Реклама

g.a.s. /

Брэндология: Marshall

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

«Если это слишком громко для тебя, то ты слишком старый»

Стадионный рок, усилители на 100 ватт, стоящие сооружениями на сцене у мировых групп, громкий звук, разливающийся на целые стадионы и люди, все, без исключения погруженные в рок-н-ролл. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто за всем этим стоит? Кто подарил миру громкий звук и кто на ровне с остальными гигантами звука доказал, что рок-н-ролл бессмертен? Ответом на эти вопросы будет — компания Marshall. Компания, которая смогла перевернуть мир музыки и подарила группам возможность докричаться до каждого человека и донести музыку до его сердца.

Давайте же разберемся, как именно компания Marshall и ее основатель, Джим Маршалл, изменили мир, произвели свою революцию в мире рок-н-ролла и поднялись на олимп звука. Но сначала стоит разобраться, кто же такой Джим Маршалл и почему именно он.

Джеймс Чарльз Маршалл родился на Западе Лондона в 1923 году. При рождении ему был поставлен диагноз — костный туберкулез. Пока все дети резвились на улице, ходили в школу и вели полноценную жизнь, Джим был вынужден находиться дома или в больнице и ходить в повязках. Вследствие чего ему не удалось получить школьное образование, и в возрасте 13 лет он решил устроиться на работу. Его отец владел небольшой кофейней, но эта работа была Джиму не по душе, он к этому времени увлекся технической литературой и инженерией. В этом возрасте на профессию по его интересам устроиться сложно и ему приходилось ходить по округе и браться за любое дело. Так он проработал в металлоломе, на свалке, на кондитерской фабрике, продавцом и даже резчиком на консервном заводе, где однажды отрезал себе часть большого пальца.
К четырнадцати годам он увлекся танцами, танцевал чечетку. Так он впервые вошел в контакт с музыкой. Лидер одной чечеточной группы предложил ему поработать с ними, и после некоторых изменений чечеточная группа превратилась в музыкальную, а Джеймсу выпала честь стоять у микрофона. В 1942 году, во время Второй Мировой войны, всех молодых людей в округе призывали в армию, но Джим из-за своей болезни избежал участи отправиться на поле боя. Но в армию попал барабанщик из их группы, что послужило причиной для Джима сесть за ударную установку. С этого момента Маршалл увлекся барабанами и уже окончательно погрузился в музыку.
В это время Маршалл работал на авиазаводе, где с помощью имеющихся инструментов собрал себе свой первый усилитель, чтобы в группе его не заглушал звук гитары. Позже, по тем же причинам, он собрал несколько оусилителей для басистов. Обычно они представляли собой просто 18" динамик и 25-и ваттный усилитель Leak. Это был первый опыт Джима в создании гитарного и звукового оборудования и первый эффективный контакт с электро-инженерией.
В 50-х Джеймс стал частью Английской сцены и считал, что уже знает все об игре на ударных, и решил давать уроки другим начинающим барабанщикам. Среди них был и Митч Митчел, игравший позже у Джимми Хендрикса, и Мик Андервуд из группы Ритчи Блекмора, и Микки Уолер, игравший с Литл Ричардом. Проводя уроки для барабанщиков, Джим продавал им барабаны, которые покупал в музыкальном магазине по соседству. Менеджер из этого магазина однажды не выдержал и спросил Джима: «Раз уж ваши продажи пользуются таким спросом, почему бы вам не открыть свой музыкальный магазин и не продавать барабаны там!?» Так и пришла идея к Джиму об открытии своего дела, да и денег, благодаря урокам, он заработал достаточно. И в конце 50-х Маршалл открывает свой музыкальный магазин все там же, на западе Лондона и продает там барабаны и сопутствующие музыкальные товары.

Рок-н-ролл, как двигатель прогресса

Магазин Джима пользовался не малым спросом, ведь на дворе стояли 60-е и энтузиастов на сцене, мечтающих о всех музыкальных лаврах, было так же не мало. В магазин приходили барабанщики из разных групп и приводили с собой гитаристов. Так к Джиму попали Пит Таунсенд, Ритчи Блекмор и «Big» Джи Салливан, которые спрашивали владельца магазина о гитарном оборудовании, дали ему несколько советов о том, что стоит завести в свой магазин. Посоветовавшись с ними, Джим пришел к выводу, что на тот момент среди музыкантов был популярен Fender Bassman, который импортировался из Америки, что прибавляло ему в цене, и уже не каждый начинающий гитарист мог его себе позволить. А многие даже жаловались на маломощность этих комбоусилителей. Из всего этого был один выход — найти альтернативу подешевле или… собрать свою! Но как собрать хороший усилитель, когда ты ничего не знаешь о самих усилителях, а твои познания в инженерии не так велики? Конечно же нужно обратиться к знающим людям. Такими людьми оказались сервисный инженер из магазина Маршалла Кен Бран и его напарник Дадли Кравен. К ним-то Джим и обратился с просьбой собрать усилитель удовлетворяющий вкусы нынешних гитаристов Англии.
Кен собрал для Джима пять разных модификаций усилителя, но ни один из них не походил на то, что представлял в своей голове Маршалл. Тогда Кен собрал шестой усилитель и вот оно то, что хотелось слышать Джиму! Прототип усилителя назвали Mark II и он мог выдавать звук на 50 ватт. Теперь пришло время подумать об остальных составляющих комбоусилителя, а именно о том, какие динамики ставить к этому усилителю. Команда изобретателей пробовала ставить два динамика по 12", но ничего не получалось, они не выдерживали такой звук и сгорали. Из проблемной ситуации был единственный выход — поставить четыре динамика по 12", но уменьшить корпус для практичности, а усилитель ставить сверху кабинета. Так и родился на свет «стек», состоящий из головы и кабинета. А имя модели переименовали из Mark II в JTM45 (к счастью для будущих изобретателей), по первым буквам Джима и его сына Тери. История создания JTM45 в очередной раз показывает, как музыка может влиять не только на людей, но и на научный прогресс.

Marshall завоевывает английскую сцену

Музыкальное чутье не подвело Джима и JTM45 пришелся по вкусу музыкантам. В первый же день продаж с прилавка сошло двадцать три усилителя. И Джеймс понял, что пора расширяться и заявить о себе на всю Англию, а усилители ставить на полное производство. Он обратился к владельцам магазинов на юге и к своему другу Джонни Джонсу, владельцу музыкального магазина на севере, чтобы те продавали его продукцию в своих магазинах. Это, конечно, хорошо сказалось на спросе продукта и на его цене в разных частях Англии. Но всего бы ничего, если бы не день, когда Джим, все так же для распространения продукции, подписал контракт с компанией «Rose-Morris». Компания согласилась на контракт с Джимом только при одном условии — если он отдаст им все права на продажу продукции Marshall. Это тогда контракт мог показаться прибыльным и продвинуть компанию вперед, но потом Джим вспоминал это, как «самую большую ошибку, что я мог совершить в своей жизни”. Rose тоже оказались не дураками и увеличили экспортную цену усилителей на 55%, что не могло не сказаться плохо на продажах. Но чтобы не подводить своего друга Джонни, владельца магазина на севере, Джим решил выпустить модельный ряд усилителей под названием Park. Под этой маркой было выпущено несколько новых комбоусилителей 2X12» и несколько модификаций 75-и ваттного усилителя. К 1982 году, когда контракт с Rose был разорван, линейка Park прекратила свое существование, но Marshall еще несколько лет выпускали транзисторные комбоусилители под этим названием на дальнем востоке.

Здесь также стоит упомянуть о другом модельном ряде под названием «Big M», который появился, когда компания Marshall взобралась на Европейский рынок и начала экспорт продукции в Германию. Проблема заключалась в том, что в Германии уже был другой Маршалл, выпускавший под своим именем духовые инструменты. Чтобы решить проблему с правами на имя, Джим придумал название «Big M made in England». Вскоре право на марку Marshall все же удалось выбить. По ряду других причин Marshall продавались под разными названиями, например Kitchen/Marshall, Narb и CMI. В наше время, усилители этих моделей покупаются коллекционерами за немалые деньги.

Влияние Marshall на сцену 60-х

Чтобы хоть как-то снизить цену, Marshall решает заказывать комплектующее, производимое в Англии. Трансформаторы, производимые в США меняются на Английские и то же самое происходит с лампами. Данные изменения затронули звучание усилителей. Замена ламп 6L6 на лампы KT66 привела к более агрессивному звуку, фуззовому, который тут же пришелся по вкусу Эрику Клептону, который в это время играл в группе John Mayall & The Bluesbreakers. Эрик тут же сделал заказ на один комбоусилитель для себя, который мог бы помещаться в багажник его машины. Так появилась модель «Bluesbreaker», одна из самых известных моделей Marshall. Тандем из Gibson Les Paul 1959 и Marshall Bluesbreaker как раз и помогли создать Клэптону его известное звучание.

В эти же годы, в магазин Джима заходит его старый клиент, Пит Таунсенд, и Джон Энтвисл. Оба обращаются к Джиму с той же просьбой — сделать кабинет 8х12", так как громкости их усилителей на 100 ватт не хватало, чтобы заглушить крики публики и ударные Кита Муна, барабанщика The Who. Но Джим сразу предупредил, что кабинеты таких размеров очень тяжелые и неудобные для их роуди, на что Пит ответил: «К черту роуди! Им за это платят!». Гитаристы получили свои кабинеты, но уже через пару дней вернулись со словами: «Черт, Джим, ты оказался прав. Кабинеты слишком тяжелые, ты можешь их распилить пополам?» Джим слегка удивился, ему было сложно представить разрезанный надвое кабинет, и он предложил им следующую идею — взять два кабинета 4x12" и просто поставить их друг на друга. Гитаристам идея Джима понравилась и свое турне по США они отыграли со стеком, состоящим из двух кабинетов, а новый усилитель на 100 ватт назвали Superlead 1959. К нашему времени эти стеки переросли в целые массивы из кабинетов и стали одним из показателей статуса группы.

Пит Таунсенд, Эрик Клептон, Ритчи Блекмор, Джон Энтвисл, кажется впечатляющим, не правда ли? Но в этот список попадает еще одна рок-легенда, другой Джеймс Маршалл, а точнее Джеймс Маршалл Хендрикс, к тому времени выступавший под именем Джимми Хендрикс.
Лампы типа KT66 успели подорожать и компания решила их заменить на более дешевые EL34. Что тоже привело к изменениям в звуке, и усилитель стал звучать еще агрессивнее. А примерно в это же время, молодой Хендрикс посещал Англию и зашел в магазин Джима. Первая мысль владельца была: «Очередной американец, который будет просить что-либо задаром...». Но, к удивлению, Хендрикс сказал, что готов оформить заказ на усилитель, если Marshall дает гарантию на обслуживание и ремонт в любой стране. Джим согласился, и тут же занялся обучением роуди Хендрикса. И с этого момента усилители Marshall появлялись и на сцене Хендрикса.

Жизнь компании на Олимпе

В 1967 году Marshall переиздает 100 ваттную модель Superlead, собранную когда-то для Пита Таунсенда, и теперь она становится 50-и ваттной и называется Marshall Superlead 1987.
В середине 70-х, Marshall представляет серию JMP, которая также называется «master volume». Модель имеет два входных каскада, что позволяет лучше балансировать звук и делать его более перегруженным. Модель имела популярность у Рэнди Роудса, Закка Уайлда и Слеша.
В 1981 году Джим разорвал контракт с компанией «Rose-Morris» и взял компанию полностью в свои руки. В это же время Marshall выпускает новый усилитель JCM800, который представляет собой все те же старые модели 1959 и 1987, но в новом корпусе и с новой панелью.

Середина 80-х выдалась сложной для Англии в экономическом плане, но спрос на продукцию Marshall не упал, что немало помогло выжить стране в трудные времена. За такой успешный экспорт товаров, способствующий стране в течение трех лет, компания получила награду, дарованную им самой королевой Англии.
1987 год был особенным, как для Джима Маршалла, так и для его компании. Это был юбилейный год: прошло 25 лет с момента рождения JTM45, первого усилителя, и 50 лет, как Джим познакомился с музыкой. Этот год для компании увенчался выпуском юбилейной серебряной серии усилителей. В основном, уклон делался на модель JCM800, которая вышла в серебряном покрытии, с хромированными элементами и юбилейным значком на передней панели. Некоторые юбилейные модели JCM800 пришлись по вкусу Слешу во времена Guns N'Roses. Как ни странно, но данная модель звучала только на концертах, место на студийных записях она не заслужила.

Модель JCM800 выходила во множестве модификаций, одна из них была ответом Американским конкурентам, а именно компании Mesa/Boogie. Компания Mesa к 1980 году достигла не малых высот в создании тяжелого звука при помощи своих усилителей. Но как известно, англичане не те люди, которые пойдут на уступки и пропустят кого-то вперед, да и время было такое, что тяжелая музыка выходила на первый план. И чтобы не терять позиций, Marshall выпускает серию JCM800 с диодным мостом, который позволял добиваться перегруженного звука, близкого по звучанию к дистершн педалям. Эта серия была самой тяжелой по звучанию, чем любые, когда-либо созданные до этого усилители Marshall. Модель нашла свое место среди оборудования Тома Морелло из Rage Against the Machine и Audioslave.
Marshall продолжили экспериментировать с транзисторной техникой и выпустили несколько моделей комбоусилителей, которые по качеству не отставали и были довольно инновационным продуктом, но, все равно, направлены они были на начинающих гитаристов. Да и техника с надписью Marshall на ней не может быть не успешной, ведь это позволяло новичкам играть на том же оборудовании, что и их гитарные герои. Эти модели имели очень схожую с JCM800 схему в предусилителе и однажды даже использовались Билли Гиббонсом из ZZ Top на студийных записях.
В 1990 году компания снова поразила мир новой агрессивной моделью Marshall JCM900, которую выпустили под слоганом «Шредеры, вот вам усилитель, который не придется модифицировать”. JCM900, как и все модели была реализацией желаний гитаристов. Благодаря богатству звучания эта модель пользовалась популярностью у музыкантов всех направлений. А ревербератор, установленный в этой модели, привлек внимание Дэйва Наварро из Jane's Addiction.

В конце 80-х компания выпускает особую серию, которая стала подписной моделью Слеша, первой для компании. Сама серия представляла собой все ту же серебряную юбилейную серию 2555, с той же начинкой, с классическим „Маршелловским“ видом и эмблемой Слеша.

1992 год выдался также юбилейным годом. Британская армия усилителей уже 30 лет удерживала позиции и за это была награждена юбилейной серией Marshall LM6100. Модель имела три канала: Clean, Crunch и Lead. Чистый канал был больше похож на звук классического Fender, Crunch имел способность выдавать все три вида овердрайва за последние три десятилетия, а канал Lead обладал бустером, который, как надеялись инженеры, сможет посоперничать по уровню перегруза с другими моделями усилителей середины 90-х. Но на самом деле, гитаристам канал Lead показался немного слабым, и модель отправилась на доработку. С доработки модель вернулась с большим перегрузом.
На тот момент LM6100 была самой сложной в устройстве моделью Marshall. В ней осуществлялся MIDI контроль, была возможность включения на половину мощности, пентод/триодное включение и компенсация низкой громкости. До середины 2000-х моделью пользовался Joe Satriani, но использовал только чистый звук, подгружая его своей Boss DS-1. В список гитаристов, использовавших эту модель, входил так же Алекс Лайфсон из Rush, который записал на ней студийный альбом „Test for Echo“.
Помимо гитарных усилителей, ассортимент Marshall пополнился и басовым усилителем в 1999 Marshall VBA400. Недавно компания выпустила свою единственную подписную модель басовых усилителей, которой наградили Лемми Килмистера из Motorhead. Модель получила название „Merder One“.

В дальнейшем Marshall занималась усовершенствованием своего модельного ряда и перевыпуском винтажных серий в современном корпусе. Большинство классических моделей было перевыпущенно в попытке сделать их мощнее.
Не так давно, в 2012 году, Marshall выпустили новую модель из линейки JCM под номером 2000. JCM2000 была продолжательницей рода JCM800 и 900, но в отличии от JCM900, в новой модели диодный мост заменили на дополнительный ламповый каскад. Модель выходила в виде двух- и трехканального усилителя, больше известных как Dual или Triple Super Lead.

2012 год оказался, наверное, ужаснейшим годом в истории фирмы. В этом году, пятого апреля, на восемьдесят восьмом году жизни скончался отец громкого звука, Джим Маршалл. Многие гитаристы, в числе которых, Слеш, Никки Сикс, Дейв Мастейн и пол МакКартни, отыграли концерт в память человека, который был частью их музыки. Концерт прошел в родном городе Джима, где он создал и продал свой первый усилитель. Даже сейчас, каждый год чтят память одного из новаторов музыки, и по всему миру гитаристы и просто любители проводят концерты, фестивали и просто делают различные трибьюты в память о великом Джиме Маршалле.
После смерти Джима Маршалла, компания продолжила жить, и Marshall рассмотрели вариант выпустить новую флагманскую серию. Рассмотрели и выпустили. Серия получила название JVM. В линейке JVM вышло множество усилителей, все они обладали четырьмя каналами, трехканальными фут-свитчами с петлей эффектов, двойной ручкой громкости и ревербератором для каждого канала. В серии, как и раньше, выходили варианты усилителей мощностью 50 ватт и 100 ватт.

В наши дни компания продолжает процветать и радовать нас своими продуктами, направленными на музыкантов разного уровня. Компания не теряет своих позиций даже сейчас, когда рынок пестрит брендами, и даже у начинающего гитариста есть огромный выбор с чего начать, но наверное, на рынке любых продуктов есть бренд, который не нуждается в рекламе, на который достаточно просто взглянуть, и тебе, словно что-то изнутри подскажет, что тебе это нужно. Бренд Marshall является именно таковым. Черный виниловый корпус, золотая панель, белая каллиграфическая надпись на передней панели, настоящий рок-н-рольный, а самое главное, громкий звук, огромнейший список великих музыкантов, монументальные стеки на сценах и все это Marshall. Все это — история мировой музыки. Все это — воплощение рок-н-ролла, инновации и громкий звук, с помощью которого не одна группа ставила мировые рекорды, последний из которых стоит за группой Kiss, чья звуковая планка поднялась до 136db. Но, конечно, не каждый способен в слепую отличить Marshall от, например, усилителей фирмы Orange. Вопрос лишь в том, чего хотите вы: индивидуальный дизайн от Orange или воплощение рок-божества в виде Marshall?

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
Статья — мое почтение. Автор пиши есчо!
+1
Прекрасная статья! Огромное спасибо автору
0
«До середины 2000-х моделью пользовался Joe Satriani» середина 2000-х ~ 2050 год. Ванга?
0
Джиму с той же просьбой
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.