add-ons /
Зачем нужен каподастр
Эта запись переросла из комментария к посту о том, зачем нужен каподастр, когда я понял, что несколько абзацев текста с видео будет лучше оформить отдельно.
Выйдем, на минутку, из кельи высокотехничных шредов и неокласических изысков, и оглядимся по сторонам.
Первое, что мы увидим, это…
Да-да, именно они создают массовый рынок для продавцов музыкальных инструментов и бесчисленных групп, направлений «русский рок», «попса»и «шансон».
Типичный представитель:
Как бы нам ни хотелось, возможно, иного, но профессиональная игра на гитаре — удел избранных. Для большинства людей это занятие остаётся просто увлечением, одним из многих. А значит, приходится экономить. Причем, экономить как деньги, которые выделяются на хобби, так и время, которое приходится отрывать от семьи/работы/других увлечений, или даже лени. Это значит, что нужно искать какие-то ухищрения, чтобы ценой немногих усилий добиться максимума. Если сравнить время с деньгами, то эти «приёмчики» — именно тот самый «средний ценовой диапазон» техники в магазинах, где соотношение цена/качество наиболее оптимальное, самый массовый «товар».
И здесь, одним из таких ухищрений «среднего ценового диапазона» становится каподастр.
Что он даёт тем парням и девчонкам, которые просто любят петь свои любимые песни под гитару у подъезда/на природе/корпоративе?
Самое главное — он позволяет экономить время на изучение аккордов.
Действительно, изучив самые простые Am, Dm, E, C, G, F, Em и полдюжины еще (а это уже advanced-уровень, между прочим, по шкале крутости подъездных хендриксов), мы можем сыграть практически любой хит уходящего лета, просто перемещая каподастр по грифу, и тем самым, меняя тональность, но оставаясь в рамках привычных, знакомых, удобных и тёплых аппликатур.
То же самое, но сбоку: вы можете аккомпанировать себе, или другому человеку в удобной для него или вас тональности, запомнив всего лишь десяток-другой удобных аппликатур.
К тому же, как бы смешно это для кого-то ни звучало, многие любители годами испытывают проблемы с «взятием» баррэ. С каподастром необходимость сыграть что-нибудь в A#m не будет связана со священным ужасом в глазах такого исполнителя.
Но помимо простого народа, есть…
Возьмем, к примеру, «широко известного в узких кругах» Томми Эммануэля:
Тут можно много гадать, для чего ему каподастр в данной композиции понадобился, учитывая, что по мнению многих только Чак Норрис играет круче него. Но я осмелюсь сделать несколько предположений.
Если низвести весь тот глубокий смысл, который вкладывается в определение «слово» в оригинальном контексте до бытового уровня, то можно сказать, что «слово представляет собой звук». Итак, «в начале был звук». Именно ради него многие музыканты идут на всевозможные ухищрения и эксперименты и радуются как дети, когда получается что-то необычное и интересное. :)
Вообще, начнем с того, что каподастр, как правило, имеет смысл применять там, где используется звучание открытых струн. И тут у него несколько применений:
Что ни говори, а лень — двигатель прогресса. Даже профессионалы не избежали этого «порока». Пока одни гордые и горячие, соревнуясь в крутости, скорости, сложности игры на гитаре пытаются переиграть самого Чака, другие аккуратно играют свою музыку и получают за это хорошие деньги. И тут на первый план выходит эргономичность. Чем легче будет играть ту или иную вещь, тем меньше будут убиваться руки (учитывая, что профессионалы могут играть и по 8 часов в день на протяжении многих лет, это существенный фактор), и тем дольше профессионал сможет зарабатывать эти деньги, не приобретая очень неприятные «профессиональные заболевания/травмы».
Развивая эту идею «получить нужный звук наименьшими усилиями», мы подходим к такому обстоятельству, что огромную базу накопленных, скажем«blues licks» для ми-мажора всё же удобнее играть в ми-мажоре, нежели в ми-бемоль-мажоре. А если новый блюзовых хит, скажем, в F#? Зачем делать из буханки хлеба и подручных материалов троллейбус, если можно поставить каподастр на второй лад и «давать жару» используя знакомые фразы?
Возможно, блюз не лучший пример, поскольку там много сыграно в закрытой позиции… Возьмем тогда кантри. Вот где умопомрачительные проходы по грифу сочетаются со звучанием открытых струн! И если вы играете что-то на девятом ладу в тот момент, когда у вас каподастр на втором, и при этом, звучание открытых струн должно быть, то без каподастра у вас должно быть либо три руки, либо растяжка ладов эдак на десять. В общем, если вы марсианин, добро пожаловать на кантри-сцену планеты Земля! :)
Или, скажем, кельтская музыка. Если требуется, например, извлекать мягкий, специфический звук из середины грифа, когда в это время звучит тоника/доминанта на открытых струнах, на манер волыночных дронов — тут никакие барре не помогут, потому что держать эти ноты, одновременно играя что-то нетривиальное невозможно. Опять же, если только вы не с Нептуна. :)
Банально, можно повысить строй гитары, не изменяя натяжения струн и не меняя сами струны. Если надо, например, сыграть в строе, скажем ADGCEA, вместо EADGBE. Бывает надо (помним об открытых струнах).
С изменением длины мензуры, меняется «характер» звучания инструмента. Я не особо силён в физике процесса, но очевидно, что в случае каподастра, скажем, на седьмом ладу, в аппликатурах с открытыми струнами, тембр этих нот будет несколько иным, нежели с теми же нотами где-то в начале грифа и на других струнах. Думаю, здесь можно говорить о другом соотношении гармоник, резонансов, сами струны звучат иначе. Это не всем заметно с первого раза, но, поиграв, понимаешь, что действительно «что-то поменялось». Опять же, достичь звучания гитары типа «мандолина» на стандартном строе в «мощных» аппликатурах, где практически нет терций (только тоники и доминанты) сложно без каподастра.
Подводя подитог, можно сказать, чтокаподастр нужен там,где требуется использовать четко определенные аппликатуры с открытыми струнами в специфических тональностях. Потому что в немалом числе случаев, открытые аппликатуры звучат лучше закрытых (с барре). Уже по этой причине, каподастр имеет право на существование.
Возможно, профессионалы смогут назвать ещё множество причин, зачем они его используют. Это спросить лучше у них. Тем не менее, я заметил, что в среде этих ребят присутствуют…
Я о них уже упомянул, когда говорил о кельтской музыке. Там всё ещё интереснее. Удивительно, но факт, что весь мир клином не сошёлся на двух строях EADGBE и DropD удивляет даже многих из тех, кто вполне себе сносно переигрывает Мальмстина и Вая. Что, в свою очередь, в немалой степени, удивляет меня.
Таким я для профилактики советую посмотреть следующее видео:
Строй: C# G# E F# B D#
Кстати, очень рекомендую не только гитаристам с ограниченной эрудицией в области гитарных настроек.
Весьма хороший исполнительский и композиторский уровень представлен на этом видео. :)
Итак, возвращаясь к теме об «Иных». Много тут говорить не буду, покажу лишь, что немало из них используют каподастр экзотическим образом. Например, так:
Или так:
Здесь чувак использует аж 2 spider capo, обзор которых уже был на этом блоге.
Зачем они так делают, и что это им даёт — думайте сами. :)
Вот такой небольшой обзорчик применений каподастра получился.
Стоит отметить, что он, скорее всего, не пригодится тем, кто играет джаз, нео-классику и митОл. В первом случае именно достаточно экономичные джазовые закрытые аппликатуры и создают нужный эффект «джазовости» засчет мягкости тембра и нужном сочетании ступеней, и тут любые нововведения могут разогнать аутентичную атмосферу. А во втором случае, там просто некуда его ставить, поскольку используется ведь гриф, и многие гитаристы сочтут за оскорбление своего достоинства снисхождение до уровня аппликатур с открытыми струнами. :) С третьими и так всё понятно. Они ставят «обратный каподастр» (спускают струны как можно ниже). :)
Поздравьте меня с первой статьёй на музыкальную тематику. :) Долго не мог решиться всерьёз написать что-нибудь. Здесь лень не сыграла свою прогрессивную функцию. Лишь её преодоление. :)
Итак, зачем же он, всё-таки, нужен?
Выйдем, на минутку, из кельи высокотехничных шредов и неокласических изысков, и оглядимся по сторонам.
Первое, что мы увидим, это…
Дворовые «певуны»
Да-да, именно они создают массовый рынок для продавцов музыкальных инструментов и бесчисленных групп, направлений «русский рок», «попса»и «шансон».
Типичный представитель:
Как бы нам ни хотелось, возможно, иного, но профессиональная игра на гитаре — удел избранных. Для большинства людей это занятие остаётся просто увлечением, одним из многих. А значит, приходится экономить. Причем, экономить как деньги, которые выделяются на хобби, так и время, которое приходится отрывать от семьи/работы/других увлечений, или даже лени. Это значит, что нужно искать какие-то ухищрения, чтобы ценой немногих усилий добиться максимума. Если сравнить время с деньгами, то эти «приёмчики» — именно тот самый «средний ценовой диапазон» техники в магазинах, где соотношение цена/качество наиболее оптимальное, самый массовый «товар».
И здесь, одним из таких ухищрений «среднего ценового диапазона» становится каподастр.
Что он даёт тем парням и девчонкам, которые просто любят петь свои любимые песни под гитару у подъезда/на природе/корпоративе?
Самое главное — он позволяет экономить время на изучение аккордов.
Действительно, изучив самые простые Am, Dm, E, C, G, F, Em и полдюжины еще (а это уже advanced-уровень, между прочим, по шкале крутости подъездных хендриксов), мы можем сыграть практически любой хит уходящего лета, просто перемещая каподастр по грифу, и тем самым, меняя тональность, но оставаясь в рамках привычных, знакомых, удобных и тёплых аппликатур.
То же самое, но сбоку: вы можете аккомпанировать себе, или другому человеку в удобной для него или вас тональности, запомнив всего лишь десяток-другой удобных аппликатур.
К тому же, как бы смешно это для кого-то ни звучало, многие любители годами испытывают проблемы с «взятием» баррэ. С каподастром необходимость сыграть что-нибудь в A#m не будет связана со священным ужасом в глазах такого исполнителя.
Но помимо простого народа, есть…
Сытые профессионалы
Как бы странно ни звучало, но профессионалы тоже используют каподастр. Причем, независимо от уровня исполнительского мастерства, он им зачем-то нужен. :)Возьмем, к примеру, «широко известного в узких кругах» Томми Эммануэля:
Тут можно много гадать, для чего ему каподастр в данной композиции понадобился, учитывая, что по мнению многих только Чак Норрис играет круче него. Но я осмелюсь сделать несколько предположений.
«В начале было слово»
Если низвести весь тот глубокий смысл, который вкладывается в определение «слово» в оригинальном контексте до бытового уровня, то можно сказать, что «слово представляет собой звук». Итак, «в начале был звук». Именно ради него многие музыканты идут на всевозможные ухищрения и эксперименты и радуются как дети, когда получается что-то необычное и интересное. :)
Вообще, начнем с того, что каподастр, как правило, имеет смысл применять там, где используется звучание открытых струн. И тут у него несколько применений:
Сохранение удобных аппликатур
Что ни говори, а лень — двигатель прогресса. Даже профессионалы не избежали этого «порока». Пока одни гордые и горячие, соревнуясь в крутости, скорости, сложности игры на гитаре пытаются переиграть самого Чака, другие аккуратно играют свою музыку и получают за это хорошие деньги. И тут на первый план выходит эргономичность. Чем легче будет играть ту или иную вещь, тем меньше будут убиваться руки (учитывая, что профессионалы могут играть и по 8 часов в день на протяжении многих лет, это существенный фактор), и тем дольше профессионал сможет зарабатывать эти деньги, не приобретая очень неприятные «профессиональные заболевания/травмы».
Развивая эту идею «получить нужный звук наименьшими усилиями», мы подходим к такому обстоятельству, что огромную базу накопленных, скажем«blues licks» для ми-мажора всё же удобнее играть в ми-мажоре, нежели в ми-бемоль-мажоре. А если новый блюзовых хит, скажем, в F#? Зачем делать из буханки хлеба и подручных материалов троллейбус, если можно поставить каподастр на второй лад и «давать жару» используя знакомые фразы?
Возможно, блюз не лучший пример, поскольку там много сыграно в закрытой позиции… Возьмем тогда кантри. Вот где умопомрачительные проходы по грифу сочетаются со звучанием открытых струн! И если вы играете что-то на девятом ладу в тот момент, когда у вас каподастр на втором, и при этом, звучание открытых струн должно быть, то без каподастра у вас должно быть либо три руки, либо растяжка ладов эдак на десять. В общем, если вы марсианин, добро пожаловать на кантри-сцену планеты Земля! :)
Или, скажем, кельтская музыка. Если требуется, например, извлекать мягкий, специфический звук из середины грифа, когда в это время звучит тоника/доминанта на открытых струнах, на манер волыночных дронов — тут никакие барре не помогут, потому что держать эти ноты, одновременно играя что-то нетривиальное невозможно. Опять же, если только вы не с Нептуна. :)
«Халтурка» по-быстрому
Банально, можно повысить строй гитары, не изменяя натяжения струн и не меняя сами струны. Если надо, например, сыграть в строе, скажем ADGCEA, вместо EADGBE. Бывает надо (помним об открытых струнах).
Смена тембральной окраски
С изменением длины мензуры, меняется «характер» звучания инструмента. Я не особо силён в физике процесса, но очевидно, что в случае каподастра, скажем, на седьмом ладу, в аппликатурах с открытыми струнами, тембр этих нот будет несколько иным, нежели с теми же нотами где-то в начале грифа и на других струнах. Думаю, здесь можно говорить о другом соотношении гармоник, резонансов, сами струны звучат иначе. Это не всем заметно с первого раза, но, поиграв, понимаешь, что действительно «что-то поменялось». Опять же, достичь звучания гитары типа «мандолина» на стандартном строе в «мощных» аппликатурах, где практически нет терций (только тоники и доминанты) сложно без каподастра.
Подводя подитог, можно сказать, чтокаподастр нужен там,где требуется использовать четко определенные аппликатуры с открытыми струнами в специфических тональностях. Потому что в немалом числе случаев, открытые аппликатуры звучат лучше закрытых (с барре). Уже по этой причине, каподастр имеет право на существование.
Возможно, профессионалы смогут назвать ещё множество причин, зачем они его используют. Это спросить лучше у них. Тем не менее, я заметил, что в среде этих ребят присутствуют…
«Иные»
Я о них уже упомянул, когда говорил о кельтской музыке. Там всё ещё интереснее. Удивительно, но факт, что весь мир клином не сошёлся на двух строях EADGBE и DropD удивляет даже многих из тех, кто вполне себе сносно переигрывает Мальмстина и Вая. Что, в свою очередь, в немалой степени, удивляет меня.
Таким я для профилактики советую посмотреть следующее видео:
Строй: C# G# E F# B D#
Кстати, очень рекомендую не только гитаристам с ограниченной эрудицией в области гитарных настроек.
Весьма хороший исполнительский и композиторский уровень представлен на этом видео. :)
Итак, возвращаясь к теме об «Иных». Много тут говорить не буду, покажу лишь, что немало из них используют каподастр экзотическим образом. Например, так:
Или так:
Здесь чувак использует аж 2 spider capo, обзор которых уже был на этом блоге.
Зачем они так делают, и что это им даёт — думайте сами. :)
Вот такой небольшой обзорчик применений каподастра получился.
Стоит отметить, что он, скорее всего, не пригодится тем, кто играет джаз, нео-классику и митОл. В первом случае именно достаточно экономичные джазовые закрытые аппликатуры и создают нужный эффект «джазовости» засчет мягкости тембра и нужном сочетании ступеней, и тут любые нововведения могут разогнать аутентичную атмосферу. А во втором случае, там просто некуда его ставить, поскольку используется ведь гриф, и многие гитаристы сочтут за оскорбление своего достоинства снисхождение до уровня аппликатур с открытыми струнами. :) С третьими и так всё понятно. Они ставят «обратный каподастр» (спускают струны как можно ниже). :)
Поздравьте меня с первой статьёй на музыкальную тематику. :) Долго не мог решиться всерьёз написать что-нибудь. Здесь лень не сыграла свою прогрессивную функцию. Лишь её преодоление. :)
- www.google.com-accounts-o8-id-id-AItOawlE07vZOmWi_NnGUu4R1Ww,
- 22 декабря 2011, 10:46,
- 0
Артём:
Статья хорошая, но... Но! Абзац про блюз стоило бы расширить. О каком блюзе идёт речь? О пилилове типа Гари Мура? Или о дельта-блюзе? Роберт Джонсон использовал каподастр, и неспроста: большинство блюзменов играют в открытом (open) строе, и каподастр даёт возможность менять тональность строя. Или например игра блюза со слайдером. В таком случае каподастр - незаменимая вещь. Отрываем слайдер от грифа - получаем аккорд на открытых струнах, зажатых каподастром. Слайдером можно играть не только улетные соло, но и аккордовые последовательности. И зачастую открытые струны или струны под каподастром задают в такой музыке базовый аккорд, основной тон.
Статья хорошая, но... Но! Абзац про блюз стоило бы расширить. О каком блюзе идёт речь? О пилилове типа Гари Мура? Или о дельта-блюзе? Роберт Джонсон использовал каподастр, и неспроста: большинство блюзменов играют в открытом (open) строе, и каподастр даёт возможность менять тональность строя. Или например игра блюза со слайдером. В таком случае каподастр - незаменимая вещь. Отрываем слайдер от грифа - получаем аккорд на открытых струнах, зажатых каподастром. Слайдером можно играть не только улетные соло, но и аккордовые последовательности. И зачастую открытые струны или струны под каподастром задают в такой музыке базовый аккорд, основной тон.
Илья, сарказма здесь нет, вам показалось. Да, иронизирую по чуть-чуть. :) Заметьте, я себя-то к профессионалам не причисляю, поскольку не зарабатываю этим на хлеб. Играю ради удовольствия, выделяя на это время, отрывая от других хороших и нужных занятий. Поэтому всё вышеобозначенное - про меня в первую очередь.
Вас смутила мысль про "дворовых певунов"? Я нигде не утверждал, что это плохо. Просто поделился своими наблюдениями. Если хотите, кину респект пацанам, которые на гитаре играют, а не киоски громят и гопают прохожих.
А вообще, не воспринимайте вы всё так близко к сердцу-то! Живите долго и счастливо! :)
- www.google.com-accounts-o8-id-id-AItOawlE07vZOmWi_NnGUu4R1Ww
- 23 декабря 2011, 17:45
- ↓
sbs, именно! Здорово, когда две акустики не играют тупо одно и тоже. :)
- www.google.com-accounts-o8-id-id-AItOawlE07vZOmWi_NnGUu4R1Ww
- 22 декабря 2011, 14:27
- ↓
комментарий был удален
Комментарии (17)
RSS свернуть / развернуть