Реклама

В седло, амиго! [Про пьезо-звукосниматели]

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В предыдущих моих статьях, наряду с выбором лучшего оборудования для конкретной ситуации, мы обсудили преимущества и возможности, которые дает усиление звука акустического инструмента. Сейчас же, как я и обещал, мы рассмотрим конкретные элементы в цепочке усиления сигнала более подробно.

Путь сигнала начинается с удара по струне. Возникающая при этом механическая энергия передается в инструмент через седла нижнего порожка (бриджа). Эта энергия «возбуждает» деку инструмента, заставляя ее резонировать. Дека же, в свою очередь, «возбуждает» воздух в помещении. При усилении звука акустического инструмента, механическую энергию «захватывают» каким-либо электромеханическим устройством, которое превращает ее (энергию) в электрический сигнал. Затем же, сигнал пускают на систему звукоусиления, например на усилитель мощности для увеличения громкости. Само собой, этот электрический сигнал можно пустить и на звукозаписывающее устройство.

Механическая энергия может быть превращена в электрическую (т.н. трансдукция) прямым и косвенным методом. Косвенный метод заключается в снятии звука микрофоном, который реагирует на изменения давления воздуха, вызываемого вибрацией инструмента. В этом случае, сама акустическая природа помещения, а так же другие артефакты окружающей среды (например, шум), оказывают значительное влияние на получающийся в результате преобразования электрический сигнал.

При преобразовании энергии прямым методом, непосредственно к корпусу инструмента крепят датчик вибрации или датчик силы. По понятным причинам, получающийся электрических сигнал лучше защищен от влияния акустики помещения и других артефактов окружающей среды, при преобразовании косвенным методом.

В следующих статьях мы рассмотрим устройства преобразования прямым методом, в частности, подседельный трасдуктор (undersaddle transducer (UST)). Существует множество прямых трансдукторов для акустических гитар, но именно различные вариации подседельных преобразователей, на сегодняшний, момент используются наиболее широко. Если же углубиться еще на один шаг, то мы сфокусируемся на пьезоэлектрических преобразователях. На самом деле существует несколько примеров подседельных не пьезоэлектрических датчиков, но более 99% производимых устройств используют технологию пьеоэлектриков.

Седла с пьезоэлектрическими трансдукторами встречаются на акустических инструментах уже довольно давно. Описание использование пьезоэлектрическиз преобразователей для пианино встречается в патентной литературе примерно с 1931, а их использование для смычковых и щипковых инструментов – несколько позже. На самом деле, одна из таких старейших конструкций описана в патенте Hugo Benioff в 1940 г. Патент описывает безголовую, цельнокорпусную скрипку, которая, как я полагаю, была первым инструментом оборудованном бриджем с пьезоэлектрическим трансдуктором. За последние 30 лет подобные устройства значительно эволюционировали. А современные версии таких инструментов, которые разрабатывает и продает Ned Steinberger, стали довольно популярны у скрипачей.

Патент на пьезо-электрических бридж от 1943 г.
Патент на пьезо-электрических бридж от 1943 г.

Бриджы, оборудованные пьезоэлементами стали использоваться в акустических инструментах с начала 60-х, такими компаниями, как Gibson. Например, их классическая электро-акустика Gibson C1-E. Примерно такую же электро-акустику 801CP производит Baldwin Piano Company, ее использовали Jerry Reed, Glen Campbell и Willie Nelson. Разбитая по пьяни 801CP Нельсона не подлежала восстановлению, но ему так нравился пьезо-звукосниматель, что он установил его на “Trigger”, свой знаменитый Martin N-20, на котором играет до сих пор.

Когда Charlie Kaman только запустил Ovation Guitars в 1966, компания был маленькой и только-только начала привлекать внимание своими радикальным подходом к конструированию и дизайну гитар. И тут неожиданно появляется Glen Campbell. Само собой, Чарли хотел, чтобы Кэмпбелл играл на его гитарах. И Кэмпбелл, который в то время играл на Baldwin, согласился, но выдвинул условие, чтобы Чарли сделал такой же встроенный звукосниматель, как на Baldwin Primastone. Jim Rickard, инженер Ovation приступил к работе, результатом которой стала разработка и заявка на патент, которая была одобрена в 1973 г. Этот звукосниматель стал основой для целой линии электро-акустических гитар Ovation, которые быстро стали популярными благодаря энорсменту Кэмпбела. Он дал мощный толчок компании, благодаря своему ТВ шоу The Glen Campbell Goodtime Hour.

Рисунок из патента Jim Rickard из Ovation
Рисунок из патента Jim Rickard из Ovation

Вот так неожиданно произошла революция – американские производители стали производить новую категорию гитар со встроенными в седла бриджа пьезо-звукоснимателями. И эта революция продолжала набирать обороты все 70-е, с появлением на рынке Takamine и других японских производителей.

Chris Martin, генеральный директор (CEO) Martin Guitars, частенько говаривал, что появление звукоснимателей для акустических гитар на самом деле вытянуло индустрию акустического гитаростроения из того ужасного состояния, в котором она пребывала в конце 70-х и начале 80-х. С этими новыми акустическими гитарами стало возможным выступать практически на любой площадке при любом уровне громкости. Просто взгляните на современную кантри-музыку, рок-баллады, прогрессивный блюграсс, фолк-движение, и подъем музыкальной сцены Сиэтла. А что скажете насчет успешной практики выступлений Unplugged на MTV? Все это было бы невозможно без усиления звука акустических гитар.

В следующий раз мы рассмотрим некоторые из ранних встроенных систем в деталях и выясним, почему одни из них работают, а другие – нет.



Опубликовано на premierguitar.com

Автор: Larry Fishman. Президент Fishman Transducters. Имеет более 30 патентов на трансдукторы и устройство музыкальных инструментов. В начале 90-х вместе с Ken Parker основал и руководил Parker Guitars.(позже компания была продана U.S. Music Corp.)

Перевод: CraSS

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 26 марта 2013, 16:40,  
  • +5

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
Статья информативная и годная, но шибко отрешенная от современности, да и от темы ветки. Интересно было бы узнать про имеющиеся на рынке варианты съема звука с акустики. Сочетаемость разных комплектов с различными конструкциями гитары, их преимущества, недостатки и т.п. Вот прям очень интересно.
0
Ну, типа Фишман говорит, что про это расскажет. Там есть еще одна его статья, где он рассказывает про конструкцию звукоснимателя на Такамин. Стоит в плане на перевод.

А это, что-то типа экскурса в историю.
0
согласен! статья отличная
про варианты съема я уже давно начал переводить статейку, но никак руки не доходят закончить)
надеюсь она всё еще будет актуальной, когда я её закончу))
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.