workshop /
Когда встречаются дека и гриф
В своей статье «Advantures in Tone Travel» в ноябрьском выпуске PG, я ходил вокруг да около того объяснения важности передачи вибраций для звука гитары. В какой-то момент, я упомянул точку соприкосновения грифа и деки гитары и назвал ее «звуковым перекрестком». Это жизненно важный участок передачи звука внутри инструмента, где высокие, средние, низкие частоты, основы звука, и различные гармоники решают пройти или спрыгнуть за борт. В зависимости от типа крепления грифа к деке гитары, конечный результат работы этого физического фильтра может многое сделать для звука гитары.
«Большая тройка» креплений грифа и деки – это гриф на ботах (bolt on) вклеенный гриф (set-neck) и гриф сквозь корпус (neck through body). Именно в таком порядке я их ранжирую по «дружелюбности» к передачи вибраций от меньшей к большей. Большинство гитар полностью вписываются в одну из этих категорий, но, вообще, существуют мириады вариаций ни их основе. Сравнивая эти варианты между собой, различные производители и мастера могут выбрать собственные методы производства, руководствуясь не только звуком.
Начнем с вклеенного грифа. Это типичное соединение «шипом в гнездо» или соединение «ласточкин хвост», когда язык грифа вклеивается в углубление на деке. До Лео Фендера (Leo Fender) по этой технологии производилось большинство гитар. Технология вклеивания грифа – это продолжение ремесла производства скрипок, поэтому она является наиболее традиционной и типична для таких инструментов, как Les Paul или акустических гитар Martin. Используя малые допуски и связующее вещество для склейки грифа и деки в одно целое, добиваются как можно более плотного соединения. Это облегчает проникновение колебаний из одной части склейки в другую. Некоторые мастера говорят, что большая площадь контакта позволяет лучше передавать колебания. Я могу понять эту теорию в определённой мере.
Конструкция «гриф сквозь корпус» — это когда гриф проходит через всю деку гитары от начала до конца. «Это посложнее в техническом исполнении», — говорит Гровер Джексон (Grover Jackson), кто, наверно, является самым известным апологетом такого дизайна. Прикрепляя систему бридж-струны-порожек-колки к одному массиву дерева, мы без сомнения можем ожидать более полной передачи вибраций из всех вариантов. Но, как обычно, и тут не обходится без своих минусов. Удлиняя гриф, мы, тем самым, уменьшаем возможности деки выполнять функции резонаторы практически вдвое. Плюсом такого варианта крепления можно считать прямое соединение грифа и бриджа. Также в этом случае гриф приводит в движение две небольшие раздельные части деки. Это похоже на приведение в движение двух 8” динамиков в сравнении с одним 12. Возможно, такая конструкция отлично подходит для прорезающего микс звука с мгновенной, агрессивной атакой. И ни для кого не секрет, что конструкция гриф сквозь корпус довольно часто используется в гитарах, разработанных для металла или для ситуаций, когда используется большое число эффектов обработки звука.
Третий, наиболее распространенный вариант крепления грифа – это крепление грифа на болтах. Такой вариант крепления стал известен благодаря работам Лео Фендера. Крепление грифа на болтах обладает достоинствами, которых нет у других способах. Самое очевидное из которых – это возможность замены грифа. Однако, это не основная причина, по которой такая конструкция был создана. Т.к. мы сфокусировались на передачи вибраций и самом звуке инструмента, то легко показать, что такой метод крепления грифа имеет свои козыри, с точки зрения производства гитар. Т.к. такая технология подразумевает механическое соединение с грифа и деки с помощью болтов, то тут не нужна особая точность, как в шиповом соединении или «ласточкином хвосте»
Можно сказать, что гриф на болтах отстает в передачи вибраций от своих вклеенных родственников, но в тоже время такое крепление имеет свой особенный звуковой почерк. Некоторая «утечка» в передаче определенных частот, присущая креплению грифа на болтах, на самом деле, помогает создать тот самый «хлопающий» тембр, который всегда ассоциировался с гитарами такого типа. Гитарный мастер Деннис Фано (Dennis Fano) признает, что гриф на болтах «имеет склонность к более «щелкающему» звуку и еще более быстрой атаке». Ион знает о чем говорит, т.к. в своих работах он использует, как крепление на болтах, так и вклеенные грифы. «Даже если приставить пушку к моей голове, я скажу, что вклеенный гриф звучит всегда немного теплее и круглее»,- отвечает Фано на вопрос о разнице в звучании между этими двумя способами крепления грифа. Он также отмечает, что выбор материала играет основную роль, именно поэтому большинство грифов на болтах изготовлены из клена. Клен – это твердое и яркое дерево, которое лучше подходит для того, чтобы держать болты, в отличии от более мягких пород деревьев, которые иногда ассоциируют с вклеенными грифами.
Джо Кнэггс (Joe Knaggs) из Knaggs Guitars признается, что иногда он выбирает способ крепления грифа исходя из стабильности и эргономики, а не только из-за звука. Для своей модели Severn он использовал вклеенный гриф, но более утопленный в деку гитары, что в свою очередь делает и деку гитары длиннее. Это дает эффект укорочения неподдерживаемой части грифа. «Чем короче гриф, тем он стабильней»,- говорит Кнэггс. И физика не его стороне – чем короче плечо, тем меньше сила, с которой давит на гриф гитарист левой рукой и меньшее усилие передается на деку. И мы снова видим, как иная интерпретация традиций может давать иной результат.
В сегодняшнем мире послепродажных модификаций и апгрейдов, мы подчас теряем из виду то, что физика, лежащая в основе, конструировании и производстве гитар, может стать, как почти непреодолимым барьером для простого улучшения фурнитуры или электроники, так и подспорьем. Взгляните на свою коллекцию инструментов с учетом сегодняшнего разговора. Возможно, что вы никогда и не думали об этом со звуковой точки зрения, по крайней мере до сегодняшнего дня.
Автор Jol Danrzing
Опубликовано на premierguitars.com
Перевод CraSS
Мне, если честно, не совсем понятно, как вклеивает гриф Джо Кнэггс. Может кто-нибудь пояснит?
«Большая тройка» креплений грифа и деки – это гриф на ботах (bolt on) вклеенный гриф (set-neck) и гриф сквозь корпус (neck through body). Именно в таком порядке я их ранжирую по «дружелюбности» к передачи вибраций от меньшей к большей. Большинство гитар полностью вписываются в одну из этих категорий, но, вообще, существуют мириады вариаций ни их основе. Сравнивая эти варианты между собой, различные производители и мастера могут выбрать собственные методы производства, руководствуясь не только звуком.
Начнем с вклеенного грифа. Это типичное соединение «шипом в гнездо» или соединение «ласточкин хвост», когда язык грифа вклеивается в углубление на деке. До Лео Фендера (Leo Fender) по этой технологии производилось большинство гитар. Технология вклеивания грифа – это продолжение ремесла производства скрипок, поэтому она является наиболее традиционной и типична для таких инструментов, как Les Paul или акустических гитар Martin. Используя малые допуски и связующее вещество для склейки грифа и деки в одно целое, добиваются как можно более плотного соединения. Это облегчает проникновение колебаний из одной части склейки в другую. Некоторые мастера говорят, что большая площадь контакта позволяет лучше передавать колебания. Я могу понять эту теорию в определённой мере.
Конструкция «гриф сквозь корпус» — это когда гриф проходит через всю деку гитары от начала до конца. «Это посложнее в техническом исполнении», — говорит Гровер Джексон (Grover Jackson), кто, наверно, является самым известным апологетом такого дизайна. Прикрепляя систему бридж-струны-порожек-колки к одному массиву дерева, мы без сомнения можем ожидать более полной передачи вибраций из всех вариантов. Но, как обычно, и тут не обходится без своих минусов. Удлиняя гриф, мы, тем самым, уменьшаем возможности деки выполнять функции резонаторы практически вдвое. Плюсом такого варианта крепления можно считать прямое соединение грифа и бриджа. Также в этом случае гриф приводит в движение две небольшие раздельные части деки. Это похоже на приведение в движение двух 8” динамиков в сравнении с одним 12. Возможно, такая конструкция отлично подходит для прорезающего микс звука с мгновенной, агрессивной атакой. И ни для кого не секрет, что конструкция гриф сквозь корпус довольно часто используется в гитарах, разработанных для металла или для ситуаций, когда используется большое число эффектов обработки звука.
Третий, наиболее распространенный вариант крепления грифа – это крепление грифа на болтах. Такой вариант крепления стал известен благодаря работам Лео Фендера. Крепление грифа на болтах обладает достоинствами, которых нет у других способах. Самое очевидное из которых – это возможность замены грифа. Однако, это не основная причина, по которой такая конструкция был создана. Т.к. мы сфокусировались на передачи вибраций и самом звуке инструмента, то легко показать, что такой метод крепления грифа имеет свои козыри, с точки зрения производства гитар. Т.к. такая технология подразумевает механическое соединение с грифа и деки с помощью болтов, то тут не нужна особая точность, как в шиповом соединении или «ласточкином хвосте»
Можно сказать, что гриф на болтах отстает в передачи вибраций от своих вклеенных родственников, но в тоже время такое крепление имеет свой особенный звуковой почерк. Некоторая «утечка» в передаче определенных частот, присущая креплению грифа на болтах, на самом деле, помогает создать тот самый «хлопающий» тембр, который всегда ассоциировался с гитарами такого типа. Гитарный мастер Деннис Фано (Dennis Fano) признает, что гриф на болтах «имеет склонность к более «щелкающему» звуку и еще более быстрой атаке». Ион знает о чем говорит, т.к. в своих работах он использует, как крепление на болтах, так и вклеенные грифы. «Даже если приставить пушку к моей голове, я скажу, что вклеенный гриф звучит всегда немного теплее и круглее»,- отвечает Фано на вопрос о разнице в звучании между этими двумя способами крепления грифа. Он также отмечает, что выбор материала играет основную роль, именно поэтому большинство грифов на болтах изготовлены из клена. Клен – это твердое и яркое дерево, которое лучше подходит для того, чтобы держать болты, в отличии от более мягких пород деревьев, которые иногда ассоциируют с вклеенными грифами.
Джо Кнэггс (Joe Knaggs) из Knaggs Guitars признается, что иногда он выбирает способ крепления грифа исходя из стабильности и эргономики, а не только из-за звука. Для своей модели Severn он использовал вклеенный гриф, но более утопленный в деку гитары, что в свою очередь делает и деку гитары длиннее. Это дает эффект укорочения неподдерживаемой части грифа. «Чем короче гриф, тем он стабильней»,- говорит Кнэггс. И физика не его стороне – чем короче плечо, тем меньше сила, с которой давит на гриф гитарист левой рукой и меньшее усилие передается на деку. И мы снова видим, как иная интерпретация традиций может давать иной результат.
В сегодняшнем мире послепродажных модификаций и апгрейдов, мы подчас теряем из виду то, что физика, лежащая в основе, конструировании и производстве гитар, может стать, как почти непреодолимым барьером для простого улучшения фурнитуры или электроники, так и подспорьем. Взгляните на свою коллекцию инструментов с учетом сегодняшнего разговора. Возможно, что вы никогда и не думали об этом со звуковой точки зрения, по крайней мере до сегодняшнего дня.
Автор Jol Danrzing
Опубликовано на premierguitars.com
Перевод CraSS
Мне, если честно, не совсем понятно, как вклеивает гриф Джо Кнэггс. Может кто-нибудь пояснит?
- CraSS,
- 10 декабря 2012, 19:35,
- +5
И я могу понять эту теория
Вот это как-то странно.Мне кажется какое-то неуместное предложение да еще и с ошибкой
- JimmiMontgomerry
- 10 декабря 2012, 20:19
- ↓
Преводы этих статей хорошая и нужная работа.
По пути хотел спросить. Вот эта дырка в некплете на фото, для микроподстройки. Туда вставляется ключ и надо крутить, чтобы приподнять или опустить гриф в точке крепления. Кто нибудь знает, нужно ли ослаблять основные болты при этом? Вобще, как эта микроподстройка правильно осуществляется?
По пути хотел спросить. Вот эта дырка в некплете на фото, для микроподстройки. Туда вставляется ключ и надо крутить, чтобы приподнять или опустить гриф в точке крепления. Кто нибудь знает, нужно ли ослаблять основные болты при этом? Вобще, как эта микроподстройка правильно осуществляется?
Нет. Никаких болтов откручивать не нужно.
Работает эта подстройка 2-мя способами.
Первый: убрать этот фиксирующий винт, максимально закрутить болты грифа — чтобы гриф был как можно плотнее к деке. Проверить угол. Если угол наклона грифа отсутствует, а на Фендерах он должен отсутствовать, значит — всё в порядке. Затягиваем винт подстройки — для дополнительной фиксации грифа и контакта.
Второй — если фрезеровка сделана не совсем точно и наклон у грифа есть. Тогда как раз это можно слегка исправить подстройкой.
Если вы разбирали подобные гитары, но без подстройки — наверняка замечали на многих бумажку или кусочек шпона, подклеенный на краешке деки, вконце пятки грифа. :)) Так сейчас многие производители решают вопрос микроподстройки.
Работает эта подстройка 2-мя способами.
Первый: убрать этот фиксирующий винт, максимально закрутить болты грифа — чтобы гриф был как можно плотнее к деке. Проверить угол. Если угол наклона грифа отсутствует, а на Фендерах он должен отсутствовать, значит — всё в порядке. Затягиваем винт подстройки — для дополнительной фиксации грифа и контакта.
Второй — если фрезеровка сделана не совсем точно и наклон у грифа есть. Тогда как раз это можно слегка исправить подстройкой.
Если вы разбирали подобные гитары, но без подстройки — наверняка замечали на многих бумажку или кусочек шпона, подклеенный на краешке деки, вконце пятки грифа. :)) Так сейчас многие производители решают вопрос микроподстройки.
Спасибо за ответ. Я тут всерьез озаботился этим вопросом и нашел вот такую информацию из первых рук. Инструкция по уходу за гитарами Стратокастер от Fender. (Перевод не мой. Утянуто с ГП.)
РЕГУЛИРОВКА С ПОМОЩЬЮ ПРОКЛАДКИ/МИКРО-ЛИФТА™
Регулировка с помощью прокладки – это процедура изменения угла грифа по отношению к корпусу. Прокладка помещается в «карман» грифа под нижнюю его часть. На многих гитарах American series используется т.н. микро-лифт (Micro-Tilt). Он снимает необходимость использования прокладки, используя вместо этого винт-шестигранник, упирающийся в металлическую пластину на пятке грифа. Потребность в изменении угла наклоны грифа (приподнимании пятки грифа и отклонении грифа назад) возникает тогда, когда струны стоят слишком высоко и произвести их регулировку бриджем уже не удается.
Для того, что установить прокладку гриф надо снять. Прокладка длиной примерно в 6,5 см шириной примерно в 44,5 мм и толщиной примерно в 0,25 мм даст вам возможность изменить высоту струн над грифом примерно на 0,8 мм. Для регулировки гитар с микро-лифтом нужно ослабить два винта по обе стороны регулировочного отверстия по крайней мере на 4 полных оборота. Затяжка регулировочного винта шестигранным ключом размером 1/8" примерно на ? оборота изменит высоту струн примерно на 0,8 мм. По окончании регулировки затяните винты крепления грифа. Угол наклона грифа устанавливается на фабрике и в большинстве случаев не нуждается в регулировке.
Примечание: Если вы чувствуете необходимость регулировки угла грифа, но самим вам это сделать сложно – отнесите инструмент ближайшему дилеру Fender.
РЕГУЛИРОВКА С ПОМОЩЬЮ ПРОКЛАДКИ/МИКРО-ЛИФТА™
Регулировка с помощью прокладки – это процедура изменения угла грифа по отношению к корпусу. Прокладка помещается в «карман» грифа под нижнюю его часть. На многих гитарах American series используется т.н. микро-лифт (Micro-Tilt). Он снимает необходимость использования прокладки, используя вместо этого винт-шестигранник, упирающийся в металлическую пластину на пятке грифа. Потребность в изменении угла наклоны грифа (приподнимании пятки грифа и отклонении грифа назад) возникает тогда, когда струны стоят слишком высоко и произвести их регулировку бриджем уже не удается.
Для того, что установить прокладку гриф надо снять. Прокладка длиной примерно в 6,5 см шириной примерно в 44,5 мм и толщиной примерно в 0,25 мм даст вам возможность изменить высоту струн над грифом примерно на 0,8 мм. Для регулировки гитар с микро-лифтом нужно ослабить два винта по обе стороны регулировочного отверстия по крайней мере на 4 полных оборота. Затяжка регулировочного винта шестигранным ключом размером 1/8" примерно на ? оборота изменит высоту струн примерно на 0,8 мм. По окончании регулировки затяните винты крепления грифа. Угол наклона грифа устанавливается на фабрике и в большинстве случаев не нуждается в регулировке.
Примечание: Если вы чувствуете необходимость регулировки угла грифа, но самим вам это сделать сложно – отнесите инструмент ближайшему дилеру Fender.
hotYozhik
Совсем не зря.
Во первых, жесткость конструкции повлияет, если гриф неплотно прикручен, что недопустимо.
Во вторых, наличие у гитары люфтов и зазоров говорит о плохом изделии. Такую гитару и в плохом сне не пожелаю увидеть. :)
Если дерево недостаточно высушено (в пределах допустимого), звук будет не яркий, тембр плотный, но сустейн ухудшится.
Сорт и сухость — 2 основополагающих фактора.
Остальное — еле заметные мелочи.
Совсем не зря.
Во первых, жесткость конструкции повлияет, если гриф неплотно прикручен, что недопустимо.
Во вторых, наличие у гитары люфтов и зазоров говорит о плохом изделии. Такую гитару и в плохом сне не пожелаю увидеть. :)
Если дерево недостаточно высушено (в пределах допустимого), звук будет не яркий, тембр плотный, но сустейн ухудшится.
Сорт и сухость — 2 основополагающих фактора.
Остальное — еле заметные мелочи.
Спорить не буду, но практика показывает, что гитары с болчеными грифами обладают гораздо меньшим сустейном (т.е. длительностью звучания), чем гитары со вклеенным грифом.
Также практика показывает, что чем больше масса дерева — тем больше сустейн.
Например — Gibson Les Paul обладает большим сустейном, чем SG. А Телекастер — большим сустейном, чем Страт.
Важно рассмотреть гитару, как колебательный контур: дерево-струна. И тут важны такие факторы, как крепление струн к корпусу. Если сравнивать Страт и Телекастер. То больший сустейн Телека объясняется как раз именно креплением струн сквозь корпус.
Чтоже касается такой части этого контура, как дерево. То если есть зазоры. А когда гриф болчёный — они есть, то колебания гасятся. :) Вот и всё.
Также практика показывает, что чем больше масса дерева — тем больше сустейн.
Например — Gibson Les Paul обладает большим сустейном, чем SG. А Телекастер — большим сустейном, чем Страт.
Важно рассмотреть гитару, как колебательный контур: дерево-струна. И тут важны такие факторы, как крепление струн к корпусу. Если сравнивать Страт и Телекастер. То больший сустейн Телека объясняется как раз именно креплением струн сквозь корпус.
Чтоже касается такой части этого контура, как дерево. То если есть зазоры. А когда гриф болчёный — они есть, то колебания гасятся. :) Вот и всё.
Однако кто сказал, что маленький сустейн — это плохо?
На гитарах с очень хорошим сустейном чисто играть быстрые партии гораздо сложнее. Нужно чётко контралировать звук и уметь глашить те ноты, которые не должны звучать.
Хороший сустейн, как компрессор. Гитары с хорошим сустейном незаменимы там, где крайне необходима длительность звучания ноты. Если важна читаемость на скорости, то вы должны быть очень большим специалистом по игре на гитаре, чтобы совладать с гитарой, которая обладает очень хорошим сустейном.
На гитарах с очень хорошим сустейном чисто играть быстрые партии гораздо сложнее. Нужно чётко контралировать звук и уметь глашить те ноты, которые не должны звучать.
Хороший сустейн, как компрессор. Гитары с хорошим сустейном незаменимы там, где крайне необходима длительность звучания ноты. Если важна читаемость на скорости, то вы должны быть очень большим специалистом по игре на гитаре, чтобы совладать с гитарой, которая обладает очень хорошим сустейном.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть