Реклама

Брэндология: Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) до CBS

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Всем привет! Решил сделать такой вот мини-проект с примерным названием «Брэндолгия». В рамках которого, мы будем узнавать о истории фирм, без которых сложно представить современную музыкальную и, в частности, гитарную индустрию. Начнем, пожалуй, с Fender.
Leo FenderИстория Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) неразрывно связана с именем ее отца основателя Лео Фендера (Leo Fender).



Leo Fender. Начало
Лео родился 10-го августа в 1910 году в семье Кларенса Монте Фендер (Clarence Monte Fender) и Хэриетты Эльвиры Вуд (Harriet Elvira Wood), у которых была апельсиновая плантация между Анахаймом (Anaheim) и Фуллертоном (Fullerton) в Калифорнии.

Судя по всему, уже с ранних лет Лео проявлял интерес к электронике. И не последнюю роль в этом увлечении сыграл его дядя, т.к. именно он, видя интерес такой вот интерес, подарил 13-летнему Лео целую коробку с негодными зап. частями от автомобильных радиоприемников и батарею. Годом позже, Лео навестил дядю, который держал магазин автомобильной электроники. В ходе этого визита, на Лео произвело впечатление радио, которое его дядя собрал сам и выставил на витрине магазина. Звук радио буквально поразил Лео. И вскоре, уже сам Лео стал ремонтировать радио в небольшой мастерской у себя дома.

В 1928 Лео окончил местную фуллертонскую школу и поступил в местный же колледж на бухгалтера. Учась в колледже, он продолжал возиться с различной электроникой. Вообще странно, что при интересе к электронике он пошел учиться на бухгалтера и в колледже не взял ни одного курса хоть как-то связанного с электроникой.

После колледжа, Фендер стал работать в Анахайме в компании, которая занималась производством, хранением и поставками льда, сначала в качестве мальчика на побегушках, а потом по специальности – бухгалтером. Примерно в это же время лидер местного ансамбля спросил Лео, не сможет ли тот сделать систему усиления и воспроизведения, для озвучивания танц-площадки. Фендер взялся за производство аж 6-ти таких систем.

В 1933-м Лео встречает свою будущую жену Эстер Клоски (Esther Klosky), а в 34-м, фактически в разгар Американской Великой Депрессии они женятся. Примерно в то же в время получает работу в Дорожном Департаменте Калифорнии в Сэн-Луисе Обиспо, но через несколько лет, из-за этой самой депрессии он попадает под сокращение.

Fender Radio Service
В 1938 Лео и Эстер возвращаются в Фуллертон, где на взятые взаймы $600 он открывает свою мастерскую по ремонту радио и электронных приборов – Fender Radio Service. Вскоре дело пошло на лад и музыканты все чаще стали захаживать в мастерскую Fender, чтобы заказать или отремонтировать, купить или арендовать звукоусиливающее и воспроизводящее оборудование. Они так же захаживали к нему в поисках усиления звука своих акустических гитар, которые терялись в больших джазовых и гавайских ансамблях, популярных в то время.

Fender. Ранние гитары
Во время Второй Мировой Войны Лео Фендер познакомился с Клэйтоном Орром «Доком» Кауффманом (Clayton Orr “Doc” Kaufmann”), изобретателем и лап-стил гитаристом, который до этого уже 10 лет работал с Rickenbacker, где занимался производство и продажей лап-стил гитар. Работая в Рикенбэкер, Кауффман изобрел порожек «Vib-rola» — предок поздних вибрато или «тремоло» систем.

Rickenbacher 1930's Model B Tenor Electro Spanish Guitar
Rickenbacher 1930's Model B Tenor Electro Spanish Guitar


Лео убедил Дока поработать в команде и они создали “K&F Manufacturing Corporation”, в рамках которой стали производиться гавайские гитары и усилители для них. И в 1944 Лео и Док запатентовали лэп-стил гитару с электрическим звукоснимателем, который ранее сделал и запатентовал сам Фендер. В 1945 они стали продавать эту гитару в наборе с усилителем, разработанным Лео.

Fender Telecaster
К концу Второй Мировой Войны джазвые биг-бэнды стали выходить из моды. И стали набирать популярность небольшие группы, играющие буги-вуги, ритм-н-блюз, свинг и хонки-тонк. Многие из них выбирали электрогитары, т.к. это давало возможность нескольким музыкантам звучать на, как целая духовая секция. Арк-топы со звукоснимателями – вот выбор гитаристов конца 1940-х. Но все возрастающая популярность различных дискотек и баров с живой музыкой создавала спрос на более громкие, дешевые и надежные инструменты. Гитаристам был нужен быстрый гриф, более стабильный строй, чтобы играть то, что кантри-гитаристы называли «take off lead guitar». В конце 40-х электрогитары еще были в новинку, и, пожалуй, единственной цельнокорпусной гитарой, которую можно было купить на рынке была Rickenbacker Spanish Electro, хотя уже и были орбазцы, как бы сейчас сказали, customshop – это знаменитое бревно “The Log” Лестера Пола и гитар, которую сделал Пол Бигсби для Мерла Трэвиса (подробнее про историю Bigsby).

Rickenbacker Spanish Electro Les Paul The Log Bigsby Merle Travis Guitar

Rickenbacker Spanish Electro, Les Paul «The Log», Bigsby Merle Travis


В общем, Лео Фендер быстро смекнул, что у цельнокорпусных электрогитар довольно-таки большой потенциал – производить легче и дешевле, настраивать и ухаживать легче, зачастую легче и играть. А самое главное, что они не давали того фидбэка и фона, который давали арк-топы на больших громкостях. В 1949 Лео закончил прототип тонкой цельнокорпусной электрогитары, которую назвал Fender Esquire (с одним звукоснимателем синглом), а затем переименовал в Broadcaster и, наконец, в Telecaster (уже с двумя звукоснимателями). Кстати, есть мнение, что заимствовал конструкцию у Rickenbacker Baketlite, но сам он этого никогда не признавал. Как по мне, гитары совсем не похоже, хотя, с очень большой долей вероятности можно сказать, что Лео пристально изучал продукцию Rickenbacker, но иначе и быть не могло. В общем, Telecaster своей оригинальном виде с двумя звукоснимателями синглами, стал использоваться гитаристами практически во всех стилях, и это, пожалуй, самая популярная электрогитара в истории.

Fender Telecaster
Fender Telecaster


Подробнее про создание Telecaster можно узнать в статье «Немного истории: 60 лет с Fender Telecaster».

Fender Stratocaster
Далее, вместо того, что бы модернизировать Telecaster, Лео Фендер, основываясь на замечаниях покупателей, решил выпустить новую гитару, оставив Telecaster как есть. Ну, оно и понятно, зачем менять то, что и так хорошо продается? Один из основных критиков Телекастера был свинговый гитарист Билл Карсон (Bill Carson). Оно говорил, что бридж должен иметь индивидуально настраиваемые седла, тремоло-систему, которая должна хорошо держать строй и, которую можно использовать в любом направлении. Также, гитара, по его словам, должна иметь удобные контуры деки, не острые кромки, как на Telecaster. В создании новой гитары принимал участие конструктор Фрэдди Трэвис (Freddie Tavares).

Fender Startocaster
Fender Stratocaster


Работа над Stratocaster началась в конце 1953 годы. В итоге получилась гитара со скругленными краями, не c таким, как на Tele дубинообразным грифом (по крайней мере в первом издании) и с двумя вырезами, для облегчения доступа к верхним позициям.

Fender. Бас-гитары
В то же самое время Лео Фендер озаботился проблемами контрабасистов, которые тоже не могли больше конкурировать по громкости с остальными музыкантами. Кроме того, сам по себе контрабас большой, громоздкий инструмент, который неудобно носить с собой. Выпуском в 1951 бас-гитары Precision Bass (P-Bass), Лео, что называется, убил двух зайцев. Сделанный по образу Telecaster Precision Bass был небольшой, легкий и удобный, а цельнокорпусная конструкция и синглы с четырьмя магнитами не давали заводки и фидбэка на больших громкостях. Вместе с Precision Bass (кстати, Precision – точный, т.к. басисты могли играть «точно» из-за наличия ладов) Фендер выпустил и басовый усилитель на 45 Вт – Fender Bassman c 4-мя 10” динамиками (хотя первоначально был один 15”).

Кстати, про историю возникновения бас-гитары, я писал в статье Немного истории: Бас-гитара

Fender Precision Bass
Fender Precision Bass


В 1954 вместе с представлением миру Stratocaster был так же немного переработан и P-Bass. Немного более сглаженный корпус а-ля страт, разделенные синлы, золотой пикград. В 1960-м для P-Bass стали доступны палисандровая накладка и 3-х слойный пикгард.

Fender Jazz Bass
Fender Jazz Bass


В 1960 состоялся релиз Fender Jazz Bass, прилизанный, обновленный бас с немного другой формой и двумя синглами (в альтернативу P-Bass, у которого с 1957 стояли хамбекры с отсеченными катушками). Как и егопредшественник, Jazz Bass (J-Bass), стал хитом продаж. И остается популярным по сей день.

Продажа CBS
В 50-х Лео подхватил стрептококковую инфекцию, и его здоровье стало ухудшаться, поэтому в 1965 он решил покинуть бизнесс и продать свою компанию копорации CBS. Как часть контракта, Лео Фендер подписал обязательство о неучастии в конкурентных производствах и оставался консультантом Fender какое-то время. К счастью, вскоре после продажи компании Лео сменил докторов и вылечился от своей болезни и вернулся в бизнесс, основав компанию Tri-Sonic, которая затем сменила имя на MusicMan, и позже – компанию G&L, но об этом в другой раз.

По материалам:
wiki
fender.com
freeinfosociety.com

1. Брэндология: Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) до CBS
2. Брэндология: Fender. Эра CBS и после CBS



Фух… Пока остановимся на этом. Про историю Fender в составе CBS и про современную историю, я расскажу попозже.

PS: Кстати, если кто имеет желание написать про свой любимый гитарный или музыкальный брэнд, то это будет очень кстати. =)

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 20 сентября 2012, 15:26,  
  • +2

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
Есть целый сайт, посвещенный истории Фендер, есть книги на английском… :) Вот бы их на русском издать… :)

Leo Fender — вот основной бренд. Точнее — Человек. :)
А сайт поищу, как будет время.
0
Пожалуйте, очень интересная и подробная книга, написаная Вице-призедентом Фендер Форестом Вайтом www.guitars.ru/01/info.php?z723
0
Да — это первый сайт. Есть еще. У того, помнится, красный фон был. Я давно его видел м.б. лет 6-7 назад. И там было, только о Фендере и очень много. (Или мне так запомнилось?))

Почему ж к сожалению? :) Хорошо что много!
0
Конечно хорошо.
Хотя полную историю тоже интересно было бы почитать)
0
Кстати там же есть про ибанез, и гибсон (в основном про лес пол к сожалению)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.