studio /
Как снять звук с гитарного усилителя? Часть 1: Основы
Помнится, когда-то давно меня просили найти инфу по снятию звука с гитарного кабинета микрофоном. Т.к. я сам в этом деле далеко не спец, да и подходящей статьи нигде не было, то я по этому поводу ничего и не публиковал. Но вот, наконец, попалась, как мне кажется, неплохая статья на эту тему. Предлагаю ее вашему вниманию.
Звукозапись жестока. Запись вокала трудна. Снятия фортепиано или акустических гитар – это кропотливая работа. Но запись электрогитар проста, если выучить основные правила.
В этом посте мы рассмотрим на простейшем способе записи звука с гитарного усилителя – установки одного микрофона прямо перед гитарным динамиком кабинета. В следующих постах мы рассмотрим более хитры вещи: запись с нескольких микрофоноф, нестандартные позиции микрофона, усилители в душевых кабинах и алюминиевых баках для мусора. Все эти способы хорошо, но вам не нужны все эти тайные знания, чтобы записать отличный электрогитарный звук. Вам даже не нужен какой-то особенный микрофон, т.к. куча отличных треков было записано со скромным Shure SM57.
На самом деле, если гитара, усилитель и получившейся звук хороши, то его довольно сложно испортить. По существу, вам придется решить две вещи: какой микрофон использовать и куда его поставить. Мы рассмотрим эти вещи в обратном порядке.
Давайте поговорим о положении микрофона. Если вы направите микрофон прямо в цент громкоговорителя, то вы получите самый яркий и четкий звук. По мере того, как вы будете сдвигать микрофон к краю динамика, звук будет становиться более мягким и рассеянным. Расстояния до громкоговорителя тоже имеет значение. Если микрофон очень близко – вплотную к ткани или решетке на кабинете или в нескольких сантиметров от них, то вы получите дополнительный басовый удар, точно так же получается, когда вы слишком близко подносите к лицу вокальный микрофон. (Технический термин — «эффект приближения»). Вот основная идея в форме диаграммы.
На картинке показаны шесть положения микрофоноа перед комбо с динамикаом 1х12” (Микрофон AKG 413 – честный конденсаторный high-end).
А вот запись со всех 6-ти позиций.
Как вы можете заметить, сдвиг микрофона на несколько сантиметров может оказать значительное влияние на звук. Это такой вот естественный EQ. Нужен яркий звук? Придвиньте мик к центру динамика. Слишком много басов? Отодвиньте микрофон сантиметров на 10-15 от кабинета. Если вы будете корректировать звук, путем сдвига микрофона, то конечный результат почти всегда будет более музыкальным и натурально звучаещем, чем при использовании пост-обработки эквалайзером.
Выбор микрофона еще более важен. (Реальная история. Однажды я брал интервью у великого продюсера Даниэля Ланоса (Daniel Lanois) в его студии. Мы говорили на тему цифра vs аналог, и в одном месте он просто пожал плечами. «Знаешь что?», — сказал он и показал на два соседних микрофона. «Различие между этими двумя миками в 100 раз более значимое, между аналогом и цифрой».)
Когда придет время снимать звук с гитарных кабинетов, следует учесть, что конденсаторные микрофоны, как AKG-414, продемонстрированный выше, более сбалансированные, с ровным откликом, в то же время они иногда несколько теряют в передаче индивидуальности и четкости. Динамические микрофоны, такие как упоминавшийся выше Shure SM57, звучат ярко и четко, но иногда звук кажется тонким и ломким. Ленточный (электродинамические микрофоны ленточного типа), такие как популярный Royar R-121, звучат глубоко и тепло, но испытывают недостаток в плотности высоких частот.
Давайте послушаем недорогой Shure SM57 в тех же шести позициях. Мы столкнемся с теми же относительными различиями в звуке, которые были и у AKG-414, но все примеры с Shure SM57 будут звучать ярче и четче, из-за природы самого микрофона.
Наконец, давайте проверим Royer R-121, микрофон ленточного типа, который стал безумно популярным для записи электрогитар в последние десять лет или около того. Это самый теплый микрофон из всех трех, с большим количеством полных и жирных низов.
Несколько подсказок:
• Некоторые микрофоны, например AKG-314, которые мы уже слышали имеют переключаемые диаграммы направленности, в то время, как у остальных (Shure SM57 и Royer R-121) диаграмма направленности строго фиксирована. Если упростить, то диаграмма направленности показывает угол, в котором микрофон «слушает» только то, что перед ним и степень снятия звука с других направлений. Shure SM57 «слушает» только то, что находится строго перед ним, что обуславливает его острый и резкий звук. Royar R-121 «слушает» и спереди и сзади, поэтому он снимает и то, что отражется от пола и стен. Это смягчает звук и дает немного объема – вы слышите больше комнаты. На AKG-414 можно выбрать одну из 4-х диаграмм направленности. (Для демо я использовал «восьмерку», точно такую же диаграмму, как на Royer R-121).
• Если на в кабинете несколько динамиков, то один из них может звучать лучше остальных, поэтому запишите пример с каждого и сравните.
• Громкоговоритель может быть не точно там, где вы думаете. Если вы не можете разглядеть центр и края динамика через решетку и ткань, посветите фонариком через нее. Вы можете ответить размеры на кусочке малярного скотча.
• Иногда прикольно снимать звук с нескольких динамиков, но вам не нужно этого делать, чтобы снять окрас звука кабинета с несколькими динамиками. Один мик у одного громкоговорителя будет немного «слышать» и другие динамики, что подкрасит звук. Другими словами, даже при использовании одного микрофона кабинет 1x12” будет звучать не так, как 4x12”.
Запомните, что как микрофон, так и его положение можно менять. Для демо я использовал бриджевый звукосниматель на страте с хамбекером, о котором я писал тут. Его яркий чистый тон, как по мне, с Shure SM57 звучит слишком тонко и ярко. С другой стороны, если бы это был жирный, компрессированный, искаженный звук, яркость Shure SM57 могла бы быть в самый раз. Если есть сомнения, выбирайте мик и его позицию таким образом, чтобы сбалансировать звук гитары, которую вы записываете.
Может, есть еще эксперты по записи? Или кто-то знает интересные и полезные фишки? Пишем в камменты.
Автор: Joe Gore
Опубликовано на tonefiend.com
Перевод: CraSS
Как снять звук с гитарного усилителя? Часть 1: Основы
Звукозапись жестока. Запись вокала трудна. Снятия фортепиано или акустических гитар – это кропотливая работа. Но запись электрогитар проста, если выучить основные правила.
В этом посте мы рассмотрим на простейшем способе записи звука с гитарного усилителя – установки одного микрофона прямо перед гитарным динамиком кабинета. В следующих постах мы рассмотрим более хитры вещи: запись с нескольких микрофоноф, нестандартные позиции микрофона, усилители в душевых кабинах и алюминиевых баках для мусора. Все эти способы хорошо, но вам не нужны все эти тайные знания, чтобы записать отличный электрогитарный звук. Вам даже не нужен какой-то особенный микрофон, т.к. куча отличных треков было записано со скромным Shure SM57.
На самом деле, если гитара, усилитель и получившейся звук хороши, то его довольно сложно испортить. По существу, вам придется решить две вещи: какой микрофон использовать и куда его поставить. Мы рассмотрим эти вещи в обратном порядке.
Давайте поговорим о положении микрофона. Если вы направите микрофон прямо в цент громкоговорителя, то вы получите самый яркий и четкий звук. По мере того, как вы будете сдвигать микрофон к краю динамика, звук будет становиться более мягким и рассеянным. Расстояния до громкоговорителя тоже имеет значение. Если микрофон очень близко – вплотную к ткани или решетке на кабинете или в нескольких сантиметров от них, то вы получите дополнительный басовый удар, точно так же получается, когда вы слишком близко подносите к лицу вокальный микрофон. (Технический термин — «эффект приближения»). Вот основная идея в форме диаграммы.
На картинке показаны шесть положения микрофоноа перед комбо с динамикаом 1х12” (Микрофон AKG 413 – честный конденсаторный high-end).
А вот запись со всех 6-ти позиций.
Как вы можете заметить, сдвиг микрофона на несколько сантиметров может оказать значительное влияние на звук. Это такой вот естественный EQ. Нужен яркий звук? Придвиньте мик к центру динамика. Слишком много басов? Отодвиньте микрофон сантиметров на 10-15 от кабинета. Если вы будете корректировать звук, путем сдвига микрофона, то конечный результат почти всегда будет более музыкальным и натурально звучаещем, чем при использовании пост-обработки эквалайзером.
Выбор микрофона еще более важен. (Реальная история. Однажды я брал интервью у великого продюсера Даниэля Ланоса (Daniel Lanois) в его студии. Мы говорили на тему цифра vs аналог, и в одном месте он просто пожал плечами. «Знаешь что?», — сказал он и показал на два соседних микрофона. «Различие между этими двумя миками в 100 раз более значимое, между аналогом и цифрой».)
Когда придет время снимать звук с гитарных кабинетов, следует учесть, что конденсаторные микрофоны, как AKG-414, продемонстрированный выше, более сбалансированные, с ровным откликом, в то же время они иногда несколько теряют в передаче индивидуальности и четкости. Динамические микрофоны, такие как упоминавшийся выше Shure SM57, звучат ярко и четко, но иногда звук кажется тонким и ломким. Ленточный (электродинамические микрофоны ленточного типа), такие как популярный Royar R-121, звучат глубоко и тепло, но испытывают недостаток в плотности высоких частот.
Давайте послушаем недорогой Shure SM57 в тех же шести позициях. Мы столкнемся с теми же относительными различиями в звуке, которые были и у AKG-414, но все примеры с Shure SM57 будут звучать ярче и четче, из-за природы самого микрофона.
Наконец, давайте проверим Royer R-121, микрофон ленточного типа, который стал безумно популярным для записи электрогитар в последние десять лет или около того. Это самый теплый микрофон из всех трех, с большим количеством полных и жирных низов.
Несколько подсказок:
• Некоторые микрофоны, например AKG-314, которые мы уже слышали имеют переключаемые диаграммы направленности, в то время, как у остальных (Shure SM57 и Royer R-121) диаграмма направленности строго фиксирована. Если упростить, то диаграмма направленности показывает угол, в котором микрофон «слушает» только то, что перед ним и степень снятия звука с других направлений. Shure SM57 «слушает» только то, что находится строго перед ним, что обуславливает его острый и резкий звук. Royar R-121 «слушает» и спереди и сзади, поэтому он снимает и то, что отражется от пола и стен. Это смягчает звук и дает немного объема – вы слышите больше комнаты. На AKG-414 можно выбрать одну из 4-х диаграмм направленности. (Для демо я использовал «восьмерку», точно такую же диаграмму, как на Royer R-121).
• Если на в кабинете несколько динамиков, то один из них может звучать лучше остальных, поэтому запишите пример с каждого и сравните.
• Громкоговоритель может быть не точно там, где вы думаете. Если вы не можете разглядеть центр и края динамика через решетку и ткань, посветите фонариком через нее. Вы можете ответить размеры на кусочке малярного скотча.
• Иногда прикольно снимать звук с нескольких динамиков, но вам не нужно этого делать, чтобы снять окрас звука кабинета с несколькими динамиками. Один мик у одного громкоговорителя будет немного «слышать» и другие динамики, что подкрасит звук. Другими словами, даже при использовании одного микрофона кабинет 1x12” будет звучать не так, как 4x12”.
Запомните, что как микрофон, так и его положение можно менять. Для демо я использовал бриджевый звукосниматель на страте с хамбекером, о котором я писал тут. Его яркий чистый тон, как по мне, с Shure SM57 звучит слишком тонко и ярко. С другой стороны, если бы это был жирный, компрессированный, искаженный звук, яркость Shure SM57 могла бы быть в самый раз. Если есть сомнения, выбирайте мик и его позицию таким образом, чтобы сбалансировать звук гитары, которую вы записываете.
Может, есть еще эксперты по записи? Или кто-то знает интересные и полезные фишки? Пишем в камменты.
Автор: Joe Gore
Опубликовано на tonefiend.com
Перевод: CraSS
- CraSS,
- 13 апреля 2012, 13:51,
- +1
Полезная статья, но думаю не многие готовы разориться на микрофон только лишь для снятия звука)) Приверженцы аналогового звучания конечно же выберут данный метод, но это всегда более накладно по деньгам, в отличии от цифры. В любом случае дома при всём желании не добиться качества студии, посему лично я не вижу смысла в подобных заморочках. При желании можно из карточки за 3 тысячи добиться похожего звука, либо взять подержанный line6. Но статья безусловно полезная и интересная!)
P.S. Пытался по слуху определить модель гитары и решил, что это наверняка какой-нибудь супер-страт:) Почти угадал)
P.S. Пытался по слуху определить модель гитары и решил, что это наверняка какой-нибудь супер-страт:) Почти угадал)
Что-то подобное я писал в комментарии к какой-то из статей на этом сайте про запись гитары в домашних условиях;)
У очень многих людей дома есть хороший гир и покупка микрофона для них не разорение. Не все кто играет дома подростки, студенты или работают в макдоналдсе.
Да просто в кои веки вижу статью отлично переведенную, оформленную и по делу. В ответ — да нафига это надо… Если не надо, то можно ничего и не писать в комментах. Правда ведь? Запись с цифры никуда не годится кроме ютуба. Такое не понесешь показать, послушать. То, что дома нельзя получить хорошую запись — это миф. Дома может трудно ее свести. Но если у вас есть качественно снятый микрофоном трек, допилить его в студии вполне реально. А вот с шедевром записаным с пицотпя… Line… цифрового процессора, никто даже возиться не станет. Я раньше тоже думал, что дома мало кто пишется. Оказалось нет.
На самом деле миф — это то, что цифра никуда не годится. И слепые тесты, это, кстати, подтверждают.
jablog.ru/blog/soft-2/2425.html
Я не холивара для, а справедливости ради. И к тому, что не обязательно иметься дома много килобаксовый аппарат для записи гитары «демо» уровня.
С другой стороны, если-таки такой аппарат есть, то, в принципе, глупо не снимать звук с него, а использовать цифровую эмуляцию.
jablog.ru/blog/soft-2/2425.html
Я не холивара для, а справедливости ради. И к тому, что не обязательно иметься дома много килобаксовый аппарат для записи гитары «демо» уровня.
С другой стороны, если-таки такой аппарат есть, то, в принципе, глупо не снимать звук с него, а использовать цифровую эмуляцию.
…
С другой стороны, если-таки такой аппарат есть, то, в принципе, глупо не снимать звук с него, а использовать цифровую эмуляцию.
…
Согласен. Еще от характера и настроя зависит. Я например, пока не выжму максимум из имеющегося гира, не успокоюсь.
С другой стороны, если-таки такой аппарат есть, то, в принципе, глупо не снимать звук с него, а использовать цифровую эмуляцию.
…
Согласен. Еще от характера и настроя зависит. Я например, пока не выжму максимум из имеющегося гира, не успокоюсь.
Для меня было очень полезна в статье информация о положеии микрофона относительно динамика. Но вот что касается микрофонов, то это лишнее — у меня только shure за 7 000 руб, динамический. И ничего другого нет и не предвидется. Так что эта часть для меня не была полезна.
- Musicathome
- 26 июня 2012, 22:46
- ↓
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть