Передача чувств и ощущений в звуке
С наступившим вас Рождеством господа! Хотелось поделиться с вами статьей Steve Vai от 1989 года. Честно скажу, что эта статья изменила мой взгляд как на процесс написания музыки, так и на ее содержание.
Сразу оговорюсь, что статья публиковалась в печатном издании Guitars Magazine (во избежание, так сказать).
Индивидуальность развивается в сознании. Первый шаг, это вера в то, что все мы уникальны, и если это не проявляется со всей очевидностью в нашей художественной стороне (музыка, вкус, что угодно), то это можно развить. В этой статье раскрою вам неортодоксальный подход к развитию собственного личного стиля и самовыражения. Некоторые методы могут показаться «не от мира сего», но попробовать их все же стоит.
Я не буду затрагивать муз.теорию, упражнения и «крутые ходы» — благо литературы и подобной информации — море. Но дело не в том, что это не нужно, как раз наоборот. Но уникальность — не всегда отражение ваших знаний или скорости игры. Я верю, индивидуальность определяется тем, как хорошо вы используете свое воображение в сочетании с эмоциональностью, физическими, техническими и умственными способностями. Это звучит очень объемно, но на самом деле, все сводится к тому, чтобы «просто играть».
Чтобы моя статья принесла вам пользу — очень важно, чтобы в вашем арсенале было достаточно теоретических знаний и технических навыков. Это не абсолютная необходимость, но это очень важно для любого музыканта. Хотя далее речь пойдет скорее от тренировке сознания, чем пальцев, но…
Гаммы
Все мажорные гаммы, их производные модальные лады и теория их соотношения, пентатоника, минор и гармонический минор, целотонные и уменьшенные лады. Надо уметь играть все это в любой позиции на грифе, а так же в проходе от 6-й струны до самой высокой ноты. Помните их звучание, отрабатывайте паттернами основанными на секундах, терциях квартах и т.д.
Аккорды
Знайте пять аккордовых позиций основных аккордов — минорный, мажорный, 7аккорды, maj7, m7, уменьшенный и полууменьшенный. Помните их звучание и умейте определить в записи по входящим в аккорд нотам.
Теория и импровизация
Железно запомните нахождение каждой ноты на грифе (включая b и #). Запомните свойства и принципы квинтового круга и познакомьтесь с основами теории гармонии.
Чтение и запись нот
Умейте читать ноты с листа без длительной подготовки («читая» пьесу по аккордовой сетке и мелодии), читать табулатуры и аккордовые диаграммы. И главное — умейте зафиксировать идею на бумаге!
Первым уроком в данной статье будет осознание своей уникальности. Верьте, что вы уникальны и неповторимы. Нет хуже, нет лучше, просто каждый проявляет свою уникальность в разной степени ярко. Думайте об этом и не зацикливайтесь на себе. Уважайте и цените окружающих.
Возьмите инструмент и сыграйте аккорд. Придумайте такой, который вы раньше не играли (это проще, чем кажется — просто поставьте пальцы так, как никогда не ставили, или перестройте струну-другую). Теперь сыграйте его, как угодно, и запишите в аудио. Во время прослушивания дайте аккорду «говорить» с вами. Позвольте ему пробудить в вашем сознании картину — что-то знакомое, быть может из жизненного опыта. Дайте воображению свободу (это можно считать девизом статьи. -прим. ред.)! Вы можете начать с простого впечатления, а закончить целой историей (основанной на аккордах). В конце (а лучше в процессе) запишите то, что вы навыдумывали. Это упражнение на воображение, и оно должно быть доведено до абсолюта. Послушайте что-то, что вы сочинили ранее, или свою любимую песню. При этом дайте воображению «сойти с рельс». В поисках особой темы или мелодии можете брать сюжеты с потолка, отталкиваться от событий и впечатлений прошлого или грядущего. Через некоторое время, при должной тренировке, вы увидите, как эта процедура влияет на вашу музыку.
Следующие упражнения могут привести вас действительно к новым открытиям, к которым вы не пришли каким-либо иным путем:
Подумайте о каком-то близком человеке, может о себе. Напишите песню в простой (для начала) форме так, чтобы каждая часть песни отражала черту характера этого человека. Быть может, для начала вам придется подумать о том, как вы видите различные качества человека.
Больше преувеличений в игре! Если вам кажется, что в пассаже аккорд должен извлекаться сильно — выкорчуйте его из струн! Если нужно что-то быстрое и яростное — будьте как можно более яростными, более, чем вы могли ожидать от себя (но играйте чисто и точно, если не требуется обратного). Если пассаж деликатен — приведите свой ум в это состояние, чтобу не музыка влияла на вас, а вы влияли на музыку, подчеркивая ее настроение своим состоянием. Этот метод полезен в рамках динамики, особенно групповой динамики, потому что динамика наиболее эффектна тогда, когда она преувеличена.
Чтобы вы не делали, колбасьтесь! Только не травмируйте себя и окружающих.
В конце концов, игра на гитаре — это очень личный процесс.
Если вы почувствуете, что просто бренчите на гитаре, или теряете интерес, вот упражнение, которое поможет укрепить (или развить) мысленный контакт с инструментом (говоря иначе, покорить гитару, или приспособиться к ней, что-то в таком духе — прим. ред.). Подумайте недавно прошедших днях и разбейте их на некую последовательность событий. Возьмите одно из них и воспроизведите несколько раз у себя в голове. Скорее всего ваши эмоции хоть чуток, да изменятся к тогдашнему состоянию. Теперь постройте муз. форму, которая отражает это состояние. Это может быть аккорд. гармония, фраза, мелодия, эффект, целая пьеса или вообще одна нота.
Если вы полностью поглощены этим состоянием, оно отразится в вашей игре. Это и называется волшебная сила музыки. Возьмем просто аккорд: конструкция из нот, которую извлекают, вышибают, выкорчевывают — подходящее подчеркнуть. Подходящее, отражающее ваше состояние. Попробуйте выдумать (пока в голове) аккорд, который по-вашему, лучше всего подходить под ваше событие, или состояние. Затем постройте его на гитаре. Если вы чувствуете, что теряете цель из виду, снова воспроизведите события в голове, и представьте звук аккорда. Когда сочтете, что у вас есть гармоническая структура, воспроизводящая ваше состояние, играйте ее снова и снова, фиксируя свое сознание на событии от которого вы пришли к этим звукам. Ваш подход к исполнению, возможно и аккорд могут измениться, чтобы вписываться в ваше внутреннее состояние наиболее точно.
Затем попробуйте выстроить несколько аккордов. чтобы наиболее полно отразить ваше состояние. Они могут быть простыми, сложными — это не важно. На каждое событие в жизни человека можно подобрать гармонию или хотя бы аккорд. Учитывая это, вы не рискуете остаться без идей.
Теперь попытайтесь сыграть рифф, ноту, мелодию, отражающую то, что происходит в вашем сознании. Когда найдете что-то подходящее, повторяйте это снова и снова, пока событие крутится у вас в голове. Запомните, что найти подходящие темп и ритм для вашего состояния очень важно. Все мы знаем как по-разному заставляют нас чувствовать и двигаться различные ритмы.
В ходе проигрывания вы начнете потихоньку видоизменять, украшать или сокращать то что вы играете, подгоняя это под вашу мысль как можно точнее. Расстояние между тем что вы играете, и тем, что думаете, будет постепенно сокращаться, пока вы не поймете, что вы и гитара — одно целое и говорите одним языком. Это очень особенный момент в жизни музыканта. Он требует дисциплины, концентрации и упорства, но иногда он происходит спонтанно (и важно не отчаиваться, если это не случается).
Когда бы вы потом не играли эти аккорды, он будут значить для вас намного больше, чем бездумное бряканье, которым вы до этого занимались. Превратите их в музыкальное произведение, и оно будет очень мощным. (еще бы! По ощущениям и буре эмоций это схоже с первой любовью! — прим. ред.)
Небольшое предостережение. Вспоминая события из прошлого, или то на чем вы будете фокусироваться — выбирайте различные состояния и эмоции. Не обязательно выбирать яркие, как гнев, ярость, радость, оргазм и пр. Это может быть всего лишь мысль или впечатление. Иногда люди зацикливаются на негативных событиях своей жизни. И если вы будете делать это слишком часто, и если это не разбавлено иными эмоциями, это залегат в вашу музыку такими же образами. И в последствии будет притягивать к вам соответствующего склада людей. Напротив, если вы будете интерпретировать самые разнообразные события, играя на своем прекрасном инструменте — люди со временем начнут понимать и узнавать ваше видение (ваша музыка станет чем-то типа автобиографии или мемуаров, или блога — прим. ред.).
Каждый день мы переживаем тысячу различных состояний, гораздо больше чем здесь перечислено. Представьте, например, что вы не ели около суток и кто-то дал вам красивое, холодное спелое яблоко и… ХРУМ!!! За этот миг разум пролетит через голод, мысль о том, что-бы такого съесть, ваше отношение к тому, кто дал вам яблоко, возглас «Да! Это яблочко исключительно в кассу!». Так вот, вы откусили от яблока и распробовали его вкус. А теперь подавились, закашлялись и выплюнули кусок, потому что торопились и не прожевали как следует. И, возможно выплюнули на рубашку того, кто дал вам яблоко и теперь вам ооочень не ловко!
И от всего этого можно отталкиваться при сочинительстве. Проработайте каждое из этих состояний как это было описано выше.
Такой подход может помочь вам в трудные времена, он открывает новые перспективы и это именно то, что называется магией музыки. Если вы ярко передаете людям свое состояние, оно цепляет их. В каком направлении вы их поведете зависит только от вас. Запомните, ваш инструмент — это всего лишь деревяшка с проволокой, пусть и красивая. Вы выбираете, каким волшебником стать. Прислушайтесь к своему сердцу, и вы будете играть от сердца.
Ваши движения раскрывают вашу истинную суть. Когда кто-то играет на инструменте, его движения играют большую роль. Правда, есть те, кто абсолютно неподвижен (но их очень мало, и они либо уже признанны, либо абсолютно неинтересны — прим. ред.), но это не говорит о тоv, что их игра ничего не значит. Они выразительны уже своим существом. Иногда, беря аккорд или играя что-то ваша мимика приходит в движение. Это дает ощущение свободы и целостности, к тому же отлично развлекает публику.
Вот упражнение, которое поможет вам развить выразительность тела: прослушайте какое-то произведение, выберите наиболее яркий момент, прослушайте его несколько раз, а затем представьте этот фрагмент «маленьким человечком». Представьте, как бы он выглядел, двигался если бы был человечком. Что бы он делал, чтобы передать слушателям свою мысль и энергетику. Продолжайте слушать отрывок произведения и когда у вас в голове сложится цельный образ этого «человечка», попробуйте скопировать его движения, мимику, жесты. Вы будете сильнее чувствовать эту музыку, и это отразится на вашей игре, иногда даже незаметно для вас. Делать это упражнение перед зеркалом — неплохая идея для забавного досуга!
Второе упражнение — стоит попробовать в джеме, или на репетиции. Когда играете что-то подумайте, как то, что вы играете и слышите заставляет вас двигаться. Как музыка меняет вас. Дайте звуку выразить себя в каком-то движении. Это может быть игривое подмигивание или катание на полу в конвульсиях бешеного экстаза с раздуванием ноздрей, выпучиванием глаз и надувшимися от напряжения венами на шее.
Несомненно, для применения всех этих трюков на сцене нужна определенная раскованность, но вам ведь все по-барабану! Я не предлагаю использовать язык тела постоянно, но в вечной борьбе за зрителя и оригинальность приходится искать по закоулкам души новые средства самовыражения. И эта фишка может помочь!
Теперь муз. пример: я делал транскрипцию музыки Frank Zappa, работая по 10-12 часов в день и слушая всего одну минуту музыки. Я сосредотачивался на столько, что если я прерывался, то впадал в оцепенение. Но я достиг беспрецедентных результатов: открыл для себя новые формы нотной записи, натренировал свой слух и расшифровал в ноты некоторые из самых сложных музыкальных форм из всех, что были записаны. И все это исключительно за счет точной сфокуссированности сознания.
Такой метод контроля за сознанием называется медитацией. Люди медитируют постоянно, сами того не замечая. Тупое глядение телевизора тоже своего рода медитация. В основном под термином «медитация» подразумевают «очищение сознания». Очищение сознания для концентрации на божественном, или чем-то другом. Как это все относится к гитаре?
Когда вы медитируете над чем-то, вы рассматриваете предмет под самыми различными углами, включая такие, о которых вы никогда не думали. Здесь вы достигаете глубин своей сущности и индивидуальности. Соответственно, результат вашей медитации будет уникальным, как и вы. Это как раз то, к чему стремятся все артисты.
Следующее упражнение поможет вам развить навык музыкальной медитации: возьмите музыкальную идею, аккорд, рифф или ноту. Например, займемся таким приемом, как вибрато. Вибрато очень выразительная техника и может сказать тысячу разных вещей, будучи правильно (или не правильно) использованной. Возьмите гитару, засеките время, и исполняйте вибрато на одной ноте в течение часа. Звучит просто и глупо, но есть подвох…
Ни на что не отвлекайтесь, кроме этой ноты!
Берите ноту столько раз, сколько захотите. Пробуйте разные варианты вибрато — быстрое, медленное, глубокое, едва слышимое. Главное — не позволяйте себе отвлекаться. Когда обнаружите, что думаете о чем-то кроме вибрато (а это будет после первых секунд), верните сознание к ноте и вибрато.
Постепенно в голове появятся такие мысли, как: «Я правильно это делаю?», — затем — «Какая все же это напрасная трата времени!». Наконец, вы начнете думать обо всем подряд. Это самый трудный момент. Держите свое сознание на вибрато своей ноты и не давайте ему отвлекаться. Это очень сложно, и над этим стоит поработать.
Наконец, перебрав все типы и приемы исполнения вибрато, которые вы слышали, видели, учили, если у вас хватит дисциплинированности продолжать, сознание войдет в ваши частные владения, и все, что появится с этого момента в вашем вибрато будет уникальным. Вашим.
Можно начинать упражняться в медитации постепенно. Например с 10-15 минут. Старайтесь задавать себе определенное время. В итоге, когда настанет время «просто играть» вы будете использовать вибрато более осмысленно и с бóльшей легкостью. И вы найдете в своей игре что-то новое. Упражняться можно хоть на ноте, хоть на гармонии, главное — удерживайте свои мысли на этом.
Одной из замечательных наград за овладение музыкальной медитацией будет авторитет. Когда вы будете что-то играть, вы будете уверены, что делаете это филигранно, к тому же у вас появится свой неповторимый сталь игры. Но самое важное приобретение — дисциплинированность. И если вы действительно проникнитесь, из дисциплины это перейдет в удовольствие.
Установка — возможно самый важный инструмент в любой форме обучения и самосовершенствования. Главное выбрать правильную установку и следовать ей. Ни я, ни кто-то другой не поможет вам с ее выбором, потому что каждый идет своим путем. Стоит отметить лишь, что здоровые установки помогут ценить работу и наставления других, и положительно отразятся на ваших результатах и самооценке.
Я видел много прекрасных музыкантов когда учился в Berklee Colledge of Music, чьи технические возможности намного превосходили мои. Но некоторым из них не хватало правильной установки в отношении себя и своей музыки. Я не утверждаю, что нужно стать законченным эгоцентристом, но если ты сам не любишь и не уважаешь то, что ты делаешь, то какого черта ты ждешь этого от окружающих?
При сочинении временами бывает непросто. Все рано или поздно задаются вопросами: «Правильно-ли я делаю? Складывается-ли целая картина? Как быстро нужно играть этот момент?» Иногда «просто играть» — самая трудная часть в создании музыки.
Гитара — прекрасный инструмент и заслуживает уважения. Во время музыкальной карьеры вы будете близки с ней как ни с кем другим; в самые острые и волнительные моменты. Она принимает натиск вашей радости и печали, она видит и чувствует вашу страсть. Ваш гнев, вашу любовь и ненависть. Она поведет вас к победам и унижениям. И хотя это всего лишь дерево с проволокой, вы почувствуете, что у нее есть душа — и будете правы. Но это ваше отражение. Растите вместе с ним и уважайте его.
Спасибо за вашу поддержку. Ваше вдохновение и влияние всегда было моим фундаментом. Мои наилучшие пожелания всем вам!
Сразу оговорюсь, что статья публиковалась в печатном издании Guitars Magazine (во избежание, так сказать).
Это ваше «я»
Уникальность. Индивидуальность. Это свойства, к которым стремятся амбициозные музыканты. Когда эти качества в ком-то проявляются, возникают тенденции и устанавливается мода. Каждый может быть уникальным, потому что нет двух одинаковых личностей.Индивидуальность развивается в сознании. Первый шаг, это вера в то, что все мы уникальны, и если это не проявляется со всей очевидностью в нашей художественной стороне (музыка, вкус, что угодно), то это можно развить. В этой статье раскрою вам неортодоксальный подход к развитию собственного личного стиля и самовыражения. Некоторые методы могут показаться «не от мира сего», но попробовать их все же стоит.
Я не буду затрагивать муз.теорию, упражнения и «крутые ходы» — благо литературы и подобной информации — море. Но дело не в том, что это не нужно, как раз наоборот. Но уникальность — не всегда отражение ваших знаний или скорости игры. Я верю, индивидуальность определяется тем, как хорошо вы используете свое воображение в сочетании с эмоциональностью, физическими, техническими и умственными способностями. Это звучит очень объемно, но на самом деле, все сводится к тому, чтобы «просто играть».
Чтобы моя статья принесла вам пользу — очень важно, чтобы в вашем арсенале было достаточно теоретических знаний и технических навыков. Это не абсолютная необходимость, но это очень важно для любого музыканта. Хотя далее речь пойдет скорее от тренировке сознания, чем пальцев, но…
Гаммы
Все мажорные гаммы, их производные модальные лады и теория их соотношения, пентатоника, минор и гармонический минор, целотонные и уменьшенные лады. Надо уметь играть все это в любой позиции на грифе, а так же в проходе от 6-й струны до самой высокой ноты. Помните их звучание, отрабатывайте паттернами основанными на секундах, терциях квартах и т.д.
Аккорды
Знайте пять аккордовых позиций основных аккордов — минорный, мажорный, 7аккорды, maj7, m7, уменьшенный и полууменьшенный. Помните их звучание и умейте определить в записи по входящим в аккорд нотам.
Теория и импровизация
Железно запомните нахождение каждой ноты на грифе (включая b и #). Запомните свойства и принципы квинтового круга и познакомьтесь с основами теории гармонии.
Чтение и запись нот
Умейте читать ноты с листа без длительной подготовки («читая» пьесу по аккордовой сетке и мелодии), читать табулатуры и аккордовые диаграммы. И главное — умейте зафиксировать идею на бумаге!
Первым уроком в данной статье будет осознание своей уникальности. Верьте, что вы уникальны и неповторимы. Нет хуже, нет лучше, просто каждый проявляет свою уникальность в разной степени ярко. Думайте об этом и не зацикливайтесь на себе. Уважайте и цените окружающих.
Картины в воображении
Иногда мы играем то, что получается само собой, и не знаем почему. Возможно — вдохновение свыше. Можно принять это как есть, а можно привязать ваши заигрывания с «высшими силами» к определенным «картинам».Возьмите инструмент и сыграйте аккорд. Придумайте такой, который вы раньше не играли (это проще, чем кажется — просто поставьте пальцы так, как никогда не ставили, или перестройте струну-другую). Теперь сыграйте его, как угодно, и запишите в аудио. Во время прослушивания дайте аккорду «говорить» с вами. Позвольте ему пробудить в вашем сознании картину — что-то знакомое, быть может из жизненного опыта. Дайте воображению свободу (это можно считать девизом статьи. -прим. ред.)! Вы можете начать с простого впечатления, а закончить целой историей (основанной на аккордах). В конце (а лучше в процессе) запишите то, что вы навыдумывали. Это упражнение на воображение, и оно должно быть доведено до абсолюта. Послушайте что-то, что вы сочинили ранее, или свою любимую песню. При этом дайте воображению «сойти с рельс». В поисках особой темы или мелодии можете брать сюжеты с потолка, отталкиваться от событий и впечатлений прошлого или грядущего. Через некоторое время, при должной тренировке, вы увидите, как эта процедура влияет на вашу музыку.
Следующие упражнения могут привести вас действительно к новым открытиям, к которым вы не пришли каким-либо иным путем:
Подумайте о каком-то близком человеке, может о себе. Напишите песню в простой (для начала) форме так, чтобы каждая часть песни отражала черту характера этого человека. Быть может, для начала вам придется подумать о том, как вы видите различные качества человека.
Больше преувеличений в игре! Если вам кажется, что в пассаже аккорд должен извлекаться сильно — выкорчуйте его из струн! Если нужно что-то быстрое и яростное — будьте как можно более яростными, более, чем вы могли ожидать от себя (но играйте чисто и точно, если не требуется обратного). Если пассаж деликатен — приведите свой ум в это состояние, чтобу не музыка влияла на вас, а вы влияли на музыку, подчеркивая ее настроение своим состоянием. Этот метод полезен в рамках динамики, особенно групповой динамики, потому что динамика наиболее эффектна тогда, когда она преувеличена.
Чтобы вы не делали, колбасьтесь! Только не травмируйте себя и окружающих.
Воспроизведение пережитого
Чем сильнее ваша способность идентифицировать и выразить свою внутреннюю суть, тем больше уважения у вас будет к средству выражения — вашей гитаре. Если вы начнете чаще перекладывать свои разные состояния на гитару, то увидите свою игру в новой перспективе. Ваша музыка будет иметь разный характер: игривый, печальный, извращенный, светлый, какой угодно!В конце концов, игра на гитаре — это очень личный процесс.
Если вы почувствуете, что просто бренчите на гитаре, или теряете интерес, вот упражнение, которое поможет укрепить (или развить) мысленный контакт с инструментом (говоря иначе, покорить гитару, или приспособиться к ней, что-то в таком духе — прим. ред.). Подумайте недавно прошедших днях и разбейте их на некую последовательность событий. Возьмите одно из них и воспроизведите несколько раз у себя в голове. Скорее всего ваши эмоции хоть чуток, да изменятся к тогдашнему состоянию. Теперь постройте муз. форму, которая отражает это состояние. Это может быть аккорд. гармония, фраза, мелодия, эффект, целая пьеса или вообще одна нота.
Если вы полностью поглощены этим состоянием, оно отразится в вашей игре. Это и называется волшебная сила музыки. Возьмем просто аккорд: конструкция из нот, которую извлекают, вышибают, выкорчевывают — подходящее подчеркнуть. Подходящее, отражающее ваше состояние. Попробуйте выдумать (пока в голове) аккорд, который по-вашему, лучше всего подходить под ваше событие, или состояние. Затем постройте его на гитаре. Если вы чувствуете, что теряете цель из виду, снова воспроизведите события в голове, и представьте звук аккорда. Когда сочтете, что у вас есть гармоническая структура, воспроизводящая ваше состояние, играйте ее снова и снова, фиксируя свое сознание на событии от которого вы пришли к этим звукам. Ваш подход к исполнению, возможно и аккорд могут измениться, чтобы вписываться в ваше внутреннее состояние наиболее точно.
Затем попробуйте выстроить несколько аккордов. чтобы наиболее полно отразить ваше состояние. Они могут быть простыми, сложными — это не важно. На каждое событие в жизни человека можно подобрать гармонию или хотя бы аккорд. Учитывая это, вы не рискуете остаться без идей.
Теперь попытайтесь сыграть рифф, ноту, мелодию, отражающую то, что происходит в вашем сознании. Когда найдете что-то подходящее, повторяйте это снова и снова, пока событие крутится у вас в голове. Запомните, что найти подходящие темп и ритм для вашего состояния очень важно. Все мы знаем как по-разному заставляют нас чувствовать и двигаться различные ритмы.
В ходе проигрывания вы начнете потихоньку видоизменять, украшать или сокращать то что вы играете, подгоняя это под вашу мысль как можно точнее. Расстояние между тем что вы играете, и тем, что думаете, будет постепенно сокращаться, пока вы не поймете, что вы и гитара — одно целое и говорите одним языком. Это очень особенный момент в жизни музыканта. Он требует дисциплины, концентрации и упорства, но иногда он происходит спонтанно (и важно не отчаиваться, если это не случается).
Когда бы вы потом не играли эти аккорды, он будут значить для вас намного больше, чем бездумное бряканье, которым вы до этого занимались. Превратите их в музыкальное произведение, и оно будет очень мощным. (еще бы! По ощущениям и буре эмоций это схоже с первой любовью! — прим. ред.)
Небольшое предостережение. Вспоминая события из прошлого, или то на чем вы будете фокусироваться — выбирайте различные состояния и эмоции. Не обязательно выбирать яркие, как гнев, ярость, радость, оргазм и пр. Это может быть всего лишь мысль или впечатление. Иногда люди зацикливаются на негативных событиях своей жизни. И если вы будете делать это слишком часто, и если это не разбавлено иными эмоциями, это залегат в вашу музыку такими же образами. И в последствии будет притягивать к вам соответствующего склада людей. Напротив, если вы будете интерпретировать самые разнообразные события, играя на своем прекрасном инструменте — люди со временем начнут понимать и узнавать ваше видение (ваша музыка станет чем-то типа автобиографии или мемуаров, или блога — прим. ред.).
Каждый день мы переживаем тысячу различных состояний, гораздо больше чем здесь перечислено. Представьте, например, что вы не ели около суток и кто-то дал вам красивое, холодное спелое яблоко и… ХРУМ!!! За этот миг разум пролетит через голод, мысль о том, что-бы такого съесть, ваше отношение к тому, кто дал вам яблоко, возглас «Да! Это яблочко исключительно в кассу!». Так вот, вы откусили от яблока и распробовали его вкус. А теперь подавились, закашлялись и выплюнули кусок, потому что торопились и не прожевали как следует. И, возможно выплюнули на рубашку того, кто дал вам яблоко и теперь вам ооочень не ловко!
И от всего этого можно отталкиваться при сочинительстве. Проработайте каждое из этих состояний как это было описано выше.
Такой подход может помочь вам в трудные времена, он открывает новые перспективы и это именно то, что называется магией музыки. Если вы ярко передаете людям свое состояние, оно цепляет их. В каком направлении вы их поведете зависит только от вас. Запомните, ваш инструмент — это всего лишь деревяшка с проволокой, пусть и красивая. Вы выбираете, каким волшебником стать. Прислушайтесь к своему сердцу, и вы будете играть от сердца.
Физическое выражение
Ваше лицо многое рассказывает о вашей личности. Когда люди говорят, они задействуют не только голос, но и лицо. Часто, истинное значение сказанного раскрывается через выражение лица и язык тела. Второе — очень важная часть самовыражения. Чтобы понять, насколько — просто попробуйте рассказать о чем то впечатляющем используя только голос, с каменным лицом и неподвижным телом.Ваши движения раскрывают вашу истинную суть. Когда кто-то играет на инструменте, его движения играют большую роль. Правда, есть те, кто абсолютно неподвижен (но их очень мало, и они либо уже признанны, либо абсолютно неинтересны — прим. ред.), но это не говорит о тоv, что их игра ничего не значит. Они выразительны уже своим существом. Иногда, беря аккорд или играя что-то ваша мимика приходит в движение. Это дает ощущение свободы и целостности, к тому же отлично развлекает публику.
Вот упражнение, которое поможет вам развить выразительность тела: прослушайте какое-то произведение, выберите наиболее яркий момент, прослушайте его несколько раз, а затем представьте этот фрагмент «маленьким человечком». Представьте, как бы он выглядел, двигался если бы был человечком. Что бы он делал, чтобы передать слушателям свою мысль и энергетику. Продолжайте слушать отрывок произведения и когда у вас в голове сложится цельный образ этого «человечка», попробуйте скопировать его движения, мимику, жесты. Вы будете сильнее чувствовать эту музыку, и это отразится на вашей игре, иногда даже незаметно для вас. Делать это упражнение перед зеркалом — неплохая идея для забавного досуга!
Второе упражнение — стоит попробовать в джеме, или на репетиции. Когда играете что-то подумайте, как то, что вы играете и слышите заставляет вас двигаться. Как музыка меняет вас. Дайте звуку выразить себя в каком-то движении. Это может быть игривое подмигивание или катание на полу в конвульсиях бешеного экстаза с раздуванием ноздрей, выпучиванием глаз и надувшимися от напряжения венами на шее.
Несомненно, для применения всех этих трюков на сцене нужна определенная раскованность, но вам ведь все по-барабану! Я не предлагаю использовать язык тела постоянно, но в вечной борьбе за зрителя и оригинальность приходится искать по закоулкам души новые средства самовыражения. И эта фишка может помочь!
Музыкальная медитация
Когда вы концентрируетесь всем своим существом на какой-то деятельности, вы получаете наилучший результат. Каменщик, сосредоточившийся на своих движениях работает быстрее и качественнее, а вы, читая книгу, сфокусировав на ней внимание, лучше понимаете и усваиваете прочитанное.Теперь муз. пример: я делал транскрипцию музыки Frank Zappa, работая по 10-12 часов в день и слушая всего одну минуту музыки. Я сосредотачивался на столько, что если я прерывался, то впадал в оцепенение. Но я достиг беспрецедентных результатов: открыл для себя новые формы нотной записи, натренировал свой слух и расшифровал в ноты некоторые из самых сложных музыкальных форм из всех, что были записаны. И все это исключительно за счет точной сфокуссированности сознания.
Такой метод контроля за сознанием называется медитацией. Люди медитируют постоянно, сами того не замечая. Тупое глядение телевизора тоже своего рода медитация. В основном под термином «медитация» подразумевают «очищение сознания». Очищение сознания для концентрации на божественном, или чем-то другом. Как это все относится к гитаре?
Когда вы медитируете над чем-то, вы рассматриваете предмет под самыми различными углами, включая такие, о которых вы никогда не думали. Здесь вы достигаете глубин своей сущности и индивидуальности. Соответственно, результат вашей медитации будет уникальным, как и вы. Это как раз то, к чему стремятся все артисты.
Следующее упражнение поможет вам развить навык музыкальной медитации: возьмите музыкальную идею, аккорд, рифф или ноту. Например, займемся таким приемом, как вибрато. Вибрато очень выразительная техника и может сказать тысячу разных вещей, будучи правильно (или не правильно) использованной. Возьмите гитару, засеките время, и исполняйте вибрато на одной ноте в течение часа. Звучит просто и глупо, но есть подвох…
Ни на что не отвлекайтесь, кроме этой ноты!
Берите ноту столько раз, сколько захотите. Пробуйте разные варианты вибрато — быстрое, медленное, глубокое, едва слышимое. Главное — не позволяйте себе отвлекаться. Когда обнаружите, что думаете о чем-то кроме вибрато (а это будет после первых секунд), верните сознание к ноте и вибрато.
Постепенно в голове появятся такие мысли, как: «Я правильно это делаю?», — затем — «Какая все же это напрасная трата времени!». Наконец, вы начнете думать обо всем подряд. Это самый трудный момент. Держите свое сознание на вибрато своей ноты и не давайте ему отвлекаться. Это очень сложно, и над этим стоит поработать.
Наконец, перебрав все типы и приемы исполнения вибрато, которые вы слышали, видели, учили, если у вас хватит дисциплинированности продолжать, сознание войдет в ваши частные владения, и все, что появится с этого момента в вашем вибрато будет уникальным. Вашим.
Можно начинать упражняться в медитации постепенно. Например с 10-15 минут. Старайтесь задавать себе определенное время. В итоге, когда настанет время «просто играть» вы будете использовать вибрато более осмысленно и с бóльшей легкостью. И вы найдете в своей игре что-то новое. Упражняться можно хоть на ноте, хоть на гармонии, главное — удерживайте свои мысли на этом.
Одной из замечательных наград за овладение музыкальной медитацией будет авторитет. Когда вы будете что-то играть, вы будете уверены, что делаете это филигранно, к тому же у вас появится свой неповторимый сталь игры. Но самое важное приобретение — дисциплинированность. И если вы действительно проникнитесь, из дисциплины это перейдет в удовольствие.
В заключение...
Если вы внимательно читали эту статью, вы, возможно, заметили, что мой метод очень нетривиален. Конечно, вы можете найти информацию о всех технических и теоретических аспектах игры на гитаре, но если что-то из сказанного здесь вдохновило вас углубиться в свое воображение, сердце и душу — я преуспел. Но все в итоге сводится к вам и вашим установкам.Установка — возможно самый важный инструмент в любой форме обучения и самосовершенствования. Главное выбрать правильную установку и следовать ей. Ни я, ни кто-то другой не поможет вам с ее выбором, потому что каждый идет своим путем. Стоит отметить лишь, что здоровые установки помогут ценить работу и наставления других, и положительно отразятся на ваших результатах и самооценке.
Я видел много прекрасных музыкантов когда учился в Berklee Colledge of Music, чьи технические возможности намного превосходили мои. Но некоторым из них не хватало правильной установки в отношении себя и своей музыки. Я не утверждаю, что нужно стать законченным эгоцентристом, но если ты сам не любишь и не уважаешь то, что ты делаешь, то какого черта ты ждешь этого от окружающих?
При сочинении временами бывает непросто. Все рано или поздно задаются вопросами: «Правильно-ли я делаю? Складывается-ли целая картина? Как быстро нужно играть этот момент?» Иногда «просто играть» — самая трудная часть в создании музыки.
Гитара — прекрасный инструмент и заслуживает уважения. Во время музыкальной карьеры вы будете близки с ней как ни с кем другим; в самые острые и волнительные моменты. Она принимает натиск вашей радости и печали, она видит и чувствует вашу страсть. Ваш гнев, вашу любовь и ненависть. Она поведет вас к победам и унижениям. И хотя это всего лишь дерево с проволокой, вы почувствуете, что у нее есть душа — и будете правы. Но это ваше отражение. Растите вместе с ним и уважайте его.
Спасибо за вашу поддержку. Ваше вдохновение и влияние всегда было моим фундаментом. Мои наилучшие пожелания всем вам!
- hotYozhik,
- 06 января 2014, 22:44,
- 0
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернуть