Реклама

Как дерево гитары влияет на звук?

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В принципе, все мы знаем или догадываемся, что дерево из которого сделана гитара так и или иначе влияет на конечное звучание инструмента. Но вот как влияет?

Наткнулся, на как мне показалось, простое объяснение «на пальцах» этого факта от гитарного мастера Перри Ормсби (Perry Ormsby). Вот что он говорит.

Что такого в махогани, что заставляет его звучать так узнаваемо? А ясень? Ольха? Липа? Все эти (и не только эти) породы дерева имеют свои определенные тональные характеристики, но не все знают почему. Многие спрашивают, почему цельнокорпусная гитара должна реагировать на акустические свойства материала из которого она сделана?

«Вообще, различная древесина НЕ добавляет различия в звук», объясняет Перри. «Она просто поглощает определенные частоты, что в свою очередь немного влияет на вибрацию струн. Например, если бы вы смогли с начала колебания струны в течении 0,1 с слушать ее колебания, то смею сказать, что вы бы не услышали разницу между двумя разными деревянными заготовками. Но, дерево, реагируя на вибрацию струн, начинает вибрировать само, давая «обратную связь» струнам. Эта «обратная связь» от дерева мгновенна, но чтобы на это воздействие отреагировали струны нужно некоторое время. Плюс ко всему, воздействие от дерева борется с начальным воздействия от удара медиатором по струне. (Кстати, именно поэтому сразу после удара по струне, нота звучит остро и чисто)»

Гитарное производство


Ормбси продолжает: «Вот, допустим, у вас есть махогани, считающееся «теплым» деревом. Оно будет поглощать «яркие» частоты. Клен будет звучать ярко, поглощая «теплый» спектр».

А что можно сказать про дерево гитарного грифа и его конструкцию? Ормсби говорит, что грифы из нескольких кусков оказывают меньшее влияние на колебания струн, т.к. различные части грифа имеют свою собственную (резонансную?) частоту, даже если они из одной породы дерева, или даже из одного куска. «Каждая из этих частей что-то берет от колебания струн, плюс к этому вибрации от этих частей борются друг с другом, сводя весь эффект «обратной связи» к струнам на нет. Хорошо ли это? Хм, ну тут каждый решает на свой слух».


Автор: Perry Ormsby
Опубликовано на seymourduncan.com
Перевод CraSS



Это вот было объяснение на пальцах. Теперь все же поговорим про физику процесса. Т.е. все тоже самое, но другими словами, может кому-нибудь будет понятней.

Как некоторые помнят из курса школьной физики, любая колебательная система (а каждую часть гитары, как и все гитару в целом, мы может так и рассматривать) имеет собственную частоту колебаний.

Например, если мы возьмем рынду или колокол и ударим по ним, то звук, который при этом появится и будет собственной частотой колебаний.

Так вот, при ударе по струнам мы заставляем их колебаться на своей собственной частоте. Плюс к этому, некоторая часть энергии передается дереву, которое тоже колеблется на своей частоте и так же передает энергию колебаний назад струнам.

Надо понимать, что собственная частота будет зависеть от: породы дерева, формы корпуса, его веса и еще от многих других параметров.

Есть еще такой параметр, как коэффициент затухания – это то, как сильно затухает колебательный процесс или как быстро рассеивается энергия вибрации, если хотите. Само собой, этот параметр тоже влияет на конечный звук и, естественно, что этот коэффициент тоже зависит от самого дерева и его формы.

Также можно вспомнить про такое явление, как резонанс. Напомню, что резонанс – это явление резкого увеличения амплитуды вынужденных колебаний системы при совпадении частоты внешнего воздействия с собственной частотой системы. Если честно, не знаю, наблюдается ли такое явление в гитарах, но смею предположить, что это возможно, по крайней мере, в некоторых локальных областях. Т.е. может получиться так, что при игре некоторых нот «отдача» от дерева может быть больше, чем от других.

Не стоит забывать о том, как же энергия от струн передается на корпус и гриф гитары. Тут влияет все, тип бриджа, порожек, его материал, качество крепления, топ-лок, ритейнеры, колки, наконец.

Никто же не будет спорить с тем, что, например, бридж «струны сквозь корпус» будет передавать энергию колебаний струн дереву лучше, чем, например, китайская поделка а-ля Floyd Rose?

Так что вот, примерно так все это и работает. Если я что-то забыл, или написал не правильно, то знающие камрады меня обязательно поправят.

Кстати, забавно то, что вряд ли возможно просчитать влияние всех этих параметров друг на друга, и, в конце концов, «высчитать» звучание инструмента. С другой стороны, опытный мастер перед производством инструмента уже примерно знает или предполагает, как все это будет звучать. Собственно, за это они и ценятся – опытные мастера.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 16 июля 2012, 14:32,  
  • +5

Комментарии (24)

RSS свернуть / развернуть
а как всё-таки правильно — махОгани, махогОни или как?
+1
Думаю, махогАни, т.к. mahogany.
Поправил, thx.
0
на вики, к примеру, дан вариант махагОни
0
ru.forvo.com/word/mahogany/

Ну, можно, вообще, три раза А писать.
0
транслитерация это плохо)
0
в английской транскрипци махОгани
-1
thx, кэп! Но как произносят это слово носители языка, можно посмотреть по ссылке выше. ;)
0
Пиши по-русски «красное дерево», не ошибёшся)))
0
Интересный момент о том, что дерево поглощает частоты, я то думал иначе, я как раз предполагал, что оно усиливает какую-то часть звучания, ан нет!))Не люблю середину, мой ясеневый schecter тоже не любит и жестоко с ней расправляется)
И ещё получается, что всё же звучит струна, но под действием дерева. Т.е. одна и та же струна на разных гитарах всегда будет звучать по-разному, круто!)
0
Спасибо) В копилочку знаний)
0
Огонь. Статью — в F.A.Q.
0
Еще влияет на звук форма и материал медиатора. Это тоже нужно учитывать))) Объедините эти статьи. Или эту дополните. Ух, столько всего влияет на звук. Особенно руки)
0
в первую очередь «руки», а остальное вспомогательное ;)
0
Да уйма же статей уже есть на эту тему. Более развернутых, подробных.
Хочется еще дополнить, что большую роль в формировании звука играет еще и покрытие гитары (тип, толщина) и количество швов склейки (черти-сколько китайцев с декой из 5-и кусков), и качество древесины (влажность, распил).
0
Я рад, что есть уйма статей. Теперь уйма +1 статья.
Целью статьи было не подробно описать суть явления, а объяснить, что называется, «на пальцах».
0
Больше всего на звук влияет не дерево, а гитарист. Если гитарист — дерево (дубина), то именно он будет съедать весь звук. Независимо от того, на чем играет. :)
0
Спасибо, Кэп!
0
Очнись! Статья называется «Как дерево гитары влияет на звук», про гитаристов тут речь не идёт
0
А если гитарист — дубина? :)))))))

Дерево? Дерево!
Влияет? Влияет!
:))))))

Ладно, видимо, сарказм тут не в почете. :)))

Я к тому, что дерево, конечно, влияет. Но не стоит придавать этому слишком много значения. Гитарный звук формируется в комплексе. И найдя «то самое дерево» не заиграешь лучше. Но мои некоторые знакомые всерьез думают, что если накупят примочек и гитар как у Вая, то зазвучат как Вай. Коммент именно к таким. :)

А статья крутая. По делу, с обоснованием, с физикой процесса.
+1
Просто подобные высказывания уже с такой седой бородой, вот народ и реагирует, когда не по теме коммент.
Кстати, готовлю статью, где косвенно, будет затронута тема — бюджетной гитары и гитариста с руками из правильного места;)
0
О, это круто, респект вам и почет! Успехов вам! Будем ждать статьи! :)
0
спасибо за статью) подтвердил свои мысли наглядно)
0
  • avatar
  • GL
  • 23 июля 2012, 17:48
Например, если мы возьмем рынду или колокол и ударим по ним, то звук, который при этом появится и будет собственной частотой колебаний.

Плюс ко всему, воздействие от дерева борется с начальным воздействия от удара медиатором по струне.

грифы из нескольких кусков оказывают меньшее влияние на колебания струн, т.к. различные части грифа имеют свою собственную (резонансную?) частоту, даже если они из одной породы дерева, или даже из одного куска.

А статья крутая. По делу, с обоснованием, с физикой процесса.

Почитайте лучше brand-v.ucoz.ru/publ/1-1-0-13

0
Какая ахинея! Физику надо учить, акустические свойства материалов, сущность резонансов, их взаимодействие в системе, основы психоакустики, как факторы восприятия тех или иных акустических процессов. А на пальцах околесица получается.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.