g.a.s. /
Обзор гитарных динамиков Celestion
Гитарные динамики Celestion прочно ассоциируются с классическим британским звуком. На протяжении всей истории становления и развития Рок-н-Ролла этими динамиками неизменно комплектовались кабинеты и комбо таких производителей как Marshall, Vox или Orange. Показательно, что на сегодняшний день легендарной и культовой является не столько брэнд под которыми выпускаются эти динамики сколько отдельные модели. В предлагаемой статье представлен обзор четырех самых популярных моделей динамиков этой марки.
G12M
Самые первые динамики Celestion G12M начала 60-х имели запас мощности на 20 ватт, впоследствии увеличенный до 25 ватт, который и по сей день остается стандартом для классического маршаловского кабинета 4Х12. Данные динамики получили свое прозвище GreenBacks из-за пластиковой накладки на магнит зеленого цвета. В 70-х цвет накладки менялся и мог быть черным или бежевым, но базовые комплектующие и материалы для этой модели оставались неизменны, за исключением 78-79 годов, когда в диафрагме конуса стали использоваться иные материалы.
Звук этих динамиков лежит в основе большинства величайших Рок и Блюз композиций, когда либо записанных на пленку. Но каков звук этих динамиков в реальной жизни, воспринимаемый на слух без примесей студийных эффектов?
Настоящий GreenBack, воспринимаемый на слух, отличается от всех остальных тем, что способен изменять характер и окраску своего звучания в зависимости от изменения громкости и других регулировок усилителя. У этого динамика очень ровный диапазон сердних частот, сфокусированный в самой середине музыкального спектра — идеальный для гитары. Этот динамик усиливает высокочастотную основу перегруженного гитарного звука, но при этом как бы вырезает слишком резкие и неприятные для слуха верхние частоты, которые обычный динамик воспроизводит.
Настоящий GreenBack добавляет звуку эффект компрессии по мере увеличения громкости. Низкочастотная основа его звучания ощутимо и очень музыкально взаимодействует с вашей гитарой и откликается на динамические нюансы вашей игры. При этом чрезмерное увеличение громкости приводит к перекомпресси, что в результате делает звук смазанным и не выразительным. Фокус в том, чтобы нащупать тот уровень громкости, который дает звуку сбалансированную степень компресии. Как правило речь идет об умеренно громких уровнях (диафрагма динамика должна двигаться, но не гулять). К счастью для тех, кто не может себе позволить большие уровни громкости (слабые уши или нервные соседи могут быть тому причиной), чувствительность этих динамиков к входному сигналу, от которой зависит количество энергии привносимое динамиком в звук, на несколько децибел (3-4) ниже чем у других динамиков. При равных регулировках усилителя Greenback будет звучать ощутимо тише, чем G12H или Vintage30.
G12H
Этот динамик считается 30 ваттным аналогом знаменитого Greenback. У него более тяжелый магнит, и он сильно отличается по звуку от своего брата. Во всей рассматриваемой линейке, звук G12H можно назвать самым нейтральным в плане окраски и динамической отдачи.
Этот динамик слегка выделяет верхнюю часть средних частот и нижнюю часть высоких частот звукового спектра. С увеличением громкости G12H не станет компрессировать звук как Greenback. Если G12M по мере увеличения громкости будет добавлять звуку басов за счет эффекта компресии, то с G12H вы вряд ли услышите изменения в частотной окраске звука. Нкоторые ругают этот динамик за его зажатость, хотя в действительности он способен воспроизводить больше басов чем Greenback. Другое дело что в отличие от G12M он не создает своих басов в звуке.
Эффективня чувствительность этого динамика выше чем у Greenback, соответственно он ощутимо громче. Существует две модификации G12H: 55 и 75 Гц. Но учитывая упомянутую зажатость этого динамика, вы вряд ли услышите какую-либо разницу между ними, если конечно вы не используете экстремальные настройки эквалайзера или речь не идет о бас гитаре!
Традиционно звук G12M и G12H сравнивают наиболее часто, и оба динамика считаются классикой в своем роде. И у того и у другого есть своя армия именитых поклонников, которые явно предпочитали один из них другому. Некоторые предпочитают смешивать оба динамика в одном кабинете. Но если вы выбрали G12H — вы в одной команде с Хендриксом, который явно предпочитал их, возможно потому, что Greenbackи у него часто взрывались.
G12-T
Этот 75 ваттный динамик урезает среднечастотный диапазон (т.н. scoope) Его низкочастотная основа устойчива к изменениям громкости (от низких до умеренных уровней) и у него тугая и упругая высокочастотная составляющая.
G12T способен на хороший и ровный рок н рольный кранч будучи использованным с Marshall типа MasterVolume или другим современным high gain усилителем. Вы все же можете извлечь из него нечто подобное винтажному духу Greenback увеличив средние частоты на своем усилителе, но все равно его звучание будет заметно отличаться.
Традиционно этот динамик наилучшим образом проявляет себя в стилях Hard Rock и Metal. Но всегда сохраняется риск потеряться с ним в миксе из-за его проваленной среднечастотной составляющей. И не увлекайтесь добавлением высоких частот на усилителе, у динамика G12T их предостаточно.
Что объединяет этот динамик с Greenback, так это его низкая эффективня чувствиетльность к входному сигналу и соответственно его относительно небольшая громкость (если сравнивать с тем же G12H). Следовательно, если окружающая обстановка позволяет вам навалить громкости и раскачать ваш кабинет с динамиками G12T, вы так же можете добиться эффекта компрессии низкочастотной основы своего звука. Однако, поскольку этот динамик изначально акцентирует низкие частоты, с ним легко можно получить перекомпрессию, поэтому не увлекайтесь басовой регулировкой на больших громкостях.
Vintage30
В середине 80-х Celestion предприняли попытку выпустить винтажно звучащий динамик, но с большим запасом мощности. Vintage30 на самом деле не 30 ваттный, а 60 ваттный динамик, — его название это маркетинговый ход. Marshall стали использовать эти динамики в качестве апгрейда своим кабинетам, при этом такие кабинеты маркировались «AV».
Что касается звука, следует отметить что этот динамик достаточно плосковат в плане своей частотной отдачи. И если G12H проваливал середину, то Vintage30, наоборот, ее выпячивает. При этом делает это он не так музыкально и гармонично как Greenbak. Среднечастотный акцент этого динамика смещен чуть выше и находится в более гнусавых областях музыкального спектра.
Означает ли это, что это плохой динамик? — Вовсе нет. Если вашему усилителю изначально не хватает средних частот в силу использованной в нем схемы, то этот динамик возможно вдохнет в него жизнь и вытащит вашу гитару из каши в миксе, особоенно если вы играете солирующие партии. Очень многие предпочитают этот динамик именно по этой причине. Никто не станет отрицать что у Slash, который использует именно эти динамики, превосходный звук соло гиатры, и Vintage30 играют здеь не последнюю роль.
G12M
Самые первые динамики Celestion G12M начала 60-х имели запас мощности на 20 ватт, впоследствии увеличенный до 25 ватт, который и по сей день остается стандартом для классического маршаловского кабинета 4Х12. Данные динамики получили свое прозвище GreenBacks из-за пластиковой накладки на магнит зеленого цвета. В 70-х цвет накладки менялся и мог быть черным или бежевым, но базовые комплектующие и материалы для этой модели оставались неизменны, за исключением 78-79 годов, когда в диафрагме конуса стали использоваться иные материалы.
Звук этих динамиков лежит в основе большинства величайших Рок и Блюз композиций, когда либо записанных на пленку. Но каков звук этих динамиков в реальной жизни, воспринимаемый на слух без примесей студийных эффектов?
Настоящий GreenBack, воспринимаемый на слух, отличается от всех остальных тем, что способен изменять характер и окраску своего звучания в зависимости от изменения громкости и других регулировок усилителя. У этого динамика очень ровный диапазон сердних частот, сфокусированный в самой середине музыкального спектра — идеальный для гитары. Этот динамик усиливает высокочастотную основу перегруженного гитарного звука, но при этом как бы вырезает слишком резкие и неприятные для слуха верхние частоты, которые обычный динамик воспроизводит.
Настоящий GreenBack добавляет звуку эффект компрессии по мере увеличения громкости. Низкочастотная основа его звучания ощутимо и очень музыкально взаимодействует с вашей гитарой и откликается на динамические нюансы вашей игры. При этом чрезмерное увеличение громкости приводит к перекомпресси, что в результате делает звук смазанным и не выразительным. Фокус в том, чтобы нащупать тот уровень громкости, который дает звуку сбалансированную степень компресии. Как правило речь идет об умеренно громких уровнях (диафрагма динамика должна двигаться, но не гулять). К счастью для тех, кто не может себе позволить большие уровни громкости (слабые уши или нервные соседи могут быть тому причиной), чувствительность этих динамиков к входному сигналу, от которой зависит количество энергии привносимое динамиком в звук, на несколько децибел (3-4) ниже чем у других динамиков. При равных регулировках усилителя Greenback будет звучать ощутимо тише, чем G12H или Vintage30.
G12H
Этот динамик считается 30 ваттным аналогом знаменитого Greenback. У него более тяжелый магнит, и он сильно отличается по звуку от своего брата. Во всей рассматриваемой линейке, звук G12H можно назвать самым нейтральным в плане окраски и динамической отдачи.
Этот динамик слегка выделяет верхнюю часть средних частот и нижнюю часть высоких частот звукового спектра. С увеличением громкости G12H не станет компрессировать звук как Greenback. Если G12M по мере увеличения громкости будет добавлять звуку басов за счет эффекта компресии, то с G12H вы вряд ли услышите изменения в частотной окраске звука. Нкоторые ругают этот динамик за его зажатость, хотя в действительности он способен воспроизводить больше басов чем Greenback. Другое дело что в отличие от G12M он не создает своих басов в звуке.
Эффективня чувствительность этого динамика выше чем у Greenback, соответственно он ощутимо громче. Существует две модификации G12H: 55 и 75 Гц. Но учитывая упомянутую зажатость этого динамика, вы вряд ли услышите какую-либо разницу между ними, если конечно вы не используете экстремальные настройки эквалайзера или речь не идет о бас гитаре!
Традиционно звук G12M и G12H сравнивают наиболее часто, и оба динамика считаются классикой в своем роде. И у того и у другого есть своя армия именитых поклонников, которые явно предпочитали один из них другому. Некоторые предпочитают смешивать оба динамика в одном кабинете. Но если вы выбрали G12H — вы в одной команде с Хендриксом, который явно предпочитал их, возможно потому, что Greenbackи у него часто взрывались.
G12-T
Этот 75 ваттный динамик урезает среднечастотный диапазон (т.н. scoope) Его низкочастотная основа устойчива к изменениям громкости (от низких до умеренных уровней) и у него тугая и упругая высокочастотная составляющая.
G12T способен на хороший и ровный рок н рольный кранч будучи использованным с Marshall типа MasterVolume или другим современным high gain усилителем. Вы все же можете извлечь из него нечто подобное винтажному духу Greenback увеличив средние частоты на своем усилителе, но все равно его звучание будет заметно отличаться.
Традиционно этот динамик наилучшим образом проявляет себя в стилях Hard Rock и Metal. Но всегда сохраняется риск потеряться с ним в миксе из-за его проваленной среднечастотной составляющей. И не увлекайтесь добавлением высоких частот на усилителе, у динамика G12T их предостаточно.
Что объединяет этот динамик с Greenback, так это его низкая эффективня чувствиетльность к входному сигналу и соответственно его относительно небольшая громкость (если сравнивать с тем же G12H). Следовательно, если окружающая обстановка позволяет вам навалить громкости и раскачать ваш кабинет с динамиками G12T, вы так же можете добиться эффекта компрессии низкочастотной основы своего звука. Однако, поскольку этот динамик изначально акцентирует низкие частоты, с ним легко можно получить перекомпрессию, поэтому не увлекайтесь басовой регулировкой на больших громкостях.
Vintage30
В середине 80-х Celestion предприняли попытку выпустить винтажно звучащий динамик, но с большим запасом мощности. Vintage30 на самом деле не 30 ваттный, а 60 ваттный динамик, — его название это маркетинговый ход. Marshall стали использовать эти динамики в качестве апгрейда своим кабинетам, при этом такие кабинеты маркировались «AV».
Что касается звука, следует отметить что этот динамик достаточно плосковат в плане своей частотной отдачи. И если G12H проваливал середину, то Vintage30, наоборот, ее выпячивает. При этом делает это он не так музыкально и гармонично как Greenbak. Среднечастотный акцент этого динамика смещен чуть выше и находится в более гнусавых областях музыкального спектра.
Означает ли это, что это плохой динамик? — Вовсе нет. Если вашему усилителю изначально не хватает средних частот в силу использованной в нем схемы, то этот динамик возможно вдохнет в него жизнь и вытащит вашу гитару из каши в миксе, особоенно если вы играете солирующие партии. Очень многие предпочитают этот динамик именно по этой причине. Никто не станет отрицать что у Slash, который использует именно эти динамики, превосходный звук соло гиатры, и Vintage30 играют здеь не последнюю роль.
- leetwin1981,
- 03 августа 2012, 17:17,
- +2
И АЧХ с параметрами для каждого динамика. :) При этом Классно бы было связать описания с параметрами и АЧХ. Тогда видно — где, кто и что выпячивает.
Но в целом — хорошая статья. :)
Денис, насчёт примеров звучания — тут ведь дело какое. Слишком много искажающих факторов между тем динамиком, который записывали и нашим ухом. Одно дело — что записывали они. Другое — что услышим мы. :)
Но в целом — хорошая статья. :)
Денис, насчёт примеров звучания — тут ведь дело какое. Слишком много искажающих факторов между тем динамиком, который записывали и нашим ухом. Одно дело — что записывали они. Другое — что услышим мы. :)
Если ты о записи семплов динамиков — тут несколько иное…
А если о творчестве — я думаю, что они исходили из того, какой аппарат у них был. И лучшим образом использовали то, что имели. А вот когда подросли, уже могли себе позволить кастом-шоп, как, например Маршалл (который Хендрикс у Маршала, который конструктор).
Ну а если у тебя еще и технические знания есть — грех ими не воспользоваться! :)
А если о творчестве — я думаю, что они исходили из того, какой аппарат у них был. И лучшим образом использовали то, что имели. А вот когда подросли, уже могли себе позволить кастом-шоп, как, например Маршалл (который Хендрикс у Маршала, который конструктор).
Ну а если у тебя еще и технические знания есть — грех ими не воспользоваться! :)
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернуть