Как правильно включать примочки? или «Правильная» коммутация цепи гитарных эффектов

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Всем привет! Сегодня хотел бы поговорить про коммутацию цепи эффектов и гитарных примочек.
Т.е. о том, как это делается правильно, точнее, общепринято, т.к. так, чтобы было совсем «правильно-правильно», не бывает. Почему? Да потому, что «правильно» – это то, как вам нравится, ну и простор для творчества и фантазии никто не отменял.



Рассмотрим несколько самых распространенных вариантов. Сложных касаться не будем, т.к. очевидно, что вариантов соединения и коммутации цепи гитарных примочек и эффектов может быть неисчислимое количество, т.к. фантазия человеческая безгранична. Ну и к тому же, если вы разберетесь в простом, то потом уже сами поймете, что вам нужно. Т.е., «от простого к сложному», тем более, что принцип проверен временем и надежен, как АК-74.

Вариант самый первый, самый простой, но имеющий право на жизнь, тем более, что некий Ангус Янг (Angus McKinnon Young), как говорят, только так и играет.

Гитара и комбик

Собственно, тут и эффектов-то в промежутке никаких нет. Поэтому и говорить не о чем. Все просто. Единственное, стоит упомянуть про то, что эффекты могут быть в комбике, но на это дело в нем предусмотрен футсвитч, который включается в соответствующее гнездо – не перепутать.

Далее все только усложняется. Сейчас приведу схему, как «правильно» подключать самые распространенные эффекты. Еще раз повторяю, это не догма: все можно менять, но обычно — так.

Коммутация цепи эффектов. Квак-Дисторшн-Дилей

В цепи примочек красным выделены «основные» элементы, т.е. костяк. И они идут именно так, как на рисунке: слева направо. Т.е. после гитары идет квакушка, потом секция перегрузов, а замыкает цепь секция модуляционных эффектов.

Что касается компрессора, то его обычно ставят перед перегрузами, но можно и поэкспериментировать. Кстати, не стоит забывать, что сами перегрузы и овердрайвы компрессуют сигнал, так что советую не увлекаться.

Эквалайзеры же обычно ставят ближе к концу цепи: либо сразу после перегрузов, либо перед комбиком. Ну, это и понятно, т.к. EQ предназначен для корректировки уже почти «готового» звука.

Модуляционные эффекты традиционно идут последними в цепи эффектов, причем следует обратить внимание, что дилей и реверб – это эффекты, обычно замыкающие всю цепь.

Рассмотрим следующую ситуацию-картинку.

Предположим, что комбик у вас неплохой, а посему имеет разрыв (или еще говорят: петля-loop). Прежде всего, разберемся, из чего состоит стандартный комбоусилитель. А состоит он из секции преампа, сиречь предварительного усиления, и секции усиления, или конечного усиления. Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель. Разрыв – это разрыв между преампом и усилителем. Узнать о наличии в своем комбике петли очень просто: если сзади есть входы, подписанные SEND (посыл) и RETURN(возврат), то у вас разрыв определенно есть.

В таком случае логичнее и правильнее секцию модуляционных эффектов включать в разрыв комбика. Чтобы было понятней, смотрим картинку.

Разрыв в комбике

Наверно вы заметили, что на этой картинке отсутствует эквалайзер. Включать EQ можно как после перегруза, так и в разрыв комбика, как вам больше нравится.

Еще немного про петлю эффектов.
Петля (разрыв) бывает параллельная (параллельный) и последовательная (последовательный). Параллельной петлю называют в том случае, когда в комбо предусмотрена регулировка уровня сигнала возвращающегося во вход RETURN (простите уж за тавтологию). Т.е. сзади комбика обычно стоит потенциометр, подписанный MIX или что-то типа того, который подмешивает в сырой звук из преампа звук, обработанный эффектами, стоящими в разрыве. Если же такого потенциометра нет, то разрыв у вас последовательный.

Иногда бывает так, что в комбике есть только один вход – RETURN, а вот выхода SEND нет. Это говорит нам о том, что производители предусмотрели для нас возможность подключения своего гитарного преампа (например, AMT SS-11, Tubeman или любого другого), но лишили нас возможности пользоваться преампом и разрывом самого комбика. Что ж, определенная логика в этом есть, тем более что это удешевляет конструкцию.
Тогда предыдущая картинка немного трансформируется, и будет выглядеть так.

Кобмо только с возвратом

В очередной раз отсутствующий эквалайзер можно разместить как после преампа, так и перед ним.

Снова вернусь к параллельному разрыву. Для многих гитаристов параллельный разрыв — штука если не обязательная, то, как минимум, желательная, т.к. именно она позволяет минимизировать влияние на звук цифровых эффектов модуляции. Не секрет, что именно цифровые эффекты обработки зачастую (но далеко не всегда!!!) являются самой слабой частью цепи. Именно они могут сделать так, что ваша гитара потеряется в миксе, не сможет «прорезать» или будет звучать кашеобразно. Вот с этим-то и помогает справиться параллельный разрыв.

Понимая это, некоторые производители гитарных преампов идут навстречу гитаристам и встраивают параллельный разрыв прямо в преамп. В этом случае схема подключения будет выглядеть так.

Преамп с петлей эффектов

На этом, собственно говоря, хотел бы остановиться, хотя, конечно, можно было бы поговорить и о лайнселекторах, и о луперах (не путать с looper/sampler), и о управлении цепью эффектов по миди… Но, думаю, для одной статьи и этого достаточно. Возможно, позже поговорим и обо всем этом.

ЗЫ: Если есть вопросы и/или дополнения, то давайте в камменты.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 10 февраля 2010, 16:06,  
  • 0

Комментарии (44)

RSS свернуть / развернуть
Алеко:
To CFN Если одновременно включать кваку и вамми, вамми вперед, будет лучше выполнять свои функции на чистом звуке до кваки. Если квака и вамми используется по отдельности (вполне логично предположить для обычной вамми, не DT), то порядок расположения неважен. Поскольку вамми это цифра, то лучше в педалборде использовать маршрутизатор-коммутатор типа Moen GEC9 или аналогичный и вамми убирать в отдельную цепочку, которая чистый тру-байпас. Тогда вамми можно подключать вперед всей цепочки только тогда, когда вамми нужна. Во всех остальных режимах сигнал через вамми идти не должен.
0
CFH:
Я правильно понимаю, что можно подключать Гитара>Квака>Вамми, и наоборот, Гитара>Вамми>Квака, и звук различаться не будет?
0
Айгюзмен Суть проста. Чтобы использовать дист услика не обязательно из цепи удирать педль-дисторшна, нужно просто включить ее в инпут и по мере надобности использовать, как грелку. Эффекты включать в петлю. Если внимательно смотрел схемы, то там видно, что петля начинается после преампа. А именно преамп отвечает за искажения в гитарном усилителе. так что, все должно быть Ок.
0
  • avatar
  • CraSS
  • 28 октября 2011, 15:12
Айгюзмен:
Оч познавательно, спс. У меня такой вопрос. Собираюсь купить усилитель маршал и кабинет. Также у меня есть педал борд где был дисторшн, дилей и флангер. Так вот теперь если я хочу использовать драйв усилителя, мне из педал борды надо убрать дисторшн, остальные модул эффекты оставить и подрубить в loop send return? (в effects loop нельзя дисторшны подрубать?) Возможно ли использовать дисторшн усилителя вместе с эффектами подключенными в луп? не будет каши? Ведь модуляционные эффекты должны идти после дисторшна, а так получается что они будут до перегруза уже.. Надеюсь понятно разьяснил суть вопроса.. Жду ответа :)! Заранее спасибо.
0
Сергей:
Мужики,купите книгу Сергея Арзуманова "Секреты гитарного звука"(если не найдете в магазинах, зайдите на www.guitar.ru, там можно выписать по почте.В книге много чего интересного, в том числе, какие цепочки эффектов используют мировые звезды,указаны какие именно педали и комбики применяются.
0
Юра:
привет классному блогу! а такой вопрос есть два варианта цепи 1)компрессор-вау-дисторш-фленжер-ноисгейт 2)вау-компрессор-дисторш-ноисгет-фленж так вот, в первом смущает компрессор перед вау, а во втором нойсгейт перед фленжем..., если ещё с нойсгейтом понятно (на половину), что перед фленжем он должен "подчистить" так сказать звук, то с компрессором понять не могу в чём разница будет перед и после вау? компрессора пока едет, и я вот озадачился таким вопросом. Буду рад ответу.
0
Snake:
Блюзовое звучание руками делай, педаль тут - не суть
0
Дмитрий:
так всё таки какой дисторшн посоветуете? и + педальку с блюзовым звучанием? в электрическом звуке я новичок, приобрел себе корг пандору 4, интересная штука, но оч не удобный мне показался вот хочу сделать ченж иль продать и приобрести педали?
0
Дмитрий Да, именно в такой последовательности. гитара->дист->проц->наушники. Хорошо вряд ли будет. Лучше играй в комб и не парься.
0
  • avatar
  • CraSS
  • 07 сентября 2011, 18:11
Дмитрий:
Вопрос такой в общем то, имеется процессор зум 504 акустический и комб )) без разрывов всяких и петель )) хотелось бы приобрести педаль дисторшн что посоветуете? и возможно это все соединить потом ? комб канефн говёный Force, но пока за неимение лучшего….., хотя с другой стороны играю практически всегда с проца в наушники возможно такое : гит-дисторшн –зум- наушники? что из ентого получится? кста в зуме есть разъем для футсвича
0
Sheep:
Насколько логичным будет использовать компрессор последним в цепи в качестве буста? Или лучше будет использовать обычную педаль буста вместо компрессора?
0
Shilo:
Ребят, такой вопрос: Delay Marshall Echohead, что то ни фига не звучит в разрыв на усилителе (Marshall JCM 900) педаль настроена на три повтора, которые честно выдает на чистом звуке дома в VOX AD15. а на базе, в Marshall вообще нифига. и даже если напрямую втыкать между гитарой и input усилителя, еле еле слышно один повтор. а в разрыв —вообще беда. кто-нибудь сталкивался с такой проблемой? и что делать? искать и пробовать другой delay в формате педали(BOSS, ElectroHarmonix, MXR etc). или проще сразу копить на рэковую обработку типа G-major или Lexicon?
0
2Павел Камрад, ты хорошо статью прочитал? Перечитай, вопросы отпадут. А вообще, не первый и не второй способ. Гитара->перегрузы->преамп->пространственные эффекты->ретёрн
0
  • avatar
  • CraSS
  • 06 августа 2011, 13:01
Павел:
Спасибо. Я попробую когда вернусь домой. Сейчас просто заграницей. И ещё вопрос: Я думаю через год, полтора купить себе какой - нибудь преамп. Хороший, дорогой. Уже множество вариантов пересмотрел и пока больше всего подходит триаксис, естасственно брать буду б/у. Так вот вопрос следующий, как мне надо будет его подключать? Тоже через сенд и ретёрн или просто в инпут? Т.е. идёт: 1. гитара->педали->преамп->инпут, или 2. преамп->сенд/ретёрн, а гитара->педали->инпут
0
Павел, камрад, если хочешь использовать процессор, то убедись что у него включена секция преампа. И втыкай в ретерн. Должно звучать нормально. Если хочешь использовать свои педали и проц, то цепь такая. Гитара->перегруз->проц->ретерн. Также можно использовать проц. только для эффектов, тогда цепь примерно такая: гитара->перегруз->инпут->из сенд->процессор->ретерн. В этом случае отключи все секции, кроме секции эффектов ( в боссах, вроде это можно). Вроде как-то так...
0
  • avatar
  • CraSS
  • 05 августа 2011, 21:42
Павел:
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, у меня возникла проблема: Значит, есть комбик Marshall MA50C, гитара Gibson explorer, и процессор BOSS ME-70. Я подключаю всё по науке, т.е. гитара->2 педальки (перегруз и тюнер)->инпут в комбике. В гнёзда сенд и ретёрн втыкаю процессор ME-70 и играется просто песня, НО! Перегрузы из ME-70 звучат просто невыносимо! Они не похожи на перегрузы. Такое ощущение что я просто выкрутил эквалайзер на процессоре басс-10 мид-0 тре-0. Звук получается не подгруженный, а очень громкий. Тоже самое если я воткну педель перегруза в сенд и ретёрн, но если процессор воткрнуть просто в гнездо инпут, то с перегрузами всё в порядке. Скажите почему так? Возможно что - то не так с комбиком. Может он сломан или какая - нибудь лампа не правильно работает? Зарание спасибо.
0
Игорь:
А как лучше поступить , если есть SS-11, но у комбика на репетиции нет ретерна?
0
Андрей:
"Поправьте если не прав." Комбоусилитель совмещает в себе 3 чудесных штуки - преамп, оконечный усилитель и кабинет (каб,колонка, динамик и т.д.). Преамп обладает перегрузами/модуляционными элементами и т.д., оконечник усиливает сигнал - непосредственно его громкость, кабинет его выводит. Комбик хорош тем, что не надо возиться с поиском и подключением 3ех жизненно-важных элементов электро-гитар, позволяя играть лишь с самой гитары и комбика. как и заметил автор ^^
0
Витя:
По-моему логичнее ставить вах после диста.
0
2_МАКС: http://lmgtfy.com/?q=AMT+SS+20+%2B%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2
0
МАКС:
КТО знает в AMT SS 20 какой разрыв последовательный или параллельный?
0
Дима:
Ребята, можете по подробней написать о управлении цепью эффектов по миди?????У меня комбоусилитетль marshall JVM 205C. Спасибо большое!!
0
jim:
"Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель." А по моему комбо так и называется, что комбинирует усилитель и ДИНАМИК в одной коробке. Поправьте если не прав.
0
Vanchous:
Приветствую, где должен находится boost в цепи? собираюсь приобрести TC Nova System, и в будущем заиметь внешний напольный преамп, который буду подключать перед процессором, то что перегруз от проца я не смогу использовать - понятно(кстати, он там аналаговый), а вот что с boost и compressor после преампа? спасибо.
0
Тимур Почитай еще здесь. Может получится, если нет-спрашивай.
0
А если во всем этом использовать проц. и очень хочется включит его в разрыв,чтобы использовать перегруз усилка.Но что то не получается у меня(((
0
Александр:
воткнул PHONES в RETURN (send) и лампочка у комбика погасла. всё, пц? )))
0
роман:
одного не понимаю-что есть внешний преамп?поясню вопрос- гитара-допустим босскомпр-боссмт2-.....преамп????---дилэй-ревер---усилок-колонки.так на примере босса скажите мне дураку-что ставить по типа правилам????
0
Илья:
Спасибо, CraSS.
0
2Илья За ME-70 говорить не буду, а вот, если мне не изменяет память в GT-6 была возможность задавать нужную последовательность эффектов. А вообще, AFAIK, по дефолту, эффекты эмулируются именно в таком порядке, как в статье.
0
  • avatar
  • CraSS
  • 10 февраля 2010, 22:09
2Роман Ну, вообще-то, там написано Wah/Volume. Тут, ключевое - Wah, т.к. педалью громкости пользуются гораздо реже. Ну, и как я говорил, все схемы не догма. Знаю людей, которые ставят педаль громкости в самый конец цепи, перед комбиком - им так нравится.
0
  • avatar
  • CraSS
  • 10 февраля 2010, 22:07
Роман:
А теперь по теме, мне кажется что в приведенных схемах компрессор все таки лучше воткнуть перед педалью громкости. Иначе при включенном компрессоре толку от педали громкости будет не много, компрессор до последнего будет вытягивать звук. Еще немного про варианты подключения, у меня один приятель втыкал дилей перед перегрузом, и ни какие объяснения на него не действовали, ему так нравилось. Представляете какая каша там получалась.
0
Роман:
Сам себя опровергаю, есть такой автомат, гугель подсказал.
0
Роман:
надежен, как АК-74... А разве такой бывает? Я слышал только об АК-47.
0
Илья:
Здравствуйте, спасибо за ресурс. вопрос у меня след. характера. Менее года назад обзавелся гитарой и на днях приобрел себе боссовский проц me-70, "пощупал" эффекты и озадачился вопросом как их кто сочетает и что из этого выходит, сейчас прочитал ваш материал по коммутации и теперь не могу понять а как в гитарных процессорах эффектов идет коммутация, и на сколько она приближена к тому, что описано в статье?
0
Есть такой набор:
Mesa Boogie Tri-Axis
Mesa Boogie Simul-Class 2:90
Diezel VH4

В какой последовательности это надо соединить в реке?
0
Камрад, с таким ригом, как бэ уже нужно разбираться в предмете…
0
Ребята подскажите куда мне вткнуть холли стейн? в данный момент стоит так:

когда ставлю холистейн перед комбиком, то при вкл хоруса или фазера раздается щелчок, на холистейне есть фуз и драйв но я им пока не пользуюсь, переключатель стоит на чистый(так как в начале есть бигмафф) но использую на нем рум ревер и хол ревер ну и тремоло. Как быть?
0
Попробуй поставить в конец цепочки.
Вообще, я бы твою цепь выставил так: Big Muff -> Phaser -> Small Clone -> Holy Stain.

Но это, конечно, не истина в последней инстанции.
0
ок спасибо, пробую.
0
ШИКАРНО!!! УЛЁТ!!! КАПУТ!!! и щелчка нету. с меня 100 лимончелло ))))
0
грамммм
0
поймал на слове. ;)
0
Ребят, может кто посоветовать, куда в цепь воткнуть Line6 JM4 это процессор и лупер в одном лице, и куда вставить acoustic simulator.Всю голову сломал?!
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.