Реклама

g.a.s. /

Зеленый великан: История Tube Screamer. Vol. 1

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Гитарная педаль Tube Screamer, разработанная в конце 70-х инженером S. Tamura, возможно самая излюбленная педаль овердрайва у гитаристов. На ней отжигают такие разные гитаристы, как Eric Johnson, Trey Anastasio и Brad Paisley, другие же идут дальше и заявляют, что ни одна педаль не оказала большее влияние на их музыкальное выражение, и что ни одна педаль не сыграла такую большу роль в развитии дела модификации эффектов.

За все эти годы Tube Screamer стал родоначальником множества клонов и сходных дизайнов, которые преследовали одну цель — добавить свои цвета в то, как педаль взаимодействует с ламповым усилителем. Это и есть квинтэссенция Tube Screamer. Стоит лишь увеличить входной сигнал, чтобы перегрузить предусилитель, он начинает искажать исходный сигнал таким образом, что добавляется сустейн, острота и насыщенность гармоник. В тоже время, сохраняется тональные характеристики, присущие самому гитарному усилителю и гитаре, а также динамика игры самого гитариста. Во время разработки Tube Screamer ставилась цель исказить сигнал симметрично, а не асимметрично, как в лампах.

Скромное начало

Гитарные примочки появились, как инструмент изменения гитарного звука по желанию гитариста на волне гитарного бума, движимого Британским Вторжением таких банд, как Stones, The Beatles и The Kinks в середине 1960-х, а затем Hendrix, Beck и Cream к концу того же десятилетия. Несмотря на то, что эти группы преимущественно полагались на классический звук ламповых усилителей, в своей звуковой тракт они вводили новые звуки, которые они получали при помощи гитарных педалей, сконструированных благодаря изобретению транзистора в 1948. Педали быстро стали одним из недорогих, удобных и быстрых способов генерации новых захватывающих звуков, которые сформировали рок-н-ролл и современную культуру, если на то пошло. К концу 60-х рынок был наводнен небольшими звукомодифицирующими устройствами, а эффекты стали широко распространены в поп музыке. Выражение посредством звуков изменилось навсегда.

В конце 60-х и начале 70-х компания Ibanez и её родительская компания были позорно известны, как производитель низкокачественных реплик Fender, Gibson и Rickenbacker. И неудивительно, что к середине 70-х они добавили в свою продуктовую линейку серию гитарных педалей. На самом деле педали производились японской компанией Nisshin, которая также производила звукосниматели для некоторых гитар Ibanez. По довольно странному деловому соглашению, Nisshin было разрешено продавать эти же эффекты, но под своим именем – Maxon. К концу 70-х D Nisshin разработали первый Tube Screamer – знаменитый TS808, который вышел на рынок в 1979, а позднее, помимо прочих, был популяризирован Stevie Ray Voughan. По словам John Lomas, бывшего продуктового менеджера Ibanez, в то же время, как был создан Tube Screaner, главный конкурент Ibanez – Roland выпустил Boss OD-1 OneDrive и сразу же зарегистрировал патент на асимметричное ограничение на полупроводниках. Это вынудило Nisshin использовать в Tube Screamer симметричное ограничение.

«Если посмотреть на схему Tube Screamer и Boss OD-1, то разницы практически не будет. Все практически одинаково», — говорит Lomas. «Однако, в OD-1 есть такая штука, которая называется асимметричный ограничитель. Если на его вход подать сигнал, то он не будет одинаково искажать верх и низ звуковой волны. Вместо этого, он исказит их по-разному, также как сделает лампа. Оригинальный Boss OverDrive был сделан, как эмулятор лампы. И это было большим откатом назад тогда потому, что, естественно, в большинстве усилителей стали уходить от ламп. Они были транзисторные и они действительно звучали, как дерьмо. Поэтому для педалей эмуляторов лампы был рынок. Я полагаю, что, возможно, поэтому Tube Screamer назван именно Tube Scraemer.

Tube Screamer TS808

TS-808 отличался от OD-1 еще тем, что в нем была регулировка тона, основан он был на интегральная микросхема JRC 4558D и имел прямоугольный футсвитч. «Tube Screamer – это первая педаль с микросхемой внутри, которую я увидел», — говорит Lomas. «Все овердрайвы до него были собраны на транзисторах.» Lomas заявляет, что именно этому чипу Tube Screamer TS-808 обязан своим мягким, певучим среднечастотным звуком. И именно поэтому многие aficionado овердрайвов предпочитают звук именно того, оригинального TS808, а не других мутаций педали, появившихся за многие годы. [Кстати сказать, по информации известного модера Analogman на оригинальный TS-808 ставился не только чип JRC 4588, но и практически такой же чип от Texas Instruments TL4558P. Отличия в звуке едва заметны.]

Tube Screamer набирает обороты

Несмотря на популярность и статус Святого Грааля приписанный оригинальному TS808, его не оставили в покое, чему и рады многие любители примочек. Возможно, самый популярный из Тьюб Скримеров – TS9 заменил TS808 в 1982, когда Ibanez представили 9 Серию педалей. TS9 был чуть ярче и чуть менее мягок, чем оригинальный TS808. Внутри педали были практически идентичны, безотносительно увеличенного тиража TS9. Кнопку футсвитча сделали больше. В девятой серии ибанезовских педалей футсвитч занимал около трети педали – очевидно, это было сделано для того, чтобы приблизиться к боссовскому дизайну, где включать и выключать педаль очень легко. Однако, если верить Lomas, у нового Tube Screamer был один недостаток – комплектующие, из которых собирали педаль были постоянно разные. Что было под рукой, из этого и собирали. В результате, звук мог меняться от партии к партии. [Analogman говорит, что чехарда с комплектующими была в поздних версиях TS и на некоторые педали ставили чип JRC 2043DD, который звучал гораздо хуже оригинального 4558. Кстати, небезызвестный Edge из U2 практически всегда использует именно TS9.]

Tube Screamer TS9

«Появление на рынке TS9 не было каким-то откровением», — говорит Lomas. «Всем было откровенно похер, но не надолго. Люди просекли фишку несколько позже. Я бы сказал, что про педаль заговорили в конце 80-х и к 1990 всё завертелось.» Изначально на TS9 спрос был небольшой, поэтому к 1985 его производство свернули. Ibanez выпустила новую серию примочек Master Series без Tube Screamer в линейке. Вместо этого в серию включили Super Tube STL – педаль с 4-мя ручками регулировки со схемотехникой Tube Screamer и 2х полосным EQ. По словам “Analog” Mike Piera (aka AnalogMan), чья компания “Analog Man”, стала модифицировать Тьюб Скримеры, приводя их к оригинальным спецификациям еще в середине 1990х, STL был абсолютно идентичен очень редкому (и дорогому) европейскому ST-9 Super Tube Screamer, который никогда не выходил в США.

Tube Screamer ST9
Tube Screamer STL Super Tube

Серия Master выпускалась всего один год, при том, что Tube Screamer никогда не производился в США. В 1986 Ibanez выпустила новую ярко раскрашенную серию Power (так же известна, как 10-я серия), в которой была хваленая новая качественная схема, которая убирала досадный писк, который иногда возникал на старых Скримерах, если выкрутить все ручки вправо. Однако, эта схема также повлияла и на узнаваемый звук восходящих звезд и TS10 не был принят так хорошо, как на это рассчитывали в Hoshino. Благодаря блюзовым и блюз-роковым докам, таким как SRV, например, многие гитаристы выбирали TS808 и TS9.

Tube Screamer TS10

Piera говорит, что до того, как TS10 стали использовать такие гитаристы, как John Mayer, педаль была никому не нужна. “Я до сих пор ненавижу эту педаль», — говорит он и называет её «одноразовой». «В ней использовались дешевые пропиетарные комплектующие – джеки, переключатели. Потенциометры часто ломались, а заменить их было нельзя, т.к. качественные комплектующие, которые использовались в сделанных и спаянных вручную TS9 не подходили. Там была такая схема, что все детали на ней могли запросто отвалиться. Это было сделано для того, чтобы удешевить педаль, используя машинную пайку.»

Lomas объясняет, как экономическая ситуация влияла на качество продукции в разные годы. «Когда я только начал работать в компании в 83-м или 84-м. За доллар давали 260 йен. Сегодня дают 77 или 78. Где-то в 85-м курс развернулся и йена стала расти до где-то 150, 160 – и они [Hoshino] обделали штаны. Ранее они могли всё, что производилось в Японии, выбрасывать на американский рынок и делать деньги, так как качество было хорошее, да и курс йены был хорош для экспорта. Затем, неожиданно, им пришлось задуматься об экономической эффективности.»

В 1991-м была запущена новая серия Ibanez Tube Screamer TS5. В новой разработке постарались взять звук от старых винтажных Скримеров, а затраты уменьшить за счет упрощенной техники производства. TS5 не паялся вручную, как TS9 и TS808, к тому же продавался в прочном пластиковом корпусе, а не в металлическом, как оригинальные Скримиры. Схема TS5 была аналогична TS9, но сама примочка производилась на Тайване на фабрике Daphon, а не Nisshin, и комплектующие были меньше и дешевле.

Tube Screamer TS5


Продолжение следует...

Автор:Lindsay Tucker
[premierguitar,com]

Зеленый великан: История Tube Screamer. Vol. 1
Зеленый великан: История Tube Screamer. Vol 2

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 20 февраля 2015, 18:05,  
  • +3

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
Классная статья! Не знал про ST9, TS10 и TS5.
0
У меня TS10 (1985года)Japan, а не Тайвать.
И еще Гери Мур постоянно играл на TS10, Да и Стив Рей Воган играл на нем, это из воспоминаний его техника!
+1
Классная статья, спасибо!!! А ещё есть Ibanez Tube Screamer TS-7
0
Про TS7 будет дальше.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.