, чтобы было слышно диссонансы.
+2
А что смутило? Может я чего-то недопонял… или ошибся в переводе?
0
Да не, это так: суть всех подобных извратов на мой взгляд(слух)
0
Я пару лет назад на выставке поиграл на подобной гитарке. Брал в руки с мыслью услышать фальш. Но фальши не услышал. И даже обрадовался, что строй в порядке. Но за 15 минут не расскусил, чему я больше рад: то ли новому звуку, то ли тому, что не услышал ожидаемой фальши.
0
Стоит так жопу рвать ради того, чего не слышно?
Минусы: ограниченность в калибрах, невозможность изменения строя, низкая износостойкость и ремонтопригодность, высокая стоимость. Насчет внешнего вида (ИМХО) — не очень.
Плюсы: суперидеальный строй, который не дает слышимых диссонансов с равнотемперированным строем.
PROFIT:????
0
По-моему это абсолютно не нужная фигня. Масса заморочек ради ничего.
0
Брал такую гитарку попробовать у Матиаса Эклунда после концерта. Впечатлило. Однако с производителем и с дилерами, указанными на сайте тру темперамент, так и не удалось связаться. Ответил только один дилер(из Канады вроде, боюсь соврать), написали, мол «производитель странный, мы сами до них по полгода не можем ни дозвониться ни дописаться. Заказ ваш на изготовление грифа принять не можем.»
0
Это что же, людям деньги не нужны?
0
А черт их знает. Там вроде писали, что от килобакса лады на гриф приделать. Готов был заплатить и подождать. Месяцев 5-6 бомбил письмами, мол " уж или возьмитесь, или комплект ладов хоть продайте с инструкцией"- ничегошеньки не вышло. Пичалька
0
Выходит, что так) бизнесмены, my ass!
0
Надо понимать, под эти кривули пазы сверхтонкой фрезой делаются, и явно на ооочень точном ЧПУ. Без этого невозможно абсолютно точно их поставить, а следовательно, и смысла в одних таких ладах нет.
Это что-то типа Earvan-ы. Ну от той хоть какая-никакая польза есть. Хоть слыхать.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.