Шаманские пляски вокруг гитарных кабелей
На singlecoil.com прочитал занимательную статью про гитарные кабели и не только про гитарные. Считаю, что статья зело пользительна, поэтому представляю ее на ваш суд, естественно на Великом и Могучем. ;)
Шаманские пляски вокруг кабелей
Кажется, что наживаться на музыкантах уже вошло в традицию, чему немало способствуем мы сами, в силу нашей слабой информированности и страстного желания получить лучший звук, который только возможен. Если за последнее можно только похвалить, то наше незнание и неинформированность может сильно ударить по кошельку, да и выглядит глупо. К сожалению, мы зачастую даем наживаться друг на друге передавая друг другу мифы и легенды, в которых убеждены сами. Существуют множество компаний, который продают премум то, и премиум это… Я уверен, что большинством из них руководят очень искренние парни, которые искренне верят в свой продукт. К сожалению, у многих из этих честных парней недостаточно технических знаний, чтобы оценить достоверность своих верований.
В этой статье мы рассмотрим характеристики, которыми должен обладать хороший инструментальный кабель и характеристики, которыми должен обладать хороший спикер-кабель (кабель от усилителя, до громкоговорителя). Что сильно критично для одного, может быть практический не важно для другого (непонимание этого факта обуславливает множество мифов и стоит музыкантам миллионы долларов ежегодно). Наконец, мы рассмотрим некоторые из «специальных терминов» и «характерных черт», которые используют, чтобы продавать кабели. Мы разберемся, какие из этих «черт» действительно важны, а какие, — это просто рекламная бодяга, которую лепят к инструментальным и спикер-кабелям.
Для начала давайте определимся, что инструментальный кабель – это кабель, соединяющий гитару с усилителем, примочки друг с другом и т.п.
Такие кабели взаимодействуют с высоким сопротивлением и слабыми сигналами. Это означает, что они подают сигнал на усилитель или другое устройство, которое имеет высокое сопротивление (сотни Ом)по отношению к «земле». Кроме того, они несут сигналы с крошечными токами в тысячные ампера с малым напряжением. Все эти вещи делают такие кабели чувствительными к электромагнитным помехам.
Инструментальные кабели наиболее часто соединяют с устройствами, которые имеют довольно большое выходное сопротивление (например, электрогитара), и если кабель имеет слишком большую собственную емкость, то он будет плохо передавать высокие частоты в звуке, особенно, если сам кабель длинный. Все экранированные кабели имеют собственную емкость. Задача в том, чтобы взять провод, который имеет наименьшую возможную емкость.
Критичные факторы для гитарного или инструментального кабеля:
• Низкая емкость — чтобы не потерять высокие частоты;
• Хорошее экранирование – чтобы блокировать шумы от электромагнитных помех;
• Физически крепкий — т.к. обычно непрочность кабелей причиняет наибольшие неудобства.
«Но постойте!»- скажете вы. «Как насчет низкого сопротивления? Я не хочу терять уровень сигнала в проводе!». Помните, что мы говорили, что на приемном конце инструментального кабеля находится устройство с высоким входным сопротивлением? Даже самый дешевый, некачественный и тонкий медный провод имеет сопротивление в несколько Ом на 300 м. Практически, это означает, что нет никакой разницы между сопротивлением в несколько Ом и нулевым при подключении кабеля во вход усилителя, имеющего сопротивление в тысячи Ом. (Естественно, что дешевый кабель нам может не подойди по другим причинам: плохая экранировка, высокая емкость, плохое исполнение и т.п.)
Теперь давайте обсудим спикер-кабели.
Спикерные кабели работают в среде совершенно противоположенной той, в которой находятся инструментальные (в т.ч. гитарные) кабели. Спикерные кабели соединяют в низкоомный выход усилителя с низкоомными громкоговорителями. Кроме того, по ним передаются сравнительно высокие токи и напряжения. Именно поэтому, эти кабели не особо восприимчивы к электромагнитным помехам, а вся цепь крайне чувствительна к сопротивлению этих кабелей.
Факторы, критичные для спикер-кабеля:
• Низкое сопротивление – предотвращает потери сигнала;
• Физически крепкий — т.к. обычно непрочность кабелей причиняет наибольшие неудобства.
«Но, как же насчет емкости и экранировки?» — спросите вы. Ни один из этих факторов не критичен для такой низкоомной цепи. Ну, разве что очень-очень сильным электромагнитные наводки могут повлиять на сигнал с довольно большим током в низкоомной цепи. (Кстати, это не так невозможно, как кажется. На одной военно-воздушной базе, где я служил, каждый раз, когда я вел машину и радар поворачивался в мою сторону, из динамиков моей машины слышался писк, даже когда магнитола была полностью выключена). Что до емкости, то даже кабель с довольно значительной емкостью будет иметь сопротивление значительно большее в сравнение с выходным сопротивлением усилителя, и именно поэтому емкость кабеля практически не влияет на передачу высоких частот в сигнале.
Давайте развеем некоторые мифы
Прежде всего, хочу сказать, что я полагаю, что большинству этих мифов положили начало, а затем были увековечены теми, действующими из лучших побуждений парнями, у которых просто-напросто нет технических знаний, чтобы отличить факты от вымысла. Существует некоторое количество производителей и торговцев, которые сознательно используют некоторое техническое невежество музыкантов, но думаю, что таких меньшинство. В общем, когда в следующий раз продавец в вашем любимом музыкальном магазине будет советовать вам выбрать то или это, просто помните, что у него могут быть скудные знания или опыт в электронике или их может не быть вовсе – он просто транслирует вам то, что слышал от других.
Кроме того, стоит отнестись с известно долей скептицизма к словам какого-нибудь вашего приятеля с «золотыми ушами», который клянется, что слышит разницу между кабелем из безкислородной меди (OFC), который рекламируюет и пользуется известный герой гитары и любым другим качественным проводом. Будет просто отлично, если вы заставите его провести научно обоснованный двойной слепой тест, но это вряд ли получится – такие парни никогда не позволят себе озадачиваться фактами.С такими людьми спорить просто бессмысленно, но это не значит, что вы должны тратить свои кровно заработанные деньги на их сказки!
Многие мифы, которые нам дорого обходятся, результат наложения критических факторов спикер-кабелей на инструментальные и наоборот.
Например, для спикерного кабеля важно низкое сопротивление, а как известно, чем больше диаметр, тем ниже сопротивление, т.е. большой диаметр — это хорошо для спикер-кабелей. К сожалению, многие музыканты применяют ту же логику к инструментальным кабелям. Это неправильное понимание того, что же делает хорошим инструментальный кабель, может дорого стоить.
Давайте посмотрим на несколько специфических мифов:
• Кабель из безкислородной меди (Oxygen-free copper). Я даже не знаю, смеяться или плакать, каждый раз, когда слышу про это. Часто утверждают, что безкислородная медь имеет меньшее сопротивление, следовательно потери в сигнале будут меньше. Это действительно так. Как мы выяснили выше, сопротивление кабеля – это не критический фактор для инструментальных кабелей. Сопротивление критично для спикер-кабелей, следовательно безкислородная медь должна здесь помочь. Снова ошибка! Вы получите более сильное уменьшение сопротивление кабеля с меньшими затратами просто увеличивая сечение проводника.
Провода из безкислородной меди имеют реальную ценность в том, что отлично противостоят внутренней коррозии жилы. Иногда это важно, но не для гитарных и спикер-кабелей.
• Золоченные штекера. Могут иметь преимущества в некоторых случаях. Однако многие продавцы возводят из в статус Святого Грааля. Золочение дает два преимущества: меньшее сопротивление и меньшую склонность к коррозии и тусклению. К сожалению, золоченное покрытие гораздо мягче никелированного и имеет тенденцию стираться со временем, при достаточно частом использовании штекера. Если золочение выполнено поверх никеля, то, в принципе, такой проблемы нет, но если золочение нанесено прямо на медь или другой базовый металл, джек часто используется то, на самом деле, он может быть более подвержен коррозии, чем недорогой никелированный джек.
В основном, я не рекомендую золоченные штекера для инструментальных, а особенно гитарных кабелей, которые включают и выключают часто. Золоченные штекера могут иметь преимущества для спикер-кабелей и низкоомных микрофонных кабелей, особенно, если их соединяют и разъединяют нечасто. Золочение, так же, имеет преимущества в высокоомных цепях, когда коррозия – это главный вопрос.
• Высококлассный многожильный кабель. Здесь обычно заявляется, что кабель любого диаметра, сделанный из многих тонких жил менее подвержен к потере высоких частот, чем кабель из нескольких жил покрупнее. Это может быть правдой, но для довольно высоких радио-частот. Для аудио частот, с которыми мы имеем дело нет практически никакой разницы между одножильным и многожильным кабелем. Все они должны звучать одинаково. Есть один случай, когда многожильный кабель может оказаться лучше одножильного. При экранировке многожильный кабель может быть переплете экраном более плотно, чем одножильный, что приводит к лучшей экранировке и защите от э/м помех. Но если оплетка экрана может быть сплетена лучше, то это не значит, что так и есть.
• Очень большой диаметр. Монстроподобные кабели не обязательны в большинстве случаев для гитарного кабеля. Как отмечалось выше, небольшое падение сопротивления толстого кабеля, по сравнению с обычным, на практике, не дает выигрыша в высокоомной цепи, такой как, вход гитарного усилителя. Однако, иногда коаксиальные провода с большим диаметром могут иметь меньшую погонную емкость (емкость на единицу длинны), что полезно, если вы используете провода длиннее 3-х метров. Помните, что внутренняя емкость кабеля «съедает» высокие частоты. Чем большую емкость имеет кабель от гитары до усилителя, тем больше высоких частот он ослабит. Суть в том, что нужно использовать коаксиальные провода с наименьшей погонной емкостью и использовать такие короткие провода, насколько это возможно.
Это совсем не означает, что вам нужен огромный диаметр провода. Некоторые очень качественные кабели с маленькой емкостью имеют совсем не большой диаметр и используются научных приборах и цифровых коммуникациях. Наконец, если вам нужен провод длиннее 6-7 метров, то я бы серьезно задумался о приобретении беспроводной системы.
Подводя черту
Я не хочу сказать, что вы ни в коем случае не должны покупать «премиум» кабели. У них есть некоторые плюсы: зачастую они сделаны качественнее и «крепче», у них отлично сделаны джеки и места соединения джеков с проводом и т.п. Несколько лет назад приятель попросил меня поставить угловой джек на подписной гитарный кабель Стива Вая. Я был впечатлен тем, как качественно и искусно был сделан этот кабель и тем, как прочно на нем сидели джеки – именно так я стараюсь делать все сам. Ну, и конечно, только вы можете решить, что для вас «премиум» и сколько он стоит.
Если вы используете длинные кабели, то вы можете захотеть приобрести «премиум» кабель в надежде, что производитель был достаточно умен и использовал низкоемкостной коаксиальный кабель (хотя, это и не гарантированно). Но в любом случае, не ведитесь на рекламу! Для трехметрового кабеля, который никогда не покинет пределов вашей спальни вполне подойдет недорогой кабель, который обычно дают в нагрузку к гитаре. При слепом тесте большинство людей не могут услышать разницу между дешевым и дорогим кабелем, при условии, что его длина до трех метров, и нет источников сильных электромагнитных помех. Кроме того, большинство не слышат разницы между менее дорогим кабелем с адекватной экранировкой и более дорогим.
Если вы собираетесь приобрести «премуим» кабель, то нужно делать это осознанно и четко знать, какие преимущества он может дать. От дорогих кабелей стоит ожидать: надежного изготовления, прочных, качественных джеков, внутренние соединения могут быть залиты эпоксидной смолой или термоклеем, на джеках и нескольких сантиметрах провода может быть термоусадка, провод может быть низкоемкостным и коаксиальным.
The End
Автор: singlecoil.com
Перевод: CraSS
От себя хочу отметить, что сейчас практически все, даже недорогие, инструментальные кабели выполняются из бескислородной меди, неплохо экранированными, многожильными и коаксиальными. Поэтому, экономить и покупать кабели не предназначенные для аудио-дел не вижу смысла. Хотя, на заре моего гитаризма у меня были примерно такие кабели. Т.е. к проводам, которые нашлись дома, я припаивал китайские джеки по 10-15 руб… Результат предсказуем — жесть была еще та.
Ну, про звук таких кабелей говорить не буду. На том оборудовании я бы все равно не услышал разницы между дорогим и таким самопальным кабелем. Но вот как только я стал выезжать на реп. точки, все проблемы моих «кабелей» выплыли наружу – они постоянно ломались, отпаивались джеки, не говоря уже про жуткий фон.
Пришлось переходить на инструментальные кабели. А т.к. паяльник в руках я держать умею, то были закуплен кабель Tasker 1031, джеки Amphenol и Neutrik и были спаяны отличные провода, которые меня не подводят уже много лет. Но, таки потратиться пришлось — качественные вещи стоят не три копейки.
В общем, мой вам совет: выбирайте прежде всего качественно сделанные кабели. Это избавит вас от многих проблем на репетициях и концертах. Все остальное вторично… Да, и как по мне, кабели за 100 баксов – это уже перебор.
Читаем по теме:
Как я выбирал лучший гитарный кабель
- CraSS,
- 29 марта 2010, 11:23,
- 0
Я вот только одного не пойму, неужели большинство музыкантов действительно глухие напрочь? Ведь есть же разница между кабелями. Причем довольно ощутимая. Автор давит на профессионализм, правда не понятно что он имеет в виду. Параметры на кабели не указывает практически ни один потребитель кроме как раз ДОРОГИХ производителей. Тот же самый канаре например. Один такой умник, инжинер хренов устроил мне слепое прослушивание. Посмеяться хотел. В итоге смеялся я. Потому как отличал кабели на раз без единой ошибки с закрытыми глазами. А вот он ни какой разницы не слышал. Такому действительно, что музыкальный центр что хайенд, все одно. Но нельзя же думать что все должны быть такими.
- Bass Demon
- 31 мая 2011, 23:04
- ↓
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернуть