Реклама

studio /

Как сделать так, чтобы гитару было слышно в миксе, чтобы она прорезала микс

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Один из наших читателей прислал мне ссылку на интересное видео, на котором рассказывается о том, как же сделать так, чтобы гитара, как говорят «прорезала в миксе». Видео, как мне показалось, довольно полезное и дядька говорит очень правильные вещи.

Само видео по катом.

Владеющие английским языком могут дальше не читать, а для остальных же пересказ того, о чём говорит Ник.

Ник говорит, что мы- гитаристы довольно эгоцентричны и все о чем мы думаем, это то, как же-таки «прорезать в миксе». Но на самом деле, люди, которые играют с нами, да и которые слушают музыку, в конечном итоге, не хотят, чтобы мы «прорезали в миксе». Они хотят, чтобы мы там присутствовали органично и музыкально. Именно поэтому он показывает кухонную лопатку после ножа, т.к. именно лопатка, а не нож является хорошей метафорой, т.к. вместо того, чтобы резать, нужно все готовить вкусно.

Далее он делает небольшое отступление и говорит о том, если мы не слышим себя на сцене или на репетиции, то это не значит, что в миксе кто-то теряется. Для этого есть различные причины, которые он рассмотрит в других видео.

В общем, чтобы понять, как звучит микс, нужно его записать. Т.е. нужно записать концерт или репетицию, пусть даже на обычный диктофон. А потом послушать эту запись и понять, как, например, гитара звучит в миксе. Слышно ли ее? Не забивает ли она другие инструменты и т.п.

Если-так есть какие-то проблемы со звучанием гитары в миксе, то это уже повод задаться вопросом: как же это можно исправить?

Прежде чем переходить к конкретным примерам, Ник делает небольшое отступление и говорит о том, что там у него и как в студии. Чтобы условия были максимально приближены к боевым, для записи видео он использует всего один стерео-микрофон на камере. Гитарный усилитель стоит в отдельной комнате, звук с него снимается микрофоном и выводится вместе с остальным миксом в студийные мониторы, стоящие позади Ника. В общем, все примерно, как на выступлении, где мы слышим звук из порталов, а не из комбиков музыкантов.

Дальше Ник задается вопросом: «Как же мне музыкально присутствовать в миксе? И почему же я не звучу в миксе, т.к. хочу?» В общем, чтобы решить этот вопрос, нужно начинать с самого начала звуковой цепочки – с гитары, или даже сделать еще один шаг назад и начать с изначального замысла.
Рассуждая в таком ключе, нужно задать себе вопрос: «А нужно ли, чтобы меня было слышно в этой композиции? Может все и так отлично? Может быть так даже лучше?» И иногда это и будет решением проблемы.

Окей, если же решили, что без вашей партии тут никуда, то нужно задать себе второй вопрос: «А правильно ли я тут играю, чтобы заполнить эту часть композиции?» В общем, это именно вопрос аранжировки и музыкального мышления.

Если мы ответили себе на эти два вопроса, положительно, т.е.: «Да, я тут нужен и моя аранжировка тут хороша», то теперь можно рассмотреть технические вопросы того, как же сделать так, чтобы нас было слышно? И какие же звуковые параметры за это отвечают?

По мнению Ника, есть три основные характеристики, которые отвечают за присутствие инструмента в миксе. И все эти три характеристики буду рассмотрены с конкретными звуковыми примерами.

Первое – это атака звука. Это вот такой яркий и короткий звук, который получается в том момент, когда медиатор отпускает струну. Это звук очень короткий, и именно поэтому, наш мозг думает, что это звук, как бы ближе к нам по времени. И тут даже не важно играете вы на толстых струнах или на тонких. Может получиться так, что атаки будет слишком много и звук будет довольно резких и колющий. В целом, обычно нужная атака подбирается интуитивно –, настройками тона на гитаре или примочках. Однако, есть смысл подумать об атаке перед тем, как крутить ручки, т.е. подумать, как играть и в какой позиции играть.

Более перкуссионная игра будет давать больше атаки, боле мягкая – меньше. Иногда вам нужна яркая атака, иногда – нет. Тонкие струны будут давать больше атаки, толстые – меньше.

Так же на атаку влияет то, как вы держите медиатор и где, собственно, им ударяете по струнам.

Далее Ник переходит к миксу. Он говорит, что микс довольно насыщен. Бочка и бас-гитара занимают почти все пространство НЧ и низких СЧ. Две перегруженные гитары, занимающие высокие СЧ и СЧ. Гитары довольно яркие и занимают довольно большое звуковое пространство микса.

В общем, микс довольно насыщен и если использовать звук с неяркой атакой, например, с выкрученной ручкой тона, то получается вот что [играет 6.02].

Нет, это не нежелательный звук. Он просто немного темный. Посмотрим, как он в миксе [играет 6.12]

Нас едва слышно. И вот если поднять тон на гитаре или прибрать бас на усилке… Кстати, можно и поднять высоких на усилке, но работая с эквалайзером всегда лучше начать с того, чтобы что-то прибрать, а не прибавить. Например, прибрав бас, мы откроем дорогу ВЧ и СЧ. Тем более, обычно, гитаре и не нужно много баса, т.к. в миксе уже есть бас-гитара и барабаны.
Если прибавить тона, то посмотрите, как появится атакаи и насколько мы будем слышее в миксе. [играет 6.50]

Гораздо больше гитарного присутствия, как раз из-за атаки. Довольно просто. Кстати, на атаку влияют довольно много вещей и одна из них – это дисторшн. Дисторшн – это компрессия. Любой эффект искажения (дист, овер, фузз), компрессирует сигнал, т.к. обрезает пики звука и уменьшает относительную громкость самых громких частей. И это, естественно, уменьшает атаку.

Вот, например, если добавить гейна на дисте, то атака исчезает довольно быстро. [играет 7.25].

Мы можем это компенсировать это, просто увеличивая громкость или средне-высокие частоты. Или мы просто можем прибрать гейн. [играет 8.00]

Все довольно просто. Яркая атака – вас слышно. Слишком много атаки – возможно, не слишком хорошо. И примите к сведению, что не во всей музыке вас нужно яркое присутствие. Иногда нужно быть где-то внутри большой стены звука. И это нормально, все зависит от поставленных целей. Но это видео именно о том, как сделать так, чтобы вас было слышно.

Итак, первое – это атака звука. Второе характеристика, которая влияет на то слышно ли нас или нет — это частотная характеристика того, что мы играем.

Если мы играем что-то на низких частотах, то наше присутствие в миксе будет меньшим, чем когда мы играем что-то высокими частотами.

Мы можем добиться этого, добавляя высоких частот на эквалайзерах усилителей или педалей, или мы просто можем сыграть нашу партию в более высокой позиции на грифе. [играет 9.13]

Еще раз. Довольно очевидная и интуитивная вещь, но все-таки стоит подумать о том, чтобы не крутить ручки на эквалайзере, а подумать на тем что и где играть.

Частотная характеристика очень важна.
Частотная характеристика, атака звука и третья вещь о которой мы сегодня поговорим – это, возможна, самая интересная вещь, т.к. она частично перекрывает две предыдущие. И это более динамичная характеристика.

Подумайте вот о чем. Если мы играем что-то играем (учитывая частотную характеристику и то когда мы это играем), то мы это играем не в изоляции. Например, рабочий барабан звучит в том же частотном диапазоне, что и гитара, да, к тому же, может звучать в тот же самый момент. Или это может быть другая гитара или клавиши.

Это то, что называется маскировкой звука. Тут оба инструмента будут представлены в миксе в меньшей степен. Наше ухо и мозг будут сбиты с толку, т.к. в один и тот же момент будут звучать два разных инструмента, но в одном и том же частотном диапазоне.

И даже если сыграю уже присутствующую в миксе партию еще раз, то это, вряд ли, заставит её звучат тяжелее и мощнее, скорее несколько грязнее.

Чтобы бороться с маскировкой инструментов, можно менять частотный диапазон инструмента. Об этом мы говорили ранее, а можно играть другие моменты времени.
Сначала играем в те же моменты времени. [играет 10.20]

Меня слышно довольно плохо. Теперь, разнесем по времени партии. [играет 10.39]

Я просто играл свои аккорды в те моменты времени, когда были паузы у гитары с дистом в миксе. Мы тут не использовали усиление атаки и не делали гитару громче. В общем, тут тоже вопрос аранжировки, в первую очередь. Так что можно поискать место в миксе, которое еще не занято.

Еще раз. Три вещи. Атка звука, частотная характеристика относительно того, что еще происходит в миксе и временная характеристика.

Кстати, имейте ввиду, что добавляю диста, вы не только компрессуете сигнал, но и добавляете туда различных гармоник (частот), так что ваша гитара будет занимать во всем частотном диапазоне микса больше места. И это еще одна причина того, что дист, а особенно высогогейновый дист приводит к тому, что гитара теряется в миксе.

И зачастую, простейшим решением будет убавить гейн. И это не значит, что вы будите звучат менее тяжело. Тяжелый звук – это не то, насколько сильно искажена гитара, а то, как гитарист играет, как он высекает звук из струн или какой рифф он играет. Можно играть что-нибудь этакое на классической гитаре с нейлоновыми струнами и при этом звучать абсолютно митально.


По-моему, все довольно дельно и правильно. И уж про гейн и тяжелое звучание — в самую точку.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 13 февраля 2014, 16:32,  
  • +2

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
Короче, суть видео: Соло играем с прибавленной ручкой тона, остальную партию с убавленной. И поменьше гейна.
0
Да нет же. Суть в том, чтобы не пересекаться с частотами других инструментов. Эта истина понятна звукорежиссерам. А этот парень, кстати, очень похожий на Бельмондо, пытается донести её гитаристам.
0
Хорошая статья.
0
Хотя про то что атака съедается дистошном за счет присутствия компрессии, по моему бред полный… Или он что-то свое под атакой понимает.
0
Почему бред-то?
0
Ну в моем понимании атака звука это участок, на котором происходит нарастание амплитуды звуковых колебаний от нуля до некоторого более-менее постоянного уровня. Соответственно, если говорить про жесткую компрессию, то есть ограничение амплитуды сигнала, то она не затрагивает начальную фазу нарастания амплитуды, то есть атаку.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.