Реклама

Брэндология: Gibson, часть 2

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В предыдущей статье мы рассмотрели историю основания компании Gibson и пере шаги к захвату рынка. Мы узнали, кто такой Орвил Гибсон и, как он стал «отцом арктопов», о том как Gibson пытались стать первыми в электрогитаре и как они, все таки, вошли на рынок электроинструментов со своей первой электрогитарой ES-150, и, конечно же, о том, кто такой Лес Пол, и, как его «бревно» изменило мир. В этот раз мы посмотрим, что же было с компанией после выпуска своей первой цельнокорпусной гитары, Gibson Les Paul.


В 1952 году президент компании, который вообще не умел играть на гитаре, выпускает свой революционный запатентованный продукт, бридж типа Tune-o-Matic. И с этого времени такой бридж ставится на все гитары Gibson, но в первую очередь, на Les Paul, теперь, гитара становится такой, какой мы ее знаем сейчас. Tune-o-Matic стал такой же инновацией, как и звукосниматели, анкерный стержень и синглы P-90, такую систему бриджа можно увидеть на большом количестве гитар не только от Gibson, но и на гитарах других производителей, и даже на гитарах их больших конкурентов — Fender.

В 1924 году Лойд Лоар пытался выпустить на рынок бас-гитару от Gibson, но ему этого не удалось. Но какая уважающая себя гитарная компания позволит себе остаться без бас-гитары. Вот и Gibson не пожелали остаться в стороне, тем более, когда на рынке снова эти калифорнийцы со своим Fender Precision Bass. В 1953 году компания выпустила свою первую бас-гитару, Gibson EB-1. Вместо того, чтобы использовать уже имеющийся дизайн корпуса электрогитары, компания решила использовать дизайн контрабаса и нарисовать на корпусе F-вырез. Производство гитары продолжалось до 1958 года, когда в продажу поступили Gibson EB-0 и EB-2.



К середине 50х гитаристам, любившим арктоповые инструменты, стал не удобен их толстый корпус и они стали требовать корпуса тоньше. Одними из таких гитаристов стали джаз- и кантри-исполнители Бил Берд и Хэнк Гарланд. Тэд МакКарти внимательно выслушал их пожелания и в 1955 году Gibson выпустил модель Byrdland, по первым буквам вдохновителей Берда и Гарланда. Модель стала первой в линейке «Thinline». В каком-то смысле это был кастом построенный на основе Gibson L-5CES и он быстро приобрел популярность среди гитаристов того времени. Позже гитаристы стали укорачивать гриф своих Byrdland для получения уникального звука и Gibson начали выпуск модифицированных моделей с укороченным грифом.



PAF

Арктопы, анкер, свои магнитные звукосниматели, P-90, Tune-o-Matic, казалось бы, что уже достаточно инноваций изменивших мир, но нет. В 1956 году Gibson представляет миру свои легендарные хамбаккеры PAF (Patent Applied For). Разработал их инженер из компании Сет Ловер в 1955 году, а в массовое производство их пустили в 1957 году. Часто их называют первыми хамбакерами из-за популярности Gibson, но, на самом деле, первыми были хамбакеры разработанные компанией Gretsch в 1954 году. Свое странное название хамбакеры приобрели случайно. Когда хамбакеры только были спроецированы, сразу же был подан патент на них, а при запуске в продажу их стали устанавливать на Gibson Les Paul, и на них была наклейка с надписью «Patent Applied For» (рус. подана заявка на патент), но сам патент утвердили только в 1959 году. За четыре года у гитаристов так и закрепилось сокращение фразы на хамбакерах P.A.F.

PAF именно те хамбакеры, что мы привыкли видеть: две катушки, чаще всего под крышкой, с шестью регулируемыми сердечниками одной катушки. P-90, стоявшие на Gibson Les Paul Gold Top и Custom, сразу же заменили на хамбакеры после их выпуска. Кстати, ранние хамбакеры очень отличимы своими характеристиками, например, все машины, которыми накручивали проволку на катушку, управлялись вручную и поэтому было очень сложно уследить и установить определенное количество витков. Таким образом, ранние PAF имели разное количество витков проволоки, даже внутри одного звукоснимателя, что сказывалось на звучании.
Так как оригинальная концепция, имеющая винтажный звук и мягкий тембр, очень редкая и дорогая для производства, многие фирмы выпускающие звукосниматели, в наше время, делают копии, например, Seymour Duncan, DiMarzio и даже сами Gibson.



В 1957 году главный конкурент Gibson в 30-х годах, компания Epiphone, начал притерпевать сложные времена и CMI придумали способ увеличить продажи Gibson и расширить ее торговые области, но при этом сохранив эксклюзивность гитар. Таким способ стало приобретение компании Epiphone и производство новых партнеров сразу же перевезли в Каламазу, где Epiphone сначала делались из оставшихся запасных запчастей Gibson, а потом уже в ход пошли и стандартные запчасти. И уже в 1958 году у Epiphone выходит полностью обновленный модельный ряд. Оригинальные названия гитар Epiphone остались без изменения — Sheraton, Emperor, Coronet. Epiphone, кстати, является единственной компанией обладающей правом выпускать Les Paul по оригинальному дизайну.

Взгляд в будущее

В конце 50-х рынок электрогитар захватила компания Fender и президентом Gibson, Тедом МакКарти, было решено пойти на риск. Как нам известно, компания всегда старалась следовать традициям с ранних времен, но теперь, когда классические и традиционные гитары Gibson стали продаваться плохо, пришлось жертвовать принципами и пытаться привлечь людей чем-то новым, футуристичным. В 1957 году Тед МаКарти подал заявку в патентное бюро с изображением дизайна трех гитар, которые имели название Flying V, Futura и Moderne. В 1958 году патент был подтвержден и гитары поступили в продажу. Все они были сделаны из корины, торговое названия древесины лимба, дерево очень схоже с махагоном по качествам, но светлее, и на гитары устанавливалась золотая фурнитура. Дизайн был задуман таким образом, чтобы показать другую сторону Gibson, со взглядом в будущее. Но продажи этих гитар не увенчались успехом и через год после поступления в продажу, в 1959 году, производство гитар было остановлено. В 1963 году из оставшихся на производстве деталей была собрана одна партия гитар, но только с серебряной фурнитурой, вместо золотой.



Дизайн Gibson Flying V был пересмотрен в 1967. МакКарти решил установить на нее большой и более стильный пикгард и более традиционный бридж, на первых моделях струны продевались с тыльной стороны гитары. Модель 1967 года по сей день остается стандартной моделью Flying V. А в 1987 году вышла Gibson Flying V Bass, тиражом всего в 375 гитар. Но в 2011 они были перевыпущены под маркой Epiphone, а в 2012 и под маркой Gibson.

Первые оригинальные модели Flying V, сделанные из корины, сейчас являются одними из самых дорогих гитар. Их стоимость варьируется между $200,000 и $250,000. Из-за такой несвоевременной популярности, что Gibson, что Epiphone, переиздали модель 1958 года и сейчас их можно найти в магазинах за более приемлемую сумму.



В свое время Gibson Flying V так же подверглась эре Норлина в 70-х, претерпев крупные изменения. Форма модели осталась той же, но корпус стал рельефным и делать его стали из ореха и клена, а такую конструкцию корпуса из нескольких видов древесины назвали «бутерброд». Заменили звукосниматели на, так называемые, «бумеранги», которые являлись хамбакерами, но могли звучать и как синглы. Гитаристы жаловались на то, что их не устраивал звук новых звукоснимателей. Позже, из-за высокой цены на новые звукосниматели их заменили на Dirty Fingers. Но модель Flying V2 не прожила долго, и ее выпуск остановили в 1982 году.



В модельный ряд Flying V вошла достаточно странная на вид гитара Gibson Reverse Flying V. Впервые представлена она была в рамках программы Gibson's Guitar of the Week в 2007 году и выпущена тиражом в 400 гитар. Модель имела перевернутый корпус Flying V, гриф от Gibson Futura, еще один запатентованный продукт от Gibson, и хамбакеры Classic '57. Несмотря на необычную форму модель продавалась хорошо и компания решила выпустит еще один тираж в 900 гитар в 2008 году, отметив 50ти летний юбилей Gibson Flying V.



Gibson Futura, еще одна модель из линейки футуристичных гитар, была выпущена так же в 1958 году, но в 1959 году сошла с прилавков и была переиздана в 1976 году. Futura была так же сделана из корины и имела раннюю версию головы грифа в виде вилки. Было выпущено всего 50 моделей этой гитары и сейчас они практически все принадлежат Рики Нельсону. Эта модель была предшественником легендарной Gibson Explorer, которая начала производится в 1976 году, как перевыпуск Futura с новым дизайном. Главным образом была изменена голова грифа, которая превратилась в ту самую «хоккейную клюшку» или «банан». В модельный ряд Explorer входят Gibson X-Plorer Studio, Explorer 90, названный так, как имеет 90% размера от корпуса оригинальной модели, и Explorer Pro. Модель Explorer имеет версию Explorer Bass, выпущенную компанией Epiphone.



Третья модель в линейке 1958 года была Gibson Moderne, которая не увенчалась таким успехом и не произвела в дальнейшем такого же эффекта, как Gibson Flying V и Explorer. Вообще, в отличии от своих двух сестер, у этой гитары нет никакого подтверждения, что была выпущена хоть одна гитара в 1958 году. Существуют документы описывающие переправку гитары «Mod. Guitars», но спорят, что это был Explorer. Да и сам Тед МакКарти утверждает, что все таки горстка гитар была выпущена, но снова нет никаких тому подтверждений. Из-за такой редкости коллекционеры гитару прозвали «Святой Грааль» или же «Лох-несское чудовище».

Позже, в 1980 году, Gibson снова представила модель Moderne на NAMM '80 и в 1982 году они снова поступили в продажу, но тут снова их ждала неудача и производство было через год приостановлено, словно проклятие этих трех моделей. в 2012 году модель снова перевыпустили и даже появилась именная модель Закка Уйлда. Из-за такой редкости и интересного дизайна, несмотря на их непопулярность, Moderne успела засветиться в игре Guitar Hero для XBOX360 и Playstation 2.



Вот такую мистическую, неудачную и одновременно успешную, и интересную судьбу имел модельный ряд состоящих из трех гитар Flying V, Futura (Explorer) и Moderne. Как можно понять из истории, попытка переплюнуть Fender в те времена не увенчалась успехом, и рискованный шаг был действительно опасным для компании.

В эти непростые для компании годы, когда тут тебя соперник опережает, завоевывая рынок и сверкая своим именем на грифе с мировой сцены, а твои новые модели, ни одна из трех, не смогли даже год продержаться и продержать компанию на конкурентоспособном уровне, была все таки гитара, которая смогла дать хлеб компании и прикурить своим соперникам, которые до сих пор нервно докуривают эту наполовину полую трубку неприязни.

Gibson всегда была успешна в производстве своих полых арктопов, чего не удалось отнять у них компанией Fender, но и напротив в производстве своего цельнокорпусного Les Paul. И, чтобы добиться такого же теплого и мягкого звучания, как у цельнокорпусной гитары и не потерять характерного отзвука полых гитар нужно как-то их объединить. Честно говоря, и тысячи музыкантов подтвердят эти слова, их задумка удалась. Слияние этих, казалось бы, противоположностей обратилось в великолепный полуакустический инструмент под названием Gibson ES-335. Инструмент продавался очень хорошо и тепло встретился музыкантами. Гитару не снимали с конвеера с самого ее дебюта. На основе ES-335 было выпущено огромное количество моделей, среди которых легендарная Lucille Би Би Кинга, ES-333, ES-345, ES-355, и даже уменьшенная версия ES-335, под названием CS. Модель ES-335 вышла не менее успешной, чем Les Paul, так же имеет свою богатую историю, множество копий и подписных моделей, как например модель Дейва Грола из Foo Fighters. Gibson ES-335 довольно сильно укрепила свою репутацию в мире музыки и не уступает конкурентам по сей день.



На своей единственной бас-гитаре компания не остановилась и, даже напротив, спустила ее с конвеера в 1958 году, а на замену пустила две новых бас-гитары. Gibson EB-0, с дизайном позаимствованным у Gibson Les Paul Junior, и Gibson EB-2, бас-версия Gibson ES-335. Производство гитар было с несколькими перерывами, большой популярностью они не обладали, но имели место быть на мировой сцене в руках, например, Сюзи Кватро или Джека Брюса из Cream.



К шестидесятым продажи компании совсем сошли на нет и уже нужно было принимать серьезные меры, а не экспериментировать. Gibson Les Paul решили делать с тонким корпусом, дизайнерское решение или попытка экономить — неизвестно, и делать вырез к ладам повыше, но с двух сторон, опят же, в пути к экономии. И как это часто бывает, просто случайное решение дало огромные результаты. Les Paul с новым видом стал пользоваться большим спросом, а компания была не в том положении, чтобы выбирать и ей пришлось схватиться за эту идею приносящую доход и в 1961 году новую модель официально зарегистрировали. Новый дизайн не пришелся по вкусу главному пользователю Les Paul, Лесу Полу, и он просто попросил убрать его имя с гитары. Gibson согласились на это в 1963 году, но до этого момента на гитару все же ставили имя музыканта. Хотя в силу контракта было сделано несколько фотографий Леса Пола с неполюбившейся гитарой. Чтобы гитара не оставалась безымянной ее подписывали, как SG (Solid Guitar), что будущем так и закрепилось. А сам Gibson Les Paul на некоторые время сняли с производства, чтобы не тратить деньги и приложить все усилия к новой гитаре, но уже в 1968 году гитара вернулась на производство.

SG, как и Les Paul, имеет большой модельный ряд, в который входят Gibson SG Custom, Special, Standard, Junior, EDS, модификация с двумя грифами, модификации разных годов и большой ряд подписных гитар, самые известные из которых модель Эрика Клептона, раскрашенная Голландским художником, Тонни Айоми из Black Sabbath, леворукая и с крестами на ладах и, конечно же, Ангуса Янга из AC/DC. Так же, у модели SG есть бас-версия, которой, на самом деле, стала все та же EB-0, но дизайн пересмотрели в сторону новой, лучше продаваемой гитары, нежели Les Paul Junior.




Вторым радикальным решением с целью поставить компанию обратно на музыкальный олимп, было сделано, когда Тед МакКарти пригласи посотрудничать Рэя Детриха, автомобильного дизайнера. Рэй взял за основу хвостовые стабилизаторы машин и модель Gibson Explorer, закруглив у нее края. Казалось бы, что общего у хвостовых стабилизаторов и гитары? А общей у них стала модель Gibson Firebird.

Сначала модель имела не такой вид, как в наше время. Сейчас оригинальную модель называют «перевернутой», но стоит отметить, что официально перевернутая модель вышла только в 1965 году, просто она пришлась по вкусу больше оригинала и получила большую известность, да и продавалась лучше. Колки на Firebird поставили по типу колков банджо и гриф у модели был сквозной, необычным для гитар Gibson. Компания Fender тут же поспешила судиться с Gibson, так как, они посчитали, что голова грифа Firebird это перевернутая голова гитары Stratocaster. Но суд они не выиграли.
В отличии SG или Les Paul, имеющих в своих модификациях разные названия, вроде Standard, Junior и подобные, Firebird делится по цифрам, например, Firebird I, II, III, IV, V, VII и XII, но есть модели Firebird X и Studio. Модель, так же, имеет бас-версию воплощенную в Gibson Thunderbird, выпущенную тоже в 1963 году.




В 1965 году гибсон ставит личный рекорд по продажам: за год было продано более 100,000 гитар, и это только в США. Значит, новые модели дали о себе знать и Gibson вернулся на передовую.

В 1969 году CMI решает объединиться с другой крупной оптовой компанией из Эквадора, ECL, занимающейся пивом и цементом. Такое объединение получило имя Norlin от имен ее глав Нортона Стивенса из ECL и М.Г. Берлина из CMI. Здесь и наступила эра Норлина для компании Gibson. Тут же была пересмотрена концепция гитар, направленная не на традиции, а на будущее, на инновационные продукты. Инженеры занимающие место на производстве ранее были заменены на инженеров увлеченных высокими технологиями. Множество моделей притерпело изменения в это время, и Les Paul, и Flying V, и SG. Правда не имели они большого успеха, так как люди любят инновации, но им больше хочется играть, а не крутить переключатели и людям хотелось видеть от компании Gibson то, что она всегда умела, а не эксперименты. Компания Norlin пришла в упадок к 1982 году, а компании Gibson достались их поделки и это нужно было как-то разгрести. в 80х на мировой сцене уже имелось достаточно групп и музыкантов, людям хотелось следовать своим героям, которые стояли на рассвете музыки и они стали требовать винтажные инструменты. Gibson тут же заметили это желание норода и нашли способ восстонавиться после Норлина, выпустив несколько переизданий, среди которых были Gibson Heritage 80 и те самые три инструмента из корины, входившие в линейку футуристичных гитар, потерпевших крах в 50х, но в этот раз они встретились на «ура». В этот же период компания выпустила первые модели Би Би Кинга и цельнокорпусные акустики от Чета Аткинса.




В 1986 году компания снова испытывает некоторые финансовые трудности и на помощь приходят Генри Жускевич и Дэвид Берриман, которые по сей день являются президентами компании. Дела сразу пошли в гору, открывается несколько заводов по производству гитар и приобретается несколько дочерних компаний: Tobias, Kramer, Slingerland и OMI, компания по производству гитар Dobro.
В дальнейшем компания наслаждается всеми красотами мира музыка с высоты Олимпа и продолжает радовать людей своими инструментами. В 1994 году компания зарабатывает награду на NAMM '94 за свою инновационную по дизайну гитару Gibson Nighthawk.



В будущем компания дальше расширяет свои границы музыки и присоединяется к компании Slingerland Drums в 1994 году и Gibson становится теперь частью мира ударных инструментов. А в 2001 Gibsonо объявляет о приобретении Baldwin Piano & Organ Co. И с этого момента любимый Америкой бренд клавишных инструментов становится частью престижного имени Gibson.

В 2002 году Les Paul отмечает свой 50илетний юбилей выпуском первой цифровой гитары Gibson. Гитара была укомплектована множеством электроники и благо на дворе стоял 21 век и общественность с удовольствием приняла такой шаг в будущее, в отличии от предыдущих правалов. В гитаре было несколько входов под разные кабели и особая система звукоснимателей, которая позволяла снимать звук с каждой струны отдельно, а при записи музыкант мог широко работать со звуком инструмента. В 2006 году Gibson представляет миру гитару на основе этой модели, Gibson HD.6X Pro. Цифровая гитара стала еще одним продуктом от Gibson, продвинувшим компанию далеко вперед от своих конкурентов, как 70 лет назад, когда компания выпустила свою первую электрогитару.



К 2007 Gibson дальше работали над объединением новых технологий с музыкальными инструментами и в итоге у них получилась первая роботизированная гитара. Gibson Robot Guitar была способна сама себя настраивать одним нажатием кнопки, и это тут же пришлось по вкусу народу, а так как модель быда выпущена ограниченной серией, ее разобрали за два дня. На Musicmesse 2009 была представлена роботизированная шитара второго поколения Gibson Dark Fire, настройка которой осуществлялась намного быстрее ее предшественницы. Так же, новая гитара поставлялась с особым контроллером RIP, который выполняет роль студийного предусилителя и позволял работать со всякого рода MIDI-контроллерами.



В 2009 году с компанией произошло событие, которое могло поставить под угрозу все производство. Начиная с 2009 и по 20011 год, компания была жертвой набега со стороны Американской полиции и Американской службы охраны рыбных ресурсов и диких животных (USFWS). Было обнаружено, что Gibson незаконно перевозит редкие сорта древесины, эбеновое дерево или махагон, например. Претензии были в связи с тем, что по документы были, якобы, сфальсифицированы, но Gibson утверждали, что это все вышло по ошибке. Во второй раз разбирательства прошли в 2011 году, но подробности до сих пор скрываются вследствие их продолжения. В январе 2011 компания подписала ходатайство о том, что бы сократить количество используемого материала и сократить производство, но документ был отвергнут судом. Министерство юстиций США обнаружило электронные письма утверждающие о перевозке эбена, находящегося под угрозой исчезновения, из Германии. Но в итоге какими-то путями компания обошла суд и красное дерево вместе с эбеном вернулось на производство. Чтобы увенчать такое событие для компании, Gibson в 2013 году выпустила серию гитар под названием Gibson Government Series II, куда вошли Les Paul, Flying V, Explorerи SG, сделанные из цельного куска махагона, как корпус, так и гриф. Такой вот дерзкий ответ системе.



На этом история Gibson не кончается. Сейчас они продолжают радовать нас воими инструментами и новыми продуктами. Безусловно компания Gibson в ряду тех, кто не нуждается в рекламе, за них это сделали 120 лет нахождения на рынке музыкальных инструментов и 120 лет сияния жемчужной эмблемы с мировой сцены в руках у музыкальных героев, чье число ростет изо дня в день. Десятки моделей, сотни контрактов, тысячи песен, миллионы поклонников и желающих, и всего одна компания, которая смогла по своему изменить мир, задать свои стандарты и задать их на столько, что даже гиганты в мире звука делают свои инструменты на основе моделей Gibson.

Брэндология: Gibson, часть 1

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
Классный обзор.
+1
хотелось бы увидеть брендологию гитар Dean
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.