workshop /
Как правильно включать примочки? или «Правильная» коммутация цепи гитарных эффектов
Всем привет! Сегодня хотел бы поговорить про коммутацию цепи эффектов и гитарных примочек.
Т.е. о том, как это делается правильно, точнее, общепринято, т.к. так, чтобы было совсем «правильно-правильно», не бывает. Почему? Да потому, что «правильно» – это то, как вам нравится, ну и простор для творчества и фантазии никто не отменял.
Рассмотрим несколько самых распространенных вариантов. Сложных касаться не будем, т.к. очевидно, что вариантов соединения и коммутации цепи гитарных примочек и эффектов может быть неисчислимое количество, т.к. фантазия человеческая безгранична. Ну и к тому же, если вы разберетесь в простом, то потом уже сами поймете, что вам нужно. Т.е., «от простого к сложному», тем более, что принцип проверен временем и надежен, как АК-74.
Вариант самый первый, самый простой, но имеющий право на жизнь, тем более, что некий Ангус Янг (Angus McKinnon Young), как говорят, только так и играет.
Собственно, тут и эффектов-то в промежутке никаких нет. Поэтому и говорить не о чем. Все просто. Единственное, стоит упомянуть про то, что эффекты могут быть в комбике, но на это дело в нем предусмотрен футсвитч, который включается в соответствующее гнездо – не перепутать.
Далее все только усложняется. Сейчас приведу схему, как «правильно» подключать самые распространенные эффекты. Еще раз повторяю, это не догма: все можно менять, но обычно — так.
В цепи примочек красным выделены «основные» элементы, т.е. костяк. И они идут именно так, как на рисунке: слева направо. Т.е. после гитары идет квакушка, потом секция перегрузов, а замыкает цепь секция модуляционных эффектов.
Что касается компрессора, то его обычно ставят перед перегрузами, но можно и поэкспериментировать. Кстати, не стоит забывать, что сами перегрузы и овердрайвы компрессуют сигнал, так что советую не увлекаться.
Эквалайзеры же обычно ставят ближе к концу цепи: либо сразу после перегрузов, либо перед комбиком. Ну, это и понятно, т.к. EQ предназначен для корректировки уже почти «готового» звука.
Модуляционные эффекты традиционно идут последними в цепи эффектов, причем следует обратить внимание, что дилей и реверб – это эффекты, обычно замыкающие всю цепь.
Рассмотрим следующую ситуацию-картинку.
Предположим, что комбик у вас неплохой, а посему имеет разрыв (или еще говорят: петля-loop). Прежде всего, разберемся, из чего состоит стандартный комбоусилитель. А состоит он из секции преампа, сиречь предварительного усиления, и секции усиления, или конечного усиления. Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель. Разрыв – это разрыв между преампом и усилителем. Узнать о наличии в своем комбике петли очень просто: если сзади есть входы, подписанные SEND (посыл) и RETURN(возврат), то у вас разрыв определенно есть.
В таком случае логичнее и правильнее секцию модуляционных эффектов включать в разрыв комбика. Чтобы было понятней, смотрим картинку.
Наверно вы заметили, что на этой картинке отсутствует эквалайзер. Включать EQ можно как после перегруза, так и в разрыв комбика, как вам больше нравится.
Еще немного про петлю эффектов.
Петля (разрыв) бывает параллельная (параллельный) и последовательная (последовательный). Параллельной петлю называют в том случае, когда в комбо предусмотрена регулировка уровня сигнала возвращающегося во вход RETURN (простите уж за тавтологию). Т.е. сзади комбика обычно стоит потенциометр, подписанный MIX или что-то типа того, который подмешивает в сырой звук из преампа звук, обработанный эффектами, стоящими в разрыве. Если же такого потенциометра нет, то разрыв у вас последовательный.
Иногда бывает так, что в комбике есть только один вход – RETURN, а вот выхода SEND нет. Это говорит нам о том, что производители предусмотрели для нас возможность подключения своего гитарного преампа (например, AMT SS-11, Tubeman или любого другого), но лишили нас возможности пользоваться преампом и разрывом самого комбика. Что ж, определенная логика в этом есть, тем более что это удешевляет конструкцию.
Тогда предыдущая картинка немного трансформируется, и будет выглядеть так.
В очередной раз отсутствующий эквалайзер можно разместить как после преампа, так и перед ним.
Снова вернусь к параллельному разрыву. Для многих гитаристов параллельный разрыв — штука если не обязательная, то, как минимум, желательная, т.к. именно она позволяет минимизировать влияние на звук цифровых эффектов модуляции. Не секрет, что именно цифровые эффекты обработки зачастую (но далеко не всегда!!!) являются самой слабой частью цепи. Именно они могут сделать так, что ваша гитара потеряется в миксе, не сможет «прорезать» или будет звучать кашеобразно. Вот с этим-то и помогает справиться параллельный разрыв.
Понимая это, некоторые производители гитарных преампов идут навстречу гитаристам и встраивают параллельный разрыв прямо в преамп. В этом случае схема подключения будет выглядеть так.
На этом, собственно говоря, хотел бы остановиться, хотя, конечно, можно было бы поговорить и о лайнселекторах, и о луперах (не путать с looper/sampler), и о управлении цепью эффектов по миди… Но, думаю, для одной статьи и этого достаточно. Возможно, позже поговорим и обо всем этом.
ЗЫ: Если есть вопросы и/или дополнения, то давайте в камменты.
Т.е. о том, как это делается правильно, точнее, общепринято, т.к. так, чтобы было совсем «правильно-правильно», не бывает. Почему? Да потому, что «правильно» – это то, как вам нравится, ну и простор для творчества и фантазии никто не отменял.
Рассмотрим несколько самых распространенных вариантов. Сложных касаться не будем, т.к. очевидно, что вариантов соединения и коммутации цепи гитарных примочек и эффектов может быть неисчислимое количество, т.к. фантазия человеческая безгранична. Ну и к тому же, если вы разберетесь в простом, то потом уже сами поймете, что вам нужно. Т.е., «от простого к сложному», тем более, что принцип проверен временем и надежен, как АК-74.
Вариант самый первый, самый простой, но имеющий право на жизнь, тем более, что некий Ангус Янг (Angus McKinnon Young), как говорят, только так и играет.
Собственно, тут и эффектов-то в промежутке никаких нет. Поэтому и говорить не о чем. Все просто. Единственное, стоит упомянуть про то, что эффекты могут быть в комбике, но на это дело в нем предусмотрен футсвитч, который включается в соответствующее гнездо – не перепутать.
Далее все только усложняется. Сейчас приведу схему, как «правильно» подключать самые распространенные эффекты. Еще раз повторяю, это не догма: все можно менять, но обычно — так.
В цепи примочек красным выделены «основные» элементы, т.е. костяк. И они идут именно так, как на рисунке: слева направо. Т.е. после гитары идет квакушка, потом секция перегрузов, а замыкает цепь секция модуляционных эффектов.
Что касается компрессора, то его обычно ставят перед перегрузами, но можно и поэкспериментировать. Кстати, не стоит забывать, что сами перегрузы и овердрайвы компрессуют сигнал, так что советую не увлекаться.
Эквалайзеры же обычно ставят ближе к концу цепи: либо сразу после перегрузов, либо перед комбиком. Ну, это и понятно, т.к. EQ предназначен для корректировки уже почти «готового» звука.
Модуляционные эффекты традиционно идут последними в цепи эффектов, причем следует обратить внимание, что дилей и реверб – это эффекты, обычно замыкающие всю цепь.
Рассмотрим следующую ситуацию-картинку.
Предположим, что комбик у вас неплохой, а посему имеет разрыв (или еще говорят: петля-loop). Прежде всего, разберемся, из чего состоит стандартный комбоусилитель. А состоит он из секции преампа, сиречь предварительного усиления, и секции усиления, или конечного усиления. Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель. Разрыв – это разрыв между преампом и усилителем. Узнать о наличии в своем комбике петли очень просто: если сзади есть входы, подписанные SEND (посыл) и RETURN(возврат), то у вас разрыв определенно есть.
В таком случае логичнее и правильнее секцию модуляционных эффектов включать в разрыв комбика. Чтобы было понятней, смотрим картинку.
Наверно вы заметили, что на этой картинке отсутствует эквалайзер. Включать EQ можно как после перегруза, так и в разрыв комбика, как вам больше нравится.
Еще немного про петлю эффектов.
Петля (разрыв) бывает параллельная (параллельный) и последовательная (последовательный). Параллельной петлю называют в том случае, когда в комбо предусмотрена регулировка уровня сигнала возвращающегося во вход RETURN (простите уж за тавтологию). Т.е. сзади комбика обычно стоит потенциометр, подписанный MIX или что-то типа того, который подмешивает в сырой звук из преампа звук, обработанный эффектами, стоящими в разрыве. Если же такого потенциометра нет, то разрыв у вас последовательный.
Иногда бывает так, что в комбике есть только один вход – RETURN, а вот выхода SEND нет. Это говорит нам о том, что производители предусмотрели для нас возможность подключения своего гитарного преампа (например, AMT SS-11, Tubeman или любого другого), но лишили нас возможности пользоваться преампом и разрывом самого комбика. Что ж, определенная логика в этом есть, тем более что это удешевляет конструкцию.
Тогда предыдущая картинка немного трансформируется, и будет выглядеть так.
В очередной раз отсутствующий эквалайзер можно разместить как после преампа, так и перед ним.
Снова вернусь к параллельному разрыву. Для многих гитаристов параллельный разрыв — штука если не обязательная, то, как минимум, желательная, т.к. именно она позволяет минимизировать влияние на звук цифровых эффектов модуляции. Не секрет, что именно цифровые эффекты обработки зачастую (но далеко не всегда!!!) являются самой слабой частью цепи. Именно они могут сделать так, что ваша гитара потеряется в миксе, не сможет «прорезать» или будет звучать кашеобразно. Вот с этим-то и помогает справиться параллельный разрыв.
Понимая это, некоторые производители гитарных преампов идут навстречу гитаристам и встраивают параллельный разрыв прямо в преамп. В этом случае схема подключения будет выглядеть так.
На этом, собственно говоря, хотел бы остановиться, хотя, конечно, можно было бы поговорить и о лайнселекторах, и о луперах (не путать с looper/sampler), и о управлении цепью эффектов по миди… Но, думаю, для одной статьи и этого достаточно. Возможно, позже поговорим и обо всем этом.
ЗЫ: Если есть вопросы и/или дополнения, то давайте в камменты.
- CraSS,
- 10 февраля 2010, 16:06,
- 0
Алеко:
To CFN Если одновременно включать кваку и вамми, вамми вперед, будет лучше выполнять свои функции на чистом звуке до кваки. Если квака и вамми используется по отдельности (вполне логично предположить для обычной вамми, не DT), то порядок расположения неважен. Поскольку вамми это цифра, то лучше в педалборде использовать маршрутизатор-коммутатор типа Moen GEC9 или аналогичный и вамми убирать в отдельную цепочку, которая чистый тру-байпас. Тогда вамми можно подключать вперед всей цепочки только тогда, когда вамми нужна. Во всех остальных режимах сигнал через вамми идти не должен.
To CFN Если одновременно включать кваку и вамми, вамми вперед, будет лучше выполнять свои функции на чистом звуке до кваки. Если квака и вамми используется по отдельности (вполне логично предположить для обычной вамми, не DT), то порядок расположения неважен. Поскольку вамми это цифра, то лучше в педалборде использовать маршрутизатор-коммутатор типа Moen GEC9 или аналогичный и вамми убирать в отдельную цепочку, которая чистый тру-байпас. Тогда вамми можно подключать вперед всей цепочки только тогда, когда вамми нужна. Во всех остальных режимах сигнал через вамми идти не должен.
Айгюзмен
Суть проста. Чтобы использовать дист услика не обязательно из цепи удирать педль-дисторшна, нужно просто включить ее в инпут и по мере надобности использовать, как грелку.
Эффекты включать в петлю.
Если внимательно смотрел схемы, то там видно, что петля начинается после преампа. А именно преамп отвечает за искажения в гитарном усилителе.
так что, все должно быть Ок.
Айгюзмен:
Оч познавательно, спс. У меня такой вопрос. Собираюсь купить усилитель маршал и кабинет. Также у меня есть педал борд где был дисторшн, дилей и флангер. Так вот теперь если я хочу использовать драйв усилителя, мне из педал борды надо убрать дисторшн, остальные модул эффекты оставить и подрубить в loop send return? (в effects loop нельзя дисторшны подрубать?) Возможно ли использовать дисторшн усилителя вместе с эффектами подключенными в луп? не будет каши? Ведь модуляционные эффекты должны идти после дисторшна, а так получается что они будут до перегруза уже.. Надеюсь понятно разьяснил суть вопроса.. Жду ответа :)! Заранее спасибо.
Оч познавательно, спс. У меня такой вопрос. Собираюсь купить усилитель маршал и кабинет. Также у меня есть педал борд где был дисторшн, дилей и флангер. Так вот теперь если я хочу использовать драйв усилителя, мне из педал борды надо убрать дисторшн, остальные модул эффекты оставить и подрубить в loop send return? (в effects loop нельзя дисторшны подрубать?) Возможно ли использовать дисторшн усилителя вместе с эффектами подключенными в луп? не будет каши? Ведь модуляционные эффекты должны идти после дисторшна, а так получается что они будут до перегруза уже.. Надеюсь понятно разьяснил суть вопроса.. Жду ответа :)! Заранее спасибо.
Юра:
привет классному блогу! а такой вопрос есть два варианта цепи 1)компрессор-вау-дисторш-фленжер-ноисгейт 2)вау-компрессор-дисторш-ноисгет-фленж так вот, в первом смущает компрессор перед вау, а во втором нойсгейт перед фленжем..., если ещё с нойсгейтом понятно (на половину), что перед фленжем он должен "подчистить" так сказать звук, то с компрессором понять не могу в чём разница будет перед и после вау? компрессора пока едет, и я вот озадачился таким вопросом. Буду рад ответу.
привет классному блогу! а такой вопрос есть два варианта цепи 1)компрессор-вау-дисторш-фленжер-ноисгейт 2)вау-компрессор-дисторш-ноисгет-фленж так вот, в первом смущает компрессор перед вау, а во втором нойсгейт перед фленжем..., если ещё с нойсгейтом понятно (на половину), что перед фленжем он должен "подчистить" так сказать звук, то с компрессором понять не могу в чём разница будет перед и после вау? компрессора пока едет, и я вот озадачился таким вопросом. Буду рад ответу.
Дмитрий:
Вопрос такой в общем то, имеется процессор зум 504 акустический и комб )) без разрывов всяких и петель )) хотелось бы приобрести педаль дисторшн что посоветуете? и возможно это все соединить потом ? комб канефн говёный Force, но пока за неимение лучшего….., хотя с другой стороны играю практически всегда с проца в наушники возможно такое : гит-дисторшн –зум- наушники? что из ентого получится? кста в зуме есть разъем для футсвича
Вопрос такой в общем то, имеется процессор зум 504 акустический и комб )) без разрывов всяких и петель )) хотелось бы приобрести педаль дисторшн что посоветуете? и возможно это все соединить потом ? комб канефн говёный Force, но пока за неимение лучшего….., хотя с другой стороны играю практически всегда с проца в наушники возможно такое : гит-дисторшн –зум- наушники? что из ентого получится? кста в зуме есть разъем для футсвича
Shilo:
Ребят, такой вопрос: Delay Marshall Echohead, что то ни фига не звучит в разрыв на усилителе (Marshall JCM 900) педаль настроена на три повтора, которые честно выдает на чистом звуке дома в VOX AD15. а на базе, в Marshall вообще нифига. и даже если напрямую втыкать между гитарой и input усилителя, еле еле слышно один повтор. а в разрыв —вообще беда. кто-нибудь сталкивался с такой проблемой? и что делать? искать и пробовать другой delay в формате педали(BOSS, ElectroHarmonix, MXR etc). или проще сразу копить на рэковую обработку типа G-major или Lexicon?
Ребят, такой вопрос: Delay Marshall Echohead, что то ни фига не звучит в разрыв на усилителе (Marshall JCM 900) педаль настроена на три повтора, которые честно выдает на чистом звуке дома в VOX AD15. а на базе, в Marshall вообще нифига. и даже если напрямую втыкать между гитарой и input усилителя, еле еле слышно один повтор. а в разрыв —вообще беда. кто-нибудь сталкивался с такой проблемой? и что делать? искать и пробовать другой delay в формате педали(BOSS, ElectroHarmonix, MXR etc). или проще сразу копить на рэковую обработку типа G-major или Lexicon?
Павел:
Спасибо. Я попробую когда вернусь домой. Сейчас просто заграницей. И ещё вопрос: Я думаю через год, полтора купить себе какой - нибудь преамп. Хороший, дорогой. Уже множество вариантов пересмотрел и пока больше всего подходит триаксис, естасственно брать буду б/у. Так вот вопрос следующий, как мне надо будет его подключать? Тоже через сенд и ретёрн или просто в инпут? Т.е. идёт: 1. гитара->педали->преамп->инпут, или 2. преамп->сенд/ретёрн, а гитара->педали->инпут
Спасибо. Я попробую когда вернусь домой. Сейчас просто заграницей. И ещё вопрос: Я думаю через год, полтора купить себе какой - нибудь преамп. Хороший, дорогой. Уже множество вариантов пересмотрел и пока больше всего подходит триаксис, естасственно брать буду б/у. Так вот вопрос следующий, как мне надо будет его подключать? Тоже через сенд и ретёрн или просто в инпут? Т.е. идёт: 1. гитара->педали->преамп->инпут, или 2. преамп->сенд/ретёрн, а гитара->педали->инпут
Павел, камрад, если хочешь использовать процессор, то убедись что у него включена секция преампа. И втыкай в ретерн. Должно звучать нормально.
Если хочешь использовать свои педали и проц, то цепь такая.
Гитара->перегруз->проц->ретерн.
Также можно использовать проц. только для эффектов, тогда цепь примерно такая:
гитара->перегруз->инпут->из сенд->процессор->ретерн.
В этом случае отключи все секции, кроме секции эффектов ( в боссах, вроде это можно).
Вроде как-то так...
Павел:
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, у меня возникла проблема: Значит, есть комбик Marshall MA50C, гитара Gibson explorer, и процессор BOSS ME-70. Я подключаю всё по науке, т.е. гитара->2 педальки (перегруз и тюнер)->инпут в комбике. В гнёзда сенд и ретёрн втыкаю процессор ME-70 и играется просто песня, НО! Перегрузы из ME-70 звучат просто невыносимо! Они не похожи на перегрузы. Такое ощущение что я просто выкрутил эквалайзер на процессоре басс-10 мид-0 тре-0. Звук получается не подгруженный, а очень громкий. Тоже самое если я воткну педель перегруза в сенд и ретёрн, но если процессор воткрнуть просто в гнездо инпут, то с перегрузами всё в порядке. Скажите почему так? Возможно что - то не так с комбиком. Может он сломан или какая - нибудь лампа не правильно работает? Зарание спасибо.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, у меня возникла проблема: Значит, есть комбик Marshall MA50C, гитара Gibson explorer, и процессор BOSS ME-70. Я подключаю всё по науке, т.е. гитара->2 педальки (перегруз и тюнер)->инпут в комбике. В гнёзда сенд и ретёрн втыкаю процессор ME-70 и играется просто песня, НО! Перегрузы из ME-70 звучат просто невыносимо! Они не похожи на перегрузы. Такое ощущение что я просто выкрутил эквалайзер на процессоре басс-10 мид-0 тре-0. Звук получается не подгруженный, а очень громкий. Тоже самое если я воткну педель перегруза в сенд и ретёрн, но если процессор воткрнуть просто в гнездо инпут, то с перегрузами всё в порядке. Скажите почему так? Возможно что - то не так с комбиком. Может он сломан или какая - нибудь лампа не правильно работает? Зарание спасибо.
Андрей:
"Поправьте если не прав." Комбоусилитель совмещает в себе 3 чудесных штуки - преамп, оконечный усилитель и кабинет (каб,колонка, динамик и т.д.). Преамп обладает перегрузами/модуляционными элементами и т.д., оконечник усиливает сигнал - непосредственно его громкость, кабинет его выводит. Комбик хорош тем, что не надо возиться с поиском и подключением 3ех жизненно-важных элементов электро-гитар, позволяя играть лишь с самой гитары и комбика. как и заметил автор ^^
"Поправьте если не прав." Комбоусилитель совмещает в себе 3 чудесных штуки - преамп, оконечный усилитель и кабинет (каб,колонка, динамик и т.д.). Преамп обладает перегрузами/модуляционными элементами и т.д., оконечник усиливает сигнал - непосредственно его громкость, кабинет его выводит. Комбик хорош тем, что не надо возиться с поиском и подключением 3ех жизненно-важных элементов электро-гитар, позволяя играть лишь с самой гитары и комбика. как и заметил автор ^^
Vanchous:
Приветствую, где должен находится boost в цепи? собираюсь приобрести TC Nova System, и в будущем заиметь внешний напольный преамп, который буду подключать перед процессором, то что перегруз от проца я не смогу использовать - понятно(кстати, он там аналаговый), а вот что с boost и compressor после преампа? спасибо.
Приветствую, где должен находится boost в цепи? собираюсь приобрести TC Nova System, и в будущем заиметь внешний напольный преамп, который буду подключать перед процессором, то что перегруз от проца я не смогу использовать - понятно(кстати, он там аналаговый), а вот что с boost и compressor после преампа? спасибо.
Роман:
А теперь по теме, мне кажется что в приведенных схемах компрессор все таки лучше воткнуть перед педалью громкости. Иначе при включенном компрессоре толку от педали громкости будет не много, компрессор до последнего будет вытягивать звук. Еще немного про варианты подключения, у меня один приятель втыкал дилей перед перегрузом, и ни какие объяснения на него не действовали, ему так нравилось. Представляете какая каша там получалась.
А теперь по теме, мне кажется что в приведенных схемах компрессор все таки лучше воткнуть перед педалью громкости. Иначе при включенном компрессоре толку от педали громкости будет не много, компрессор до последнего будет вытягивать звук. Еще немного про варианты подключения, у меня один приятель втыкал дилей перед перегрузом, и ни какие объяснения на него не действовали, ему так нравилось. Представляете какая каша там получалась.
Илья:
Здравствуйте, спасибо за ресурс. вопрос у меня след. характера. Менее года назад обзавелся гитарой и на днях приобрел себе боссовский проц me-70, "пощупал" эффекты и озадачился вопросом как их кто сочетает и что из этого выходит, сейчас прочитал ваш материал по коммутации и теперь не могу понять а как в гитарных процессорах эффектов идет коммутация, и на сколько она приближена к тому, что описано в статье?
Здравствуйте, спасибо за ресурс. вопрос у меня след. характера. Менее года назад обзавелся гитарой и на днях приобрел себе боссовский проц me-70, "пощупал" эффекты и озадачился вопросом как их кто сочетает и что из этого выходит, сейчас прочитал ваш материал по коммутации и теперь не могу понять а как в гитарных процессорах эффектов идет коммутация, и на сколько она приближена к тому, что описано в статье?
Ребята подскажите куда мне вткнуть холли стейн? в данный момент стоит так:
когда ставлю холистейн перед комбиком, то при вкл хоруса или фазера раздается щелчок, на холистейне есть фуз и драйв но я им пока не пользуюсь, переключатель стоит на чистый(так как в начале есть бигмафф) но использую на нем рум ревер и хол ревер ну и тремоло. Как быть?
когда ставлю холистейн перед комбиком, то при вкл хоруса или фазера раздается щелчок, на холистейне есть фуз и драйв но я им пока не пользуюсь, переключатель стоит на чистый(так как в начале есть бигмафф) но использую на нем рум ревер и хол ревер ну и тремоло. Как быть?
Комментарии (44)
RSS свернуть / развернуть