Реклама

Три гитарных мода, которые нужно обязательно попробовать: 1. PTB Mode

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Нет равнозначных модификаций гитарной распайки. Некоторые из них почти незаметны и не меняют звук кардинально, а добавляют лишь какие-то оттенки, тогда как другие радикально меняют звук, открывая для гитариста новые творческие направления.

Взять хотя бы так называемые «винтажный» мод или распайка «а-ля 50е». Это там, где конденсатор припаивается к потенциометру громкости на среднюю ножку, а не, как обычно, на третью. Если судить по постам и топикам, посвященным этому моду, можно подумать, что это просто киллер-фича. Ну да, я пробовал этот мод, он достаточно прикольный, но на звук он влияет не очень сильно – просто меньше теряется яркость звука, если прибирать громкости на гитаре.

Это статья не про такие моды. Каждая модификация, описанная в этой статье, кардинально меняет звуки, которые можно получить от гитары и то, как эти звуки получаются.

Также мы подразумевает, что мало-мальски паять вы умеете. Если нет, то посмотрите обучающие видео на Youtube. Ну и мне не нужно напоминать вам про технику безопасности, да? (Ок, вот я и напомнил).

MOD #1 PTB Tone Control
Что это? Это вариация на тему двух-полосного частотного фильтра, которые в конце своей карьеры сделал Лео Фендер для своих гитар G&L. Тут задействуются два потенциометра тона: один, как обычно, режет высокие частоты, тогда как второй режет низкие. «PTB» расшифровывается, как «passive treble/bass» (пассивный фильтр высоких и низких частот).

Преимущества. Этот мод просто божья благодать для тех, кто ищет большего контроля за перегруженным звуком своей гитары, особенно, если она с хамбакерами. При игре на чистом изменения в звуке относительно малы. Но если поддать жару, то даже небольшой поворот ручки тона, отвечающий за бас, может добавить чистоты и ударности звуку, а также добавить вариаций к вашим кранчевым звукам.

Любой дельный примочкостроитель или гитарист, играющий на 7ми струнке в низких строях, вам скажет, что иногда лучший способ добавить мощи вашим низким звукам – это немного прибрать бас. Почему? Да потому что, именно низкие частоты в вашем сигнале непропорционально сильно искажаются в усилителе или эффектах. И если немного прибрать бас, то можно получить более чистый и сфокусированный звук. При экстремальных значениях фильтра можно получить острый, пронзительный звук похожий на усилители высоких из 60 (требл бустеры), неплохая штука, кстати. Если вы когда-либо боролись с пердящим хай-гейном в ваших усилителях, то вот вам лекарство от метеоризма.

Цена вопроса. В оригинальной схеме G&L используются потенциометры с нестандартным номиналом, но в этом проекте мы берем стандартные потенциометры на 500К, которые вы можете встретить в любой гитаре с хамбакерами. Поэтому все, что вам нужно, это провода, припой и несколько конденсаторов. На гитаре с тремя крутилками мы получим одну мастер-громкость и два мастер-тона, но придется пожертвовать индивидуальными регулировками громкости каждого звукоснимателя. На гитаре с четырьмя крутилками у нас останутся индивидуальные регулировки громкости, но индивидуальных регулировок тона мы лишимся.



Как это звучит. В примере Ex. 1a демонстрируется ручка тона, отвечающая за высокие частоты – тут ничего удивительного. В примере Ex. 1b демонстрируется басовая ручка тона. На чистом звуке, как на примере, почти ничего не заметно, если не прислушиваться к низким нотам. На примере Ex. 1c добавим винтажный германиевый Fuzz Face с максимальным значением гейна и громкости. Если ручку тона не трогать, то сигнал легко перегружает мой винтажный Fender brownface – типичный пердящий звук Fuzz Face. Прибирая бас ручкой тона на гитаре мы получает больше прозрачности и удара в звуке. Я использую только нэковый звукосниматель, меняется только значение поворота басовой ручки тона. Если слишком сильны зарезать бас, то в конце клипа звук становится жестким, если без микса. Но в микс команды он может вписаться идеально. В самом конце клипа, я вернул ручку тона в первоначальное положение, что было понятно, как сильно изменился звук. И это не незаметно.

Как это работает. На диграме 1а приведена оригинальная разводка Лео.

PTB Tone Control


Сигнал со звукоснимателей или с переключателя звукоснимателей разведен на два потенциометра тона. Потенциометр на 500К и конденсатор на 0,022 мкФ дают обычный фильтр высоких частот. А вот потенциометр на 1М и конденсатор на 0,0022 мкФ дает нам фильтр низких частот. (Обратите внимание на числа после запятой в номиналах конденсаторов.) ФВЧ работает как обычно – отводит сигнал на землю. А вот ФНЧ не отводит сигнал на землю, конденсатор тут установлен на пути сигнала (параллельно потенциометру). И сигнал с выхода фильтра идет на потенциометр громкости (250К). Умно!

PTB Tone Control

На Diagram 1b показана моя адаптация схемы для гитар с хамбакерами и тремя крутилками 500 КОмными крутилками.

Для наглядности земляные соединения показаны перевернутым треугольником. Как вы, наверно, знаете, все земляные соединения должны быть соединены друг с другом. (Тут будет удобно припаять земли от звукоснимателей к земле выходного джека. Землю от переключателя звукоснимателей и бриджа посадить на обратную сторону потенциометра громкости, оттуда пустить провод на землю потенциометра высоких. В обычной распайке все потенциометры должны быть заземляны, но тут не обязательно землить басовый потенциометр.)

PTB Tone Control

На Diagram 1C показана адаптация этой схемы для гитар с четырьмя регулировочными потенциометрами, например, Les Paul. От предыдущей диаграммы различие только в том, что что тут потенциометры громкости стоят выше по течению сигнала перед трех-позиционными переключателем, чтобы обеспечить возможность раздельной регулировки громкости.

Делаем по шагам. Не обязательно делать все шаги именно в этом порядке – это просто один из примеров того, как можно.

Фото 1а

Т.к. я абсолютно не имею понятия о том, как разведена ваша гитара, то я начал со новенького набора потенциометров. Моя демо-гитара – это Hamer 20th Anniversary. Переключатель звукоснимателей тут расположен прямо рядом с потенциометрами. (Фото 1а)

Фото 1б


На фото 1б я развел землю, как описано выше, однако тут земля выходного джека соединена с обратной стороной потенциометра ВЧ. Белый провод с выхода переключателя звукоснимателей я подсоединил к 3ей ножек ВЧ потенциометра (Запомните: если смотреть на потенциометр снизу, и ножки при этом находятся тоже снизу, то 3-я ножка слева, 1-я – справа.) Обычно 3-ю ножку соединяют с потенциометром громкости, но тут сигнал сначала идет на басовый потенциометр.

Фото 1с

На Фото 1c я добавил конденсатор ФВЧ между второй ножкой и землей ВЧ потенциометра. Я использовал номинал в 0,022 мкФ. Для большего выреза ВЧ можно брать большие номиналы, например 0,033 мкФ или 0,047 мкФ. Чем больше номинал, тем больше вырез.

Фото 1d

На фото 1d я добавил нужные элементы для ФНЧ. Т.к. провода с выхода переключателя должны идти на оба потенциометра тона, то проложил провод от 3й ножки ВЧ потенциометра к 3й ноже басового. И добавил конденсатор номиналом 0,0015 мкФ между его 2й и 3й ножкой. Тут номинал конденсатора означает обратное: чем меньше номинал, тем больше вырез ВЧ. Если 0,0015 мкФ для вас слишком экстремально, то попробуйте взять 0,0022 мкФ. Я добавил провод от 2й ножки басового потенциометра к 3й ножке потенциометра громкости. Соединяем 2ю ножку потенциометра громкости с выходом джека, все.

Для гитар с четырьмя потенциометрами. Процедура аналогична. Отличие только одно. Т.к. потенциометры громкости стоят до переключателя, то ножку 2 басового потенциометра соединяем сразу с выходным джеком.

Потенциометры с перевернутой обратной логарифмической шкалой регулировки. Вся эта схема отлично работает и с обычными потенциометрами на 500К, но в оригинальной схеме G&L использовались потенциометры на 1М с перевернутой обратной логарифмической шкалой («C» в обозначении С1М обозначает перевернутую обратную логарифмическую шкалу). В стандартных потенциометрах с обратной логарифмической шкалой, эффект проявляется очень быстро в на краю диапазона потенциометра. А в потенциометре с перевернутой обратной логарифмической шкалой, кривая регулировки более пологая, что может дать более точную настройку. Тут проблема лишь в том, что практически невозможно найти C1M потенциометры в стандарте 24 мм. Можно взять найти версию в 16 мм, но она не подойдет для Лес Полов, т.к. штифт там должен быть длиннее. После различных экспериментов, я вернулся к стандартным потенциометрам на 500К,, т.к. если я пользуюсь этим модом, то мне нужно, чтобы низкие частоты уходили быстро.

Продолжение следует...

Автор: Joe Gore
[premierguitar.com]

Три гитарных мода, которые нужно обязательно попробовать: 1. PTB Mode
Три гитарных мода, которые нужно обязательно попробовать: 2. Nashville Strat

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 15 декабря 2014, 20:16,  
  • +2

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
Действительно интересные приколы. Надо будет как-нибудь попробовать.
0
Попробовал вариант с тремя потцами, так и оставил, супер! Спасибо за идею! Страт следующий.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.