Гитарные динамики - назначение, параметры, конфигурация (Vol.1)
Звук в процессе формирования проходит примерно такой путь:
Звукосниматель или микрофон --->
предварительный усилитель --->
эквалайзер / набор эффектов --->
усилитель мощности --->
акустическая система.
Акустическая система(динамик) у нас находится на выходе. И хотя на картинке спикер занимает очень мало места — он формирует звук, а значит, во многом и определяет.
Другими словами: если акустическая система хреновая, то какой бы сигнал высокого качества не шел с УМ, мы услышим то, что соизволит передать АС. Стоит отметить, что иногда производители портативных комбиков забывают об этом, устанавливая на свои конструкции совершенно посредственные динамики, которые просто не в состоянии сделать звук качественным и хорошо передать то, что вы играете. Этим недостатком грешат многие комбики.
Однако:
АКУСТИКА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗВУЧАНИЕ СИСТЕМЫ!
И является наиболее важным ее компонентом.
Вообще странно, что в музыкальной среде идёт много разговоров о звукоснимателях для гитары, дереве и гитарах, наборах эффектов, пред. усилителях и усилителях мощности, проводах, но о динамиках и акустических системах упоминается очень мало.
Для меня же этот вопрос встал, прежде всего, когда стал разбирать проблемы плохого звучания портативной аппаратуры. Основная беда – маленькие невнятные, дешевые динамики с плохой чувствительностью.
В начале 90-х, когда Hi-End впервые стал появляться в России, имела место быть замечательная эмпирическая формула о распределении ресурсов. Выглядела она примерно так: 50% — акустика, 10% — все кабели, 40% — источник и усилитель.
И это в целом верно, т.к. именно правильно выбранная акустика является первоосновой, вокруг которой можно строить свою систему и получить качественный звук.
И так, давайте перейдём к динамикам:
Основные части динамика — магнит, катушка, мембрана(диффузор), рама(корзина, диффузородержатель). Основными составными частями, влияющими на звук, параметры, конфигурацию — назначение являются первые три.
Также хочется упомянуть сразу о параметрах, которые на динамиках указываются и по которым их можно выбрать. (А уж вникнем в суть каждого из них и как каждая часть динамика влияет на него — чуть позже.)
ПАРАМЕТРЫ ДИНАМИКА:
«Чувствительность» — это стандартное звуковое давление (SPL), которое развивает громкоговоритель. Оно измеряется на расстоянии 1 метр при подводимой мощности 1 Ватт на фиксированной частоте (обычно 1 кГц, если в документации на динамик не указано особо).
Чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать при заданной подводимой мощности. Имея АС с высокой чувствительностью, можно иметь не слишком мощный усилитель, и напротив, чтобы «раскачать» АС с малой чувствительностью, потребуется усилитель большей мощности.
Численное значение чувствительности, например, 90 дБ/Вт/м, означает, что эта АС способна создать звуковое давление в 90 дБ на расстоянии 1 м от динамика при подводимой мощности 1 Вт. Чувствительность обычных АС лежит в пределах от 84 до 102 дБ. Условно чувствительность 84-88 дБ можно назвать низкой, 89-92 дБ — средней, 94-102 дБ — высокой. Если измерения проводятся в обычном помещении, то к прямому излучению АС примешивается звук, отраженный от стен, повышая уровень звукового давления. Поэтому некоторые компании указывают для своих АС «безэховую» (anechoic) чувствительность, измеренную в безэховой камере. Понятно, что безэховая чувствительность — более «честная» характеристика.
«Диапазон воспроизводимых частот» указывает частотные границы, в пределах которых отклонение звукового давления не превосходит некоторых пределов. Обычно эти пределы указаны в такой характеристике, как «неравномерность АЧХ».
АЧХ — амплитудно-частотная характеристика динамика.
Показывает уровень звукового давления динамика в зависимости от воспроизводимой частоты. Обычно представленна в виде графика. Вот пример АЧХ для динамика Celestion Vintage 30:
«Неравномерность АЧХ» — показывает неравномерность амплитуды в диапазоне воспроизводимых частот. Обычно от 10 до 18 дБ.
(Поправка — да, ± 3дБ — это характеристика АС, необходимая для более «честного» воспроизведения сигнала в указанном диапазоне.)
«Импеданс»(СОПРОТИВЛЕНИЕ) — полное электрическое сопротивление динамика, обычно 4 или 8 Ом. Некоторые динамики имеют импеданс 16 Ом, некоторые — не стандартные значения. 2, 6, 10, 12 Ом.
«Номинальная электрическая мощность»RMS (Rated Maxmum Sinusoidal) — постоянная долговременная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение продолжительного периода времени без повреждения подвеса диффузора, перегрева звуковой катушки и других неприятностей.
«Пиковая электрическая мощность» — максимальная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение короткого времени(1-2 секунды) без риска повреждения.
Теперь можно рассмотреть, как каждая из частей динамика влияют на параметры динамика и на звук — в целом. :) Но об этом в следующих статьях.
Другие параметры динамика – такие, как размер и материал мембраны. И их влияние на свойства и звук. Рассмотрим в другой статье.
Кирилл Труфанов
Гитарная мастерская: Pretty Underground
Технический инфо-портал: gitarnaya-furnitura.ru
- Кирилл,
- 03 июля 2012, 01:25,
- +3
Ждём-с продолжения =)
- ancient_owl
- 03 июля 2012, 20:24
- ↓
«Диапазон воспроизводимых частот» указывает частотные границы, в пределах которых отклонение звукового давления не превосходит некоторых пределов, обычно ±3 дБ.Это справедливо только для хайфайной акустики, даже если не придираться к не совсем корректному определению. В гитарных динамиках частотный диапазон определяется падением отдачи на краях АЧХ на 15 дБ относительно среднего значения.
В отличие от хайфайной акустики, АЧХ в гитарных АС не обладает высокой равномерностью. Мало того, ее преднамеренно делают «горбатой и кривой», чтобы получить нужную окраску звука. Это не колонки для музыкального центра, где нужно получить на выходе звук с минимальными искажениями, тут динамик — важная часть именно тембровой обработки. Именно поэтому миталзон отвратнейше звучит в линию через «нормальные» колонки и отлично колбасит через гитарный усилок с гитарными же динамиками в кабах, которые съедают весь песок. :)
И о 3дБ неравномерности — тоже… В общем спасибо! Всё поправил.
Просто меня выбор динамиков интересует в первую очередь для порто-комбика. При этом он должен выступать не просто как гитарный комбарь, а как комбинированное устройство. Причем, в первую очередь для вокала +, скорее всего, акустической гитары.
«Песок» и прочие недостатки именно гитарного звука можно грамотно убрать не за счёт динамика, а засчёт эквалайзера и обработки. Т.е. задача несколько другая.
А вот если говорить именно про гитарные динамики (учитывая тематику сайта) — то тут всё гооораздо сложнее. :)
Что касается обработок и эквалайзеров. Заменить гитарный динамик обработками крайне сложно и это по зубам только процессорам весьма немаленькой цены, особенно если говорить о перегруженном звуке. Эквалайзеры, спикосимы, импульсы и прочая попса тут применимы разве что на начальном уровне качества. Дело ведь не только в тембре, еще есть такие вещи, как громкоговоритель переносит перегрузку, обратная акустическая связь с гитарой и усилителем и прочие весёлые динамические штуки. Эмуляция всего этого добра обработками — весьма нетривиальная задача. Именно поэтому до сих пор существуют стеки и комбики и через них пишутся на изрядной громкости даже в студийных условиях, хотя там, казалось бы, можно напихать любых обработок и обойтись без самолетного рёва при записи. :)
- Musicathome
- 10 июля 2012, 12:06
- ↓
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть