Рубим тяжеляк
Статья представляет собой не истину в последней инстанции, а лишь некоторые наблюдения, сделанные мной в течение многолетней игровой практики. Надеюсь, что кому-нибудь мои замечания и советы будут полезными.
Итак, нашей целью является получение качественного, фирмового звука в тяжелых направлениях музыки, который начинается с правильной настройки гитары.
Первое на что нужно обратить внимание это калибр струн. Принцип такой: ваш калибр струн должен позволять вам играть с хорошей атакой. Иногда хочется поставить струны потолще, чтобы в тяжелых направлениях звучать поубедительнее и это желание понятно и отчасти обоснованно, потому что толстые струны дают более широкий спектр частот, звучат мощнее и как бы толще. Однако использование толстых струн сопряжено со следующими проблемами.
Сразу оговоримся, что под нормальным калибром будем понимать 09-42 или 09-46, под толстыми струнами или крупным калибром – все, что толще. Например, 10-52.
Если вы привыкли играть на девятке, то играть качественно на десятке по крайней мере сразу вы не сможете, потому что этот калибр требует гораздо более мощной атаки и с вашей привычной атакой вы его не «пробьете». Кроме того десятка гораздо труднее тянется, а значит, убедительных вибрато и бендов вы так же не исполните. И дело не только в том, что мышцы левой руки натренированы на девятку, но так же и в том, что толстые струны требуют более толстых мозолей на подушках пальцев.
На то, чтобы добиться качественного звука на толстых струнах у вас может уйти очень много времени. Поэтому для начала я рекомендую использовать нормальный калибр струн, довести свой звук на нем до совершенства, а уже потом, понимая, чего вы хотите добиться, можно переходить на более толстые струны, подобно тому как боксер, ставший чемпионом в своем весе, переходит в более тяжелый вес.
Исключением является случай использования пониженного строя, который ослабляет натяжение струн. Но если вы играете в стандартном строе, начинать лучше с тонких струн.
Второе, это прогиб грифа. На мой взгляд, гриф должен быть как можно более прямым. Прогиб должен быть минимально возможным – примерно половина от диаметра шестой струны. В большем прогибе просто нет смысла. Работу левой руки в середине грифа он существенно осложняет, сустейн в верхних позициях (у деки и дальше) уменьшает. Кроме того высоко расположенные над грифом струны приводят к появлению лишних шумов со стороны звукоснимателей.
Отсутствие всякого прогиба не даст вам получить фирмовый звук, потому что у струн не будет места для колебаний.
Третье, это высота струн над грифом. Разумеется, струны должны быть максимально возможно опущены. Высоко поднятые струны дополнительно увеличивают время, необходимое для прижатия струны к ладу, что не позволит вам исполнять скоростные запилы. Плюс низкое расположение струн дает возможность точнее настроить мензуру.
Все в настройке гитары должно быть расположено компактно и удобно лично вам. Потому что на высоких скоростях шреддинга важны даже не миллиметры и секунды, а их доли. В связи с этим рекомендую вам самим научиться настраивать свой инструмент от начала и до конца, потому что мастер настроит его под себя, а его взгляды могут не совпадать с вашими.
Теперь о технике игры.
Самым важным в игре на электрогитаре является атака правой руки. Атака это скорость и резкость удара по струне. Атака должна быть очень сильной. Только такое звукоизвлечение дает характерный металлический лязг, без которого ваше звучание всегда будет дилетантским. Напротив, при правильной атаке вы сами не узнаете свою игру. Вам будет казаться, что играет кто-то очень крутой на очень крутом инструменте.
Атака должна быть такой, будто вы намерены порвать струны, но при этом вы не должны их рвать, играя самым кончиком медиатора. В связи с этим поэкспериментируйте с калибром медиатора. Лучшую точность, звонкость и чистоту обеспечат тонкие медиаторы.
Требование о сильной атаке не означает однако, что вы должны чрезмерно напрягаться. Напротив, вы должны всегда быть максимально расслаблены.
Другим важным аспектом техники является глушение струн. Правильное глушение возможно только если ладонь правой руки почти лежит на струнах. Любые попытки поднять ладонь приводят к усилению ненужного шума, что не даст вам получить качественный звук. Таким образом, вы должны играть и одновременно всегда глушить струны.
Только такой комплексный подход с учетом всех нюансов позволит вам добиться качественного фирмового звука. Однако вы можете правильно играть, но этого не будет слышно, поэтому обязательно используйте только качественные малошумные кабели коммутации. И тогда, если вы все будете делать правильно, вы зазвучите по-новому и игра на гитаре подарит вам истинную радость.
P.S.
Небольшое замечание по настройке прогиба грифа. В теории прогиб должен быть. Это и логично, так как необходимо место для свободных колебаний струны, но лично на моем Gibson Les Paul я затянул анкер таким образом, что при зажатии шестой струны на первом и последнем ладу зазора между ладами и струной нет, соответственно пришлось поднимать струны на stop bar, потому что прогиба в середине грифа не осталось и открытые струны стали звенеть, да и сустейна в верхних позициях не было. В итоге гитара была настроена идеально – звучали отлично как открытые, так и зажатые струны в любой части грифа, плюс играть так же по всей длине грифа было удобно. Возможно, это связано с тем, что гитары Gibson имеют короткую мензуру и отсутствие прогиба грифа у них компенсируется поднятием струн, поскольку при настройке Fender Stratocaster, небольшой пол-миллиметровый прогиб я все же оставил.
Удачи всем.
- Дмитрий,
- 26 февраля 2014, 09:25,
- +5
В дополнение хотел бы поделиться струнным опытом.
Если вы играете что-то более современное, чем hard/heavy/thrash, то почти наверняка строй у вас понижен.
С подбором калибров струн для пониженных строев ситуация заметно сложнее, чем со стандартом… А если вы играете не просто в пониженном строе, а еще и в дропе — тогда ситуация становится совсем печальной, поскольку оптимизированных под дроп комплектов основные производители(D'Addario, Ernie Ball, Elixir, Dunlop, DR...) почти не выпускают.
Типичная проблема в дропе с обычными наборами — либо 6-я висит, как сопля, от чего атака вялая, либо же первые струны натянуты, как канаты — пальцы болят при бендах.
Решение достаточно простое, но многие его пугаются — покупать струны комплектами + поштучно и компоновать под свои нужды.
1. Подходите «идеальный» или просто удобный комплект под любой строй, стандартный например.
2. С помощью калькулятора натяжения смотрите, какое натяжение у какой струны: hikkyz.net/misc/stringassembler/
3. Вы уже знаете, какое натяжение для вас комфортно, с этим знанием в упомянутом выше калькуляторе подбираете себе идеальный комплект струн для аналогичного натяжения в другом строе.
3.1 Кстати, бывает такое, что и в существующем «почти идеальном» комплекте какая-то струна слишком слабо или слишком сильно натянута… Таким же способом легко найти ей замену. Например, для пониженного на тон строя я когда-то нашел почти идеальный для себя комплект струн Ernie Ball 11-54… только, вот, третья струна (24) там была натянута сильно, как гвоздь. С калькулятором натяжение прикинул, что идеальной для меня была бы струна 20-ка, потому просто стал покупать ее к этому набору дополнительно.
4. Итак, вы уже знаете идеальный комплект струн под нужный вам строй… Но купить такой в наших краях затруднительно. Выход есть — покупаете струны в западных интернет-магазинах. Я, например, пользуюсь услугами www.stringsandbeyond.com/ и www.juststrings.com/
5. Поштучная покупка струн получается достаточно дорогой, потому есть способ сэкономить — можно подобрать какой-нибудь готовый комплект, где большинство струн совпадут с тем, что вам надо, а недостающие закупить. Лично мне всегда удавалось найти комплекты, где для 6-струнки докупать приходилось не более 2 струн, для 7-струнки — не более трех. В результате даже с учетом дорогой доставки, цена кастомного комплекта струн получается примерно такой же, как обычного комплекта в наших магазинах… Только заказывать нужно хотя бы 3 комплекта за раз.
Кстати, как и многие другие, кто играет метал, я предпочитаю толстые последние струны (для сильноно натяжения, дающего хорошую атаку на скоростных рифах) и тонкие первые (для легких бендов в соляках) — с кастомными наборами это очень просто, со стандартными — разве что, если использовать маргинальные бренды типа Cirkle K Strings (впрочем, для стандартного строя в этих случаях можно использовать light top, heavy bottom комплекты Elixir или народных D'Addario)…
Куда лучшим подходом будет перепробовать как можно больше струн разного калибра, чем задротить в считалке. Во-первых, расширение кругозора, во-вторых — ТОЧНО найдешь, то, что по душе, и в-третьих — слушательский опыт.
Кстати, советую не зацикливаться на попсовых струнах типа, D'Addario, Ernie Ball, Elixir, Dunlop, DR, GHS и т.п.
Замечательной находкой для меня, поклонника ErnieBall, были струнки Rotosound, Gibson, а особенно Curt Mangan, 10й, 10й и 11й комплекты соответственно.
А Rotosound — да, у них есть интересные подписные комплекты, которое подойдут для D Stanard, Drop D, C standard… А, скажем, для Drop B из их комплектов я ничего не смог найти, чтобы 6-я была хорошо натянута, а первые при этом не были перетянуты.
Например, для стандартной мензуры 25.5 выбираем 3-ю струну (G3) 17p (как в большинстве стандартных комплектов), калькулятор показывает натяжение 16.6 lbs.
Если хотим опустить строй гитары на 1 тон, то нота на открытой 3-й будет уже не G3, а F3. Указываем справа желаемую ноту (F3), тип струны (D'addario plain, а не wound, потому что струны в обмотке, как правило, нужны для более низких нот) и то самое натяжение 16.6. Дальше калькулятор предлагает струну максимально близкую по натяжению, в нашем случае — 0.19p калибр, который даст натяжение 16.4 lbs.
Вот скриншот: monosnap.com/image/tG5u0vUzZGenFecsmBdg8oeXOd0zOO
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернуть