Реклама

Работаем с лупером вживую. Часть 3: Цифровые возможности

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Что вы говорите? Все игры с зацикливанием в цифре? Сегодня практически так есть, однако сама техника лупинга возникла еще в 1950е, когда музыканты экспериментировали с зацикливанием партий на пленке. Таких музыкантов называли композиторы musique concrète. Эту технику позднее адоптировали под свою нужды рока-авангардисты тех лет: Beatles, Zappa и Brian Eno.

Но тут я буду говорить про лупинг с цифровыми гитарным оборудованием, будь то что-то на основе ноутбука или цифровых усилителей/эффектов. Работа с таким оборудованием даёт еще больше возможностей, включая возможность замены «железного» лупера на цифровой плагин, например, Expert Sleepers Augustus Loop, бесплатный SooperLooper или Loopback, который включен в Apple MainStage.

SooperLooper
Есть много крутых программ зацикливания, но у SooperLooper есть одно важное примущество — он бесплатный.

Но тут я буду говорить про лупинг с цифровыми гитарным оборудованием, будь то что-то на основе ноутбука или цифровых усилителей/эффектов. Работа с таким оборудованием даёт еще больше возможностей, включая возможность замены «железного» лупера на цифровой плагин, например, Expert Sleepers Augustus Loop, бесплатный SooperLooper или Loopback, который включен в Apple MainStage.

Быстрое изменение звука. При создании звуков в софте, обычно можно легко переключаться между пресетами, что дает возможность быстро генерировать высококонтрастные, быстроменяющиеся звуки. Можно создавать виртуальные усилители и эффекты и переключать их в один клик, вместо того, чтобы выделывать балетные па на педалборде. В MainStage (это мой выбор софта для выступлений, несмотря на то, что я больше полагаюсь на «железные» луперы), например, можно создать бесконечное количество звуковых моментальных снимков звука и переключаться между ними, используя midi-контроллер.

Это чувство синхронизации. В цифре очень легко задать общий темпа для всех дилеев и прочих эффектов модуляции, вместо настройки множества примочек в каждой песне заново. Также можно подвесить тап-контрол на миди-футсвитч (например, Lodigy UMI3). В таком случае, все эффекты модуляции будут звучать в одном темпе, даже когда вы переключаете пресеты.

Панорама-О-Рама. Если вы записываетесь или выступаете, используя стерео оборудовани или у вас есть стерео-сэмплер, то панорамирование может дать вам дополнительное пространство для звуковых текстур. Я частенько подвешиваю педаль миди-контроллера на панорамирование, таким образом я могу позиционировать партии внутри микса.

Эксклюзивные цифровые программные эффекты. Не так давно, многие крутые эффекты были реализованы только программно. Это, например, импульсные ревербераторы, зернистые дилеи (granular delay), бит-крашеры и бит-слайсеры. Сегодня многие эти эффекты можно найти и в формате педалей, но до сих пор, использование софта дает возможность использование просто крышесносных эффектов. В Ex.16 как раз звучат эффекты, которые, насколько мне известно, можно сделать только с помощью софта.



Сэмплы под ногами. Ох, блин, а сколько всего можно натворить, если использовать на гитаре midi-звукосниматель, например, Fishman TriplePlay. Это дает доступ к сотням, если не тысячам виртуальных инструментов и библиотек сэмплов, включая барабанные.

О барабанах. Игра на барабанах используя миди-гитару, может быть довольно нетривиальна. Ритмическая неаккуратность, которую вы бы никогда не заметили просто играя на гитаре, может очень сильно бросаться в глаза. Используя такую технику мы можете начать волноваться за свое чувство ритма. И после нескольких километров прогулки в этих больших клоунских башмаках, вам уже не захочется опускать все эти шуточки про барабанщиков.

Некоторые советы:

  • Установите минимально возможную задержку (latency) в вашем софте (меньшее значение, прежде чем в звуке будут слышны артефакты). Точное значение зависит от мощности процессора (а так же от драйвером и звуковой карты прим. CraSS). На последних моделях Mac Pro, например, задержку можно выставить в 64 сэмпла. При таком значении вы не сможете услышать задержку между ударом по струне и звуком, но тем не менее, возможно, она будет ощущаться, особенно при быстром темпе. Если захотите делать хороший барабанный грув, то придется попрактиковаться.
  • В большинстве барабанных наборов в MIDI стандартно прописаны определенные ноты для каждого барабана. Например, бас-бочка – это нота C1, рабочий – C3, хэт – F#1/A#1 и так далее. Однако, в стандартно настроенной гитаре самая низкая нота – это E1, поэтому придется транспонировать. В большинстве сэмплеров и виртуальных барабанных установок можно переназначать ноты, но вместо того, что переназначать каждый барабан на другую ноты отдельно, я советую сразу все транспонировать на две октавы вверх. То есть получится, что бас-бочка станет – C3 (вторая струна, первый лад), рабочий – D3 и так далее. В разных DAW это можно сделать по-разному. В Logic и Main Stage, например, просто меняете на входном канале MIDI параметр transpose с 0 на -24, т.е. на две октавы. Таким образом получится, что когда вы играете C3, сэмплер сыграет бас-бочку, которая у него подвешена на С1. Если делать так, то можно играть в почти во всех софтовых барабанных установках используя на грифе одни и те же позиции. Дополнительный бонус: MIDI-звукосниматели быстрее снимают тонкие струны, т.к. в них основной тон более различим, нежели на толстых струнах.
  • На Youtube можно посмотреть на клавишников и гитаристов, которые показывают просто удивительное умение играть на «фальшивых барабанах». Но опасайтесь «зловещей долины» — это гипотеза, по которой робот или ругой объект, выглядящий или действующий примерно, как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Большинство из нас лучше будут иметь дело с роботом с присущими ему чертами, нежели, с очень реалистичным чем-то, но которое точно робот. В общем, если подражаете барабанной установке, то зачастую лучше упростить партию, либо даже просто намекнуть на барабанную партию, чем пытаться повторить каждый нюанс игры живого барабанщика. Не то, чтобы люди были отвратительно, нет отвратительны не совсем человеческие MIDI-выступления.

В примерах Ex. 17 и Ex. 18 псевдо-барабанные партии не были записаны заранее. Они сыграны вживую, а затем зациклены. Использовался тот самый трюк с транспонированием на две октавы.




Разверни её. Некоторые луперы позволяют создавать обратные петли, прямой/обратный статус обычно задается для всех дорожек. Например, чтобы добавить перевернутое соло в идущую петлю, нужно развернуть все петли, сыграть соло в нормальном направлении, а затем снова развернуть все партии. Возможно, более эффективным будет использования плагина реверс-дилея, например, Tru-Tape Delay в Apple Logic и MainStage или Plsychodelay в Native Instruments Guitar Rig. В примере Ex. 19 обратное соло с использованием Tru-Tape Delay появляется на 45 секунде.



Воруйте у электронной танцевальной музыки. Попробуйте в своих петлях использовать технику, присущую танцевальной музыке, чтобы придать движения в статичность петель. Например, если вставить синтетическое крещендо на такт или два, перед переходом на другую дорожку, то это сделает переход более интересным. Смотри примерEx. 20 на отметке 1.20.



Лупоголики, объединяйтесь! Я надеюсь, что некоторые из этих идей окажутся для вас полезными. Если у вас есть какие-то интересные техники и приемы лупенга, то не стесняйтесь делиться ими в камментах. Happy looping … looping … looping …

Автор: Joe Gore
[premierguitar.com]



Читаем по теме:
Зачем нужен лупер (looper) и как им пользоваться?
Дилей (Delay). Что это и как его использовать?
Midi-звукосниматель для гитары. Получаем Midi-гитару
Уменьшаем задержку звука – latency

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 10 декабря 2014, 17:10,  
  • 0

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.