Ритм - всему голова! Или как стать хорошим ритм-гитаристом
Вообще, в гитарной культуре как-то так сложилось, что соло игра, всегда привлекает больше внимания. Не будет преувеличением сказать, что многие просто взяли в руки гитару после того, как услышали пентатонические полёты по грифу Хендрикса, Ван Халена или Ангуса Янга. И для многих же солирование остается первоочередным интересом, и именно так эти люди стараются выразить себя.
Само собой, что в целом в этом нет ничего плохого. Плохо становится тогда, когда люди зацикливаются на пилеже соло при этом напрочь забывая о ритме. Даже говоря о «ритм секции» в группе эти люди себя из нее исключают, мол неблагодарное это занятие для «недалеких барабанщиков» и «придурковатых басистов» — героев многих музыкальных анекдотов. Ведь всем известно, что басист – это неудавшийся гитарист.
И это печально. Стоит заметить, что ритм – это, в первую очередь то, что делает музыку – музыкой. Это её дыхание, её локомотив, если хотите. Просто три ноты – это просто три ноты, но три ноты, сыгранные в ритме – это уже музыка. Именно ритм и грув являются сердцем рок-н-ролла.
Подвижка в сторону запильных скоростных соляков, произошла в теперь уже далёкие глэм-рокерские волосатые 80-е. Когда играть на гитаре значило пилить быстро, очень быстро. Зачастую это были просто соло ради соло. Пили быстро, болтай волосатой башкой и не важно, что ты не можешь сыграть простенький синкопированный фанковый рифф – это же хэви-метал, детка! Не в этом суть!
Конечно, сейчас ситуация в гитарной музыке немного другая, но тем не менее, апологетов быстрой игры и сейчас пруд-пруди. Повторюсь, в этом нет ничего плохого, если ты играешь быстро и ритмично как, например, Гатри Гован, если же ты пилишь мимо метра, то какой в этом толк? Всем известно, что боги рок-н-ролла очень расстраиваются, когда с ритмом беда. Так вот и реши для себя, хочешь ли ты быть после смерти в гитарном аду или раю?
Если же я тебя убедил, что ритм – всему голова, то вот несколько советов, как можно стать хорошим ритм-гитаристом.
1. Слушай Великих
Тех людей, которые на ритме собаку съели. И попытайся понять, что же именно сделало этих людей поистине великими, за что из так называют? Вообще, в любом жанре музыке есть легендарные ритм гитаристы, если же говорить про рок-н-ролл, очевидно, что это Чак Берри, Бо Дидли, Кейт Ричардс, Пит Тауншенд и Малькольм Янг. Список можно продолжить, само собой.
Большинство из этих парней – это мастера синкоп, которые вытворяют с ритмом, что им заблагорассудится. Они могут играть чётко в метр, оттягивать немного назад или наоборот – вперед. В общем, танцевать вокруг клика, как им хочется, удобно и как нужно для той или иной композиции.
Зачастую очень сложно понять, как они это делают, зачем и почему. Все настолько тонко… Совет тут, как обычно, один – снимай их записи, играй вместе с ними. И тогда станет ясно, если не все, то очень многое. Кстати, бывший чилийский перец, Джон Фрушанте, сам собаку съевший на ритме, не стесняется делать этого до сих пор.
Если начать разбираться в ритм-гитаре, то можно заметить, что и те люди, которых обычно ассоциируют с соло игрой, тоже с ритом более чем в дружеских отношениях. Я говорю о Хендриксе, Пейдже, Ван Халене и Даймебеге Даррелле, например.
Ван Хален, к слову, начинал с ударных и это многое объясняет, а его брат Алекс – с гитары. Позже они поменялись инструментами и мы все знаем Эдди, как выдающегося гитариста, а Алекса, как отличного и фактурного рок-барабанщика.
Все это подводит нас к следующему совету…
2. Играй с действительно хорошими барабанщиками!
Я понимаю, что с барабанщиками в наших пенатах напряженка, а хороших — днём с огнём не сыщешь. Эти парни зачастую играют в нескольких командах и заманить их в свою банду довольно непросто.
Но я тебе скажу, что играя с плохим драммером ты и сам будешь деградировать в плане ритма. Ну и еще один момент: нет ни одной хорошей команды, где бы был плохой драммер. И опять же, как можно стать хорошим ритм-гитаристом без хорошего барабанщика?
В общем, играя с добротным барабанщиком, ты и сам не заметишь, как твоё чувство ритма и грува значительно улучшится. Самое хорошее в этом то, что это может произойти практически без усилий с твоей стороны, просто иногда что-то щёлкает и ты понимаешь, что вот оно – КАЧАЕТ!
Чтобы этого кача достичь побыстрее, иногда полезно думать о гитаре, как об ударной установке. Ну в том плане, что каким-то чёсом можно имитировать паттерн хай-хэта, рабочего. Или какими-то перкуссионными звуками играть вместе с томами или бас-бочкой, как басиситы, например. Тут простор для творчества огромный.
Кстати о басистах. Если ты никогда не обращал внимание на басовую линию в своих любимых композициях, то самое время это сделать. Скажу по секрету, там есть чему поучиться. Нужно сделить за тем, как бас играет с барабанами, где он бьет в долю, где в синкопу, когда и как играет с бас-бочкой, как он заполняет простарнство, или же наоборот, оставляет его свободным, создавая грув. В общем, это очень интересно.
3. Метроном
Пожалуй, этот пункт стоило бы поставить первым, но теперь-то уж чего?
Т.к. у большинства из нас нет своего карманного барабанщика, то при отработке упражнений и даже при написании композиций нужно использовать метроном. Работа под клик поможет тебе понять темп и ритм. Это, определенно, поможет тебе играть лучше. Ну и бонусом ты всегда сможешь понять, если кто-то не держит ритм.
Когда начинаешь играть с метроном, он поначалу может довольно сильно давить на мозги. Тут совет простой, нужно играть не В метроном, а С метрономом. Он не должен сковывать твои движения, не должен ограничивать. Он должен помогать. Это как прерывистая разметка на трассе -, в целом, не обязательно, но потоки разделяет.
Позже, когда придет понимание, что метроном – это не надсмотрщик, которые в случае лажи бьёт тебе кликом в голову, а друг, который дает опору, постепенно начнем вырабатываться чувство грува и ритма. Можно будет отклоняться от этой опоры: играть немного вперед или назад, делая нужные акценты и синокопы. Но самое приятное в этом то, что ты всегда находишься в ритме и всегда можешь вернуться в свою полосу.
Просто послушайте, как с этим прекрасно справляется Бадэн Пауэлл в композиции “Choro Para Metronome”.
В общем, если решите, что метроном вам больше ничего дать не может – просто переслушайте эту запись.
4. Выучите больше аккордов.
Само собой, что ритм – он на первом месте, чувство ритма и грува – это именно то, что делает ритм-гитарист – ритм-гитаристом. Но не стоит забывать и о гармонической составляющей музыки. Если дальше рока в своей музыкальной жизни никогда не заглядывали, что зуб даю, что ваш аккордовый словарь не так богат. Поэтому расширение этого словарика всегда даст вам возможность добавить красок, драмы и напряжения в свою игру.
Отличным способом пополнить свой аккордовый словарь — это джазовые аккордовые прогрессии, на которых, собственно, и строятся джазовые стандарты. Поэтому не мешает из разучить.
Если с открытыми аккордами и барэ ты уже знаком, то неплохо бы выучить и понять, что такое 7-ки, 9-ки, а также расширенные, уменьшенные аккорды и sus аккорды.
Повторюсь, все это позволит значительно расширить аккордовый словарь, а значит и твои возможности.
5. Экспериментируйте с нестандартными строями
Это еще один отличный вариант расширить свою звуковую палетту. Кстати, некоторые из тех Монстров Ритма, о которых я упоминал в первом пункте, довольно часто этим пользуются. Например, Кит Ричардс. Всем известен его пятиструнный Телекастер и любовь к открытым строям, которые позволяют извлекать из своей гитары такие интересные ритмовые текстуры.
Можно начать с простого: попробовать дроп-D, или просто настроить гитару на пол-тона ниже. И возможно, твоя старая гитара зазвучит совсем по-другому.
Играя ритм в команде ты не так бросаешься в глаза, как тот, кто пилит зубодробительные соло, но, как как по мне, качать риффы – это еще та темная магия. Тем более, что в современной музыке именно риффы и ритм стоят на первом месте. А уж, когда начинает КАЧАТЬ… В общем, это чувство ни с чем не спутаешь.
По теме:
Про драйв, ритм, кач и некривых гитаристов…
Само собой, что в целом в этом нет ничего плохого. Плохо становится тогда, когда люди зацикливаются на пилеже соло при этом напрочь забывая о ритме. Даже говоря о «ритм секции» в группе эти люди себя из нее исключают, мол неблагодарное это занятие для «недалеких барабанщиков» и «придурковатых басистов» — героев многих музыкальных анекдотов. Ведь всем известно, что басист – это неудавшийся гитарист.
И это печально. Стоит заметить, что ритм – это, в первую очередь то, что делает музыку – музыкой. Это её дыхание, её локомотив, если хотите. Просто три ноты – это просто три ноты, но три ноты, сыгранные в ритме – это уже музыка. Именно ритм и грув являются сердцем рок-н-ролла.
Подвижка в сторону запильных скоростных соляков, произошла в теперь уже далёкие глэм-рокерские волосатые 80-е. Когда играть на гитаре значило пилить быстро, очень быстро. Зачастую это были просто соло ради соло. Пили быстро, болтай волосатой башкой и не важно, что ты не можешь сыграть простенький синкопированный фанковый рифф – это же хэви-метал, детка! Не в этом суть!
Конечно, сейчас ситуация в гитарной музыке немного другая, но тем не менее, апологетов быстрой игры и сейчас пруд-пруди. Повторюсь, в этом нет ничего плохого, если ты играешь быстро и ритмично как, например, Гатри Гован, если же ты пилишь мимо метра, то какой в этом толк? Всем известно, что боги рок-н-ролла очень расстраиваются, когда с ритмом беда. Так вот и реши для себя, хочешь ли ты быть после смерти в гитарном аду или раю?
Если же я тебя убедил, что ритм – всему голова, то вот несколько советов, как можно стать хорошим ритм-гитаристом.
1. Слушай Великих
Тех людей, которые на ритме собаку съели. И попытайся понять, что же именно сделало этих людей поистине великими, за что из так называют? Вообще, в любом жанре музыке есть легендарные ритм гитаристы, если же говорить про рок-н-ролл, очевидно, что это Чак Берри, Бо Дидли, Кейт Ричардс, Пит Тауншенд и Малькольм Янг. Список можно продолжить, само собой.
Большинство из этих парней – это мастера синкоп, которые вытворяют с ритмом, что им заблагорассудится. Они могут играть чётко в метр, оттягивать немного назад или наоборот – вперед. В общем, танцевать вокруг клика, как им хочется, удобно и как нужно для той или иной композиции.
Зачастую очень сложно понять, как они это делают, зачем и почему. Все настолько тонко… Совет тут, как обычно, один – снимай их записи, играй вместе с ними. И тогда станет ясно, если не все, то очень многое. Кстати, бывший чилийский перец, Джон Фрушанте, сам собаку съевший на ритме, не стесняется делать этого до сих пор.
Если начать разбираться в ритм-гитаре, то можно заметить, что и те люди, которых обычно ассоциируют с соло игрой, тоже с ритом более чем в дружеских отношениях. Я говорю о Хендриксе, Пейдже, Ван Халене и Даймебеге Даррелле, например.
Ван Хален, к слову, начинал с ударных и это многое объясняет, а его брат Алекс – с гитары. Позже они поменялись инструментами и мы все знаем Эдди, как выдающегося гитариста, а Алекса, как отличного и фактурного рок-барабанщика.
Все это подводит нас к следующему совету…
2. Играй с действительно хорошими барабанщиками!
Я понимаю, что с барабанщиками в наших пенатах напряженка, а хороших — днём с огнём не сыщешь. Эти парни зачастую играют в нескольких командах и заманить их в свою банду довольно непросто.
Но я тебе скажу, что играя с плохим драммером ты и сам будешь деградировать в плане ритма. Ну и еще один момент: нет ни одной хорошей команды, где бы был плохой драммер. И опять же, как можно стать хорошим ритм-гитаристом без хорошего барабанщика?
В общем, играя с добротным барабанщиком, ты и сам не заметишь, как твоё чувство ритма и грува значительно улучшится. Самое хорошее в этом то, что это может произойти практически без усилий с твоей стороны, просто иногда что-то щёлкает и ты понимаешь, что вот оно – КАЧАЕТ!
Чтобы этого кача достичь побыстрее, иногда полезно думать о гитаре, как об ударной установке. Ну в том плане, что каким-то чёсом можно имитировать паттерн хай-хэта, рабочего. Или какими-то перкуссионными звуками играть вместе с томами или бас-бочкой, как басиситы, например. Тут простор для творчества огромный.
Кстати о басистах. Если ты никогда не обращал внимание на басовую линию в своих любимых композициях, то самое время это сделать. Скажу по секрету, там есть чему поучиться. Нужно сделить за тем, как бас играет с барабанами, где он бьет в долю, где в синкопу, когда и как играет с бас-бочкой, как он заполняет простарнство, или же наоборот, оставляет его свободным, создавая грув. В общем, это очень интересно.
3. Метроном
Пожалуй, этот пункт стоило бы поставить первым, но теперь-то уж чего?
Т.к. у большинства из нас нет своего карманного барабанщика, то при отработке упражнений и даже при написании композиций нужно использовать метроном. Работа под клик поможет тебе понять темп и ритм. Это, определенно, поможет тебе играть лучше. Ну и бонусом ты всегда сможешь понять, если кто-то не держит ритм.
Когда начинаешь играть с метроном, он поначалу может довольно сильно давить на мозги. Тут совет простой, нужно играть не В метроном, а С метрономом. Он не должен сковывать твои движения, не должен ограничивать. Он должен помогать. Это как прерывистая разметка на трассе -, в целом, не обязательно, но потоки разделяет.
Позже, когда придет понимание, что метроном – это не надсмотрщик, которые в случае лажи бьёт тебе кликом в голову, а друг, который дает опору, постепенно начнем вырабатываться чувство грува и ритма. Можно будет отклоняться от этой опоры: играть немного вперед или назад, делая нужные акценты и синокопы. Но самое приятное в этом то, что ты всегда находишься в ритме и всегда можешь вернуться в свою полосу.
Просто послушайте, как с этим прекрасно справляется Бадэн Пауэлл в композиции “Choro Para Metronome”.
В общем, если решите, что метроном вам больше ничего дать не может – просто переслушайте эту запись.
4. Выучите больше аккордов.
Само собой, что ритм – он на первом месте, чувство ритма и грува – это именно то, что делает ритм-гитарист – ритм-гитаристом. Но не стоит забывать и о гармонической составляющей музыки. Если дальше рока в своей музыкальной жизни никогда не заглядывали, что зуб даю, что ваш аккордовый словарь не так богат. Поэтому расширение этого словарика всегда даст вам возможность добавить красок, драмы и напряжения в свою игру.
Отличным способом пополнить свой аккордовый словарь — это джазовые аккордовые прогрессии, на которых, собственно, и строятся джазовые стандарты. Поэтому не мешает из разучить.
Если с открытыми аккордами и барэ ты уже знаком, то неплохо бы выучить и понять, что такое 7-ки, 9-ки, а также расширенные, уменьшенные аккорды и sus аккорды.
Повторюсь, все это позволит значительно расширить аккордовый словарь, а значит и твои возможности.
5. Экспериментируйте с нестандартными строями
Это еще один отличный вариант расширить свою звуковую палетту. Кстати, некоторые из тех Монстров Ритма, о которых я упоминал в первом пункте, довольно часто этим пользуются. Например, Кит Ричардс. Всем известен его пятиструнный Телекастер и любовь к открытым строям, которые позволяют извлекать из своей гитары такие интересные ритмовые текстуры.
Можно начать с простого: попробовать дроп-D, или просто настроить гитару на пол-тона ниже. И возможно, твоя старая гитара зазвучит совсем по-другому.
Играя ритм в команде ты не так бросаешься в глаза, как тот, кто пилит зубодробительные соло, но, как как по мне, качать риффы – это еще та темная магия. Тем более, что в современной музыке именно риффы и ритм стоят на первом месте. А уж, когда начинает КАЧАТЬ… В общем, это чувство ни с чем не спутаешь.
По теме:
Про драйв, ритм, кач и некривых гитаристов…
- CraSS,
- 07 мая 2014, 15:17,
- +2
«Чтобы этого кача достичь побыстрее, иногда полезно думать, о гитара, как о гитарной установки».
Имелось видимо в виду, что нужно представлять гитару как барабанную установку.
Имелось видимо в виду, что нужно представлять гитару как барабанную установку.
А так по содержанию согласен со всем. С ритма начинается музыка. Это правда. И когда ощущаешь кач, то это незабываемое ощущение полета и радости.
Вставлю свои пять копеек, может меня здесь заклюют, но по собственному опыту — что бы получался жырный кач полезно слушать хип-хоп. Афроамериканцы корнями уходят в племенную перкуссию и в ту эпоху, когда в музыке еще не знали про ноты. Вся их музыка построена на каче, так что не стесняйтесь расширять музыкальный кругозор)
- DZElectron
- 07 мая 2014, 16:22
- ↓
Абсолютно согласен с тобой) Только хип хоп старый, типа Run DMC, House of Pain, Delinquent Habits, Redman. Минуса у таких ребят есть очень крутые. Вот неплохой трек — смесь хип-хопа с фанком.
www.youtube.com/watch?v=bjb9i5r9inc
www.youtube.com/watch?v=bjb9i5r9inc
Тема важная и нужная, раскрыта кашевидо.
Об чем статья? О ритме как об аккомпанименте? Или о ритмичности, каче и груве? Или о том, что надо развиваться, слушать разную музыку и учить новые аккорды? Каша получилась, а лучше бы о каждой из этих тем отдельно и подробно.
Думаю, речь все же больше о ритмичности, потому внесу лепту.
Меня, тогда еще басиста (как я думал — хорошего))) лет семь назад учили так. Мысли и считай мелкими нотами, говорили старшие товарищи. Опущу мои муки в попытке понять эту умную мысль, сухой остато таков: если играешь в темпе 60 ударов, выставь на метрономе 120. Реально, гораздо четче слышно, где на долю секунды мажешь. Очень рекомендую всем.
Пункт второй — обязательно записываться. В одиночку. На компутер. Ты удивишься, как ты криво НА САМОМ ДЕЛЕ играешь! Ну и плюс визуализация — в секвенсоре четко видно, когда не совпадаешь с долями и тактами.
А кач и грув появятся только после того, как научишься играть ровно)))
Об чем статья? О ритме как об аккомпанименте? Или о ритмичности, каче и груве? Или о том, что надо развиваться, слушать разную музыку и учить новые аккорды? Каша получилась, а лучше бы о каждой из этих тем отдельно и подробно.
Думаю, речь все же больше о ритмичности, потому внесу лепту.
Меня, тогда еще басиста (как я думал — хорошего))) лет семь назад учили так. Мысли и считай мелкими нотами, говорили старшие товарищи. Опущу мои муки в попытке понять эту умную мысль, сухой остато таков: если играешь в темпе 60 ударов, выставь на метрономе 120. Реально, гораздо четче слышно, где на долю секунды мажешь. Очень рекомендую всем.
Пункт второй — обязательно записываться. В одиночку. На компутер. Ты удивишься, как ты криво НА САМОМ ДЕЛЕ играешь! Ну и плюс визуализация — в секвенсоре четко видно, когда не совпадаешь с долями и тактами.
А кач и грув появятся только после того, как научишься играть ровно)))
- Petrovich-111
- 07 мая 2014, 19:26
- ↓
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть