Брэндология: Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) до CBS
Всем привет! Решил сделать такой вот мини-проект с примерным названием «Брэндолгия». В рамках которого, мы будем узнавать о истории фирм, без которых сложно представить современную музыкальную и, в частности, гитарную индустрию. Начнем, пожалуй, с Fender.
История Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) неразрывно связана с именем ее отца основателя Лео Фендера (Leo Fender).
Судя по всему, уже с ранних лет Лео проявлял интерес к электронике. И не последнюю роль в этом увлечении сыграл его дядя, т.к. именно он, видя интерес такой вот интерес, подарил 13-летнему Лео целую коробку с негодными зап. частями от автомобильных радиоприемников и батарею. Годом позже, Лео навестил дядю, который держал магазин автомобильной электроники. В ходе этого визита, на Лео произвело впечатление радио, которое его дядя собрал сам и выставил на витрине магазина. Звук радио буквально поразил Лео. И вскоре, уже сам Лео стал ремонтировать радио в небольшой мастерской у себя дома.
В 1928 Лео окончил местную фуллертонскую школу и поступил в местный же колледж на бухгалтера. Учась в колледже, он продолжал возиться с различной электроникой. Вообще странно, что при интересе к электронике он пошел учиться на бухгалтера и в колледже не взял ни одного курса хоть как-то связанного с электроникой.
После колледжа, Фендер стал работать в Анахайме в компании, которая занималась производством, хранением и поставками льда, сначала в качестве мальчика на побегушках, а потом по специальности – бухгалтером. Примерно в это же время лидер местного ансамбля спросил Лео, не сможет ли тот сделать систему усиления и воспроизведения, для озвучивания танц-площадки. Фендер взялся за производство аж 6-ти таких систем.
В 1933-м Лео встречает свою будущую жену Эстер Клоски (Esther Klosky), а в 34-м, фактически в разгар Американской Великой Депрессии они женятся. Примерно в то же в время получает работу в Дорожном Департаменте Калифорнии в Сэн-Луисе Обиспо, но через несколько лет, из-за этой самой депрессии он попадает под сокращение.
Лео убедил Дока поработать в команде и они создали “K&F Manufacturing Corporation”, в рамках которой стали производиться гавайские гитары и усилители для них. И в 1944 Лео и Док запатентовали лэп-стил гитару с электрическим звукоснимателем, который ранее сделал и запатентовал сам Фендер. В 1945 они стали продавать эту гитару в наборе с усилителем, разработанным Лео.
В общем, Лео Фендер быстро смекнул, что у цельнокорпусных электрогитар довольно-таки большой потенциал – производить легче и дешевле, настраивать и ухаживать легче, зачастую легче и играть. А самое главное, что они не давали того фидбэка и фона, который давали арк-топы на больших громкостях. В 1949 Лео закончил прототип тонкой цельнокорпусной электрогитары, которую назвал Fender Esquire (с одним звукоснимателем синглом), а затем переименовал в Broadcaster и, наконец, в Telecaster (уже с двумя звукоснимателями). Кстати, есть мнение, что заимствовал конструкцию у Rickenbacker Baketlite, но сам он этого никогда не признавал. Как по мне, гитары совсем не похоже, хотя, с очень большой долей вероятности можно сказать, что Лео пристально изучал продукцию Rickenbacker, но иначе и быть не могло. В общем, Telecaster своей оригинальном виде с двумя звукоснимателями синглами, стал использоваться гитаристами практически во всех стилях, и это, пожалуй, самая популярная электрогитара в истории.
Подробнее про создание Telecaster можно узнать в статье «Немного истории: 60 лет с Fender Telecaster».
Работа над Stratocaster началась в конце 1953 годы. В итоге получилась гитара со скругленными краями, не c таким, как на Tele дубинообразным грифом (по крайней мере в первом издании) и с двумя вырезами, для облегчения доступа к верхним позициям.
Кстати, про историю возникновения бас-гитары, я писал в статье Немного истории: Бас-гитара
В 1954 вместе с представлением миру Stratocaster был так же немного переработан и P-Bass. Немного более сглаженный корпус а-ля страт, разделенные синлы, золотой пикград. В 1960-м для P-Bass стали доступны палисандровая накладка и 3-х слойный пикгард.
В 1960 состоялся релиз Fender Jazz Bass, прилизанный, обновленный бас с немного другой формой и двумя синглами (в альтернативу P-Bass, у которого с 1957 стояли хамбекры с отсеченными катушками). Как и егопредшественник, Jazz Bass (J-Bass), стал хитом продаж. И остается популярным по сей день.
По материалам:
wiki
fender.com
freeinfosociety.com
1. Брэндология: Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) до CBS
2. Брэндология: Fender. Эра CBS и после CBS
Фух… Пока остановимся на этом. Про историю Fender в составе CBS и про современную историю, я расскажу попозже.
История Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) неразрывно связана с именем ее отца основателя Лео Фендера (Leo Fender).
Leo Fender. Начало
Лео родился 10-го августа в 1910 году в семье Кларенса Монте Фендер (Clarence Monte Fender) и Хэриетты Эльвиры Вуд (Harriet Elvira Wood), у которых была апельсиновая плантация между Анахаймом (Anaheim) и Фуллертоном (Fullerton) в Калифорнии.Судя по всему, уже с ранних лет Лео проявлял интерес к электронике. И не последнюю роль в этом увлечении сыграл его дядя, т.к. именно он, видя интерес такой вот интерес, подарил 13-летнему Лео целую коробку с негодными зап. частями от автомобильных радиоприемников и батарею. Годом позже, Лео навестил дядю, который держал магазин автомобильной электроники. В ходе этого визита, на Лео произвело впечатление радио, которое его дядя собрал сам и выставил на витрине магазина. Звук радио буквально поразил Лео. И вскоре, уже сам Лео стал ремонтировать радио в небольшой мастерской у себя дома.
В 1928 Лео окончил местную фуллертонскую школу и поступил в местный же колледж на бухгалтера. Учась в колледже, он продолжал возиться с различной электроникой. Вообще странно, что при интересе к электронике он пошел учиться на бухгалтера и в колледже не взял ни одного курса хоть как-то связанного с электроникой.
После колледжа, Фендер стал работать в Анахайме в компании, которая занималась производством, хранением и поставками льда, сначала в качестве мальчика на побегушках, а потом по специальности – бухгалтером. Примерно в это же время лидер местного ансамбля спросил Лео, не сможет ли тот сделать систему усиления и воспроизведения, для озвучивания танц-площадки. Фендер взялся за производство аж 6-ти таких систем.
В 1933-м Лео встречает свою будущую жену Эстер Клоски (Esther Klosky), а в 34-м, фактически в разгар Американской Великой Депрессии они женятся. Примерно в то же в время получает работу в Дорожном Департаменте Калифорнии в Сэн-Луисе Обиспо, но через несколько лет, из-за этой самой депрессии он попадает под сокращение.
Fender Radio Service
В 1938 Лео и Эстер возвращаются в Фуллертон, где на взятые взаймы $600 он открывает свою мастерскую по ремонту радио и электронных приборов – Fender Radio Service. Вскоре дело пошло на лад и музыканты все чаще стали захаживать в мастерскую Fender, чтобы заказать или отремонтировать, купить или арендовать звукоусиливающее и воспроизводящее оборудование. Они так же захаживали к нему в поисках усиления звука своих акустических гитар, которые терялись в больших джазовых и гавайских ансамблях, популярных в то время.Fender. Ранние гитары
Во время Второй Мировой Войны Лео Фендер познакомился с Клэйтоном Орром «Доком» Кауффманом (Clayton Orr “Doc” Kaufmann”), изобретателем и лап-стил гитаристом, который до этого уже 10 лет работал с Rickenbacker, где занимался производство и продажей лап-стил гитар. Работая в Рикенбэкер, Кауффман изобрел порожек «Vib-rola» — предок поздних вибрато или «тремоло» систем.
Rickenbacher 1930's Model B Tenor Electro Spanish Guitar
Лео убедил Дока поработать в команде и они создали “K&F Manufacturing Corporation”, в рамках которой стали производиться гавайские гитары и усилители для них. И в 1944 Лео и Док запатентовали лэп-стил гитару с электрическим звукоснимателем, который ранее сделал и запатентовал сам Фендер. В 1945 они стали продавать эту гитару в наборе с усилителем, разработанным Лео.
Fender Telecaster
К концу Второй Мировой Войны джазвые биг-бэнды стали выходить из моды. И стали набирать популярность небольшие группы, играющие буги-вуги, ритм-н-блюз, свинг и хонки-тонк. Многие из них выбирали электрогитары, т.к. это давало возможность нескольким музыкантам звучать на, как целая духовая секция. Арк-топы со звукоснимателями – вот выбор гитаристов конца 1940-х. Но все возрастающая популярность различных дискотек и баров с живой музыкой создавала спрос на более громкие, дешевые и надежные инструменты. Гитаристам был нужен быстрый гриф, более стабильный строй, чтобы играть то, что кантри-гитаристы называли «take off lead guitar». В конце 40-х электрогитары еще были в новинку, и, пожалуй, единственной цельнокорпусной гитарой, которую можно было купить на рынке была Rickenbacker Spanish Electro, хотя уже и были орбазцы, как бы сейчас сказали, customshop – это знаменитое бревно “The Log” Лестера Пола и гитар, которую сделал Пол Бигсби для Мерла Трэвиса (подробнее про историю Bigsby).
Rickenbacker Spanish Electro, Les Paul «The Log», Bigsby Merle Travis
В общем, Лео Фендер быстро смекнул, что у цельнокорпусных электрогитар довольно-таки большой потенциал – производить легче и дешевле, настраивать и ухаживать легче, зачастую легче и играть. А самое главное, что они не давали того фидбэка и фона, который давали арк-топы на больших громкостях. В 1949 Лео закончил прототип тонкой цельнокорпусной электрогитары, которую назвал Fender Esquire (с одним звукоснимателем синглом), а затем переименовал в Broadcaster и, наконец, в Telecaster (уже с двумя звукоснимателями). Кстати, есть мнение, что заимствовал конструкцию у Rickenbacker Baketlite, но сам он этого никогда не признавал. Как по мне, гитары совсем не похоже, хотя, с очень большой долей вероятности можно сказать, что Лео пристально изучал продукцию Rickenbacker, но иначе и быть не могло. В общем, Telecaster своей оригинальном виде с двумя звукоснимателями синглами, стал использоваться гитаристами практически во всех стилях, и это, пожалуй, самая популярная электрогитара в истории.
Подробнее про создание Telecaster можно узнать в статье «Немного истории: 60 лет с Fender Telecaster».
Fender Stratocaster
Далее, вместо того, что бы модернизировать Telecaster, Лео Фендер, основываясь на замечаниях покупателей, решил выпустить новую гитару, оставив Telecaster как есть. Ну, оно и понятно, зачем менять то, что и так хорошо продается? Один из основных критиков Телекастера был свинговый гитарист Билл Карсон (Bill Carson). Оно говорил, что бридж должен иметь индивидуально настраиваемые седла, тремоло-систему, которая должна хорошо держать строй и, которую можно использовать в любом направлении. Также, гитара, по его словам, должна иметь удобные контуры деки, не острые кромки, как на Telecaster. В создании новой гитары принимал участие конструктор Фрэдди Трэвис (Freddie Tavares).Работа над Stratocaster началась в конце 1953 годы. В итоге получилась гитара со скругленными краями, не c таким, как на Tele дубинообразным грифом (по крайней мере в первом издании) и с двумя вырезами, для облегчения доступа к верхним позициям.
Fender. Бас-гитары
В то же самое время Лео Фендер озаботился проблемами контрабасистов, которые тоже не могли больше конкурировать по громкости с остальными музыкантами. Кроме того, сам по себе контрабас большой, громоздкий инструмент, который неудобно носить с собой. Выпуском в 1951 бас-гитары Precision Bass (P-Bass), Лео, что называется, убил двух зайцев. Сделанный по образу Telecaster Precision Bass был небольшой, легкий и удобный, а цельнокорпусная конструкция и синглы с четырьмя магнитами не давали заводки и фидбэка на больших громкостях. Вместе с Precision Bass (кстати, Precision – точный, т.к. басисты могли играть «точно» из-за наличия ладов) Фендер выпустил и басовый усилитель на 45 Вт – Fender Bassman c 4-мя 10” динамиками (хотя первоначально был один 15”).Кстати, про историю возникновения бас-гитары, я писал в статье Немного истории: Бас-гитара
В 1954 вместе с представлением миру Stratocaster был так же немного переработан и P-Bass. Немного более сглаженный корпус а-ля страт, разделенные синлы, золотой пикград. В 1960-м для P-Bass стали доступны палисандровая накладка и 3-х слойный пикгард.
В 1960 состоялся релиз Fender Jazz Bass, прилизанный, обновленный бас с немного другой формой и двумя синглами (в альтернативу P-Bass, у которого с 1957 стояли хамбекры с отсеченными катушками). Как и егопредшественник, Jazz Bass (J-Bass), стал хитом продаж. И остается популярным по сей день.
Продажа CBS
В 50-х Лео подхватил стрептококковую инфекцию, и его здоровье стало ухудшаться, поэтому в 1965 он решил покинуть бизнесс и продать свою компанию копорации CBS. Как часть контракта, Лео Фендер подписал обязательство о неучастии в конкурентных производствах и оставался консультантом Fender какое-то время. К счастью, вскоре после продажи компании Лео сменил докторов и вылечился от своей болезни и вернулся в бизнесс, основав компанию Tri-Sonic, которая затем сменила имя на MusicMan, и позже – компанию G&L, но об этом в другой раз.По материалам:
wiki
fender.com
freeinfosociety.com
1. Брэндология: Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) до CBS
2. Брэндология: Fender. Эра CBS и после CBS
Фух… Пока остановимся на этом. Про историю Fender в составе CBS и про современную историю, я расскажу попозже.
PS: Кстати, если кто имеет желание написать про свой любимый гитарный или музыкальный брэнд, то это будет очень кстати. =)
- CraSS,
- 20 сентября 2012, 15:26,
- +2
Есть целый сайт, посвещенный истории Фендер, есть книги на английском… :) Вот бы их на русском издать… :)
Leo Fender — вот основной бренд. Точнее — Человек. :)
А сайт поищу, как будет время.
Leo Fender — вот основной бренд. Точнее — Человек. :)
А сайт поищу, как будет время.
Пожалуйте, очень интересная и подробная книга, написаная Вице-призедентом Фендер Форестом Вайтом www.guitars.ru/01/info.php?z723
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернуть