Реклама

Брэндология: Gibson, часть 1

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Традиции ставшие инновациями

В марте этого года прошла крупнейшая международная ярмарка, посвящённая музыке и музыкальным технологиям Musicmesse 2014 во Фоанкфурте, в Германии. Компания Gibson представила широкий модельный ряд гитар. В ряду представленных гитар были новые, модифицированные, модели гитар Gibson Les Paul, SG и Firebird и также, были представлены две новые бас-гитары Gibson EB-4 и EB-5. Более того, Gibson новыми моделями решили отметить большое событие для компании, 120-ти летний юбилей, нанеся характерный знак на свои гитары.

На протяжении 120-ти лет инструменты компании Gibson являлись эталоном звука и дизайна. Gibson Les Paul на десятки лет вперед определила, как должна выглядеть и звучать электрогитара, и повернула представление об инструменте. За эти годы компания заработала себе крепкую репутацию в мире звука. Но за этой репутацией стоит долгая и богатая история компании, у истоков которой стоял Орвил Гибсон.



О жизни Орвила известно немногое. Вся известная информация о его жизни представляет собой больше историю становления компании. Орвил Гибсон родился в 1856 г. в Нью-Йорке, где провел свое детство, но вскоре, по неизвестным причинам, переехал в маленький индустриальный городок Каламазу, шт. Мичиган.

В новом месте Орвил работал на обувной фабрике и в ресторане, но на стороне учился плотническому делу и играл на гитаре в местной группе, вместе с Тадеушом МакХагом, который в будущем стал значимой фигурой в истории компании.

Несколькими годами позже Орвил открыл свою собственную мастерскую, в которой он и придумал свой потрясающий дизайн инструментов — дизайн, который в будущем изменит производство музыкальных инструментов и задаст новые мировые стандарты.

Орвил заметил, что мандолины делают из нескольких кусков дерева, а само дерево кладут под пресс или гнут, чтобы придать нужную форму. Но такой метод обработки дерева только портил звук мандолины. Орвил же решил делать мандолины из древесины уже нужной формы, что выходило дороже и занимало гораздо больше времени, но результат того стоил.

Производя на свет шесть гитар в год, Орвил производил на свет совершенно новые, необычные для того времени мандолины, которые отличались своим звучанием. Таким образом, Орвил стал отцом «арктоповых» инструментов. И 1 февраля 1898 г. получил патент на свои «улучшенные мандолины». В патенте технология была описана, как высеченный из дерева гриф и сделанный из уже изогнутого дерева корпус.



Часть идей для создания своих инструментов Орвил перенял, глядя на производство скрипок, но в отличие от скрипок, резонатор оставался круглым. Также, Орвил был первым, кто начал производить мандолины с загибом, типа F, наиболее популярные мандолины и в наше время.

В 1902 году, когда заказы стали поступать быстрее, чем он делал свои инструменты, Оривилу пришлось продать свое имя и патент пяти бизнесменам из Каламазу за $2,500. Официально компания Gibson Mandolin — Guitar Co., Ltd, получившая фамилию основателя, была зарегистрирована 11 октября в 1902. Как ни странно, но Орвил Гибсон не был включен в список партнеров и остался в стороне от своей компании. Он был лишь консультантом на производстве. Разочарованный своим положением, Орвил вернулся обратно в Нью-Йорк, где он, вскоре и скончался от эндокардита на 62 году жизни.

Жизнь компании после Орвила Гибсона

В 1919 году, через год после смерти Орвила Гибсона, компанию возглавил не менее хороший мастер мандолин и акустической инженерии — Лойд Лоар.

Соблюдая все каноны и мастерство Орвила, компания выпускает мандолин F-5 и гитару L-5. Мандолин оказался лучшим, когда-либо созданным мандолином, а гитара была первой гитарой с F-вырезами, как на скрипках. Gibson L-5 в руках хороших музыкантов смогла выйти на серьезную позицию в оркестрах, быстро заменив банджо, как инструмент ритм-секции и став главной доминантой Gibson в арктоповых инструментах.



В 1921 году, небезызвестный уже нам Тадеуш МакХаг, работавший в компании, запатентовал первый гитарный, регулируемый анкерный стержень. Что было очередной инновационной технологией от Gibson в мире музыкальных инструментов.

К середине 20-х годов, насколько известно, уже проводились первые шаги к созданию магнитных звукоснимателей. И Жорж Бошам, кто первым стал проводить эксперименты с электроусилением гитары; и Альфред Рикенбекер, который, как известно, выпустил первую электрогитару; и даже знакомый нам Лойд Лоар — пытались создать первый звукосниматель.

И вот, в 1924 году, Лоар представил первый прототип электробас-гитары. Уклон в проектировании делался больше на звукосниматели и струны. Данная гитара была чем-то необычным на тот момент, ведь электробас-гитара опережала рынок и музыкальные технологии практически на тридцать лет вперед.

Из-за такой спешки идея Лоара и была не понята и отвергнута, как компанией, так и публикой. Такое недопонимание приводит к тому, что Лоар решает оставить пост главы компании. Но, несмотря на провал, история с электробас-гитарой стала первым примером того, как компания Gibson смогла опередить время и выйти далеко вперед от своих конкурентов.

В 1929 году в США настало время Великой Депрессии, некогда богатые люди становились банкротами, а большие компании разорялись. Gibson, во избежание банкротства, переходит на рынок игрушек. Компания расширяет свою музыкальную продукцию — начинает выпускать руководства по смычковым инструментам, ироничная отсылка к тому, что когда-то вдохновило Орвила Гибсона на создание своих инструментов.

К середине 30-х депрессия начала проходит, Америка ударилась в джаз. Биг-бенды начали распространяться по стране с немалой скоростью. И Gibson не остались в стороне от тенденций и тоже стали частью джаз-лихорадки.

Чтобы гитара смогла выйти на первый план в джаз-бенде, гитара должна была прорваться через секцию духовых, а для этого она должна быть громкой. Компания решила увеличить размер Gibson L-5, что, конечно же, прибавило ей в звуке, и она тут же стала пользоваться популярностью. Gibson Super 400 стала верхом, кульминацией арктоповых инструментов.



Gibson начинает наступление

После выпуска Gibson Super 400, компания находит другой способ увеличить громкость гитары. Рынок и музыканты уже были готовы к революции в области музыкальных инструментов, а компания уже давно готовилась к ней, экспериментируя с электромагнитными датчиками. И вот, в 1934 году каталоги Gibson пополняются новой, первой электрогитарой компанией Gibson. Это была электрогитара в стиле гавайской лэп-стил гитары, и назвали ее Gibson EH-150 (Electro-Hawaiian).



Классической гитаре не пришлось долго стоять в ожидании, и уже в 1936 году выходит Gibson ES-150 (Electro-Spanish), ставшая первой в линейке ES. Гитара совместила в себе дизайн арктоповых инструментов от Gibson и новые технологии. В гитару установили звукосниматели, разработанные еще Лойдом Лоаром, которые в целом представляли собой лезвие, с намотанной на него проволокой.

Когда новый инструмент взял в руки молодой парень из Оклахомы по имени Чарли Крисчен, игравший в оркестре Бенни Гудмена, гитара стала ведущим инструментом. И вместе с тем, Чарли стал первым музыкантом, который стал работать с Gibson, и плодом совместной работы стали звукосниматели по концепции гитариста, они так и назывались: «Charlie Christian Pickup». Из-за особой конструкции звукоснимателей, магнитный поток мог давать немного грязи в звуке, что и было главной проблемой, но благодаря большой чувствительности, гитара могла звучать довольно громко.

Gibson ES-150 перевернула представление о музыке, и Чарли Крисчен вместе со своим мощным инструментом породил новый музыкальный стиль, который пытались копировать гитаристы на протяжении более, чем пятидесяти лет.



После революции в мире электрогитар, Gibson не забыли и про акустические. В 1937 году в компанию обратилась поющая звезда вестернов, Рэй Уитли, с просьбой сделать для него очень большую гитару. Инженеры в Gibson подумали над его просьбой и выпустили гитару, которая на протяжении уже почти восьмидесяти лет в почете у исполнителей многих жанров, от кантри до поп-музыки. Модель назвали Super Jumbo, более известна, как Gibson J-200 или SJ-200. Гитара до сих пор является визитной карточкой всех кантри исполнителей.



В 1939 году, не отставая от перемен в музыке, Gibson выпускает модели L-5 и Super 400 с вырезами у верхних ладов, для удобства гитаристов. В последствие, такая форма и стала предпочтительнее. Модели имели те же названия, но с припиской Premier.



Во времена Второй Мировой войны производство компании упало, из-за недостатка дерева и металла пришлось приубавить с инструментами, но вместо этого, Gibson переключилась на военные товары.

В 1944 году компанию приобретает Chicago Musical Instruments (CMI), крупный и известный поставщик музыкальных товаров. К концу войны производство инструментов возобновилось, и чрезвычайно подавленный спрос на музыкальные инструменты, в период войны, породил очередной взлет компании.

В конце 40-х в компанию пришел работать человек с большим опытом в области музыкальных инструментов, Тэд МакКарти, и к 1950 году он возглавил компанию. Сразу нужно отметить, что МакКарти сделал огромный взнос в развитие компании, пока стоял на посту президента на протяжении шестнадцати лет.

После того, как компания встала на ноги и занялась инструментами, пришло время новых инноваций. С 1946 по 1951 год Gibson работает над своими легендарными синглами P-90, получившими название «мыльница» из-за своеобразного вида. Чтобы представить новые звукосниматели, компания выпускает новые модели гитар Gibson ES-5 — первая гитара с тремя звукоснимателями, Gibson ES-175, Gibson L-5CES и Super 400CES, в прошлом акустические гитары, обзаводятся электроникой в виде синглов P-90 (CES — Cutaway Electro Spanish).

Выходило несколько модификаций P-90, оригинальный — Soap-Bar, Dog's Ear (рус. собачье ухо), получивший название из-за характерных креплений с двух сторон сингла, и P-90 размером с хамбакер. На протяжении всей истории Gibson, модификации с данными звукоснимателями выходили практически в каждой линейке гитар.



Les Paul. Гитара изменившая мир

Гитара Gibson Les Paul — это отдельная веха в истории компании так же, как и в истории музыкальных инструментов. Инструмент, стал легендой гитаростроения, примером того, как должны делаться инструменты и повлиял на дизайн дальнейших инструментов от других фирм.

Гитара носит имя очень важного человека в музыке — Леса Пола, который с раннего детства был увлечен радиотехникой. Сам Лес Пол разрабатывал концепцию цельнокорпусной гитары с 30-х, добиваясь оригинального и нового звучания. В 1941 году, он взял свой арктоповый Epiphone, разделил корпус на две части, вставил в середину цельный кусок дерева 4«Х4» и дал ему имя «The Log» (рус. бревно). Его изобретение не увенчалось большим успехом, но Лес точно знал, что будущее музыки стоит за цельнокорпусными инструментами с их уникальным звуком.

В 1946 году Лес Пол решил показать свою задумку Gibson, но они, как и в случае с электробасом от Лойда Лоара, остались верными традициям и посчитали, что новая технология цельнокорпусного инструмента ни к чему и не увенчается успехом. Как утверждал сам Лес: «Они вежливо выставили меня за дверь, назвав мою гитару метелкой со звукоснимателями.»



В 1950 году на рынке, все-таки, появляется первая цельнокорпусная гитара, но вот только не Gibson в этом преуспели, а их главные конкуренты — компания Fender со своей гитарой модели Telecaster. Но Gibson не стали так просто уступать рынок, и Тэд МакКарти вспомнил о Лесе Поле с его «метлой» и предложил ему проконсультировать инженеров в создании инструмента, с которым тот уже давно имеет дело. Было условие, что инструмент должен быть дорогим, и сделан по всем традициям Gibson.

Так была выбрана форма подобная первым полым арктопам Gibson — изогнутый корпус и вклеенный гриф в ответ плоскому корпусу и болченному грифу Telecaster, и, конечно же, исторический золотой цвет, голдтоп, который, по словам Леса Пола, должен был предать инструменту дорогой вид. Ну а название модели было нацелено на увеличение продаж, Лес Пол в то время уже был большим человеком в музыке.

В 1952 году, мир увидел Gibson Les Paul, который не сразу перевернул представление о гитарах, а сначала был просто новым инструментом сочетающем в себе элегантность, престиж и новые технологии.



Gibson Les Paul имеет очень большой модельный ряд, в который входят Les Paul Custom, Junior, Special, Standard, имеющий свои отдельные модификации, Deluxe, Classic, Traditional и Studio. Помимо этого важно сказать и об эре Норлина в дизайне Les Paul, наступившей в 1969 году, когда CMI приобрела компания Norlin Industry.

Гитары этого времени претерпели множество изменений от дизайна до древесины. В этой линейке вышла модель Les Paul Recording, со сложной электроникой и большим количеством переключателей, из-за чего модель не пользовалась большой популярностью. Модели эры Норлина, вообще, отличались сложной в своей конструкции электроникой, так как со сменой руководства сменились и инженеры, чтившие традиции, на инженеров чтивших инновации.



На выпуске Les Paul компания не остановилась, нужно было продолжать захватывать еще молодой рынок электрогитар и идти вперед. После Les Paul выходят не менее революционные модели, по-своему изменившие мир. Но о них мы поговорим в следующей статье.

продолжение следует...


Брэндология: Gibson, часть 2

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.