workshop /
Частые проблемы с ладами
Всем привет!
В ряду авторов нашего блога прибывает. Радует это, прямо скажем. Вот и сегодня очередная статья от нашего читателя. Про лады, точнее про частые проблемы, которые рано или поздно возникают у каждого, если конечно играть на гитаре, а не хранить ее в кейсе под диваном. ;)
Проблемы с ладами — это не так страшно, т.к. в большинстве случаев они вполне решаемы, но знать, какие проблемы могут с ними возникнуть, думаю, никогда не повредит.
Износ
Большинство гитаристов могут обнаружить канавки износа на ладах из-за контакта со струной. Когда канавки растут глубже, может возникнуть дребезг. Это происходит из-за того, что зажатые струны становятся ниже, и контактируют с более высокими ладами (которые менее изношены).
Но износ не всегда выглядит как небольшие канавки. Любители бендов на толстых струнах могут также заметить, что когда-то округлый лад стал плоским, что может изменить точку контакта струны с ладом. Это может стать причиной того, что нота, извлеченная на этом ладу, может быть выше или ниже, чем нужно.
Изношенные лады могут быть отшлифованы и закатаны (закатывание – процесс придания ладу округлой формы), но только если они имеют запас по высоте.
Острые концы ладов
Если края ладов стали острыми, это, как правило, является признаком того, что гриф гитары потерял влагу, и сжался.
Когда уровень влажности падает, накладка грифа может сократиться настолько, что концы ладов будут торчать по бокам накладки. Шлифовка может избавить от такой неприятности, но инструмент должен храниться с определенной влажностью, чтобы избежать других проблем.
Лады слишком высоки
Некоторые новые инструменты поставляются с ладами высотой 1,4-1,5мм. Высокие лады подходят не всем. Например, привычка зажимать струны очень сильно, скорее всего приведет к завышению ноты на высоких ладах.
Лады могут быть зашлифованы до необходимой высоты, после чего их необходимо снова закатать.
Лады слишком низки
Не всегда износ означает канавки на ладах. Довольно часто округлый лад становится плоским. Струна как бы шлифует лад, постоянно уменьшая его высоту. Также уменьшить высоту лада до неприемлемой может многочисленная шлифовка, или одна, но неаккуратная.
*Стоить заметить, что компания Gibson в 50-х годах ставила но Les Paul Custom очень низкие лады, называла это «Fretless Wonder» (безладовое чудо), и считала такие лады не багом, а фичей.
Вылезшие лады
Ножка лада может потерять сцепление с накладкой грифа (обычно это происходит из-за перепадов температуры или недостатка влажности), вследствие чего лад может разболтаться, и приподняться над накладкой. Это может привести к тому, что нота на ладу перед вылезшим будет звучать с дребезгом.
Если позволяет высота, то вылезшие лады можно исправить и выровнять. Часто говорят о необходимости полной замены ладов, но обычно данная процедура необязательна.
Зазоры под ладами
На гитарах с окантованным грифом сокращение окантовки может привести к появлению зазора, достаточного для попадания в него первой струны, если она соскользнет с края лада. Если таких зазоров немного, достаточно заполнить их чем-то, чтобы исправить проблему. Но если сжатие канта привело к появлению зазора на каждом ладу, накладке необходима шлифовка и исправление радиуса, а также переладовка.
Заключение от переводчика
Как видим, проблем с ладами может быть довольно много, и все они весьма неприятны. Бороться с ними лучше заблаговременно, ухаживая за инструментом. Но если уж проблемы возникли, то лучше не заниматься «самолечением», а довериться мастеру. Иначе результат может быть печальным.
Оригинал статьи: fretnotguitarrepair.com
Автор последних двух фотографий – гитарный мастер Shade.
Перевод: Александр «Sark» Романченко
В ряду авторов нашего блога прибывает. Радует это, прямо скажем. Вот и сегодня очередная статья от нашего читателя. Про лады, точнее про частые проблемы, которые рано или поздно возникают у каждого, если конечно играть на гитаре, а не хранить ее в кейсе под диваном. ;)
Проблемы с ладами — это не так страшно, т.к. в большинстве случаев они вполне решаемы, но знать, какие проблемы могут с ними возникнуть, думаю, никогда не повредит.
Износ
Большинство гитаристов могут обнаружить канавки износа на ладах из-за контакта со струной. Когда канавки растут глубже, может возникнуть дребезг. Это происходит из-за того, что зажатые струны становятся ниже, и контактируют с более высокими ладами (которые менее изношены).
Но износ не всегда выглядит как небольшие канавки. Любители бендов на толстых струнах могут также заметить, что когда-то округлый лад стал плоским, что может изменить точку контакта струны с ладом. Это может стать причиной того, что нота, извлеченная на этом ладу, может быть выше или ниже, чем нужно.
Изношенные лады могут быть отшлифованы и закатаны (закатывание – процесс придания ладу округлой формы), но только если они имеют запас по высоте.
Острые концы ладов
Если края ладов стали острыми, это, как правило, является признаком того, что гриф гитары потерял влагу, и сжался.
Когда уровень влажности падает, накладка грифа может сократиться настолько, что концы ладов будут торчать по бокам накладки. Шлифовка может избавить от такой неприятности, но инструмент должен храниться с определенной влажностью, чтобы избежать других проблем.
Лады слишком высоки
Некоторые новые инструменты поставляются с ладами высотой 1,4-1,5мм. Высокие лады подходят не всем. Например, привычка зажимать струны очень сильно, скорее всего приведет к завышению ноты на высоких ладах.
Лады могут быть зашлифованы до необходимой высоты, после чего их необходимо снова закатать.
Лады слишком низки
Не всегда износ означает канавки на ладах. Довольно часто округлый лад становится плоским. Струна как бы шлифует лад, постоянно уменьшая его высоту. Также уменьшить высоту лада до неприемлемой может многочисленная шлифовка, или одна, но неаккуратная.
*Стоить заметить, что компания Gibson в 50-х годах ставила но Les Paul Custom очень низкие лады, называла это «Fretless Wonder» (безладовое чудо), и считала такие лады не багом, а фичей.
Вылезшие лады
Ножка лада может потерять сцепление с накладкой грифа (обычно это происходит из-за перепадов температуры или недостатка влажности), вследствие чего лад может разболтаться, и приподняться над накладкой. Это может привести к тому, что нота на ладу перед вылезшим будет звучать с дребезгом.
Если позволяет высота, то вылезшие лады можно исправить и выровнять. Часто говорят о необходимости полной замены ладов, но обычно данная процедура необязательна.
Зазоры под ладами
На гитарах с окантованным грифом сокращение окантовки может привести к появлению зазора, достаточного для попадания в него первой струны, если она соскользнет с края лада. Если таких зазоров немного, достаточно заполнить их чем-то, чтобы исправить проблему. Но если сжатие канта привело к появлению зазора на каждом ладу, накладке необходима шлифовка и исправление радиуса, а также переладовка.
Заключение от переводчика
Как видим, проблем с ладами может быть довольно много, и все они весьма неприятны. Бороться с ними лучше заблаговременно, ухаживая за инструментом. Но если уж проблемы возникли, то лучше не заниматься «самолечением», а довериться мастеру. Иначе результат может быть печальным.
Оригинал статьи: fretnotguitarrepair.com
Автор последних двух фотографий – гитарный мастер Shade.
Перевод: Александр «Sark» Романченко
- CraSS,
- 01 февраля 2011, 13:11,
- 0
kamikadze:
в том то и дело, что играю как раз немного( прогиб нормальный, при прижатии на первом и последнем ладах остаётся зазор меньше миллиметра... вот высоту струн в начале грифа мне за отсутствием опыта оценивать сложно, но на 3ей струне открытой есть лёгкий звон, правда и то постараться нужно... причём ямки появились в основном под 1-3 струнами, на 1ом и 2ом ладу. не сказал бы, что это "рытвины", но довольно легко заметно... + долго стояли старые струны, возможно они покрылись слоем коррозии, который и вызывал "пропиливание" порожка при вибриции струны... а когда стоит нести гитару на шлифовку? когда появится звон о более дальние лады?
в том то и дело, что играю как раз немного( прогиб нормальный, при прижатии на первом и последнем ладах остаётся зазор меньше миллиметра... вот высоту струн в начале грифа мне за отсутствием опыта оценивать сложно, но на 3ей струне открытой есть лёгкий звон, правда и то постараться нужно... причём ямки появились в основном под 1-3 струнами, на 1ом и 2ом ладу. не сказал бы, что это "рытвины", но довольно легко заметно... + долго стояли старые струны, возможно они покрылись слоем коррозии, который и вызывал "пропиливание" порожка при вибриции струны... а когда стоит нести гитару на шлифовку? когда появится звон о более дальние лады?
В свете развития металлопорошковых технологий, на недорогих гитарах в последнее время повадились ставить так называемые "литые" (на самом деле - прессованные и спеченные) лады. Сплав этот менее устойчив, чем даже латунь. Возможно, это как раз твой случай. Порыл инет, полезной информации на этот счет не нашел по твоей гитаре.
Еще как вариант - не сильно ли у тебя пропилен порожек и как обстоят дела с прогибом? Если высота струн в начале грифа занижена, прижатые на середине струны вполне могут шлифовать первые лады - струна колеблется и ниже и выше лада, на котором прижата.
Полгода до появления рытвин, действительно, как-то маловато, разве что ты как Марти Фридман по 12 часов в день играешь. :)
kamikadze:
да очевидно, что от этого никуда не деться, но просто так быстро - это удивляет... причём на самых неюзаемых ладах) а струны вроде нормально стоят, где-то около вот этого над последним ладом: 1 ~1,5 мм 2 ~1,6 мм 3 ~1,7 мм 4 ~1,8 мм 5 ~1,9 мм 6 ~2,0 мм так что, конечно, всё это слегка огорчает)
да очевидно, что от этого никуда не деться, но просто так быстро - это удивляет... причём на самых неюзаемых ладах) а струны вроде нормально стоят, где-то около вот этого над последним ладом: 1 ~1,5 мм 2 ~1,6 мм 3 ~1,7 мм 4 ~1,8 мм 5 ~1,9 мм 6 ~2,0 мм так что, конечно, всё это слегка огорчает)
kamikadze, играть по всему грифу, чтобы ямки были на всех ладах, меньше играть или переладовать гитару на нержавейку. :)
Износ ладов сильно зависит от материала ладов, материала струн и высоты струн над грифом. Латунные лады стачиваются довольно быстро, стальные струны пилят быстрее никелевых, чем ниже стоят струны - тем сильнее пилятся лады (имеется в виду тот случай, когда струны опущены до того, что слегка подзванивают). Толстые струны пилят быстрее тонких.
В любом случае - лады это расходный материал и рано или поздно их придется перешлифовывать и в итоге - менять. Смирись.
Роман:
RAW, я вспоминаю как мы с другом на урале пытались анкер крутить, один налегал на гитару, другой с накидной трубкой на ключе пытался тянуть, сам понимаешь, результат нулевой. Немного позже, когда у меня появилась другая гитара я разбил урал в дребезги и увидел что над анкером нет вставки и он просто работать не мог. Таблицы можешь не читать, я сам в них сильно не всматривался, просто поверил автору на слово.
RAW, я вспоминаю как мы с другом на урале пытались анкер крутить, один налегал на гитару, другой с накидной трубкой на ключе пытался тянуть, сам понимаешь, результат нулевой. Немного позже, когда у меня появилась другая гитара я разбил урал в дребезги и увидел что над анкером нет вставки и он просто работать не мог. Таблицы можешь не читать, я сам в них сильно не всматривался, просто поверил автору на слово.
RAW:
Спасибо за совет) Я вот и хочу научиться сам это делать, но в первый раз лучше перестрахуюсь и сношу к мастеру, посмотрю как грамотный человек это делает. Ибо на моей первой китайской какашке я пытался крутить анкер, но результата никакого не наблюдал. То ли там тупо косослой, то ли я перестарался (нормально ли это - слышать, что дерево уже скрипит и анкер совсем "внатяг" крутится?)))). А насчет лязга - да, некоторые вещи просто требуют, чтобы их играли очень агрессивно и громко и лязг этот слушать неохота... но блин и темпингом мне нравится баловаться и нравится "низкая посадка" струн... вот фиг знает что делать...
Спасибо за совет) Я вот и хочу научиться сам это делать, но в первый раз лучше перестрахуюсь и сношу к мастеру, посмотрю как грамотный человек это делает. Ибо на моей первой китайской какашке я пытался крутить анкер, но результата никакого не наблюдал. То ли там тупо косослой, то ли я перестарался (нормально ли это - слышать, что дерево уже скрипит и анкер совсем "внатяг" крутится?)))). А насчет лязга - да, некоторые вещи просто требуют, чтобы их играли очень агрессивно и громко и лязг этот слушать неохота... но блин и темпингом мне нравится баловаться и нравится "низкая посадка" струн... вот фиг знает что делать...
Роман:
RAW, я думаю что требовать ты не можешь а попросить обязан. А вообще, прогиб грифа весьма индивидуальная вещь. Лично я люблю абсолютно ровные грифы и даже когда то читал статью одного умного человека с формулами, где он доказывает что прогиб вообще не нужен. Высота струн так же величина не занесенная в скрижали, я допускаю небольшое полязгивание струн, так как с перегрузом его не слышно, зато теппингом играть удобней. Для человека играющего агрессивно необходимо поднимать струны повыше. Так что учись регулировать гриф сам, ничего сложного в этом нет, зато настроишь гитару под себя. А вот и статейка нашлась про прогиб: http://www.novmuz.net/index.php?name=Pages&op=page&pid=49
RAW, я думаю что требовать ты не можешь а попросить обязан. А вообще, прогиб грифа весьма индивидуальная вещь. Лично я люблю абсолютно ровные грифы и даже когда то читал статью одного умного человека с формулами, где он доказывает что прогиб вообще не нужен. Высота струн так же величина не занесенная в скрижали, я допускаю небольшое полязгивание струн, так как с перегрузом его не слышно, зато теппингом играть удобней. Для человека играющего агрессивно необходимо поднимать струны повыше. Так что учись регулировать гриф сам, ничего сложного в этом нет, зато настроишь гитару под себя. А вот и статейка нашлась про прогиб: http://www.novmuz.net/index.php?name=Pages&op=page&pid=49
RAW:
А можно вопрос? Я как раз хочу сносить свою многострадальную палку к мастеру - отрегулировать прогиб грифа (тут долго отопление не давали, холодно было и на последних ладах сейчас лязг жуткий, ну и плюс "диагностика" как бы). И вот, собственно, вопрос - приемлемо ли требовать, чтобы все эти процедуры мастер выполнял при мне (чтобы научиться хотя бы мелочам и не бегать к мастеру по всякой ерудне - деньги, чай, не лишние) и объяснял что и зачем он делает?)
А можно вопрос? Я как раз хочу сносить свою многострадальную палку к мастеру - отрегулировать прогиб грифа (тут долго отопление не давали, холодно было и на последних ладах сейчас лязг жуткий, ну и плюс "диагностика" как бы). И вот, собственно, вопрос - приемлемо ли требовать, чтобы все эти процедуры мастер выполнял при мне (чтобы научиться хотя бы мелочам и не бегать к мастеру по всякой ерудне - деньги, чай, не лишние) и объяснял что и зачем он делает?)
Роман:
Большинство гитар в магазинах продаются уже с изрядно сточенными ладами (в деновом диапазоне до 30-35 тысяч). Это происходит из за того что к моменту закатки порожков гриф сделанный из сырого дерева уже уводит. Например сплавленный мне мусороторгом месиканский страт в районе 12 -го лада имел уже на половину сточенные порожки, причем они торчали по бокам в среднем на миллиметр (порожки по бокам я выровнял за 15 минут, а вот пропеллер это серьезно). В связи с этим у меня бзик по графитовым грифам, их не уводит и не усушивает. Жаль что гитары с такими грифами стоят очень дорого.
Большинство гитар в магазинах продаются уже с изрядно сточенными ладами (в деновом диапазоне до 30-35 тысяч). Это происходит из за того что к моменту закатки порожков гриф сделанный из сырого дерева уже уводит. Например сплавленный мне мусороторгом месиканский страт в районе 12 -го лада имел уже на половину сточенные порожки, причем они торчали по бокам в среднем на миллиметр (порожки по бокам я выровнял за 15 минут, а вот пропеллер это серьезно). В связи с этим у меня бзик по графитовым грифам, их не уводит и не усушивает. Жаль что гитары с такими грифами стоят очень дорого.
Комментарии (29)
RSS свернуть / развернуть