Два рога и кресты

Наверное все знают, что когда мальчик Антон был еще молод и юн, ему оторвало кончики двух пальцев под прессом. И что он вначале играл на гитаре Fender Stratocaster, пока во время записи первого альбома Black Sabbath у гитары не сломался звукосниматель. История умалчивает что с ним случилось, возможно просто пайка была плохая. Тем не менее, успев записать только песню Wicked World, ему пришлось искать замену своей гитаре. И тогда, благодаря случайному стечению обстоятельств, он купил через знакомого гитару для левши — Gibson SG Special LH 1965 года.

В Бирмингеме, откуда сам Айомми родом, была гитарная компания. Маленькая и скромная. Там ему намотали другой датчик в нек и поставили металлическую крышку на бриджевый. Кроме того, заменили сам бридж на настраиваемый и свинтили ненужную ему вибролу. А сам Тони налепил наклейку, изображающую забавную обезьянку со скрипкой. Посему и прозвали гитару Monkey — обезьянка. Сейчас эта гитара вечно хранится в одном из американских Hard Rock Cafe в Нью-Йорке и посмотреть на нее может любой желающий.
Отдельно стоит сказать про датчики. Они в целом необычны, занимался ими лютьер Джон Бирш (John Birch) вместе с Джоном Диггинсом (John Diggins), выглядели датчики как гибсоновские Р-90, но всегда с металлической крышкой и большими магнитоводами. Сами Бирш и Диггинс остались практически неизвестными миру. Забавен тот факт, что Бирш по сути был первым, кто стал делать действительно мощные датчики — Ларри ДиМарзио изобрел Super Distortion в 1972, а Сеймур Данкан намотал свой первый JB только в 1974. Но по причине более популярного на тот момент датчика формата «хамбакер обыкновенный» и хард-рокового бума с Gibson Les Paul во главе, Бирш со своими улучшенными Р-90 остался попросту незамеченным. Даже в 70-е, когда Gibson делали гитары с минихамбакерами, гитаристы предпочитали вынимать их и ставить полноразмерные датчики PAF.

Шло время и в 70-х Айомми захотел более подходящий для себя инструмент. Ему нравился формат SG. Но ему хотелось чтобы было 24 лада и стояли более мощные звукосниматели. С этой целью он обратился в компанию Gibson, но ему там отказали. В результате Джон Диггинс буквально на кухонном столе выстругал ему гитару и, наскоро покрасив в черный цвет, поставил два датчика Magnum разработки Бирша и вручил Тони.
Инструмент был выполнен целиком из красного дерева, накладку на гриф из эбони украшали фирменные «кресты» гитариста. Также был установлен комбинированный бридж Schaller 456 с микроподстройкой и колки Sperzel.
Гитару несколько раз возвращали на доработку. Вначале Айомми не понравилась электроника. В духе гитар и басов JayDee она оснащалась кучей ненужных ему фишек, таких как мастер-громкость и стереовыход. Была перепаяна схема на более простую, причем в гитару дополнительно встроили бустер, поднимавший уровень выхода. Потом в гитаре менялись датчики. После долгих пыток и попыток Джон Бирш вместе с Диггинсом, сложив несколько разных магнитов в кучу, намотав неимоверное количество проволоки на бобины и залив все это эпоксидкой, дабы вся эта конструкция не микрофонила и не развалалилась, добились того, чего хотел Тони.

Сейчас есть два варианта покупки этого датчика. Можно обратиться напрямую к Диггинсу (еще жив и мотает датчики и даже делает гитары под своей маркой JayDee), или же купить датчик от компании Gibson, выпускается он серийно. Последний является совместной разработкой Диггинса и инженеров Gibson.
На этой гитаре Айомми постоянно играл с 1980 года. Ранее же она использовалась как запасная. Поскольку красили ее наспех, с нее довольно быстро облупилась краска. Из-за своего характерного внешнего вида она получила имя Old Boy. В сети мало фотографий этой гитары, почему-то она не очень популярна, не смотря на всю славу своего владельца.

Позднее Gibson прозрели и таки выпустили именную гитару Gibson Iommi SG, да вот только она ему уже не нужна была. Он использовал их и 24-х ладовую версию обычного SG Standard в турах, но в приоритете был именно Old Boy. Одна из таких Gibson красного цвета была украдена на гастролях в 2010 году.

У Айомми есть еще несколько гитар Jaydee, но он их практически не использует, предпочитая Old Boy и свои Gibson. Часть из них — со сквозным грифом.
В честь выхода альбома Black Sabbath 13, реюниона и мирового тура один большой поклонник Айомми — лютьер Лу Моритц — создал ему копию той самой Monkey, с которой и начинался звук Sabbath. Новая версия имеет более современный бридж, 24 лада и такие же датчики, как на Old Boy. Ручки тона так же не включены в цепь, а завершает картину фирменная обезьянка.

P.S: Нетерпеливые и желающие могут увидеть и услышать у какого-то очень ярого фаната Black Sabbath (и не только их) на YouTube.
- Andrew-Kul,
- 30 января 2014, 23:24,
- +4
http://en.wikipedia.org/wiki/Tony_Iommi#Equipment
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернуть