15 советов начинающим гитаристам
Приветствую всех музыкантов различных мастей и уровня подготовки! Меня зовут Александр Мастер и в этой статье я вылью на вас ушат советов для начинающих (и не только) гитаристов, которых уже либо напугали сложностью сего занятия, а так же для товарищей, считающих, что гитарка — это несерьезно. В действительности, мои советы универсальны и могут быть применены совершенно в любом виде творчества. Все описанное ниже является исключительно авторской статьей и точкой зрения. Любые совпадения могут быть обусловлены логичностью сделанных мною выводов (мало ли, кто ещё догадался до тех же мыслей, что и я). Порядок следования советов принципиального значения не имеет, многие из советов можно менять местами, всё зависит от привычек каждого из музыкантов.
Итак, начнем-с? :)
Ваши уши — главный инструмент и лучший критик. Постарайтесь развить умение слышать и слушать как можно раньше. Научитесь слушать один звук: его начало, развитие и окончание. Пробуйте определить его громкость, тон, длительность, тембр. Придавайте значение всем звукам, которые вы извлекаете из инструмента.
Пытайтесь находить и оценивать звуки в обычной жизни, придавая им особенное значение. Звук светофора, пение птиц, велосипедного звонка. Пытайтесь вникнуть в их суть и оценить их для себя.
Начинающие гитаристы спешат играть все, что им нравится и всё подряд, пытаясь удивить друзей во дворе новой песней. Таким методом вы сможете только «бренчать» три блатных аккорда.
Если же вы хотите удивить всех по-настоящему, то постарайтесь уделить особое внимание постановке рук, особенно правой. Именно от этого и будет зависеть правильное звукоизвлечение. Кроме того, в дальнейшем это позволит вам открыть свои собственные авторские приемы (а не это ли ценно?).
Чтобы это осуществить, играйте композиции лишь правой рукой, в настолько медленном темпе, чтобы походу игры у вас не возникало заминок и пауз, а затем наращивайте темп по мере уверенной игры.
Сравнивайте постановку своей руки с мэтрами игры на гитаре. Старайтесь копировать корректную позицию и вырабатывать рефлекс постановки.
Играйте на гитаре перед зеркалом. Это убьет сразу 2 зайцев. Во-первых, вы научитесь не смотреть на пальцы при игре и во-вторых, увидите себя и постановку руки со стороны, сможете проконтролировать успех своего обучения.
Помните: правильная постановка рук — залог качественной и красивой игры!
Новичкам игры на гитаре на первых порах весьма сложно привыкнуть и адаптироваться к самому инструменту. Почти со 100% уверенностью можно сказать, что вам будет неудобно правильно сидеть, правильно играть и правильно держать инструмент. Скорее всего, ваши руки впервые разочаруют вас, поскольку откажутся делать то, что пытаетесь. В связи с этим вы будете стараться напрягаться, чтобы извлечь внятные звуки. Но как раз тут и таится опасность, поскольку перенапрягаться (да и напрягаться вообще) при игре на гитаре неправильно и даже опасно. Неправильно потому, что извлекаемые звуки станут резкими, непременно пострадает необходимая плавность звукоизвлечения и вы потеряете контроль над процессом. Опасно же станет потому, что почувствовав боль при игре или даже сильное напряжение мышц, вы рискуете повредить их в необратимой форме.
Учитесь расслабляться. Сядьте как можно удобнее, поэкспериментируйте с вариациями постановки гитары и рук.
Если при игре на инструменте вы чувствуете, что плечи невольно поднимаются, ноги напряглись, а руки теперь крюки — не торопитесь играть дальше, подышите, чуть настройтесь, расслабьте тело и конечности. Несколько раз встряхните кистями рук, это снимет напряжение в связках пальцев и кисти.
Запомните, правильное звукоизвлечение должно сопровождаться расслабленными руками и телом, гитаристы веками «разрабатывали» естественность. Так что, если у вас это не так — значит были допущены серьезные ошибки в технике и постановке рук.
Многие начинающие музыканты объединены общим рвением к спешке. Тому могут сопутствовать несколько предпосылок: недовольство своим темпом игры, желание поскорее освоить материал, ограниченность времени, незаинтересованность в качественной игре на гитаре, рвение освоить всё и сразу, желание прокачать свои скилы как можно скорее.
Естественно, это категорически недопустимо. Посев спешки, как и напряжение при игре, не дадут своих всходов, вы лишь загубите свое мастерство. Обязательно прочитайте несколько незамысловатых правил, которые помогут вам справиться со своим губительным энтузиазмом. Сам по себе, конечно, он нужен, но порой может сыграть и злую шутку. Будьте бдительны:
Именно так и нужно относиться к этому занятию, ведь игра на гитаре — это не работа и не принуждение, а прежде всего удовольствие. К тому же, вопреки распространенному мнению, красоту можно найти в каждом звуке/аккорде/мелодии (конечно в разумных пределах). Вы удивитесь, когда поймете, что 1 и тот же звук разные гитаристы извлекут по-разному, а значит и звучать он будет иначе, а значит и оттенков у него множество. В этом и есть магия, каждый звук имеет свою неповторимую индивидуальность, оценивать и наслаждаться которой можно долго. А теперь представьте, если то аккорд или мелодия, особенно, если вы в состоянии их сыграть. Это магия, творимая вашими собственными руками!
Почти любую величину на свете можно измерить. Длина измеряется в метрах, Объем в литрах, а ноты в тактах, а музыка в ударах в минуту. Хотя обе эти величины и смежные, говорить мы будем именно об ударах в минуту. Любая музыка обладает своим ритмом. Где-то он более однообразный, а где-то весьма скуден и прост, но важно одно — уметь играть ровно — неотъемлемая часть искусства игры в частности на гитаре. Это одно из базовых умений, другие из которых описаны в моих советах.
Чтобы развить в себе чувство ритма, понимать движение музыки, ощущать её структуру и развитие песни, вам необходимо начать использовать метроном так же, как необходимо научиться грамоте, чтобы читать интересные книги.
Метроном будет вашим судьей и не даст не вовремя замедлить темп композиции или наоборот ускориться. Не следует играть навскидку и «вроде правильно», прежде всего следует «прокачать» в себе скил владения ритмом, если эта задача будет достигнута, то в будущем она станет отличным основанием, относительно которого вы сможете варьировать темп в любой композиции, сколько сложен он бы не был, отчего она зазвучит внятно, красиво и проникновенно, а вы, как искусный гитарист сможете донести нужные эмоции д слушателя.
Помните, что играя лишь примерно, опираясь на топот своей ноги при исполнении, вы лишь обманываете себя, поскольку руки подстраиваются под ноги, а ноги вторят игре рук, все равно музыка будет сыграна тяп-ляп.
Метроном непременно нужен всем начинающим гитаристам, дабы научиться контролировать свои руки и приучать слух (восприятие и мозг) к некой эталонной величине, вокруг которой всё и вращается в мире музыки. Без ощущения и осознания эталонности звучания и движения темпа вам будет сложно сыграть что-то качественно, ритм будет сбивчив, а игра невнятной.
Помните, что главное — это контроль над звуком и темпом, над мерой владения своими руками и контролем за исполнением.
Но не думайте, что музыка — это лишь игра под метроном или что метроном создан только для новичков. Мозг человека устроен таким образом, что ему постоянно нужна тренировка, иначе он может забыть… Даже лютые профессионалы тренируются с метрономом, не смотря на свой огромный опыт. Когда вы подчините себе свои руки, то дальше сможете чувствовать любое дыхание мелодии, варьировать любой ритм, жонглировать темпом, как заблагорассудится, при этом четко осознавая, где вы отклонились от темпа, когда и зачем.
Музыка — не только математика, это ещё и чудо творимое вашими руками, а метроном — ваш верный помощник и компас на просторах мелодий.
Удачи в освоении темпа!
Нотная грамота очень важна для понимания и чтения музыки, равно как и выученный вами в свое время алфавит, с помощью которого люди учатся читать, писать и говорить. Так же и с нотами: следует сперва выучить нотную грамоту, чтобы читать музыку с листа или играть её, смотря на ноты. Саму по себе нотную запись придумали в 17 веке в Европе, но об этом можно говорить много.
На данный момент, для гитаристов (особенно для начинающих) была придумана так называемая «табулатура», которая в более простой и доступной форме позволяет определить, что и как следует играть. С этим методом непременно тоже следует ознакомиться и даже использовать его, дабы не отбить желание творить, т.к. она сильно может облегчить жизнь.
Ноты и табулатура являются неотъемлемой частью мира музыки, поскольку только они могут передать в графической форме все нюансы, эмоции, тем и многие другие многочисленные параметры композиции, при том, без самого их проигрывания, а лишь при чтении.
Сегодня существует много возможностей найти и сыграть любимую музыку или песню. Например, программа Guitar Pro, которая и является самым лучшим на данный момент «плеером нот» и табулатур. Начинать учить нотную запись проще всего именно с нее, поскольку вы сразу можете увидеть, как записывается нота в классической 5 линеечной нотации и какая струна/лад соответствует ей на гитаре. Кроме того, в программе можно прослушать ноты и применить к ним различные эффекты акцентов и другие нужные музыканту обозначения и приемы. Guitar Pro, как видно из названия, рассчитана в первую очередь на гитаристов, а значит у нас есть инструмент, который нам поможет всегда и везде.
Итак, мы приступили к практической части ваших первых занятий. Конечно, как мы и писали выше, не следует играть быстро, не следует привыкать к плохой постановке рук, не следует забивать на метроном, но… Как же все это может быть осуществлено без самого инструмента? Да конечно никак. Перед тем, как начать следовать всем вышеперечисленным 7 советам, перво наперво следует правильно настроить инструмент. Именно от этого будет зависеть вся игра. А представляете, если гитара будет не настроенной? Каким бы виртуозом вы не были и как бы хорошо не играли, на расстроенном инструменте получится какафония.
Для настройки гитары существует множество методов и сложность их весьма разная, но начинающему гитаристу следует привить себе правильное звучание строя гитары, поэтому на первых порах можно использовать гитарные тюнеры. Любой ценовой категории (об этом можете задавать свои вопросы в спец темах нашей группы). Далее, рекомендуется купить себе камертон, который издает эталонную ноту, послушав которую своим ухом — вы сами настроите гитару руками (почти на слух).
Так же, чтобы настоять гитару, вам потребуется знать её стандартный классический срой (от нижней самой тонкой к толстой шестой струне): ми/си/соль/ре/ля/ми, что соответствует буквенному обозначению аккордов E/B/G/D/A/E (на данный момент вместо H используется именно B, так что не путайте).
Примите во внимание, что кроме классического строя существует ещё великое множество видов и все они специфичны для того или иного стиля музыки/исполнения и инструмента.
Как бы странно это ни звучало, но гитара не просто кусок дерева, на котором можно бренчать, а потом поставить в чулан и забыть на 2 недели. За любым инструментом нужен уход и чем чаще вы играете на гитаре, тем регулярнее должен быть уход. Если не следить за состоянием дерева, струн и соединяющихся частей, а так же за грифом, то инструмент рискует зазвучать как бревно, потрескаться, изогнуться и в конце концов отправиться на помойку (что очень жаль, т.к. инструмент может быть дорогим).
Соблюдайте несколько простых правил и инструмент никогда не потрескается и не поломается, а звук всегда будет выразительным и индивидуальным.
• Мойте руки перед игрой. Садитесь ли вы за стол и беретесь ли за вилку грязными руками или может быть берете грязными руками бутерброд или любимую бабушкину курочку? Нет. Тоже самое нужно делать и перед тем, как собираетесь приступить к упражнениям. Хоть грязи на ваших пальцах казалось бы не видно и струны в рот вы совать не будете, но на них останется грязь, которая очень хорошо при сотнях движения по струнам впитается в них, что затем даст искажение в звуке, струны начнут коррозировать и вам придётся купить новые, при том очень скоро.
• Следите за состоянием грифа. Как и в случае со струнами, вы прежде всего опираетесь пальцами на гриф, от этого со временем на нем могут появиться ореолы грязи. Это недопустимо. Мало того, что это некрасиво, так ещё и небезопасно, ведь это куча грязи! Протирайте гриф гитары специальными влажными салфетками после каждой тренировки. В музыкальных салонах сейчас средств по уходу превеликое множество, придите и выберите себе самый дешевый набор, но прежде проконсультируйтесь c продавцом, т.к. выбор средств зависит от типа самой гитары.
• Ухаживайте за декой и накладкой гитары. Скажите, вам нравится, когда ваша обувь грязная, ходите ли вы в грязных сапогах по улице, как только что вернувшийся с марш-броска по просторам Руси солдат? Или может быть вы ходите так в школу, университет или на работу? Все вокруг сразу это заметят и начнут шептаться или показывать на грязнулю пальцем. Основание гитары, его дека и обечайка (в случае с акустической гитары) нуждается в уходе. Корпус нужно протирать теми же спец средствами от жира и пота ладоней, основания руки и пальцев. Сами того не замечая мы очень часто трогаем корпус гитары во время игры и не только, порой потеем от напряжения. Со временем на корпусе могут появиться царапины и от них никто не застрахован: поерзали ключами, пуговицей или чем ещё. Для сего случая придуманы спец воска (от слова воск). Выбор средств зависит от типа гитары. Для профилактики или в условиях низкого бюджета можно драить инструмент тряпочкой из микрофибры, она отлично впитывает всю гадость.
• Регулярно заменяйте струны. Неотъемлемой частью гитары являются струны. Струны — это расходный материал, но не стоит относиться к этому легкомысленно. Со временем от игры на них стирается верхний слой, от нажима на струны появляются канавки от порожков грифа гитары. Все это изменяет акустические свойства струн и чем они тоньше, тем хуже. Нейлоновые струны например изнашиваются быстро, металлические со временем сильно натягиваются и играть становится просто невозможно. В конце концов, с течением времени, струны теряют свой былой звук и гибкость. Для удачной игры следует регулярно менять комплекты струн. Частота смены зависит от количества наигранных часов :) Чем чаще играете — тем чаще нужно производить замену. Лично я рекомендую менять комплекты минимум раз в 2 месяца, при каждодневной игре хотя бы по 3 часа.
• Не держите гитару на сквозняке. Холодный ветер в помещении — 1 из врагов полых деревянных инструментов (и даже электрогитар, которые являются цельными). Нагрев в руках и возле тела, а затем охлаждение в течение ночи на сквознячке увеличит риск рассыхания деки, отчего она может дать трещины.
• Берегите гитару вдали от батарей центрального отопления. Да и вообще от любых нагревательных приборов. Тепло = добро только в холодные зимние ночи и то исключительно для кошек. Нагревание дерева так же приведет к рассыханию дерева, оно начнет трескаться, резко изменится звук, станет более резким и плоским, поскольку в нормальном состоянии дерево имеет строго определенную влажность, которая отражает звук определенным образом, достигая нужного резонанса внутри инструмента.
• Отдельным, но все же подпунктом можно выделить осторожность при расположении гитары вблизи прямых солнечных лучей. Это тоже может привести к деструкции дерева и испарению влаги.
• Не мочите гитару водой :) Звучит несколько наивно, но многие думают, что если «сбрызнуть» гитарку из пульвилезатора после тог, как ни прочитали совет выше и она наберет влагу и все встанет на свои места, то они сильно ошибаются. Так делать крайне не рекомендуется. Полость акустической гитары будет увлажнена форсировано, естественно, что не к добру.
• Приобретите для гитары специальный держатель. В музыкальных магазинах продается очень много моделей штативов от каких-то 500 рублей и выше. Не кладите инструмент и тем более не ставьте его на пол, не прикладывайте в пыльный угол к стене. Вы можете повредить корпус, деформировать гриф и погнуть колки.
Не забывайте регулярно браться за инструмент и играть на нем хотя бы по 2 часа. Матерые гитаристы все как 1 вам скажут одно: заниматься нужно как минимум по 6 часов в день. Но это применимо лишь к тем гитаристам, которые стоят на своем занятии собственную карьеру или когда игра на гитаре превращается в скоростной спорт. Вы, скорее всего, хотите играть для себя/друзей/родственников, а не заколачивать баксы на европейских концертных площадках, поэтому вам хватит для достижения нужного уровня и пары часов в день. Хотя естественно — чем больше, тем лучше. В тоже время, все отдают отчет в том, что существуют: учеба/работа/семья и игра 6 часов в день отнимет у вас время на более приоритетную деятельность. Ничто не должно мешать развиваться творчески, но в то же время, ничто не должно мешать и вашей собственной жизни.
Как бы это странно не звучало, но если Вы любите играть на гитаре, то это вовсе не означает, что вы не любите слушать чужую музыку. Наверняка у каждого из Вас есть свои любимые исполнители и не столь важно, в каком стиле они играют. Постарайтесь не отставать от событий музыкального мира, будьте разносторонними, следите за новыми альбомами своих любимых групп, за интервью с музыкантами, за новинками гитарной индустрии, интересуйтесь новыми моделями гитар, гаджетов и приспособлений. Узнавайте аккорды к новым песням и играйте их. Посещайте тематические форумы, узнавайте новинки муз hardware. Все это очень интересно, развивает Ваш муз кругозор и в беседе в музыкальной компании Вам всегда будет чем блеснуть, все оценят Ваш энтузиазм и продвинутость, но знайте меру, умников недолюбливают. :)
Музыкальный мир не стоит на месте, не смотря на то, что гитара давно выросла из лютни (о нет, лютня все же отличный инструмент!), нот всегда 7, струн 6, а аккордов…просто тьма. На самом деле аккордов не так много, поскольку 1 и тот же аккорд можно сыграть на разных позициях (ладах) и в разном транспонировании. Согласитесь, тут есть чему поучиться? Вам всегда будет что познать. Всегда можно выучить какую-то новую песню или классическую/джазовую/блюзовую мелодию (благо, наши предки не зря старались). Пробуйте узнать, как устроены/как подключаются различные гитарные дисторшны/примочки и прочее. Исследуйте звук любимого исполнителей, если Вас задела какая то его мелодия. Изучите рэковую составляющую этого звука, чтобы воспроизвести его для себя. Конечно, для начинающих это не так то просто, но ведь в будущем вы все равно захотите это сделать, так почему бы не начать? Рэк — в данном контексте — это структура, состоящая из различного гитарного hardware, которая неким образом коммутируется для достижения оригинального и собственного звучания, к коему и стремятся многие музыканты.
Учиться играть на гитаре или вообще, музыке, порой бывает довольно скучно. Домашние задания, хождения на уроки (особенно по метро, зимой, с гитарой). Иногда просто хочется взять и…
Но не стоит отчаиваться! Заинтересуйте этим делом своих друзей, подруг и знакомых. Только представьте, теперь вы не будете ходить на занятия по одиночке, будет что обсудить до и после занятий, поделиться опытом, проконтролировать со стороны качество исполнения и чистоту извлечения нот. Дружеская поддержка нужна не только в беде. К тому же, возможно в будущем, вы сможете играть дуэтом или вовсе создадите свою небольшую рок-группу. А что может быть круче? А летом вы запросто сможете выйти с друзьями на улицу и поиграть вдвоем/троем на гитарах, заранее разобранную на партии композицию.
Поверьте, звучать это будет великолепно, к тому же, вы начнете постигать азы работы в команде, для музыкантов это тоже важно, ведь будущая группа — это коллектив и взаимопонимание в нем весьма ценно. Порой нет ничего лучше, чем выйти на выходных поиграть с друзьями на гитарах (но не бутылку кефира пол батона), а что-то более красивое.
Не ждите, пока мана небесная снизойдет, чтобы указать вам путь и время для занятий, когда что-то не получается или когда хочется написать свою собственную мелодию. Вдохновение — особое состояние человеческого мозга и нашего сознания и оно не приходит как приведение из ниоткуда. Всему есть свои причины. Чтобы вдохновиться и почуять жажду к осуществлению авторского креатива старайтесь пребывать в постоянном движении. Ходите по художественным или фото выставкам, если они вас интересуют (даже если нет — сходите 1 раз и проверьте это), посетите музей, театр, концерт.
Посмотрите на тех, кто играет на улице на гитаре или скрипке или чем-то ещё. Посетите флеш-моб, повисите в приятной компании. Выпишите себе музыкальный журнал или просмотрите интересный в музыкальном смысле веб-сайт. Возможно даже найдутся и те, кто может позволить себе путешествие, это тоже прекрасный вариант. Если же такой возможности нет — сходите с друзьями или родственниками в поход. Испытайте новые эмоции! Смысл остается 1 — постоянно узнавать новое, быть в движении, поиске прекрасного и вдохновляющего. Рано или поздно вы поймаете волну и сознание будет просветлено идеей, которая станет сопровождать вас ещё некоторое время. Не давайте себе засохнуть или уныть — это путь к провалу!
Помните — вы часть мира, способная сделать его красивее, заставляя гитару петь.
Следуя всем описанным выше советам можно запросто загнать себя в угол, если придерживаться их слишком буквально. Советы — они мои, но голова все же ваша, так что не создавайте себе рамок. Для успешного продвижения по музыкальному миру и отличного результативного обучения необходимо не менее главное, чем все вышеописанное — это отдых. Отдых должен быть регулярным и своевременным. Нельзя давать мышцам перенапрягаться. Как только вы почувствуете сильное напряжение или скованность — немедленно начинайте разминку (трясите кистями и плечами).
В игре на гитаре задействуются десятки мышц, которых обычно и не заметишь, но они играют важную роль и давать им очень уставать не является мудрым шагом. Устраивайте для себя передышки, не загоняйте себя бесконечными многочасовыми тренировками. Помните, вы стараетесь в первую очередь для себя, поэтому нужно знать меру. Важным моментом является размеренность игры и чередование тренировок и отдыха. Например: играть 15 минут/отдыхать 5.
Я со всей ответственностью заявляю: фанатичные изнуряющие тренировки приводят к последующим проблемам с мышцами и суставами пальцев, а так же резко снижает вероятность успешно отработанного материала!
Желаю всем удачной тренировки и обширных достижений в творчестве!
Дополнения, исправления, вопросы и поправки только приветствуются, а холивары — нет.
© Александр Мастер — статья и часть картинок
© Разные Авторы — другие картинки
Итак, начнем-с? :)
1. Учитесь слышать звуки
Ваши уши — главный инструмент и лучший критик. Постарайтесь развить умение слышать и слушать как можно раньше. Научитесь слушать один звук: его начало, развитие и окончание. Пробуйте определить его громкость, тон, длительность, тембр. Придавайте значение всем звукам, которые вы извлекаете из инструмента.
Пытайтесь находить и оценивать звуки в обычной жизни, придавая им особенное значение. Звук светофора, пение птиц, велосипедного звонка. Пытайтесь вникнуть в их суть и оценить их для себя.
2. Постановка рук — путь к успеху
Начинающие гитаристы спешат играть все, что им нравится и всё подряд, пытаясь удивить друзей во дворе новой песней. Таким методом вы сможете только «бренчать» три блатных аккорда.
Если же вы хотите удивить всех по-настоящему, то постарайтесь уделить особое внимание постановке рук, особенно правой. Именно от этого и будет зависеть правильное звукоизвлечение. Кроме того, в дальнейшем это позволит вам открыть свои собственные авторские приемы (а не это ли ценно?).
Чтобы это осуществить, играйте композиции лишь правой рукой, в настолько медленном темпе, чтобы походу игры у вас не возникало заминок и пауз, а затем наращивайте темп по мере уверенной игры.
Сравнивайте постановку своей руки с мэтрами игры на гитаре. Старайтесь копировать корректную позицию и вырабатывать рефлекс постановки.
Играйте на гитаре перед зеркалом. Это убьет сразу 2 зайцев. Во-первых, вы научитесь не смотреть на пальцы при игре и во-вторых, увидите себя и постановку руки со стороны, сможете проконтролировать успех своего обучения.
Помните: правильная постановка рук — залог качественной и красивой игры!
3. Напряжение — зло
Новичкам игры на гитаре на первых порах весьма сложно привыкнуть и адаптироваться к самому инструменту. Почти со 100% уверенностью можно сказать, что вам будет неудобно правильно сидеть, правильно играть и правильно держать инструмент. Скорее всего, ваши руки впервые разочаруют вас, поскольку откажутся делать то, что пытаетесь. В связи с этим вы будете стараться напрягаться, чтобы извлечь внятные звуки. Но как раз тут и таится опасность, поскольку перенапрягаться (да и напрягаться вообще) при игре на гитаре неправильно и даже опасно. Неправильно потому, что извлекаемые звуки станут резкими, непременно пострадает необходимая плавность звукоизвлечения и вы потеряете контроль над процессом. Опасно же станет потому, что почувствовав боль при игре или даже сильное напряжение мышц, вы рискуете повредить их в необратимой форме.
Учитесь расслабляться. Сядьте как можно удобнее, поэкспериментируйте с вариациями постановки гитары и рук.
Если при игре на инструменте вы чувствуете, что плечи невольно поднимаются, ноги напряглись, а руки теперь крюки — не торопитесь играть дальше, подышите, чуть настройтесь, расслабьте тело и конечности. Несколько раз встряхните кистями рук, это снимет напряжение в связках пальцев и кисти.
Запомните, правильное звукоизвлечение должно сопровождаться расслабленными руками и телом, гитаристы веками «разрабатывали» естественность. Так что, если у вас это не так — значит были допущены серьезные ошибки в технике и постановке рук.
4. Не спешите
Многие начинающие музыканты объединены общим рвением к спешке. Тому могут сопутствовать несколько предпосылок: недовольство своим темпом игры, желание поскорее освоить материал, ограниченность времени, незаинтересованность в качественной игре на гитаре, рвение освоить всё и сразу, желание прокачать свои скилы как можно скорее.
Естественно, это категорически недопустимо. Посев спешки, как и напряжение при игре, не дадут своих всходов, вы лишь загубите свое мастерство. Обязательно прочитайте несколько незамысловатых правил, которые помогут вам справиться со своим губительным энтузиазмом. Сам по себе, конечно, он нужен, но порой может сыграть и злую шутку. Будьте бдительны:
- Вас никто не гонит в шею. Обучение игре на гитаре — это не спорт и финишировать первым — здесь значит проиграть. У каждого новичка свой темп, не ровняйтесь на других, Ваша цель: быть лучше, а не быстрее. Следите только за собой.
- Лучший метод стать лучшим — начать с элементарного. Играйте очень медленно. При попытках сделать всё и сразу вы быстро разочаруетесь как в гитаре, так и в себе самом, в итоге пропадет желание играть в принципе. Говорят, что нельзя сделать яичницу, не разбив яиц, но было бы большой ошибкой разбить их прямо об сковородку сразу вместе со скорлупой. Завтрак будет непременно испорчен. Порой вам может казаться, что успех так близко и вы инстинктивно начнете ускоряться, спеша к вершинам. Остановитесь, это мираж. Наращивайте скорость этап за этапом. Только постепенное прохождение занятий от простого к сложному поможет освоить материал должным образом. Не пытайтесь перескакивать, пусть всё идет своим чередом, спешить некуда.
- Помните главное: быстрых путей к вершинам не существует. Не пытайтесь забежать на ледяную гору в домашних тапочках. Для достижения вершины, вам нужны специальные «альпинистские» инструменты: усердие, время, стимул. Чтобы стать профессионалом потребуются годы и это неизбежно и отчасти ограничение продиктовано нашей физиологией.
5. Играть на гитаре — это кайф
Именно так и нужно относиться к этому занятию, ведь игра на гитаре — это не работа и не принуждение, а прежде всего удовольствие. К тому же, вопреки распространенному мнению, красоту можно найти в каждом звуке/аккорде/мелодии (конечно в разумных пределах). Вы удивитесь, когда поймете, что 1 и тот же звук разные гитаристы извлекут по-разному, а значит и звучать он будет иначе, а значит и оттенков у него множество. В этом и есть магия, каждый звук имеет свою неповторимую индивидуальность, оценивать и наслаждаться которой можно долго. А теперь представьте, если то аккорд или мелодия, особенно, если вы в состоянии их сыграть. Это магия, творимая вашими собственными руками!
6. Отточите ритм
Почти любую величину на свете можно измерить. Длина измеряется в метрах, Объем в литрах, а ноты в тактах, а музыка в ударах в минуту. Хотя обе эти величины и смежные, говорить мы будем именно об ударах в минуту. Любая музыка обладает своим ритмом. Где-то он более однообразный, а где-то весьма скуден и прост, но важно одно — уметь играть ровно — неотъемлемая часть искусства игры в частности на гитаре. Это одно из базовых умений, другие из которых описаны в моих советах.
Чтобы развить в себе чувство ритма, понимать движение музыки, ощущать её структуру и развитие песни, вам необходимо начать использовать метроном так же, как необходимо научиться грамоте, чтобы читать интересные книги.
Метроном будет вашим судьей и не даст не вовремя замедлить темп композиции или наоборот ускориться. Не следует играть навскидку и «вроде правильно», прежде всего следует «прокачать» в себе скил владения ритмом, если эта задача будет достигнута, то в будущем она станет отличным основанием, относительно которого вы сможете варьировать темп в любой композиции, сколько сложен он бы не был, отчего она зазвучит внятно, красиво и проникновенно, а вы, как искусный гитарист сможете донести нужные эмоции д слушателя.
Помните, что играя лишь примерно, опираясь на топот своей ноги при исполнении, вы лишь обманываете себя, поскольку руки подстраиваются под ноги, а ноги вторят игре рук, все равно музыка будет сыграна тяп-ляп.
Метроном непременно нужен всем начинающим гитаристам, дабы научиться контролировать свои руки и приучать слух (восприятие и мозг) к некой эталонной величине, вокруг которой всё и вращается в мире музыки. Без ощущения и осознания эталонности звучания и движения темпа вам будет сложно сыграть что-то качественно, ритм будет сбивчив, а игра невнятной.
Помните, что главное — это контроль над звуком и темпом, над мерой владения своими руками и контролем за исполнением.
Но не думайте, что музыка — это лишь игра под метроном или что метроном создан только для новичков. Мозг человека устроен таким образом, что ему постоянно нужна тренировка, иначе он может забыть… Даже лютые профессионалы тренируются с метрономом, не смотря на свой огромный опыт. Когда вы подчините себе свои руки, то дальше сможете чувствовать любое дыхание мелодии, варьировать любой ритм, жонглировать темпом, как заблагорассудится, при этом четко осознавая, где вы отклонились от темпа, когда и зачем.
Музыка — не только математика, это ещё и чудо творимое вашими руками, а метроном — ваш верный помощник и компас на просторах мелодий.
Удачи в освоении темпа!
7. Научитесь нотной грамоте
Нотная грамота очень важна для понимания и чтения музыки, равно как и выученный вами в свое время алфавит, с помощью которого люди учатся читать, писать и говорить. Так же и с нотами: следует сперва выучить нотную грамоту, чтобы читать музыку с листа или играть её, смотря на ноты. Саму по себе нотную запись придумали в 17 веке в Европе, но об этом можно говорить много.
На данный момент, для гитаристов (особенно для начинающих) была придумана так называемая «табулатура», которая в более простой и доступной форме позволяет определить, что и как следует играть. С этим методом непременно тоже следует ознакомиться и даже использовать его, дабы не отбить желание творить, т.к. она сильно может облегчить жизнь.
Ноты и табулатура являются неотъемлемой частью мира музыки, поскольку только они могут передать в графической форме все нюансы, эмоции, тем и многие другие многочисленные параметры композиции, при том, без самого их проигрывания, а лишь при чтении.
Сегодня существует много возможностей найти и сыграть любимую музыку или песню. Например, программа Guitar Pro, которая и является самым лучшим на данный момент «плеером нот» и табулатур. Начинать учить нотную запись проще всего именно с нее, поскольку вы сразу можете увидеть, как записывается нота в классической 5 линеечной нотации и какая струна/лад соответствует ей на гитаре. Кроме того, в программе можно прослушать ноты и применить к ним различные эффекты акцентов и другие нужные музыканту обозначения и приемы. Guitar Pro, как видно из названия, рассчитана в первую очередь на гитаристов, а значит у нас есть инструмент, который нам поможет всегда и везде.
8. Настройте инструмент
Итак, мы приступили к практической части ваших первых занятий. Конечно, как мы и писали выше, не следует играть быстро, не следует привыкать к плохой постановке рук, не следует забивать на метроном, но… Как же все это может быть осуществлено без самого инструмента? Да конечно никак. Перед тем, как начать следовать всем вышеперечисленным 7 советам, перво наперво следует правильно настроить инструмент. Именно от этого будет зависеть вся игра. А представляете, если гитара будет не настроенной? Каким бы виртуозом вы не были и как бы хорошо не играли, на расстроенном инструменте получится какафония.
Для настройки гитары существует множество методов и сложность их весьма разная, но начинающему гитаристу следует привить себе правильное звучание строя гитары, поэтому на первых порах можно использовать гитарные тюнеры. Любой ценовой категории (об этом можете задавать свои вопросы в спец темах нашей группы). Далее, рекомендуется купить себе камертон, который издает эталонную ноту, послушав которую своим ухом — вы сами настроите гитару руками (почти на слух).
Так же, чтобы настоять гитару, вам потребуется знать её стандартный классический срой (от нижней самой тонкой к толстой шестой струне): ми/си/соль/ре/ля/ми, что соответствует буквенному обозначению аккордов E/B/G/D/A/E (на данный момент вместо H используется именно B, так что не путайте).
Примите во внимание, что кроме классического строя существует ещё великое множество видов и все они специфичны для того или иного стиля музыки/исполнения и инструмента.
9. Берегите свою гитару
Как бы странно это ни звучало, но гитара не просто кусок дерева, на котором можно бренчать, а потом поставить в чулан и забыть на 2 недели. За любым инструментом нужен уход и чем чаще вы играете на гитаре, тем регулярнее должен быть уход. Если не следить за состоянием дерева, струн и соединяющихся частей, а так же за грифом, то инструмент рискует зазвучать как бревно, потрескаться, изогнуться и в конце концов отправиться на помойку (что очень жаль, т.к. инструмент может быть дорогим).
Соблюдайте несколько простых правил и инструмент никогда не потрескается и не поломается, а звук всегда будет выразительным и индивидуальным.
• Мойте руки перед игрой. Садитесь ли вы за стол и беретесь ли за вилку грязными руками или может быть берете грязными руками бутерброд или любимую бабушкину курочку? Нет. Тоже самое нужно делать и перед тем, как собираетесь приступить к упражнениям. Хоть грязи на ваших пальцах казалось бы не видно и струны в рот вы совать не будете, но на них останется грязь, которая очень хорошо при сотнях движения по струнам впитается в них, что затем даст искажение в звуке, струны начнут коррозировать и вам придётся купить новые, при том очень скоро.
• Следите за состоянием грифа. Как и в случае со струнами, вы прежде всего опираетесь пальцами на гриф, от этого со временем на нем могут появиться ореолы грязи. Это недопустимо. Мало того, что это некрасиво, так ещё и небезопасно, ведь это куча грязи! Протирайте гриф гитары специальными влажными салфетками после каждой тренировки. В музыкальных салонах сейчас средств по уходу превеликое множество, придите и выберите себе самый дешевый набор, но прежде проконсультируйтесь c продавцом, т.к. выбор средств зависит от типа самой гитары.
• Ухаживайте за декой и накладкой гитары. Скажите, вам нравится, когда ваша обувь грязная, ходите ли вы в грязных сапогах по улице, как только что вернувшийся с марш-броска по просторам Руси солдат? Или может быть вы ходите так в школу, университет или на работу? Все вокруг сразу это заметят и начнут шептаться или показывать на грязнулю пальцем. Основание гитары, его дека и обечайка (в случае с акустической гитары) нуждается в уходе. Корпус нужно протирать теми же спец средствами от жира и пота ладоней, основания руки и пальцев. Сами того не замечая мы очень часто трогаем корпус гитары во время игры и не только, порой потеем от напряжения. Со временем на корпусе могут появиться царапины и от них никто не застрахован: поерзали ключами, пуговицей или чем ещё. Для сего случая придуманы спец воска (от слова воск). Выбор средств зависит от типа гитары. Для профилактики или в условиях низкого бюджета можно драить инструмент тряпочкой из микрофибры, она отлично впитывает всю гадость.
• Регулярно заменяйте струны. Неотъемлемой частью гитары являются струны. Струны — это расходный материал, но не стоит относиться к этому легкомысленно. Со временем от игры на них стирается верхний слой, от нажима на струны появляются канавки от порожков грифа гитары. Все это изменяет акустические свойства струн и чем они тоньше, тем хуже. Нейлоновые струны например изнашиваются быстро, металлические со временем сильно натягиваются и играть становится просто невозможно. В конце концов, с течением времени, струны теряют свой былой звук и гибкость. Для удачной игры следует регулярно менять комплекты струн. Частота смены зависит от количества наигранных часов :) Чем чаще играете — тем чаще нужно производить замену. Лично я рекомендую менять комплекты минимум раз в 2 месяца, при каждодневной игре хотя бы по 3 часа.
• Не держите гитару на сквозняке. Холодный ветер в помещении — 1 из врагов полых деревянных инструментов (и даже электрогитар, которые являются цельными). Нагрев в руках и возле тела, а затем охлаждение в течение ночи на сквознячке увеличит риск рассыхания деки, отчего она может дать трещины.
• Берегите гитару вдали от батарей центрального отопления. Да и вообще от любых нагревательных приборов. Тепло = добро только в холодные зимние ночи и то исключительно для кошек. Нагревание дерева так же приведет к рассыханию дерева, оно начнет трескаться, резко изменится звук, станет более резким и плоским, поскольку в нормальном состоянии дерево имеет строго определенную влажность, которая отражает звук определенным образом, достигая нужного резонанса внутри инструмента.
• Отдельным, но все же подпунктом можно выделить осторожность при расположении гитары вблизи прямых солнечных лучей. Это тоже может привести к деструкции дерева и испарению влаги.
• Не мочите гитару водой :) Звучит несколько наивно, но многие думают, что если «сбрызнуть» гитарку из пульвилезатора после тог, как ни прочитали совет выше и она наберет влагу и все встанет на свои места, то они сильно ошибаются. Так делать крайне не рекомендуется. Полость акустической гитары будет увлажнена форсировано, естественно, что не к добру.
• Приобретите для гитары специальный держатель. В музыкальных магазинах продается очень много моделей штативов от каких-то 500 рублей и выше. Не кладите инструмент и тем более не ставьте его на пол, не прикладывайте в пыльный угол к стене. Вы можете повредить корпус, деформировать гриф и погнуть колки.
10. Регулярные тренировки
Не забывайте регулярно браться за инструмент и играть на нем хотя бы по 2 часа. Матерые гитаристы все как 1 вам скажут одно: заниматься нужно как минимум по 6 часов в день. Но это применимо лишь к тем гитаристам, которые стоят на своем занятии собственную карьеру или когда игра на гитаре превращается в скоростной спорт. Вы, скорее всего, хотите играть для себя/друзей/родственников, а не заколачивать баксы на европейских концертных площадках, поэтому вам хватит для достижения нужного уровня и пары часов в день. Хотя естественно — чем больше, тем лучше. В тоже время, все отдают отчет в том, что существуют: учеба/работа/семья и игра 6 часов в день отнимет у вас время на более приоритетную деятельность. Ничто не должно мешать развиваться творчески, но в то же время, ничто не должно мешать и вашей собственной жизни.
11. Следите за новостями
Как бы это странно не звучало, но если Вы любите играть на гитаре, то это вовсе не означает, что вы не любите слушать чужую музыку. Наверняка у каждого из Вас есть свои любимые исполнители и не столь важно, в каком стиле они играют. Постарайтесь не отставать от событий музыкального мира, будьте разносторонними, следите за новыми альбомами своих любимых групп, за интервью с музыкантами, за новинками гитарной индустрии, интересуйтесь новыми моделями гитар, гаджетов и приспособлений. Узнавайте аккорды к новым песням и играйте их. Посещайте тематические форумы, узнавайте новинки муз hardware. Все это очень интересно, развивает Ваш муз кругозор и в беседе в музыкальной компании Вам всегда будет чем блеснуть, все оценят Ваш энтузиазм и продвинутость, но знайте меру, умников недолюбливают. :)
12. Пробуйте новое
Музыкальный мир не стоит на месте, не смотря на то, что гитара давно выросла из лютни (о нет, лютня все же отличный инструмент!), нот всегда 7, струн 6, а аккордов…просто тьма. На самом деле аккордов не так много, поскольку 1 и тот же аккорд можно сыграть на разных позициях (ладах) и в разном транспонировании. Согласитесь, тут есть чему поучиться? Вам всегда будет что познать. Всегда можно выучить какую-то новую песню или классическую/джазовую/блюзовую мелодию (благо, наши предки не зря старались). Пробуйте узнать, как устроены/как подключаются различные гитарные дисторшны/примочки и прочее. Исследуйте звук любимого исполнителей, если Вас задела какая то его мелодия. Изучите рэковую составляющую этого звука, чтобы воспроизвести его для себя. Конечно, для начинающих это не так то просто, но ведь в будущем вы все равно захотите это сделать, так почему бы не начать? Рэк — в данном контексте — это структура, состоящая из различного гитарного hardware, которая неким образом коммутируется для достижения оригинального и собственного звучания, к коему и стремятся многие музыканты.
13. Учитесь с друзьями
Учиться играть на гитаре или вообще, музыке, порой бывает довольно скучно. Домашние задания, хождения на уроки (особенно по метро, зимой, с гитарой). Иногда просто хочется взять и…
Но не стоит отчаиваться! Заинтересуйте этим делом своих друзей, подруг и знакомых. Только представьте, теперь вы не будете ходить на занятия по одиночке, будет что обсудить до и после занятий, поделиться опытом, проконтролировать со стороны качество исполнения и чистоту извлечения нот. Дружеская поддержка нужна не только в беде. К тому же, возможно в будущем, вы сможете играть дуэтом или вовсе создадите свою небольшую рок-группу. А что может быть круче? А летом вы запросто сможете выйти с друзьями на улицу и поиграть вдвоем/троем на гитарах, заранее разобранную на партии композицию.
Поверьте, звучать это будет великолепно, к тому же, вы начнете постигать азы работы в команде, для музыкантов это тоже важно, ведь будущая группа — это коллектив и взаимопонимание в нем весьма ценно. Порой нет ничего лучше, чем выйти на выходных поиграть с друзьями на гитарах (но не бутылку кефира пол батона), а что-то более красивое.
14. Вдохновляйтесь!
Не ждите, пока мана небесная снизойдет, чтобы указать вам путь и время для занятий, когда что-то не получается или когда хочется написать свою собственную мелодию. Вдохновение — особое состояние человеческого мозга и нашего сознания и оно не приходит как приведение из ниоткуда. Всему есть свои причины. Чтобы вдохновиться и почуять жажду к осуществлению авторского креатива старайтесь пребывать в постоянном движении. Ходите по художественным или фото выставкам, если они вас интересуют (даже если нет — сходите 1 раз и проверьте это), посетите музей, театр, концерт.
Посмотрите на тех, кто играет на улице на гитаре или скрипке или чем-то ещё. Посетите флеш-моб, повисите в приятной компании. Выпишите себе музыкальный журнал или просмотрите интересный в музыкальном смысле веб-сайт. Возможно даже найдутся и те, кто может позволить себе путешествие, это тоже прекрасный вариант. Если же такой возможности нет — сходите с друзьями или родственниками в поход. Испытайте новые эмоции! Смысл остается 1 — постоянно узнавать новое, быть в движении, поиске прекрасного и вдохновляющего. Рано или поздно вы поймаете волну и сознание будет просветлено идеей, которая станет сопровождать вас ещё некоторое время. Не давайте себе засохнуть или уныть — это путь к провалу!
Помните — вы часть мира, способная сделать его красивее, заставляя гитару петь.
15. Не забывайте отдыхать
Следуя всем описанным выше советам можно запросто загнать себя в угол, если придерживаться их слишком буквально. Советы — они мои, но голова все же ваша, так что не создавайте себе рамок. Для успешного продвижения по музыкальному миру и отличного результативного обучения необходимо не менее главное, чем все вышеописанное — это отдых. Отдых должен быть регулярным и своевременным. Нельзя давать мышцам перенапрягаться. Как только вы почувствуете сильное напряжение или скованность — немедленно начинайте разминку (трясите кистями и плечами).
В игре на гитаре задействуются десятки мышц, которых обычно и не заметишь, но они играют важную роль и давать им очень уставать не является мудрым шагом. Устраивайте для себя передышки, не загоняйте себя бесконечными многочасовыми тренировками. Помните, вы стараетесь в первую очередь для себя, поэтому нужно знать меру. Важным моментом является размеренность игры и чередование тренировок и отдыха. Например: играть 15 минут/отдыхать 5.
Я со всей ответственностью заявляю: фанатичные изнуряющие тренировки приводят к последующим проблемам с мышцами и суставами пальцев, а так же резко снижает вероятность успешно отработанного материала!
Желаю всем удачной тренировки и обширных достижений в творчестве!
Дополнения, исправления, вопросы и поправки только приветствуются, а холивары — нет.
© Александр Мастер — статья и часть картинок
© Разные Авторы — другие картинки
- Alexander Master,
- 12 июня 2013, 20:21,
- +27
Москва не сразу строилась, всё постигается постепенно и не стоит думать, что нужно учиться всему и сразу, это наоборот пугает :) Так что не переживайте, всё получится!
- Alexander Master
- 12 июня 2013, 22:13
- ↑
- ↓
Если сам писал — плюсадин! всё очень хорошо написано.
Если спёр откуда — то тогда я пока ещё чемпион по огромным постам на этом ресурсе)
Если спёр откуда — то тогда я пока ещё чемпион по огромным постам на этом ресурсе)
Я не гонюсь за объемами. Писал всё только сам, перемолотив свой опыт игры, наблюдения за учениками и за своими друзьями-музыкантами. :) Если есть сомнения, то всегда можно проверить текст спец сервисами по плагиату.
Спасибо за плюс :)
Спасибо за плюс :)
- Alexander Master
- 12 июня 2013, 22:15
- ↑
- ↓
Спасибо, очень правильная статья. Согласен насчет скорости. Мы живем в такое время и в такой стране, где все нужно «вчера» и денег нет.....:) Особенно веселят меня обыватели ФРАЗОЙ: «ты все еще учишься?» Поэтому это оч ценно. Метроном и нотная грамота очень важна. Но насчет табы я резко против нее в хорошем смысле этого слова, так как она тоже «ускоряет» я предпочитаю лучше нотыучиться читать сразу, выбирая удобную позицию и аппликатуру(благо гитара это позволяет:))а насчет расслабленности действительно так и есть. Это в принципе полезно. Когда расслаблен — все получается.
Да, совершенно верно. Табы несколько расслабляют, но табы это хорошая ступенька, чтоб потом учить ноты, их будет так проще понять. сами по себе гитарные ноты не так сложны, как для лютни например, но все же многих они пугают, они для многих не очевидны и на пальцах, кроме как на табах и не пояснить. :)
- Alexander Master
- 13 июня 2013, 13:49
- ↑
- ↓
Всё написано правильно — чувствуется опыт, умение расставить приоритеты)
Добавил бы ещё пункт: начни играть в группе\команде. Это и дисциплинирует, «прокачивает» навык игры, дает общение, расширение кругозора, обмен опытом, знания и т.д.
Добавил бы ещё пункт: начни играть в группе\команде. Это и дисциплинирует, «прокачивает» навык игры, дает общение, расширение кругозора, обмен опытом, знания и т.д.
Это был как раз пункт номер 13. Там про всё это есть. Спасибо за отзыв.
- Alexander Master
- 17 июня 2013, 12:54
- ↑
- ↓
Спасибо! Статья конечно моя, но блог совсем не мой :)) Просто иногда в этом блоге разрешается постить другим людям :) Вот я и решил воспользоваться случаем, мне тоже показалось, что блог не плох :)
- Alexander Master
- 17 июня 2013, 12:55
- ↑
- ↓
Дельные советы.) Даже играя долгое время, полезно перечитать и напомнить себе о тех мелочах, про которые иногда забываешь или ленишься делать.)
- WhiteHorse0209
- 18 июня 2013, 11:51
- ↓
Спасибо большое!
Есть светофоры, предназначенные для слепых, они издают разные звуки. Это мб звук, имитирующий птицу или не слишком навязчивая сирена или просто периодическое пищание :)
В том то и смысл — замечать детали и вслушиваться. Это конечно не самоцель, но ведь ужасно интересно!
Есть светофоры, предназначенные для слепых, они издают разные звуки. Это мб звук, имитирующий птицу или не слишком навязчивая сирена или просто периодическое пищание :)
В том то и смысл — замечать детали и вслушиваться. Это конечно не самоцель, но ведь ужасно интересно!
- Alexander Master
- 19 сентября 2013, 22:38
- ↑
- ↓
Охренительные фото, чувак! Ну, и по пунктам очень правильно все. Только я бы 1-ый пункт в конце продублировал бы. Потому что умение слышать и слушать самое важное. Оно корректирует все. :) Спасибо за статью.
- Magnatikus
- 20 сентября 2013, 15:17
- ↓
Благодарю, очень приятно!
Но если продублировать это будет уже 16 советов, даже 15,5. )))
А картинки где сам делал, а где интернет помог :)
Но если продублировать это будет уже 16 советов, даже 15,5. )))
А картинки где сам делал, а где интернет помог :)
- Alexander Master
- 24 сентября 2013, 10:43
- ↑
- ↓
Комментарии (29)
RSS свернуть / развернуть