g.a.s. /

Дилей (Delay). Что это и как его использовать?

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Всем привет! Третьего дня попалась на глаза статья про дилей. Думал, переводить или нет, ну, все-таки решился.

Множество способов использования цифрового дилея

В цепи гитариста есть два самых важных эффекта – это дисторшн и дилей. И если вы берете свой звук напрямую с усилителя, чистый ли или жужжаще-грязный, то цифровой дилей – это важно.

Дилей Deja vu от Seymour Duncan – это пример педали дилея, у которой есть возможность управления модуляцией и, поэтому в дополнение к обычным эффектам задержки, на ней можно получить такие эффекты, как флэнджер (flanger) и хорус (chorus).

Многие гитаристы думают, что дилей (DDL –Digital Delay Line, сиречь цифровая линия задержки) – это эффект, который дает нам звук эха. Это все так, но только до тех пор, пока им не рассказать все то, на что способен дилей. Многофункциональный цифровой дилей, с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков – начиная от флэнджера и хорус, эффектов двоения (doubling ambience), слэбэка (slapback) и дискретных повторений, которые могут быть синхронизированы с темпом – в зависимости от значений ритма. D?j? vu от Seymour Duncan – это пример дилея и у которого есть расширенное управление модуляцией, но и у других педалей, включая Empress Superdelay или Diamond Memory Lane 2 такое управление тоже сть.

Некоторые догадливые гитаристы используют в своей цепи не один дилей, наделяя каждый из них своими функциями, даже если эти педали имеют одинаковые параметры. Цифровая задержка – это тот эффект, который работает особенно хорошо, когда соединен сам с собой. Давайте посмотрим на то, в качестве чего цифровой дилей может служить гитаристу.

Основные операции с цифровым дилеем

Большинство людей знают или догадываются о том, как работает дилей – он делает точную копию (сэмпл или, на самом деле, цифровую запись) оригинального сигнала в реальном масштабе времени, а затем смешивает сигналы друг с другом. Обычные регулировки для дилея – это Delay Time (время задержки), т.е. время в мс, показывающие насколько позже будет воспроизводиться записанный сигнал после оригинального; Effect Level (уровень эффекта), т.е. громкость повторяемого сигнала относительно оригинального, Feedback (обратная связь) – это примерно то же, что сказать «количество повторения», которое может изменяться от одного до бесконечности.

Практически у всех дилеев есть два раздельных выхода, которые позволяют раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места. Конечно, можно брать смешанный сигнал с одного выхода (наиболее частый пример использования) и просто включаться во вход усилителя, как делает большинство гитаристов. Но так же можно коммутировать разные выходы к разным местам и устройствам, например, в разные каналы стерео-усилителя, или в разные входы микшера, или даже в разные усилители, чтобы получить истинный стерео-сигнал.

Используя длительное время задержки, вы можете получить преувеличенно «мокрый» звук, например, чтобы заполнить медленные ноту соло в балладе или получить знаменитый «каскадный» звук, как у Ван Халена в “Cathedral”, Нуно Беттенкурта в “Flight of the Wounded Bumble Bee” и Альберта Ли (Albert Lee) в “Country Boy” или его соло в “Luxury Liner” Эммлоу Харриса (Emmlou Harris). С очень длительным временем задержки (от нескольких секунд), вы можете превратить свой дилей в живой рекордер, накладывая и зацикливая играемые пассажи друг на друга и джемуя. Такие приборы, как DigiTech JamMan, Line 6 DL4, Boss Loop Station – это луп-рекордеры (луперы) (приборы циклической записи), которые на самом деле несколько цифровых дилеев в одном корпусе, которые позволяют накладывать и зацикливать звук.

Мы рассмотрели различные возможности дилея, теперь давайте посмотрим примеры управляющих значений, которые помогут вам получить различные эффекты доступные в вашем дилее.

Время задержки и Эффекты

Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить, будь то модуляционный тип (flanger, chorus), и более атмосферные echo и reverv. На рисунке 1 приведен график различных эффектов в зависимости от времени задержки в миллисекундах и модуляции. В большинстве хай-энд дилеев есть фукнция модуляции, которая представляет собой вариацию (или вариации) осциллятора низкой частоты (LFO – Low Frequency Oscillator). LFO уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции этой самой низкой частоты. В зависимости от начальных настроек дилея и количества фидбека, управление модуляцией поможет получить звук falnger или chorus, или просто сделать звук свистящим. Установите ручку модуляции в ноль, если хотите, чтобы задержанный сигнал был точно таким же, как входной.

Рис. 1. Тип эффекта в зависимости от времени задержки и модуляции
Рис. 1. Тип эффекта в зависимости от времени задержки и модуляции

Некоторые примочки обходятся без регулировки модуляции, в этом случае вы вряд ли сможете получить глубокий звук флэнджера и хоруса. Но едва уловимый эффект, который приближается к настоящему хорусу – это, порой, то что нужно, чтобы дать звуку немного «движения».

Регулировка обратной связи (feedback), которую так же называют регенерацией, определяет сколько раз выходной, обработанный сигнал будет подаваться обратно на вход процессора. При выставленном в ноль feedback, будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, но не очень хорошо для ambient звуков или более «завихренных» звуковых текстур.

Если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, бесконечная обратная связь, если хотите. Примерно 5 или 6 повторов хороши для ревера и слэпбэка (эффекта, который довольно популярен в рокобилли вокале), если каждый следующий повтор будет тише, то будет эмулироваться эффект натурального эхо.

Уровень эффекта (Effect level) показывает как громок будет обработанный сигнал по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении ручки effect level вы не услышите никакого эффекта (будет проходить только «сухой», необработанный сигнал). При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному. Поэтому если вы сделаете следующие три шага: 1) выставите большую задержку (200 мс или более); 2) Effect level на 100%; 3) фидбэк и модуляцию в ноль; то вы услышите две идентичные ноты или аккорда с задержкой. Это ключевой элемент в «каскадном» звуке, который тоже неплохо подходит для ритмических повторений, синхронизированных с темпом композиции.

Настройки

На рисунке 2 показаны примерные настройки педали дилея для получения тех или иных эффектов, основанных на задержке. Точные настройки будут зависеть от музыкальной сиутации и ваших предпочтений. Вообще же, сначала лучше установить время задержки, затем уровень и лишь затем переходить к настройкам фиббэка и модуляции.

Рис. 2. Настройки педали дилея для получения различных эффектов
Рис. 2. Настройки педали дилея для получения различных эффектов

Заключение

Небольшое время задержке для дилея – это из серии «установил и забыл». Вы просто выставляете настройки ориентируясь на то, как звучит сам дилей и не заботясь о том, как он будет взаимодействовать с остальной музыкой. Другими словами одни и те же настройки подходят, как для быстрых и медленных темпов, не важно 16-е ли, или целые ноты. Но когда время задержки уходит за слэпбэк, т.е. 200+ мс, вам придется вписывать дилей в определенный темп и ваши ритмоческие рисунки. Тут иногда требуется некоторая математика, но именно тут начинается настоящее веселье.



Автор: Jon Chappell
Опубликовано на en.audiofanzine.com
Перевод: CraSS

PS: Сравнение различных дилеев.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 27 июня 2012, 17:34,  
  • +2

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
Ошибочку в тексте поправте
«Некоторые догадливые гитаристы используют в своей цепи не один дилей, наделяя каждый из низ своими функциями, даже если эти педали имеют одинаковые параметры.»
+1
Спасибо, поправил.
0
Lone 6 DL4 = Line 6 DL4
0
Спасибо, поправил!
0
Хм, поменял свое отношение к дилею.
0
Странно, а как же?
Этот сайт был создан людьми, профессионально работающими со звуком: сочинением песен, их аранжировкой, звукозаписью, сведением и мастерингом. Нашей целью было создание сайта, который помог бы молодым, талантливым людям начать заниматься и создавать музыку, даже если у них нет возможности брать уроки по музыке.

о_О
0
Эх, молодежь…
А я помню еще самопальные дилеи из бобинных магнитофонов, когда ставили после записывающей головки последовательно 2-3 воспроизводящих…
Скорость повтора регулировалась скоростью пленки!
Вот это был дилей)))
0
Только пленочный олдскул! Только хардкор! =)
+1
Хе, у меня был когда-то не самопальный, а заводской. :) Кучка отключаемых головок, регулировки скорости и уровня перезаписи. Мегадевайс, только тяжелый, собака. Ну и кольцо из ленты надо было регулярно менять, изнашивалось довольно быстро. Зато можно было с ним чудеса творить — играться с длиной петли, отключением стирающей головки (ага, типа лупер получался), а если пальцем пленку дергать — получались мегаспецэффекты с модуляцией. :)
0
Ишшо ачипятко — «ваши ритмоческие рисунки» :)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.