Реклама

Гастроли. Часть 3. Финансовая часть составляющая гастрольной деятельности

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Частенько, когда речь заходит о деньгах, музыканты не знают от чего плясать в своих запросах. В этой статье вы вряд ли найдёте пособие по выбиванию гонораров, но как сформировать свои потребности применительно к обязательным расходам бытового и дорожного плана вам будет вполне понятно.

Под катом очень «много букаф». Посильным — вэлкам в текст.

Прежде всего, давайте разберёмся с основными затратами, которые несёт организатор и музыкант во время проведения концерта.

Музыкант:
1. Проезд к месту проведения концерта из родного города/из неродного города (если тур охватывает несколько населённых пунктов).
2. Питание участников коллектива.
3. Ночлег (если требует график перемещения).
4. Проезд из текущей точки концертного тура в родной город/в следующий город концертного тура.

Организатор:
1. Аренда зала (если зал не в собственности).
2. Аренда аппаратуры(если не входит в аренду зала).
3. Реклама предстоящего концерта.
4. Гонорар музыкантам (если предусмотрено).

Иногда, организаторы, чаще всего по доброй воле, забирают часть пунктов у музыкантов и успешно с ними справляется…
Надо признаться, что это не самый частый расклад. Почему так происходит?

Давайте мыслить экономически. Часто, если не всегда, музыканты считают, что им должны платить много денег только потому, что они такие единственные и неповторимые. А на деле получается, что на концерт криво сыгранного хардкора, где в тексте из нормальных слов только «в» и «на», а по краям сцены, по концептуальной задумке музыкантов, пляшут две голые страшные бабы с размазанной помадой ниже пояса, стыдно пригласить не то что маму или бабушку, а даже девушку свою. НО!

Но, всё же, никто не покушается на вашу уникальность, глубину вашего музыкального материала и высочайший профессиональный уровень, как инструменталистов/вокалистов. Однако, в большинстве случаев, доходной частью всех звеньев цепи под названием «концерт» являются денежные средства отданные пришедшими культурно отдохнуть зрителями (варианты пивных спонсоров и бандитов отмывающих деньги не рассматриваем). И если эти самые зрители не знают о предстоящем событии или им слишком неинтересно то, что может произойти на сцене, то проект, вероятнее всего будет убыточен. Так что при условии, что музыканты и организаторы — честные люди, риск влететь на деньги и размер этих самых денег примерно одинаков (конечно же всё зависит от дальности расстояний, стоимости рекламы и количества участников в музыкальном коллективе), поскольку организатор может остаться должен арендные\рекламные деньги, а музыканты — без средств для дальнейших передвижений. Это я к тому, что концерт — это настоящий симбиоз, от крепости которого и начинает выплясываться реальный результат финансовой составляющей концерта. Поэтому компромиссы просто необходимы для победного завершения дела.

Планирование прибыли, конечно, похожа на делёжку шкуры не убитого медведя, но надо помнить, что до того, как обе стороны ударят по рукам — всё обсуждаемо, но после финальных переговоров — изменений быть просто не может.

Концертная жизнь городов побольше и постоличней складывается примерно так:
Музыкант\директор группы связывается с организатором мероприятия\арт-директором клуба и заявляет желание совместно поработать. На что, в дальнейшем, получает ответ вопрос на вопрос: а сколько вы народу с собой приведёте? Музыкант, обычно, малость оторопевает от такого поворота дела, поскольку ждёт, хотя бы вопрос в духе «ачтовызакгруппаикакназываетесь?», абсолютно не понимая как он может что-либо предугадать, находясь в другом городе. Так же на поверку организаторы чаще всего ограничиваются вялой спам-атакой, впаривая музыкантам «выкуп билетов», мотивируя это тем, что, мол, тут у нас очень большая конкуренция, а музыкант должен сам рекламировать своё выступление среди своих же поклонников и сам продавать им билеты. Вопрос музыканта «А в чём, собсвенно, тогда Ваша функция, как организатора?» обычно заставляет организатора нервничать или в дальнейшем игнорировать вообще именно этого музыканта, выискивая более неосведомлённых представителей этой профессии. Как ни трудно догадаться — с такими людьми лучше не работать вместе. Что делать? Искать соорганизаторов опросив всех знакомых музыкантов из того города или тех, кто там бывал с гастролями. Возможно, первый раз придётся съездить на «разведку боем» в какую-нибудь сборную солянку бесплатно. Но необходимо помнить, что оганизатор обязан вам, в таком случае, сделать хоть какой-нибудь бонус, как иногороднему (накормить, угостить пивом, дать лучшее время и место в концерте, обязательно пригласить ещё раз и т. д.). В случае отказа — с этим организатором не стоит работать. Совсем бесплатно ехать и играть стоит только в двух случаях: а) благотворительный концерт с прозрачным отслеживаением собранных средств. б) разогрев другого коллектива околопервого эшелона, где зрителей будет много (но лучше в связке именно с таким концертом через некоторое время сделать свой собственный, чтобы потенциально наработанная публика при разогреве «звезды» не успела вас забыть и почтила вас своим присутствием).

В провинциях всё немного по другому. Чаще всего проходят всё те же сборные солянки (иногда местные же музыкальные динозавры всё-таки играют сольные концерты перед годами скопленной вполне больших размеров публикой) по типу «все наши\почти все наши + один\два\несколько приезжих». В вопросах оплаты организаторы более сговорчивы, поскольку вкусы и карман публики они из-за незначительности электората могут изучить почти досконально, а следовательно, доходы от концертов тоже.

Суровые реалии нашей повседневной жизни никак не способствуют планированию и производству сколь-нибудь длительных гастрольных туров, но с точки зрения банальной экономики и экономии — ездить с серией концертов гораздо более выгодно, чем кататься в одиночные выходы на сцену. Поэтому, как вы будете решать вопрос с изысканием длительного отрезка времени, который вы без ущерба для себя можете потратить на обойму заряженных выступлений — это ваш личный крест. Но возвращаясь к выгодности туров, скажу сразу, что это достаточно затратное, как это ни противоречиво звучит с предыдущими наставлениями, дело.
Давно и не мною подмечено, что в плане экономии на транспортных услугах лучше всего подходит автомобиль/бус. Поэтому настоятельно рекомендую найти друга/фаната вашего коллектива у которого есть сей чудный «пипилац», и который сможет без проблем исполнять роль вашего шофёра. Поскольку эта самая экономия работает только если вам нужно платить исключительно за бензин, а не нанимать коммерческого перевозчика.

Исходя из собственного опыта, а я не ездил в тур более 3-х дней подряд (Пятница-суббота-воскресенье. Так по работе проще. Отпрашиваешься с работы всего на один рабочий день\вторую половину рабочего дня — пятницу, а в понедельник — на работу), поэтому распишу детально именно эту ситуацию. С бОльшим количеством концертов — всё похоже, минус понедельник, ибо в понедельник на концерты почти не ходят.

Математически это выглядит так (без учёта гонорара, если он есть):
1. Для начала и сильно заранее договариваетесь о концертах в 3 городах.
2. Первым в обойме ставите город находящийся дальше всех. (Если расстояние больше 300-400 км., то ставите тот, что ближе к дальнему, а дальний ставите вторым). Это обусловлено тем, что отыграв в дальней точке вы как бы начинаете «возвращаться домой», а чем ближе к дому, тем проще, если что-то пойдёт не так и, не дай Высший Разум, слетит часть концертов/все концерты, то до дома будет быстрее и легче добраться. Также переезд в 300-400 км оптимален по время-затратам и физическим нагрузкам как для водителя, так и для пассажиров-музыкантов. Такое расстояние позволяет выезжать из предыдущего населённого пункта не с первыми петухами и вполне уложиться с приездом вовремя (при всех благоприятностях можно даже достопримечательности успеть осмотреть, при их наличии =)
3. После концерта обязательная ночёвка именно в этом городе, если до следующего не более 100 км, тогда, может быть, лучше поехать далее и ночевать там, чтобы с утра спокойно отдохнуть, а не ехать. Ну, и после второго концерта можно остаться ночевать там же, что тоже удобно.
4. При правильном расчёте самый близкий к дому город должен выпасть третьим в очереди и прийтись на воскресенье, после которого все прыгают в транспорт и мчат домой в ночь, чтобы успеть в понедельник на работу/учёбу.
5. Итак, города определены, ночёвки найдены, транспорт на ходу, водитель трезв, изучил карту и выспался. Совместно с этим самым водителем при помощи, например, интернета или навигатора вычисляете общее расстояние в километрах (т. е. Дорогу туда-обратно). Автомобилисты привычно считают расход топлива в литрах на 100 км пробега. Следовательно, общий рассчитанный путь вы делите на 100 и умножаете на количество литров, которое тратит ваш транспорт на эту самую сотню пробега. Вы получите общее количество литров топлива, которые вы потратите на всю поездку. Эту цифирь умножаете на среднюю стоимость литра топлива вашего\вашего и соседнего регионов и получаете рублёвый эквивалент транспортных затрат. Рекомендую смело приплюсовать к финальной цифре 10-15% на всякие неожиданности. Если неожиданностей не случится — оставьте деньги в благодарность водителю.
6. Затраты на ночлег прогнозировать сложно, ибо в одном городе организатор подсуетится и выхлопочет вам квартиру, в другом у вас могут быть гостеприимные друзья, а в третьем придётся раскошелиться на хостел/мотель.
7. Затраты на питание тоже строго индивидуальны у каждого коллектива. Мы, банально, возим с собой запас гречки, тушонки и прочих сопутсвующих нескоропортящихся продуктов, поскольку хотя бы ужин должен быть нормальным, а завтрак и обед в лёгком виде можно три дня и потерпеть. В конце концов, вдруг организатор тоже сообразит музыкантов покормить хотя бы разок (встречал подобное нечасто, но и нередко).
8. Как видно — в каждой точке маршрута затраты выходят разной величины, но если вдуматься, то организаторы не виноваты, что они находятся на разном расстоянии от вашего города. Поэтому берёте транспортные расходы, расходы на еду и расходы на ночёвку, складываете и делите на количество концертных точек. В наем случае — на три. Получается среднеарифметическая сумма затрат, которую вы и выставляете организатору.
9. У вас должна быть страховая сумма с собой, которая позволит перестраховаться. В идеале эта сумма должна равняться совокупности всех ваших затрат, поскольку моё глубокое убеждение — нельзя отменять ранее запланированные концерты даже из-за нерадивых организаторов. Публика не виновата.

В зависимости от размера вашего средства передвижения багаж, который предстоит взять в поездку будет также разнится — от «толькоинструментовипакетасожратвой» до «полныйбэклайнсфанатамиидевчонками», но никогда не стоит забывать, что помимо некой романтики и удовольствия от процесса музицирования на сцене любое излишество в багажнике может только помешать реализовать свои цели.
Василий Виноградов для Jablog.ru

ПыСы. Я не знаю, раскрыл ли я хоть что-то своими статьями, но если будут вопросы — всегда готов ответить или запилить посильно ещё статей.

Гастроли. Часть1. Зачем нужно ездить на гастроли
Гастроли. Часть 2. Как комплексно подходить к организации тура
Гастроли. Часть 3. Финансовая часть составляющая гастрольной деятельности

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • vasyaga,  
  • 13 января 2013, 14:05,  
  • +11

Комментарии (33)

RSS свернуть / развернуть
Напиши о своем опыте с аппаратурой в клубах, и отношинии организаторов к саунд чекам.

Мне кажется сейчас, когда товаров на рынке масса, не такая уж проблема гитаристу привезти с собой и усилок или процессор, чем пытаться подогнать под себя то что будет на месте. При том что можно найти в терпимом для перевозки формате и усилок и комбоэмулятор какой-нибудь, а на месте требовать только розетки питания и входы на микшере. Уже не говоря, что если все нарулить на компе, то все может выйти даже компактно. Настораживает то что ноуты с усб звуковухами какие-то не стейдж реди, если дома мелкие глюки простить легко, то на концерте это может быть проблемой. Хотя может потому что у меня один ноут на котором куча софта и внешней периферии, а на чистой винде, все работает глаже.
0
Ок. Напишу.

Про звуковухи напишу мало, поскольку сам перфекционист-минималист, а рассуждать могу только о тех ситуёвинах, с которыми сталкивался будучи звукарём)
0
Материал по качеству уже на книгу тянет.
0
  • avatar
  • Roo
  • 14 января 2013, 09:04
Ну, не умею я коротко)
О чём ещё написать?
0
Может правда книжку в стиле «для чайников» или «непутёвые заметки». Хорошо получается у тебя.
0
Ну, я ещё не собираю стадионы, чтобы книжки по делёжке опытом писать)
0
Жюль Верн вообще из кабинета не выходил. И ничего. Книги о путешествиях одни из лучших. Пишешь хорошо, тему знаешь. Чего талант в землю зарывать? ;)
0
Интересное замечание… но до книжек я пока не дорос.
0
Напиши о продюсерах.
0
не сталкивался… вернее сталкивался, но это были недопродюссеры.
0
Понравилась фраза))))...«встречал подобное нечасто, но и нередко»… есть в ней что то скептическое и не отождествленное)))хд
0
Да. просто всё зависит от времени, места и одухотворённости орга)
0
Бооольше постоовв!!! БББООООЛЬЬШЕЕЕ ППОСССТОООВВВ!!!
0
Так и не понял… понравилось или нет?)
0
Конечно понравилось, как говорят в народе — жги)))
0
жжу
0
Да, здорово. Как раз планируем первый раз выступить в этом году.
Так что лично я нахожу наставления довольно полезными.
0
Ну, хоть кому-то пригодится…
0
Ну ваще про то, что музыканты должны платить сами за проезд и ночлег — это неправильно.
Говноорганизаторы типа «а сколько вы приведете?» это, конечно, зло, с которым сталкиваешься очень часто.
Но есть и обратная сторона — большинство групп в провинции(а у нас все, кроме Москвы, провинция) — УГ, к сожалению, которые думают, что уже могут заработать на своих кривляниях.
Нужно, прежде всего, делать качественный материал(!), настолько качественный, чтобы было не стыдно за него просить денег.И просить денег не бояться.И найдутся люди, которые захотят с вами работать, поверьте.
Ведь есть куча групп, которые пытаются выехать на каком-то псевдоонлайн-пиаре, на самом деле имея за плечами пару песен и криворуких музыкантов))Из-за них и создается волна негатива среди оргов.
пы.сы.имхо, конечно, каждому свое, но ездить на гастроли по выходным… это как-то несерьезно
0
Ну, попробуй съездить в понедельник. Сколько соберёшь народу, интересно?
Самые удобные дни для отдыха\посещения концертов — пятница и суббота, ибо — выходные впереди. Музыкантам, как ни странно, тоже так удобнее. Профессионалов мы не рассматриваем — там другие законы немного…
0
хорошая статейка, а как на счет «кладези организаторов»? где лучше искать как договариваться? так как тёмных лошадок — групп тоже особо брать не хотят на выездные (если нету промо пакета)
0
Что значит «кладезь» — организаторы поимённо?
0
здравствуйте! у меня вопрос как к опытному товарищу и наставнику-есть мысль поработать в провинции в музыкальном направлении, НО! без вложения космических средств(тк их у меня просто НЕТ)))Автомобиль, хороший муз/синтезатор и хороший клавишник, есть небольшой опыт работы админом в детском кукольном театре(командировки)Тактика проекта на примитивном уровне разработана-но я далеко не профи-посоветуйте, стоит ли вообще вкладываться, хороший инструмент тоже стоит немало-а с«губной детской гармошкой»вряд ли кого то заинтересуем… с уважением)
0
Что подразумевается под определением деятельности «в музыкальном направлении»?:) Что конкретно, по ресторанам выступать?
0
спасибо за ответ-вопрос=)))это либо концерт,… либо скорее танцевальная вечеринка, потому как упор на музыку энергичную и просто слушать! наверное будет неинтересно.Я сам всё детство провёл в деревне и не понаслышке знаком с дефицитом мероприятий такого рода в глубинке.По большому счёту как бы всё равно где играть, петь-но я имею ввиду обычное выступление в большом зале, где соберётся приличное количество народу, тем самым делаю стоимость билета достаточно бюджетной, приемлимой!!! А это очень! весомый фактор в районных центрах и т.д.Вот, вкратце… спасибо)
0
Если честно, то идея не совсем понятна. Может проще взят DJ-ское оборудование и катать дискотеки по деревням. С синтезатором смысла нет.
0
вот это уже более конкретный разговор)))я именно ЭТО и имел ввиду-СОВЕТ-как сделать правильно-чтобы и людям праздник, ну и мне денег(немного, я не жадный)Почему синтезатор?-тут я раздвоился-пульт конечно, с одной стороны-это уже дискотека, а синтезатор-слишком узкое направление… с другой стороны, я ориентируюсь не конкретно на ДЕРЕВНЮ-а на РАЙцентры-а там и свои дискотечки присутствуют, я так думаю… а синтезатор-ну всётаки не «фонуха» а вроде как живой звук(работает то на клавишах ЧЕЛОВЕК! Да, и кстати-по диджей оборудованию я не профи-ЧТО нада и СКОКА стоит-если не сложно-пожалуйста посоветуй.спаибо)
0
:) смешной, конечно разговор получается, но для дискотеки нужно, как минимум уметь сводить две композиции используя микшерный пульт и два проигрывателя с питч-контролями, повторюсь — это как минимум УМЕТЬ. Те что ставят ноут и тупо включают мп3шки ничего общего с DJ-ингом не имеют.
Оборудование разное: ну думаю на виниле ты играть не будешь, так что бюджетнее это CD-проигрыватели, которые сейчас уже отмирают и поэтому стоят не дорого.
Ну из более современного это «DJ-КОНТРОЛЛЕРЫ» которые работают напрямую с компом, ноум, планшетом и даже смартфоном. DJ-контроллеры включают в себя и проигрыватели и микшерный пульт, которые взаимодействуют с программой и твоей музбазой есть такие которые поключаются через интернет к твоей базе удалённо, но это очно не для деревни (в России)
Если кратко, то собственно такая информация.:)
0
честно говоря -ГРЕШНО смеятся над человеком, если он чего то не умеет(не знает)-НО! интересуется и просит совета(и тд)Я же ЧЕСТНО!!! сказал в DJ я профан, хотя дискотеки вёл(скорее танцы=))) в детстве в деревне, правда на уровне -поставил… пока играет перемотал… колонки выставил под ПРАВЕЛЬНЫМ)))углом… микрофон чтоб «несвистело»настроил… смешно конечно, но я ГОРДИЛСЯ(и кстати народ был ДОВОЛЕН!)правда работали в паре-одному не потянуть было, всё тяжеленное, да и уровень техники… да и лет то нам было… по 14-15))точно не помню уже… но мы были типа ДИДЖЕИ!!!=)))А ПОСУЩЕСТВУ-на виниле-согласен, там не тока руки должны быть некривые!!! ещё и талант нада, а дидж/контроллер можно приобрести и тд… вопрос-надо ли какое то оформление(спецэффекты-ну там «светодымошарики»и т.п.Да по поводу САМОГО главного-если я чего то не умею, я научусь-на ПРАВОМ руле то я езжу, и ничё=)))а пока ТОЛКОВОГО диджея я могу тупо найти в городе(у себя)-не СУПЕРЗВЕЗДУ конечно-но не это же самое главное.да если не секрет-в каком городе живёшь и чем занимаешься сам? спасибо)
0
А кто смеётся?
Я тебе ответил на поставленный тобой вопрос и не думал смеяться.
А где живу и чем занимаюсь, кое что есть в моём профиле DEmelyanov :)
0
извини, если тебе показалось грубовато-обидеть не хотел, сам просто немного обиделся(огорчился, если чё=)))Сергиев Посад-любимый город моего «генерала»(жена), там жил её дед, лётчик-герой в ВОВ… умер уже, теперь не к кому туда приезжать… За совет и понимание спасибо, но всётаки меня терзает самый главный вопрос-надо ли это дело раскручивать, а ещё точнее-будет ли СПРОС на такое творчество.Регионы у нас разные(Воронеж), но всё же… благодарен за общение, удачи в творчестве)))
0
Мне сложно ответить Вам что-либо путное, ибо направление Вашей музыкальной деятельности мне не слишком знакомо и не очень близко. Сложно из Вашего описания вычислить потенциальную публику и востребованность жанра.
Извините.
0
)))на фига такой официоз-на ВЫ с Большой буквы)))мне по паспорту 40.в душе мне 25+ — и гоняю я на молодёжном«истребителе»(тойота)и вообще-парень я простой и всегда стараюсь перейти на ТЫ(если собеседник, КОНЕЧНО ЖЕ, не против)-да договорится так проще, демократичнее что ли… спасибо, удачи!
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.