Реклама

Переменная мензура, Веерные лады, Мультимензура

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Независимо от того, как вы их назовёте — непараллельные лады, веерные лады, переменная мензура, мультимензура, — гитары с наклонными порожками, ладами и бриджами почти всегда вызывают лёгкий наклон головы и приподнятую бровь. Попробуем разобраться что это и, главное, зачем?

Веерные лады (переменная мензура) — усовершенствование струнного (чаще всего щипкового) инструмента, при котором размер мензуры является не одинаковым для всех струн, а переменным — большая мензура для басовых струн, маленькая — для дискантных. При этом лады располагаются не перпендикулярно грифу, а косо, напоминая раскрытый веер, отчего и название — веерные лады.

В таком подходе к струнным инструментам нет ничего нового, и этот принцип успешно и давно применяется в фортепино и арфах. Впервые переменная мензура на щипковых появилась в эпоху Возрождения на таких инструментах как бандора и орфарион. В данный момент (с 1989 года) патент на «веерные лады» принадлежит Ральфу Новаку из Novax Guitars.

Преимущества переменной мензуры:
Для разной высоты звука между открытыми струнами используется не только различное натяжение и различная толщина струн, но и различные длины колеблющейся части струн. Это в свою очередь позволяет сделать натяжение всех струн более равномерным и использовать менее толстые басовые струны по сравнению с обычными инструментами (разумеется, сравнения справедливы для одинакового строя).
При использовании менее толстых басовых струн на переменной мензуре требуется не такая сильная компенсация строя, а, следовательно, инструмент имеет лучшую тональную точность (лучше строит).
Басовые струны гитар с переменной мензурой звучат мощнее, имеют лучший резонанс, а тонкие дают более полный и яркий звук без тванга (гнусавости), нежели у обычных инструментов.

Физика на стороне переменной мензуры, НО:
В действительности, различия в натяжении и калибре по всем шести струнам обычной гитары в стандартной настройке не достаточно существенны и не сделают преимущества веерных ладов очевидными.
Где эта конструкция действительно великолепна, так это на инструментах с увеличенным диапазоном: гитарах с семью струнами или более, бас гитарах от пяти струн или более, при использовании альтернативных строев с расширенным диапазоном, в том числе для баритон гитар.

При написании использовались метериалы stringboxanthropology.wordpress.com

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • OJ,  
  • 23 января 2015, 17:46,  
  • +1

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
Какие-нибудь компании делают более-менее дешёвые мультимензурные инструменты? Agile не предлагайте, из-за доллара достать их пропала всякая возможность
0
Будете смеяться, но бюджетные акустики с верными ладами делает фирма трембита)) trembita.lviv.ua/guitars?store_item=68&page=1
0
  • avatar
  • OJ
  • 23 января 2015, 22:53
А ничего смешного тут и нет. Как раз с веерными ладами выгоднее работать мелким фирмам и мастерам. Фабричное оборудование для производства мультимензурных гитар если и существует, то 100% имеет невероятный ценник и сложность.
0
Брутально — 8-струнная акустика на 4 фотке!
0
Как рассчитать мультимензуру, может есть таблица или формула?
0
Про специальные формулы я не знаю, но думаю, что проще всего посчитать мензуры 2 раза: для 1й и 6й струны, а потом их просто соединить и получится веер.
0
  • avatar
  • OJ
  • 03 сентября 2015, 13:50
Да, возможно и так, но не понятно откуда брать точку начала для нижней мензуры?
0
Насколько я понял, изучая этот вопрос: отталкиваются обычно не от порожков, а от лада, который будет строго перпендикулярен оси грифа. Обычно это 7й лад, бывает 5й, и где-то я видел 12й, но мне кажется это не удобно — будут слишком большие углы у порожков в нижних позициях.
0
  • avatar
  • OJ
  • 26 октября 2015, 23:11
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.