studio /
02 Азбука эквализации гитары. EQ на конкретнных примерах
В прошлом месяце мы рассмотрели базовые техники эквализации, а так же основные термины и определения. Давайте же теперь применим эти знания для эквализации электрогитары.
Я честно спер дорожку барабанов у Dawn Richardson (Clip 1), а затем прописал гитары. Тут я использовал Strat ‘60 и Les Paul ’80. Обе гитары были записаны через 18 ваттный Marshall, звук же был снят ленточным микрофоном Royer R-121 (Clip 2).
Для обеих гитары я прописал дабл-трек. Честно говоря, не знаю зачем, но мне нравится это небольшое биение, когда я сначала проигрываю часть у себя в голове, а потом ощущаю это пальцами.
Синдром студийной усталости. Если уши устают, то вы буквально перестаете адекватно слышать и воспринимать, особенно это касается высоких частот. Тут очень легко, либо слишком задрать высокие в поисках нужного звука, либо наоборот, слишком их завалить, т.к. они начинают слишком утомлять. Так что если у вас есть возможность разделить запись и сведение по разным сессиям, то лучше ей воспользоваться.
Прослушав трек на следующий день, я понял, что гитары звучат тускло и сипловато. Не удивительно, что добавление «ломтика» высоких, а также удаление/зачищение низких СЧ – это, пожалуй, две самые частые рутинные работы по эквализации гитары. Взяв трек Strat’а, я не скупясь добавил +6 Дб ВЧ, используя обрезной фильтр на 2,5 кГц (Фото 1). И выставил Q (полосу пропускания пошире, чтобы сделать трек ярче. (Clip 3).
НЧ теория. Я не был уверен, есть ли у нашего трека бас, поэтому я захотел усилить низкие частоты. Но если просто взять и усилить бас, так же, как я сделал с высокими частотами (Фото 2), то это ухудшит звучание низких-средних. В Clip 4 Стратокастер звучит довольно плотно, но не сфокусировано.
В общем, вместо обрезного фильтра, я взял фильтр низких частот и обрезал все, что ниже 75 Гц (Фото 3). Т.е., примерно, все, что ниже моей самой низкой ноты – 6 струна, настроенная в Dropped D. (Если хотите узнать, как ноты соотносятся с частотами, выраженными в Гц, просто спросите у Гугла «частота звучания нот». Или просто запомните простое правило «A = 440 Гц». Т.е. нота А на 5м ладу 1й струны – это 440 Гц. Ну и как мы знаем, октава вверх – частота удваивается, октава вниз – частота в 2 раза меньше. Таким образом получается, что A на втором ладу 3й струны – это 220 Гц, открытая 5я струна – это 110 Гц. А моя самая низкая нота – 6я струна в Dropped D – это примерно на пол октавы ниже — где-то между 110 и 55 Гц, то есть около 80 Гц.)
Настраивая полосу (Q) пропускания фильтра высоких и низких частоты, мы изменяем резонанс частоты среза. При больших значения Q мы подчеркиваем узкую полоску частот на срезе. На Фото 4 я увеличил Q, и мягкий срез баса с Фото 3 стал сфокусированным усилением НЧ с относительно небольшой надстройкой в низких-средних.
Стоит учесть, что самая сильная гармоника – это первая, то есть на октаву выше основной ноты. И вырез в этом месте может восстановить первоначальную четкость, которая была до усиление НЧ. Например, если вы усиливали где-то в районе 70-80 Гц, то можно прибрать в районе 140-160 Гц. Это может помочь. (Фото 5, Clip 5).
Примерно такие настройки EQ я сделал и для трека с Les Paul, лишь слегка расширив Q на ВЧ, а так же глубже вырезав низкие-средние (Фото 6, Clip 6).
Не нажимай эту кнопку! Учтите, что эти клипы сделаны не для одних лишь гитар. Да, изолированный трек – это всё, когда ты диагностируешь какую-то проблему, но при сведении это может лишь навредить, т.к. все дело в том, как дорожки звучат в контексте всей композиции. Возможно кнопка ”Solo” нам нужна гораздо реже, чем нам кажется.
Так же стоит опасаться настройки EQ меняя смещая частоту фильтров. Когда мы слышим изменение частоты после длительных сеансов прослушивания, наше ухо откликается на эти изменения, т.к. они звучат свежо. Очень легко закопаться в настройках, меняя их раз за разом. И в конце концов осознать, что ваш трек звучит лучше без какой-либо эквализации. Вместо этого постарайтесь представить тот звук, который вы хотите получить, и двигайтесь прямо к нужной частоте. Такое умение приходит с опытом.
Дабл-дабл. Далее я вернулся к дабл-трекам. Мне понравилось, как звучит Fender Bass VI, записанный дабл-треком ко второй части трека Страт, но на октаву ниже. Сам по себе, в изоляции (Clip 7), он звучит прикольно, но несколько грязновато в общем миксе, поэтому я применил экстремальные настройки эквалайзера (Фото 7), убирающие НЧ и, добавляющие, пик на средних частотах (Clip 8).
В результате звук получился довольно тонким и острым, но это-то мне и понравилось. Как-будто-то бы звучит какой-то странный заунывный народный струнный инструмент. Так же я немного поигрался с дабл-треком Les Paul, панорамировав его относительно оригинала – просто, чтобы добавить объема.
В Clip 9 я добавил компрессии, дилея и поиграл с панорамированием, при этом не забывая изменять настройки EQ, т.к. все эти вещи изменяют наше восприятия EQ. Мы рассмотрим все эти техники в будущих статьях, а сейчас просто дадим отдохнуть нашим ушам.
Автор: Joe Gore
Оригинал статьи на premierguitar.com
01 Азбука эквализации гитары
02 Азбука эквализации гитары. EQ на конкретнных примерах
Я честно спер дорожку барабанов у Dawn Richardson (Clip 1), а затем прописал гитары. Тут я использовал Strat ‘60 и Les Paul ’80. Обе гитары были записаны через 18 ваттный Marshall, звук же был снят ленточным микрофоном Royer R-121 (Clip 2).
Для обеих гитары я прописал дабл-трек. Честно говоря, не знаю зачем, но мне нравится это небольшое биение, когда я сначала проигрываю часть у себя в голове, а потом ощущаю это пальцами.
Синдром студийной усталости. Если уши устают, то вы буквально перестаете адекватно слышать и воспринимать, особенно это касается высоких частот. Тут очень легко, либо слишком задрать высокие в поисках нужного звука, либо наоборот, слишком их завалить, т.к. они начинают слишком утомлять. Так что если у вас есть возможность разделить запись и сведение по разным сессиям, то лучше ей воспользоваться.
Прослушав трек на следующий день, я понял, что гитары звучат тускло и сипловато. Не удивительно, что добавление «ломтика» высоких, а также удаление/зачищение низких СЧ – это, пожалуй, две самые частые рутинные работы по эквализации гитары. Взяв трек Strat’а, я не скупясь добавил +6 Дб ВЧ, используя обрезной фильтр на 2,5 кГц (Фото 1). И выставил Q (полосу пропускания пошире, чтобы сделать трек ярче. (Clip 3).
НЧ теория. Я не был уверен, есть ли у нашего трека бас, поэтому я захотел усилить низкие частоты. Но если просто взять и усилить бас, так же, как я сделал с высокими частотами (Фото 2), то это ухудшит звучание низких-средних. В Clip 4 Стратокастер звучит довольно плотно, но не сфокусировано.
В общем, вместо обрезного фильтра, я взял фильтр низких частот и обрезал все, что ниже 75 Гц (Фото 3). Т.е., примерно, все, что ниже моей самой низкой ноты – 6 струна, настроенная в Dropped D. (Если хотите узнать, как ноты соотносятся с частотами, выраженными в Гц, просто спросите у Гугла «частота звучания нот». Или просто запомните простое правило «A = 440 Гц». Т.е. нота А на 5м ладу 1й струны – это 440 Гц. Ну и как мы знаем, октава вверх – частота удваивается, октава вниз – частота в 2 раза меньше. Таким образом получается, что A на втором ладу 3й струны – это 220 Гц, открытая 5я струна – это 110 Гц. А моя самая низкая нота – 6я струна в Dropped D – это примерно на пол октавы ниже — где-то между 110 и 55 Гц, то есть около 80 Гц.)
Настраивая полосу (Q) пропускания фильтра высоких и низких частоты, мы изменяем резонанс частоты среза. При больших значения Q мы подчеркиваем узкую полоску частот на срезе. На Фото 4 я увеличил Q, и мягкий срез баса с Фото 3 стал сфокусированным усилением НЧ с относительно небольшой надстройкой в низких-средних.
Очень легко закопаться в настройках, меняя их раз за разом. И в конце концов осознать, что ваш трек звучит лучше без какой-либо эквализации.
Стоит учесть, что самая сильная гармоника – это первая, то есть на октаву выше основной ноты. И вырез в этом месте может восстановить первоначальную четкость, которая была до усиление НЧ. Например, если вы усиливали где-то в районе 70-80 Гц, то можно прибрать в районе 140-160 Гц. Это может помочь. (Фото 5, Clip 5).
Примерно такие настройки EQ я сделал и для трека с Les Paul, лишь слегка расширив Q на ВЧ, а так же глубже вырезав низкие-средние (Фото 6, Clip 6).
Не нажимай эту кнопку! Учтите, что эти клипы сделаны не для одних лишь гитар. Да, изолированный трек – это всё, когда ты диагностируешь какую-то проблему, но при сведении это может лишь навредить, т.к. все дело в том, как дорожки звучат в контексте всей композиции. Возможно кнопка ”Solo” нам нужна гораздо реже, чем нам кажется.
Так же стоит опасаться настройки EQ меняя смещая частоту фильтров. Когда мы слышим изменение частоты после длительных сеансов прослушивания, наше ухо откликается на эти изменения, т.к. они звучат свежо. Очень легко закопаться в настройках, меняя их раз за разом. И в конце концов осознать, что ваш трек звучит лучше без какой-либо эквализации. Вместо этого постарайтесь представить тот звук, который вы хотите получить, и двигайтесь прямо к нужной частоте. Такое умение приходит с опытом.
Дабл-дабл. Далее я вернулся к дабл-трекам. Мне понравилось, как звучит Fender Bass VI, записанный дабл-треком ко второй части трека Страт, но на октаву ниже. Сам по себе, в изоляции (Clip 7), он звучит прикольно, но несколько грязновато в общем миксе, поэтому я применил экстремальные настройки эквалайзера (Фото 7), убирающие НЧ и, добавляющие, пик на средних частотах (Clip 8).
В результате звук получился довольно тонким и острым, но это-то мне и понравилось. Как-будто-то бы звучит какой-то странный заунывный народный струнный инструмент. Так же я немного поигрался с дабл-треком Les Paul, панорамировав его относительно оригинала – просто, чтобы добавить объема.
В Clip 9 я добавил компрессии, дилея и поиграл с панорамированием, при этом не забывая изменять настройки EQ, т.к. все эти вещи изменяют наше восприятия EQ. Мы рассмотрим все эти техники в будущих статьях, а сейчас просто дадим отдохнуть нашим ушам.
Автор: Joe Gore
Оригинал статьи на premierguitar.com
01 Азбука эквализации гитары
02 Азбука эквализации гитары. EQ на конкретнных примерах
- CraSS,
- 03 сентября 2014, 15:45,
- +2
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернуть