workshop /
Секреты отстройки двенадцатиструнной гитары. Часть 1. Расстояние между струн, верхний порожек
Совсем немного музыкантов сделали себе карьеру, играя на двенадцатиструнной гитаре. Пожалуй, Load Vellu, Leo Kottke, Roger McGuin проиходят на ум в первую очередь. Для большинства же гитаристов двенадцатиструнка – это тот инструмент, которые берут, если в песне нужно добавить чего-то эдакого. Именно поэтому, гитаристы уделяют гораздо меньше времени на отсройку и уход за 12тистрункой, редко её проверят, и это, несмотря на то, что такая гитара, по понятным причинам, гораздо больше подвержена проблемам с силой натяжения струна, нежели её шестиструнная единокровная сестра. Очень жаль, потому что, когда струны на двенадцатиструнной гитаре высоко над грифом и она не отстроена правильно, на ней вдвойне сложнее играть.
С хорошей отстройкой двенадцатиструнная гитара может звучать просто волшебно. Если у вас есть такая гитара, или вы собираетесь её купить, то вы должны понимать основные моменты, которые влияют на звук этого инструмента. Если вы не можете отстроить гитару, и даже не хотите этому научиться, то мы рекомендуем вам найти профессионала, который сделает это за вас. Однако, вооружившись некоторыми знаниями, нужными инструментами и толикой терпения вы можете добиться хороших результатов в отстройке и уходом за своим инструментом. По меньшей мере, понимания процесса отстройки поможет вам распознать хорошего мастера.
Плюс к этому (и это важно!), если вы соберетесь покупать не новую двенадцатиструнку, вы сможете распознать потенциальный проблемы инструмента, что поможет избежать покупки вслепую и, потенциально, сэкономит вам много денег.
Точно так же, как в шестиструнной гитаре, бас-гитаре, банджо или мандолины, отстройку двенадцатиструнной гитары можно разделить на играбельность (или удобство игры) и интонирование (то, как строит инструмент). Что касается удобства игры, то тут нет какого-то одного стандарта, тут гитарист должен все решить для себя сам, основываясь на своем опыте и личных предпочтениях. В Glaser Instrument мы обычно говорим людям, что для хорошего звука и широкого динамического диапазона струны должны быть настолько высоко, насколько вам удобно играть и, настолько низко, чтобы у вас не пропало желание играть на инструменте. Если играбельность – это больше вопрос личных предпочтений, то вот строй и интонирование – это своего рода Абсолют. (У некоторых сессионных музыкантов свой взгляд на интонирование инструмента, но это тема отдельной статьи).
Так как нет какого-то одного «правильного» способа отстройки инструмента, мы просто поделимся с вами теми вещами, которые мы наработали за последние 35 лет – проверенные техники, которые работают, как на нас, так и на наших клиентов.
Чтобы продемонстрировать принципы отстройки инструмента, мы выбрали две гитары – это Rickenbacker 360/12 1965 года и того же года Guild F-212. Последний принадлежит продюсеру Bob Ezrin, которые работал с Peter Gabriel, Alice Cooper, Pink Floyd, Kiss, Lou Reed и Phish. Этот Guild придал объемности множеству треков, так что есть шансы, что вы его слышали.
Для того, чтобы гитара звучала лучше всего и на ней было удобно играть, с ней нужно проделать некоторую работу, поэтому мы шаг за шагом покажем, что мы делали, опишем как это сделать и почему нужно делать именно так. Некоторые шаги остройки общие, как для шестиструнной гитары, так и для двенадцатиструнной, и они уже рассмотрены на страницах Premier Guitar (и jablog.ru тоже) поэтому вместо того, что ещё раз все это повторять, мы просто дадим ссылку. В этой статье мы сфокусируемся на то, что уникально для двенадцатиструнной гитары.
Фото 1. На этом Рике стоит оригинальный верхний порожек, у которого различное расстояние между парами струн. Также заметьте, что две струны в 1м унисоне расположены ближе друг к другу, чем пара во 2м унисоне. Этот порожек будет заменен, чтобы улучшить играбельность. Фото Andy Ellis.
Если вы когда-нибудь играли на двенадцатиструнке, то знаете, что две высокие пары струн настроены в унисон, тогда как остальные настроены октавами.На большинстве 12тиструнных гитар октавные пары идут так, что более высокая октавная струна в паре стоит перед более низкой, если провести медиатором сверху вниз по направлению к полу.
Но на Rickenbecker 12 эту традицию перевернули. На парах 6-4 нижняя октава идет сначала, а за ней следует более высокая октава. Эта характерная особенность расположения струн дает малозаметный эффект при игре аккордов и риффов. Можете не сомневаться, что принципы настройки, которые мы обсудим, применимы к любой двенадцатиструнной гитаре, независимо от того, в каком порядке идут октавные пары. Мы упомянули про струны на Рике на тот случай, если вы еще не имели удовольствие играть на таком, так что, если придется, — не удивляйтесь!
Вот типичный калибр струн для 12тиструнки: 046w/.026w, .036w/.018, .026w/.012, .017/.008, .013./013 и .010/.010. “w” – означает wound, то есть струну в оплётке и, как вы можете видеть две струны имеют смешенные пары. У пар 5 и 4 одна струна в оплётке, а другая – нет. Потом мы увидим, как комбинация совершенно разных по конструкции и толщине струн создаёт проблемы с настройкой интонирования. Это касается, как электро-двенадцатиструнок, так и акустических гитар.
Отстройка всегда начинается с осмотра гитары и отсройки анкера, если необходимо. Нам нужен небольшой прогиб грифа, примерно с толщину визитки в районе 6 или 7 лада. Как и во всем, тут нет правильного и не правильного прогиба, законы физики диктуют интонирование и дребезг струн, и личные предпочтения выходят на первый план. Если говорить в общем, чем легче атака, тем прямее может быть гриф и тем ниже можно опустить струны над грифом.
Владелец этого Рика использует легкий комплект струн и играет без сильной атаки, поэтому мы проверили прогиб грифа и подтянули гайку анкерного стержня, чтобы немного уменьшить прогиб и сделать гриф прямее. [Как настраивать анкер и прогиб грифа можно посмотреть в "Регулировка прогиба грифа и настройка анкера", "Высота струн на акустической гитаре. Часть 2: Регулирвка анкера и прогиба грифа", "Как отстроить Fender Stratocaster: Часть 3. Анкер, тремоло, бридж" ]
При первичном осмотре Рика мы заметили, что расстояние между струнами на порожке не правильное (Фото 1), поэтому мы решили сделать новый порожек, а чтобы сохранить оригинальный вид мы использовали черный пластик.
Примечание: такое оригинальное межструнное расстояние не необычная штука на старых двенадцатиструнках. Поэтому, если покупаете бэушную гитару, то проверьте этот момент.
Когда приходится прорезать в порожке пазы для струн на 12тиструнке, нужно хорошенька подумать. Тут мы имеем дело с расстоянием между струн внутри пар, и, конечно, расстоянием между парами струн. Запомните, что за исключением двух унисонных пар, толщина струн внутри пар сильно разнится, поэтому прорезать правильные пазы, чтобы все хорошо выглядело и ощущалось в руках как надо, вдвое сложнее, чем на стандартном шестиструнном порожке.
Существует несколько «правильных» расположений струн на порожке. И это, как и многое другое, вопрос личных предпочтений. В нашей мастерской для прорезки пазов мы используем станок PLEK, потому что он точный и быстрый. Но станки программируются людьми, поэтому давайте посмотрим на то, чем руководствуемся при программировании PLEK. Кстати, именно теми же соображениями мы руководствовались задолго до PLEK, когда делали пазы вручную.
Также, как и на шестиструнке, нашим первым шагом для Rickenbecker было определение мест для пазов внешних струн – 0.10 и 0.46, то есть того места где бы они лучше всего ощущались по краям грифа. Внутреннее расстояние между этими струнами должгн быть максимально широким, для облегчения игры аккордам, но не настолько широким, чтобы при игре струны выпадали за гриф. Точное место для пазов внешних струн определяется исходя из формы грифа и того, как закатаны, выровнены и отшлифованы лады.
Далее, мы прорезаем паз для 1й унисонной струны. Место для паза выбирается так, чтобы пару струн было удобно прижимать одновременно, то есть так близко, насколько это возможно, но без взаимного соприкосновения струн при средне-сильной атаки при ударе по струнам. Многие 12тиструнные гитариста скажут вам, что вот эта самое соприкосновение струн в паре при достаточно сильной атаке – это отличительная особенность двенадцатиструнной гитары, которая придаёт звучанию особый колокольный звук, поэтому не нужно полностью убирать возможность соприкосновения струн. Типичное расстояние между унисонными парами струн – это, примерно, 0.070” (1.78 мм).
Теперь, используя внешнюю басовую струну (0.46) и внутреннюю высокую (0.10) в качестве ориентиров, мы разметили пазы для остальных «главных» струн, в нашем случае для 0.13, 0.17, 0.26w и 0.36w (то есть для 2й, 3й, 4 и 5й струн).
Существуют различные формулы для определения расстояния между этими струнами: равные расстояние между центрами струн, равное расстояние между струнами или какой-либо гибрид между этими двумя способами. Суть гибридного способа в том, что берется расстояние от ближнего края тонкой струны до центра соседней более толстой, двигаясь от тонких струн к басовым.
До появления PLEK станка в нашей мастерской, мы пользовались специальной формулой для расчета нашего гибридного расположения струн. Но теперь все проще: вы можете использовать недорогую специальную линейку для разметки пазов с stewmac.com, если не хотите вдаваться в расчёты. [Вот видео о том, как пользоваться такой линейкой.]
После того, как вы разметили пазы на порожке для основных струн, нужно разметить пазы для их пар. Еще раз, первое, что нужно брать в расчет – это ощущения, однако 0.70” (1.78 мм) – хорошая цифра от которой нужно отталкиваться, для определения расстояния между струнами в каждой паре.
Продолжение следует...
Авторы: Hunter Allen, Nick Drushel и Joe Glaser
[premierguitar.com]
Часть 2. Высота струн над верхнем порожком, сёдла на бридже
Часть 3. Выставляем струны на бридже, финальная остройка
Часть 4. Доводим до ума Guild F-212
PS: Youtube
С хорошей отстройкой двенадцатиструнная гитара может звучать просто волшебно. Если у вас есть такая гитара, или вы собираетесь её купить, то вы должны понимать основные моменты, которые влияют на звук этого инструмента. Если вы не можете отстроить гитару, и даже не хотите этому научиться, то мы рекомендуем вам найти профессионала, который сделает это за вас. Однако, вооружившись некоторыми знаниями, нужными инструментами и толикой терпения вы можете добиться хороших результатов в отстройке и уходом за своим инструментом. По меньшей мере, понимания процесса отстройки поможет вам распознать хорошего мастера.
Когда приходится прорезать в порожке пазы для струн на 12тиструнке, нужно хорошенька подумать. Тут мы имеем дело с расстоянием между струн внутри пар, и, конечно, расстоянием между парами струн.
Плюс к этому (и это важно!), если вы соберетесь покупать не новую двенадцатиструнку, вы сможете распознать потенциальный проблемы инструмента, что поможет избежать покупки вслепую и, потенциально, сэкономит вам много денег.
Точно так же, как в шестиструнной гитаре, бас-гитаре, банджо или мандолины, отстройку двенадцатиструнной гитары можно разделить на играбельность (или удобство игры) и интонирование (то, как строит инструмент). Что касается удобства игры, то тут нет какого-то одного стандарта, тут гитарист должен все решить для себя сам, основываясь на своем опыте и личных предпочтениях. В Glaser Instrument мы обычно говорим людям, что для хорошего звука и широкого динамического диапазона струны должны быть настолько высоко, насколько вам удобно играть и, настолько низко, чтобы у вас не пропало желание играть на инструменте. Если играбельность – это больше вопрос личных предпочтений, то вот строй и интонирование – это своего рода Абсолют. (У некоторых сессионных музыкантов свой взгляд на интонирование инструмента, но это тема отдельной статьи).
Так как нет какого-то одного «правильного» способа отстройки инструмента, мы просто поделимся с вами теми вещами, которые мы наработали за последние 35 лет – проверенные техники, которые работают, как на нас, так и на наших клиентов.
Чтобы продемонстрировать принципы отстройки инструмента, мы выбрали две гитары – это Rickenbacker 360/12 1965 года и того же года Guild F-212. Последний принадлежит продюсеру Bob Ezrin, которые работал с Peter Gabriel, Alice Cooper, Pink Floyd, Kiss, Lou Reed и Phish. Этот Guild придал объемности множеству треков, так что есть шансы, что вы его слышали.
Для того, чтобы гитара звучала лучше всего и на ней было удобно играть, с ней нужно проделать некоторую работу, поэтому мы шаг за шагом покажем, что мы делали, опишем как это сделать и почему нужно делать именно так. Некоторые шаги остройки общие, как для шестиструнной гитары, так и для двенадцатиструнной, и они уже рассмотрены на страницах Premier Guitar (и jablog.ru тоже) поэтому вместо того, что ещё раз все это повторять, мы просто дадим ссылку. В этой статье мы сфокусируемся на то, что уникально для двенадцатиструнной гитары.
Фото 1. На этом Рике стоит оригинальный верхний порожек, у которого различное расстояние между парами струн. Также заметьте, что две струны в 1м унисоне расположены ближе друг к другу, чем пара во 2м унисоне. Этот порожек будет заменен, чтобы улучшить играбельность. Фото Andy Ellis.
Разбираемся с Риком
Если вы когда-нибудь играли на двенадцатиструнке, то знаете, что две высокие пары струн настроены в унисон, тогда как остальные настроены октавами.На большинстве 12тиструнных гитар октавные пары идут так, что более высокая октавная струна в паре стоит перед более низкой, если провести медиатором сверху вниз по направлению к полу.
Но на Rickenbecker 12 эту традицию перевернули. На парах 6-4 нижняя октава идет сначала, а за ней следует более высокая октава. Эта характерная особенность расположения струн дает малозаметный эффект при игре аккордов и риффов. Можете не сомневаться, что принципы настройки, которые мы обсудим, применимы к любой двенадцатиструнной гитаре, независимо от того, в каком порядке идут октавные пары. Мы упомянули про струны на Рике на тот случай, если вы еще не имели удовольствие играть на таком, так что, если придется, — не удивляйтесь!
Вот типичный калибр струн для 12тиструнки: 046w/.026w, .036w/.018, .026w/.012, .017/.008, .013./013 и .010/.010. “w” – означает wound, то есть струну в оплётке и, как вы можете видеть две струны имеют смешенные пары. У пар 5 и 4 одна струна в оплётке, а другая – нет. Потом мы увидим, как комбинация совершенно разных по конструкции и толщине струн создаёт проблемы с настройкой интонирования. Это касается, как электро-двенадцатиструнок, так и акустических гитар.
Настройка анкерного стержня
Отстройка всегда начинается с осмотра гитары и отсройки анкера, если необходимо. Нам нужен небольшой прогиб грифа, примерно с толщину визитки в районе 6 или 7 лада. Как и во всем, тут нет правильного и не правильного прогиба, законы физики диктуют интонирование и дребезг струн, и личные предпочтения выходят на первый план. Если говорить в общем, чем легче атака, тем прямее может быть гриф и тем ниже можно опустить струны над грифом.
Владелец этого Рика использует легкий комплект струн и играет без сильной атаки, поэтому мы проверили прогиб грифа и подтянули гайку анкерного стержня, чтобы немного уменьшить прогиб и сделать гриф прямее. [Как настраивать анкер и прогиб грифа можно посмотреть в "Регулировка прогиба грифа и настройка анкера", "Высота струн на акустической гитаре. Часть 2: Регулирвка анкера и прогиба грифа", "Как отстроить Fender Stratocaster: Часть 3. Анкер, тремоло, бридж" ]
Расстояние между струнами на порожке
При первичном осмотре Рика мы заметили, что расстояние между струнами на порожке не правильное (Фото 1), поэтому мы решили сделать новый порожек, а чтобы сохранить оригинальный вид мы использовали черный пластик.
Примечание: такое оригинальное межструнное расстояние не необычная штука на старых двенадцатиструнках. Поэтому, если покупаете бэушную гитару, то проверьте этот момент.
Когда приходится прорезать в порожке пазы для струн на 12тиструнке, нужно хорошенька подумать. Тут мы имеем дело с расстоянием между струн внутри пар, и, конечно, расстоянием между парами струн. Запомните, что за исключением двух унисонных пар, толщина струн внутри пар сильно разнится, поэтому прорезать правильные пазы, чтобы все хорошо выглядело и ощущалось в руках как надо, вдвое сложнее, чем на стандартном шестиструнном порожке.
Существует несколько «правильных» расположений струн на порожке. И это, как и многое другое, вопрос личных предпочтений. В нашей мастерской для прорезки пазов мы используем станок PLEK, потому что он точный и быстрый. Но станки программируются людьми, поэтому давайте посмотрим на то, чем руководствуемся при программировании PLEK. Кстати, именно теми же соображениями мы руководствовались задолго до PLEK, когда делали пазы вручную.
Также, как и на шестиструнке, нашим первым шагом для Rickenbecker было определение мест для пазов внешних струн – 0.10 и 0.46, то есть того места где бы они лучше всего ощущались по краям грифа. Внутреннее расстояние между этими струнами должгн быть максимально широким, для облегчения игры аккордам, но не настолько широким, чтобы при игре струны выпадали за гриф. Точное место для пазов внешних струн определяется исходя из формы грифа и того, как закатаны, выровнены и отшлифованы лады.
Далее, мы прорезаем паз для 1й унисонной струны. Место для паза выбирается так, чтобы пару струн было удобно прижимать одновременно, то есть так близко, насколько это возможно, но без взаимного соприкосновения струн при средне-сильной атаки при ударе по струнам. Многие 12тиструнные гитариста скажут вам, что вот эта самое соприкосновение струн в паре при достаточно сильной атаке – это отличительная особенность двенадцатиструнной гитары, которая придаёт звучанию особый колокольный звук, поэтому не нужно полностью убирать возможность соприкосновения струн. Типичное расстояние между унисонными парами струн – это, примерно, 0.070” (1.78 мм).
Теперь, используя внешнюю басовую струну (0.46) и внутреннюю высокую (0.10) в качестве ориентиров, мы разметили пазы для остальных «главных» струн, в нашем случае для 0.13, 0.17, 0.26w и 0.36w (то есть для 2й, 3й, 4 и 5й струн).
Существуют различные формулы для определения расстояния между этими струнами: равные расстояние между центрами струн, равное расстояние между струнами или какой-либо гибрид между этими двумя способами. Суть гибридного способа в том, что берется расстояние от ближнего края тонкой струны до центра соседней более толстой, двигаясь от тонких струн к басовым.
До появления PLEK станка в нашей мастерской, мы пользовались специальной формулой для расчета нашего гибридного расположения струн. Но теперь все проще: вы можете использовать недорогую специальную линейку для разметки пазов с stewmac.com, если не хотите вдаваться в расчёты. [Вот видео о том, как пользоваться такой линейкой.]
После того, как вы разметили пазы на порожке для основных струн, нужно разметить пазы для их пар. Еще раз, первое, что нужно брать в расчет – это ощущения, однако 0.70” (1.78 мм) – хорошая цифра от которой нужно отталкиваться, для определения расстояния между струнами в каждой паре.
Продолжение следует...
Авторы: Hunter Allen, Nick Drushel и Joe Glaser
[premierguitar.com]
Секреты отстройки двенадцатиструнной гитары:
Часть 1. Расстояние между струн, верхний порожекЧасть 2. Высота струн над верхнем порожком, сёдла на бридже
Часть 3. Выставляем струны на бридже, финальная остройка
Часть 4. Доводим до ума Guild F-212
PS: Youtube
- CraSS,
- 12 февраля 2015, 15:05,
- +1
Ребят, подскажите)
Досталась от брата 12струнка Brahner. Проблема в том, что расстояние между струнами и грифом очень высокое. Зажать барэ выше 7го лада — всё равно, что пытаться титановый шарик в кулаке сломать)))
Я вот думаю — если подточить нижний порожек, поможет ли? И не приведёт ли к каким косякам, строить будет?)
Заранее спасибо)
Досталась от брата 12струнка Brahner. Проблема в том, что расстояние между струнами и грифом очень высокое. Зажать барэ выше 7го лада — всё равно, что пытаться титановый шарик в кулаке сломать)))
Я вот думаю — если подточить нижний порожек, поможет ли? И не приведёт ли к каким косякам, строить будет?)
Заранее спасибо)
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернуть