Брэндология: Mesa/Boogie
Mesa/Boogie — одна из крупнейших фирм по производству гитарного и басового усиления для всех стилей музыки. Усилители от компании Mesa/Boogie воспроизводят любой звук с 1971 года. От настоящих рок-н-ролльных соло 70х, выдаваемых Питом Таунсендом из The Who до тяжелых риффов Джеймса Хэттфилда из Metallica, не обходя стороной и перегруженный бас, ныне покойного, Клифорда Ли Бертона. Mesa/Boogie — это часть истории мировой музыки на ровне с такими гигантами звука, как Marshall и Fender, который, кстати, сыграл не малую роль в становлении бренда.
На сегодняшний день усилители Mesa более популярны среди музыкантов тяжелой музыки, таких как, упомянутые ранее Джеймс Хэттфилд и Кирк Хеммет из Metallica, Джон Петручи из Dream Theatre, Марк Мортон и Вилли Адлер из Lamb of God и даже целые группы, как например Korn. И на таком фоне, состоящих из настоящих ветеранов тяжелого метала, скрываются музыканты классического рок-н-рола: Дэвид Гилмор из Pink Floyd, Дэйв Грол из Foo Fighters, Пол МакКартни, Фрэнк Заппа, Курт Кобейн из Nirvana, Пит Таунсенд из The Who и многие другие.
Прежде чем начать историю самой компании, стоит сказать пару слов о Рэндалле Смите, всея Mesa/Boogie. Рэндалл с ранних лет занимался музыкой. Его отец играл на тенор-саксофоне в Оклендском оркестре, и как это обычно заведено, ребенок тоже должен уметь играть на музыкальном инструменте. В руки Рэндалла попал кларнет, по мнению отца именно кларнет должен был предшествовать саксофону. Отец обучал его как правильно извлекать ноту и различать все состовляющие тембра, что в последующем отлично сказалось на звучании усилителей.
Примерно в это же время Лео Фендер начинал паять свои усилители, а все, что можно было найти в магазинах, могло стать либо вторым шкафом в доме, который мог проигрывать пластинки, либо это были простые маленькие радиоприемники. Хочешь чего-то лучшего — паяльник в руки и изобретай.
У отца Рэндалла был друг, у которого мальчик увидел самодельный проигрыватель спаенный на деревянном брусе и все это дополнял ламповый усилитель. Маленький изобретатель очень вдохновился этим чудом радиотехники и набрал у автора производственных отходов. К дведнадцати годам у него уже выходили законченные простенькие радио-поделки, но на этом он не остановился.
И вот, маленький Рэндалл узнал, что где-то в городе проживает ветеран морского флота, который на данный момент занимается тем, что собирает у себя в гараже разные промышленные системы управления. Так наш герой решает поучится электротехнике у этого человека. Стоит упомянуть, что этот мастер на тот момент занимался сборокой пульта управления для подводной лодки Nautilus, первой ядерной подлодки Америки. Как утверждал сам Смит: «Все, что делал этот человек просто сносило мне башню!» В последующем, Рэндалл сдружился с его сыном и у него появилась возможность проводить целые дни, собирая, экспремнтируя с паяльником в мастерской, и так он научился собирать с нуля усилители, модуляторы и прочее. В то время все было ламповое, транзисторы еще не были столь популярными.
Забавы ради
На дворе наступила середина 60х, пришло время рок-н-роллу просачиваться в жизнь американской молодежи. Каждый подросток берет в руки гитару, зовет друзей и вместе они разучивают песни The Beatles, The Beach Boys и прочих групп, находившихся на волне того времени.В стороне не остался и Рэндалл Смит. К этому времени он уже увлекся машинами, рок-н-роллом и полность погрузился в мир свободы. В это же время он садится за барабанную устанвку и начинает отбивать ритм в группе со своими друзьями. Как это обычно бывает, у молодых гаражных групп оборудывание не высого качества, а денег на ремонт не хватает. У их клавишника во время концерта перегорает усилитель.
И на помощь приходят умелые руки Смита, который обещает его подчинить. Сначала ему не доверяли, вдруг он только все ухудшит. Но ему, все же, удалось уговорить молодого музыканта и забрать усилитель на ремонт.
На следующий день усилитель уже был отремонтирован и у друзей проснулась идея открыть свой музыкальный магазин. «Но что мы знаем о том, как держать свой магазин!?» — спросил Рэндалл. Но клавишник предложил, что сам будет стоять за прилавком, а весь ремонт будет вести Рэндалл. В качестве помещения для магазина был выбран старый китайский продуктовый магазин. В то время (1967 год) в Сан-Франциско практический все играли в группах, и поэтому их дело имело большой спрос и среди клиентов их магазина-мастерской были и Jefferson Airplane и Greatfull Dead, и Карлос Сантана, и другие ныне большие фигуры в рок-музыке.
Однажды, наш энтузиаст решил разыграть несколько своих знакомых-музыкантов и переделать старый комбоусилитель Fender «Насколько сильно мне удастся его разогнать?» — спросил себя Рэндалл. Для этой шутки был выбран Fender Princeton, использованный в качестве корпуса и Fender Bassman, из которого были использованы трансформаторы и схема. В корпус был надежно вставлен 12-ти дюймовый динамик JBL, на тот момент довольно популярный среди музыкантов, и комбоусилитель мог разрозится на 12 ватт.
Что бы хоть как-то опробовать свое изобретение, Рэндалл решил вынести его в зал магазина и немного поиграть на нем. По счастливому стечению обстоятельств, в это же время, за покупками ходил сам Карлос Сантана, и как же он мог упустить такой момент — испытать самопальную машину для рок-н-ролла. Кто бы мог подумать, что в тот момент Карлос не просто вставил шнур в вход усилителя, а вставил ключь, что бы завести механизмы истории. С криками из уст Сантаны «Man, that little thing really boogies!» (рус. Эта вещица способна делать буги!) и толпой зевак возле магазина появилось название и началась история мирового бренда.
На новое детище Рэндалла тут же поступило несколько заказов от большых музкантов. Он решил не менять корпус и оставить старенький Princeton. Но вскоре ему все же пришлось изготовить таблички с надписью Boogie, после дошедших на него жалоб из-за того, что молодые музыканты, глядя на Сантану, никак не понимали, как эти маленькие комбоусилители могли выдавать такой мощный звук.
Представленные в 1970 году первые комбоусилители могли доказать свое величие и навсегда перевернуть представление о том, каким может быть усилитель. Уже тогда эти комбоусилители, собранные в арендованной Смитом псарне в охотничьем домике, звучали со сцены у ведущих музыкантов того времени, горячо поклонявшихся иновациям и качеству.
Время перемен
Пришло время продвигаться вперед. Непеределанных комбоусилителей Princeton в городе не осталось, а покупать новые, доставать внутренности и ставить другие было глупо, да и магазин уже не мог дать столько прибыли, что бы хватало на большие партии новых запчастей, а Fender перекрыли поставку своих трансформаторов в Северную Калифорнию, ведь с таким мастером в округе никаких трансформаторов не напасешься.Поэтому Рэндалл решает двигаться вперед. Он забирает списанное и непригодное дерево с лесопилки, загружает им грузовик и строит гараж-студию в горах не далеко от города.
У него у самого была старенькая машина, двигатель которой он периодически перебирал и благодаря этому он решил перебирать моторы стареньких мерседесов. Рэндалл очень вдохновился качеством и точностью, с которой были собраны немецкие двигатели. Именно так он понял, как должна выглядеть качественная вещь и как нужно правильно конструировать оборудование. К тому же, это могло принести дополнительную прибыль, что бы заказывать поршни для мерседеса и трансформаторы для усилителей прям с производства. Но для этого нужно было придумать официальное название своей мастерской. Boogie Engineering? Кто даст диллерскую скидку фирме с таким названием, нет. MESA Engineering! Вот, то, что нужно! Так появилось и вторая часть в названии усилителей Mesa/Boogie.
Становление компании
В 1971 году Рэндалл получил заказ от Пола Бьерка, знакомого бассиста, собрать ему кастомный комбоусилитель. На свет появился Mesa 450, именно так назвал его автор. Это был самый первый усилитель под новой маркой Mesa/Boogie. Это был гибрид двух других усилителей, Fender Twin Reverb '65 и Dual Showman, в коробке отделанной под змеиную кожу.В 1973 году Смит полностью сфокусировался на своей фирме. Его дом превратился в настоящее сарайное производство. Жена, соседи, друзья, все были вовлечены в его производство. Кто-то впаивал трансформаторы, кто-то выпаивал неправильно поставленные трансформаторы, кто-то занимался пайкой кабелей, каждый вносил свою лепту в историю Boogie.
Однажды вечером, Рэндал, возвращался с прогулки по горам, заметил в лесу нескольких девушек, загорающих на солнце топлесс (на дворе 70е, сексуальная революция в разгаре) и попутно с этим делая отверстия в печатных платах. Именно в этот момент Рэндалл понял, что он делает все правильно.
Помимо остальных, Смит так же был вовлечен в работу. Он делал шелкографию, делал печатные платы и занимался оформлением корпуса. В подвале его дома он сам построил бак для протравки и каждый раз вскакивал из-за обеденного стола и бежал вынимать плату, что бы та не растворилась в кислоте. Проведенное детство в мастерской также не прошли зря для Рэндалла, он теперь переделывал корпуса для усилителей, чуть ли не заново.
«Хай-гейновая» эра
В 1972 году комбоусилители еще не были так богаты в своих возможностях и главная проблема была в том, что ручка гейна, уровня перегруза, и ручка громкости были неразрывно связаны. Многие жаловались, что нельзя было включить полный гейн, добившись хорошего сустейна, и при этом, что бы усилитель не орал на полную катушку. Даже первый поклонник Boogie, Карлос Сантана, владелец прокаченного Princeton, жаловался на недостаток перегруза в усилителе. Проблема была в том, что и в начальных схемах Fender было недосточно мощности.Позже, все в том же 1972 году, в дом Смита приходит Ли Майклс со своим усилителем в руках. Это был Crown DC-300, на тот момент самый мощный усилитель. Как сказал сам Рэндалл: «Это был настоящий святой грааль, и я его нашел!» Просьбой Майклса было прокачать его усилитель для еще большей мощности. Мы знаем множество событий в истории, когда обычный эксперимент с небольшой долей риска приводил к большим открытиям. И этот случай был из их числа. Рэндалл не совсем понимал какой сигнал в предусилителе был нужен для мощности Crown, и, что бы перестраховаться он решил добавить в схему дополнительный ламповый каскад и три разных ручки громкости, что бы сбалансировать схему.
Когда они включили усилитель в разетку и Ли начал играть, они услышали, то чего нигде нельзя было услышать, ни у Fender, ни у других ведущих компаний. Они тут же кинулись крутить ручки громкости, то понижая гейн, но повышая громкость, то наоборот. Можно было получить небывало громкий, но чистейший звук гитары! В этот день произошла настоящая революция в мире звукового оборудования. Так на свет появился самый первый усилитель модели Mark.
Смиту уже не терпелось создать комбоусилитель с новыми возможностями для Сантаны. Он понимал, что это то, что ему нужно. И альбом Карлоса «Abraxis» показал миру, как маленькая мастерская в горах смогла произвести переворот в мире гитарного звука.
В 70х компания Mesa/Boogie выпустила еще несколько версий Mark I с эквалайзером, реверберацией и в вариации с разными динамиками (Altec и Electro-Voice). Следующая модель, Mark II, была представленна в 1978 году, имеющая два канала и фут-свитч (ножной переключатель). Mark II был также доступен в варианте головы.
В 80х компания начинает производство предусилителей. Выпускается серия усилителей Strategy, имеющие 400 и 500 ватт мощности, и эквивалентные им модели предусилителей Quand и Studio. Так же в 80х появляется усилитель Mark III, на борту которого стоял еще один, третий, канал — кранч и, соответственно, двухканальный фут-свитч. Mark III отлично подходил для тяжелой музыки, которая уже выходила вперед в те года.
В 90х компания занимается выпуском усилителей Rectifire и менее мощных усилителей Dual Caliber, которые стали флагманской серией Mesa/Boogie. У них были все те же 3 канала, но появились новые 8 режимов и фут-свитч с пятью кнопками. Они тоже были представленны и в виде головы. Кстати, очень полюбились гитаристом DJ Ashba из Guns N'Roses и Sixx:A.M, музыкантами из Metallica и другими представителями тяжелой музыки.
В нулевых у Mesa/Boogie появляются так же серии Road King — 4-х канальные усилители с двумя выходами каждый и своей петлей эффектов, и функцией Progressive Linkage, позволяющий использовать пять разных конфигураций ламп; Lone Star, приближенные к усилителям Vox, и Stiletto- Rectifire с британским ароматом которые были выпущены в ответ тому, что музыканты использовали усилитель Marshall вместе с Mesa/Boogie, о каждом из которых еще есть, что сказать отдельно.
Усилители Mesa/Boogie до сих пор делают «буги» во всем мире. Их усилители по нраву гитаристам любого стиля и любого сорта. Что в иной раз подчеркивает богатство звучание и инавационность компании. Их качество не устпает любому мировому производителю гитарной аппаратуры.
Но не стоит забывать, что первые усилители были сделаны под сильным влиянием Fender. Рэндалл Смит утверждает, что Fender — это пример того, как нужно делать оборудование. Практический все гитарное оборудование берет свое начало с Fender, как усилители, так и гитары. Даже первый Marshall изначально делался, как копия Fender Bassman. Что в очередной раз доказывает фразу неменее революционного человека, Стива Джобса: «Хорошее искусство -это копия, великое искусство — воровство.»
По теме: Брэндология: Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) до CBS
- gablemckrawll,
- 09 апреля 2014, 13:30,
- +4
Комментарии (3)
RSS свернуть / развернуть