guitars /
Жизнь Замечательных Гитар - Black Strat
Вместо предисловия: я давно думал написать статью об этой гитаре, ведь она, как никак, одна из самых узнаваемых в мире. Даже наверное больше, чем знаменитый хендриксовский Woodstock Strat или кинговская Lucille. Да что там говорить, если ему аж целую книгу посвятили! Лично для меня эта гитара является одним из трех стратокастерных идеалов, о которых я позднее тоже напишу.
Ну а пока — Black Strat Дэвида Гилмора.
Как вообще рождаются легендарные гитары? Какой-нибудь гитарист покупает в комиссионке гитару «про запас», потом начинает на ней играть чаще, сам становится легендарным — и вот, легендарная гитара готова. Более коротко только как у Хендрикса — одну гитару он просто сжег, со второй появился на Вудстоке в 1969 году. Сегодня обе являются чуть ли не иконами.
В целом, с черным гилморовским стратом произошла абсолютно такая же история. Давным давно в одной очень далекойгалактике Америке, в мае 1970 года у группы Pink Floyd прямо во время гастролей украли оборудование. В списке похищенного было две электрогитары, две бас-гитары, электроорган, две ударных установки, 4000-ваттная усилительная система с 12-ю кабинетами, пять эхо-устройств Binson, микрофоны и фургон, который все это барахло перевозил от площадки к площадке. Большую часть оборудования все-таки удалось вернуть по счастливому стечению обстоятельств — портье гостиницы, в которой остановилась группа, попросил своего папу из ФБР помочь в поисках. Ясное дело, с таким папой поиски закончились быстро и удачно, но гитары все-таки вернуть не удалось. Опечаленному Гилмору ничего более не оставалось делать, кроме как пойти в его любимый Manny's Music и купить там очередной стратокастер.
Собственно, это был типичный страт эры CBS, с ольховым корпусом, кленовым грифом и большой головой. Разве что покрашен он был дважды — сначала в санберст, а потом зачем-то покрыт сверху еще черной краской. На заводе Fender так делали не в первый раз, видимо у них были свои соображения на счет необходимого количества слоев краски. Поначалу Гилмор даже и играл на нем не всегда, периодически меняя его на другой страт, санберстовый и более ранний (около 1963 года выпуска) или на белый страт, с которого он позднее содрал краску до дерева, или вообще на Les Paul TV. В итоге он, однако, все равно вернулся к черному страту. Именно на нем играл Гилмор в знаменитом фильме-концерте Pink Floyd: Live at Pompeii.
И вот тут начинается самое интересное — он ставит вместо стандартной ручки громкости металлическую, с резиновым кольцом, для лучшего контроля громкости при игре. Что в этом интересного, спросите вы? Так ведь весь гитарный моддинг и начинается всегда с «я только одну штучку поменяю».
Конечно же, одной ручкой громкости дело не обошлось. Вскоре с торца была просверлена большая дыра для XLR-разъема, с помощью которого он хотел напрямую подключаться к фузз-боксу. Правда, затея вышла неудачной и разъем был оперативно удален, а громадная дырка была колхозным образом заделана с помощью смеси опилок и клея.
Но был и положительный момент — Гилмор оставил переключатель, который позволял включать средний датчик вместе с бриджевым или нековым. Это потом уже появились пятипозиционные переключатели, а в начале 70-х Гилмору выбирать особо не приходилось.
В 1972 году Дэвид открутил грифы от своих стратов и прикрутил их к «двойному» корпусу из красного дерева. Таким способом Гилмор хотел создать идеальный инструмент, пригодный и для обычной и для слайдовой игры. «Идеал» оказался слишком тяжел и выступать с ним было достаточно неудобно, поэтому конструкция была разобрана и забыта. Но не был забыт гриф от другого страта, с палисандровой накладкой — он был прикручен к Black Strat'у, и гитара вновь стала появляться на концертах. Кроме того, у него была маленькая голова грифа, что Гилмору нравилось намного больше.
В последующее время корпус периодически терял кусочки дерева. Так в 1973 году корпус расточили под хамбакер, причем в процессе особо не церемонились. Что из этого получилось — на фото ниже.
Хамбакер Гилмору надоел через четыре месяца и он (хамбакер, а не Гилмор) был выкинут на свалку истории. А еще через год, летом 1974, практически перед записью знаменитой «Shine on you crazy diamond», была установлена не менее знаменитая черная пластиковая панель.
Еще чуть позже на страте был заменен бриджевый датчик на Dimarzio FS-1, а в 1978 году палисандровый гриф уступил место кленовому от Charvel. Но долго Dimarzio не простоял — в конце 1979 датчик был заменен на Seymour Duncan SSL-1С, который и стоит в гитаре до сих пор. В современной линейке продуктов этот датчик имеет название SSL-5, так что если хотите звук «как у Гилмора» — то ставьте этот датчик в бридж.
В 1983 году гитара снова потеряла немного дерева — для установки суперсовременного (на тот момент) тремоло Kahler, которое совсем не оправдало ожиданий Дэвида. Более того, оно убило звук и сустейн гитары, поэтому вскоре Гилмор нашел замену своему черному страту в виде красного, с активными датчиками от EMG и кремового, 1983 года. А Black Strat был отправлен в Hard Rock Cafe взамен денежного взноса в Благотворительный Центр Музыкальной Терапии Nordoff-Robbins’а. Правда в контракте была оговорка — Гилмор имеет право вернуть гитару по первому же требованию.
В Хард Рок Кафе гитара провисела в открытом доступе 11 лет, причем ее, словно портовую проститутку, лапали все кому не лень. Когда в 1997 году Гилмор затребовал ее обратно, она вернулась к нему еще более побитой чем была, раздетой (без ручек, рычага тремоло и с вырванным ремнедержателем) и без оригинального кейса, в котором она была отправлена. В результате пришлось ее оперативно восстанавливать — вернуть все утраченные части на место, а заодно заделать эту большую выемку для Kahler'а и вернуть обычное родное тремоло. В то же время наконец-то поставили нормальный пятипозиционный переключатель, избавивший хозяина гитары от необходимости жать еще какие-то кнопки.
Кроме всего прочего, был снова заменен гриф — на этот раз винтажный гриф образца 57 года. Этот гриф стоял до 2005 года — до тех пор, пока какой-то ломастер не испортил его во время замены ладов. Поскольку в это время Гилмор записывал новый альбом «On an Island», то на поиски замены времени не было. И Дэвид, недолго думая, скрутил гриф с того самого кремового страта 1983 года и поставил его на Black Strat. И в таком виде он существует по сей день, его можно услышать как на последних альбомах Гилмора, так и на живых выступлениях. Black Strat окончательно стал самой главной гитарой Дэвида Гилмора, с которой он, впрочем, и ассоциируется.
И какую же мораль можно вынести из этой истории?
Во-первых, не бойтесь экспериментировать. Ну продырявите неудачно гитару — ничего страшного, опилками и клеем можно заделать, а сверху замазать черной краской. В конце концов, это просто кусок дерева, который должен отдаваться тебе целиком и полностью.
Во-вторых, никогда не отдавайте менять лады человеку, у которого руки растут из ягодиц. Иначе придется менять гриф (ну или накладку, как мне пришлось однажды).
В-третьих, никогда не отдавайте гитару на хранение в Hard Rock Cafe. Впрочем, есть теория, что гитара зазвучит божественно только после неимоверных издевательств над ней, чему есть определенные подтверждения. Так что кто знает, может благодаря именно этому Black Strat впитал в себя огромное количество энергии, которая теперь рвется наружу через динамики усилителей Дэвида Гилмора?
Должен сказать спасибо Богдану Ярмоленко за вдохновение для написания этой статьи.
Ну а пока — Black Strat Дэвида Гилмора.
Как вообще рождаются легендарные гитары? Какой-нибудь гитарист покупает в комиссионке гитару «про запас», потом начинает на ней играть чаще, сам становится легендарным — и вот, легендарная гитара готова. Более коротко только как у Хендрикса — одну гитару он просто сжег, со второй появился на Вудстоке в 1969 году. Сегодня обе являются чуть ли не иконами.
В целом, с черным гилморовским стратом произошла абсолютно такая же история. Давным давно в одной очень далекой
Собственно, это был типичный страт эры CBS, с ольховым корпусом, кленовым грифом и большой головой. Разве что покрашен он был дважды — сначала в санберст, а потом зачем-то покрыт сверху еще черной краской. На заводе Fender так делали не в первый раз, видимо у них были свои соображения на счет необходимого количества слоев краски. Поначалу Гилмор даже и играл на нем не всегда, периодически меняя его на другой страт, санберстовый и более ранний (около 1963 года выпуска) или на белый страт, с которого он позднее содрал краску до дерева, или вообще на Les Paul TV. В итоге он, однако, все равно вернулся к черному страту. Именно на нем играл Гилмор в знаменитом фильме-концерте Pink Floyd: Live at Pompeii.
И вот тут начинается самое интересное — он ставит вместо стандартной ручки громкости металлическую, с резиновым кольцом, для лучшего контроля громкости при игре. Что в этом интересного, спросите вы? Так ведь весь гитарный моддинг и начинается всегда с «я только одну штучку поменяю».
Конечно же, одной ручкой громкости дело не обошлось. Вскоре с торца была просверлена большая дыра для XLR-разъема, с помощью которого он хотел напрямую подключаться к фузз-боксу. Правда, затея вышла неудачной и разъем был оперативно удален, а громадная дырка была колхозным образом заделана с помощью смеси опилок и клея.
Но был и положительный момент — Гилмор оставил переключатель, который позволял включать средний датчик вместе с бриджевым или нековым. Это потом уже появились пятипозиционные переключатели, а в начале 70-х Гилмору выбирать особо не приходилось.
В 1972 году Дэвид открутил грифы от своих стратов и прикрутил их к «двойному» корпусу из красного дерева. Таким способом Гилмор хотел создать идеальный инструмент, пригодный и для обычной и для слайдовой игры. «Идеал» оказался слишком тяжел и выступать с ним было достаточно неудобно, поэтому конструкция была разобрана и забыта. Но не был забыт гриф от другого страта, с палисандровой накладкой — он был прикручен к Black Strat'у, и гитара вновь стала появляться на концертах. Кроме того, у него была маленькая голова грифа, что Гилмору нравилось намного больше.
В последующее время корпус периодически терял кусочки дерева. Так в 1973 году корпус расточили под хамбакер, причем в процессе особо не церемонились. Что из этого получилось — на фото ниже.
Хамбакер Гилмору надоел через четыре месяца и он (хамбакер, а не Гилмор) был выкинут на свалку истории. А еще через год, летом 1974, практически перед записью знаменитой «Shine on you crazy diamond», была установлена не менее знаменитая черная пластиковая панель.
Еще чуть позже на страте был заменен бриджевый датчик на Dimarzio FS-1, а в 1978 году палисандровый гриф уступил место кленовому от Charvel. Но долго Dimarzio не простоял — в конце 1979 датчик был заменен на Seymour Duncan SSL-1С, который и стоит в гитаре до сих пор. В современной линейке продуктов этот датчик имеет название SSL-5, так что если хотите звук «как у Гилмора» — то ставьте этот датчик в бридж.
В 1983 году гитара снова потеряла немного дерева — для установки суперсовременного (на тот момент) тремоло Kahler, которое совсем не оправдало ожиданий Дэвида. Более того, оно убило звук и сустейн гитары, поэтому вскоре Гилмор нашел замену своему черному страту в виде красного, с активными датчиками от EMG и кремового, 1983 года. А Black Strat был отправлен в Hard Rock Cafe взамен денежного взноса в Благотворительный Центр Музыкальной Терапии Nordoff-Robbins’а. Правда в контракте была оговорка — Гилмор имеет право вернуть гитару по первому же требованию.
В Хард Рок Кафе гитара провисела в открытом доступе 11 лет, причем ее, словно портовую проститутку, лапали все кому не лень. Когда в 1997 году Гилмор затребовал ее обратно, она вернулась к нему еще более побитой чем была, раздетой (без ручек, рычага тремоло и с вырванным ремнедержателем) и без оригинального кейса, в котором она была отправлена. В результате пришлось ее оперативно восстанавливать — вернуть все утраченные части на место, а заодно заделать эту большую выемку для Kahler'а и вернуть обычное родное тремоло. В то же время наконец-то поставили нормальный пятипозиционный переключатель, избавивший хозяина гитары от необходимости жать еще какие-то кнопки.
Кроме всего прочего, был снова заменен гриф — на этот раз винтажный гриф образца 57 года. Этот гриф стоял до 2005 года — до тех пор, пока какой-то ломастер не испортил его во время замены ладов. Поскольку в это время Гилмор записывал новый альбом «On an Island», то на поиски замены времени не было. И Дэвид, недолго думая, скрутил гриф с того самого кремового страта 1983 года и поставил его на Black Strat. И в таком виде он существует по сей день, его можно услышать как на последних альбомах Гилмора, так и на живых выступлениях. Black Strat окончательно стал самой главной гитарой Дэвида Гилмора, с которой он, впрочем, и ассоциируется.
И какую же мораль можно вынести из этой истории?
Во-первых, не бойтесь экспериментировать. Ну продырявите неудачно гитару — ничего страшного, опилками и клеем можно заделать, а сверху замазать черной краской. В конце концов, это просто кусок дерева, который должен отдаваться тебе целиком и полностью.
Во-вторых, никогда не отдавайте менять лады человеку, у которого руки растут из ягодиц. Иначе придется менять гриф (ну или накладку, как мне пришлось однажды).
В-третьих, никогда не отдавайте гитару на хранение в Hard Rock Cafe. Впрочем, есть теория, что гитара зазвучит божественно только после неимоверных издевательств над ней, чему есть определенные подтверждения. Так что кто знает, может благодаря именно этому Black Strat впитал в себя огромное количество энергии, которая теперь рвется наружу через динамики усилителей Дэвида Гилмора?
Должен сказать спасибо Богдану Ярмоленко за вдохновение для написания этой статьи.
- Andrew-Kul,
- 15 января 2016, 02:09,
- +2
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернуть