Реклама

«Гитарный Лекарь»: Часть 3. Советы начинающим гитаристам – Какой путь выбрать?

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Какой путь выбрать?

Привет всем, с вами снова Антон Papa Платонов и сегодня мы поговорим с Вам о том, как вы можете формировать ваш гитарный звук в порыве сымитировать своих кумиров или же попытаться на имеющейся почве создать что-то свое. На самом деле несмотря на ломящийся рынок гитарных эффектов и процессоров на сегодняшний день я могу выделить всего 4 пути по которому может пойти гитарист в поисках своего уникального звучания.

Рассмотрим каждый из них по отдельности:
• Гитарный процессор эффектов
Педалборд
• Связка рек – преамп и процессор эффектов
• Ламповый усилитель и педали.


Гитарный процессор эффектов

Не думайте, что скажем, покупать процессор эффектов удел новичков. Есть на данный момент такие навороченные процессоры, которые смогут поспорить по качеству сигнала с усилителями, а по возможностям настройки оставляют далеко позади все педали и усилители. К примеру, обратите внимание на AXE FX Ultra–это очень серьезный и сложный прибор в освоении, который позволяет микшировать эмуляцию сразу нескольких усилителей в один гитарный сигнал.

Однако отвлечемся от топовых процессоров студийного качества и обратим внимание на более приемлемые модели.

Самой основной причиной покупки процессора эффектов является как ни странно – удобство. Несмотря на тот факт, что напольные полноформатные процессоры велики по размерам и достаточно тяжелы при транспортировке в том же метро, любой более-менее серьезный процессор эффектов предложит Вам весь спектр звуков, о которых можно только пожелать.

Одним из наиболее популярных на сегодняшний день процессоров является линейка Line 6 POD, а точнее линейка Live – XT Live, X3 Live, HD(которая вышла совсем недавно). Обычный набор стандартного процессора –эмуляция гитарных усилителей, эмуляция гитарных кабинетов, эффекты – педали перегруза, модуляция (ревер, дилей, эхо и т.п.), плюс в некоторых есть лупер (зацикливание проигранного отрезка, чтобы джемовать под собственную игру).

Давайте кратко пробежимся по плюсам гитарного процессор аэффектов:

Относительная дешевизна – ходовые процессоры эффектов обойдутся вам явно дешевле набора хорошего качества педалей и тем более несколько канальной ламповой головы.

Удобство – встроенные банки памяти, позволяющие сохранять до нескольких сотен настроек эффектов, которые активизируются одной кнопкой.

Поддержка ПК – большинство процессоров снабжаются графическим интерфейсом для удобного создания патчей и пресетов для игры. Более того, можно вполне свободно скачивать персеты через Интернет. Выбираете, к примеру, звук, похожий на звук John Petrucci и в путь – очень часто результат бывает схож с оригиналом.

Возможность записи –рассмотренная выше линейка Line6 — это и процессор и звуковая карта, что позволяет записывать демо и свободно играть концерты. Более того, совсем не обязательно на сцене наличие хорошего комбо, достаточно лишь микшерный пульт и можно пустить обработанный сигнал влинию и у вас везде Ваш звук с собой – на реп. базе, на студии, на сцене.

Звучит привлекательно, верно? Безусловно. Отчасти процессор эффектов это замечательный стартовый вариант, чтобы разобраться как формируется гитарный звук. Однако процессор эффектов имеет ряд недостатков, с которыми не все готовы мириться.

К примеру:

Серость звучания. Не секрет что процессор эмулирует исходный сигнал усилителей не на должном уровне по той лишь простой причине, что формула не может посчитать динамику звукоизвлечения в полном объеме. Именно этот факт так раздражает многих гитаристов – чтобы получить приемлемый звук надо его «замылить» ревером, дилеем и прочими украшательствами, чтобы скрыть убогость и коробочность эмуляции усилителя.

Задержка при игре. Еще одним фактором, который очень раздражает многих – это неинформативность отклика на момент дерганья струны и звучания процессора. Чем ниже планкой процессор, тем больше эта задержка. Причем эта задержка может ощущаться как при игре, так и при переключении пресетов. На данный момент задержку все больше и больше сводят к минимуму, однако привыкшее ухо к отдаче полноценного лампового усилителя не может не обращать на себя внимание этот факт и если честно, огорчает.

Избыточность функций. Спектр используемых звуков настолько широк, что едва ли вы будете использовать даже половину из всех вариантов. Более того, обычная практика для каждого процессора эффектов это наличие всего пары удачных (ложащихся на слух) эмуляций усилителей и эффектов. Все остальное как ненужный довесок будет лишь отвлекать Вас от более успешного использования прибора. Проверено на личном опыте, из 20 усилителей приемлемо звучит от силы штук 5 – все остальное – никогда даже не рассматривалось мной как возможные для использования.

Процессор эффектов это очень приемлемый вариант для старта, хороший вариант для концертов, когда у вас очень много пресетов на каждую песню (к примеру, когда вы играете каждую песню на новом звуке). Однако такая широта спектра не всегда оправданна – стоит вам настроить эквалайзер на персетах иначе и в одной песне вас будет слишком много а в другой слишком мало, так как звукорежиссер настраивает звучание коллектива исходя из того пресета, на котором вы играли на саунд чеке. Не мне вам говорить, что на большее чем на демо по качеству звука рассчитывать не приходится. Есть, конечно, примеры, когда на процессорах писали альбом от начала и до конца (и бас и гитары и даже вокал обрабатывали им же, к примеру, Line 6 X3, который дает такую возможность), однако подобная практика весьма редка и требует полной отдачи от того, кто сводит и мастерит запись.

Pedalboard

Педалборд

Другой путь – это поиск и отбор педалей и их комбинирование. Для начала Вам может понадобиться стандартный минимальный набор эффектов –компрессор, овердрайв (или дисторшен), дилей, реверберация. Для того, чтобы ощутить всю прелесть от собирания педалек, достаточно выбрать пару недорогих эффектов и начать экспериментировать. Педалборд имеет существенные преимущества:

Вы сами выбираете количество эффектов, которое вам необходимо. Более того, можно менять эффект одной сферы (скажем, дилей) до тех пор, пока Вы не найдете именно «тот самый» эффект.

Если вы звуковой минималист, ваш педалборд будет гораздо компактнее и легче, нежели процессор. Более того, Вам проще будет настроить ваш звук, избегая десятков меню и подменю, чтобы добраться до нужной настройки.

Бутиковые педали имеют звук, который гораздо приятнее на слух процессорного эффекта, более того некоторые педали перегруза (как ламповые так и транзисторные) могут поспорить с рековыми преампами и даже с некоторыми усилителями стартового уровня по качеству звука. Можно разорится на супер-бутиковую педаль и удивлять всех своим «офигенным» звуком, который исходит из «этой маленькой коробочки».

Исходные педали с хорошим звуком будут замечательно работать в плохие приборы на сцене, позволяя добиться и качества и тембра примерно одинакового для любого случая, что облегчит Вам настройку и позволит сэкономить время на том, чтобы прослушать, как Ваш звук ложится вместе с другими интсрументами на сцене.

Несмотря на тот факт, что педалборд – это, по сути, альтернатива процессору, либо когда Вы «наигрались» в игрушки под названием POD, Zoom, Vox и т.п. и твердо решили собрать именно ту цепь эффектов, которая Вам необходима, обычно возникает серия проблем чисто «педалбордных».

Дополнительные аксессуары. Например, питание для педалей, сумка для транспортировки вкупе с подставкой для педалей (сам педалборд, на который вы будете размещать все ваши эффекты). Это недешево и загромождает Ваш педалборд проект. Конечно, подставку можно изготовить и самому а сумку купить в магазине, но, тем не менее проблем у вас определенно добавиться.

Дороговизна определенных эффектов. Может быть, эффекты начального этапа и приемлемы по цене, однако в погоне за все лучшим звуком вы рискуете очутиться в западне, когда вы бешено ищете и носитесь за очень редкими педалями, за очень (а иногда и ОЧЕНЬ) высоким ценником. К примеру, редкий Tone Czar вам может обойтись в стоимость гитары (к слову он считается чуть ли не лучшим овердрайвом в мире, что само по себе уже стоит того, чтобы его искать).

Бесконечность процесса. С одной стороны это замечательно – продавать педальки и покупать новые, однако поиск звука может перейти в крайнюю сферу самоцели. Не забывайте тот же Стив Вай говорил что-то в стиле «ребята, я и на другом аппарате буду звучать также, потому что я — Стив Вай. Не заморачивайтесь излишне такой фигней».

Не увлекайтесь процессом сбора педалей слишком сильно – не забывайте, Ангус Янг играет лишь в ламповый усилитель. Но об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас про преамп и рековый процессор эффектов.

Guitar Rack

Связка рек – преамп и процессор эффектов

Рековый преамп и процессор эффектов был до определенного периода классикой для активно концертирующего музыканта. И вот почему:

Звук гораздо более выигрышный, чем у напольного процессора эффектов, а функции и удобство те же. Даже и добавить нечего, так как то же MIDI управление позволяет сохранять пресеты как на процессоре эффектов модуляции, так и на секции преампа и с помощью напольного футсвича их свободно переключать.

• Многие преампы топ уровня могут по качеству звука поспорить с усилителем, а иногда даже секция преампа точь-в-точь сымитирована или позаимствована с усилителя по его же схеме, что позволяет получать на более дешевом оборудовании звук более удачный, используя именно ламповый преамп в разрыв усилителя.

• Рековый процессор эффектов, если речь идет именно о серьезном аппарате имеет в своем арсенале модуляционную обработку классом выше, которая не мылит звук. Получается что в напольном процессоре Вы замыливали плохой дисторшен не очень качественной модуляцией. Здесь же Вы, наоборот, облагораживаете сигнал, который сам по себе очень хорош, еще профессиональной обработкой рекового процессора эффектов.

Вы можете включаться в линию, так как большинство преампов имеют спикерсимулятор или же в разрыв усилителя. Тем самым вы сводите зависимость от аппарата на сцене к минимуму (если не сказать что к нулю). К тому же спикерсимулятор позволяет писаться в компьютер или на студии, используя Ваш аппарат по максимуму, не забывая про функцию разрыва большинства солидных гитарных голов.

Несмотря на кажущуюся привлекательность у данной схемы есть ОЧЕНЬ большие проблемы по вот каким критериям:

• Хороший преамп и хороший процессор эффектов – это, прежде всего очень дорого. Настолько дорого, что на те же самые деньги Вы можете себе купить ламповый усилитель Вашей мечты.

Дополнительные аксессуары. Рековый кейс на несколько юнитов, плюс педаль переключения пресетов – все это лишние траты, а некоторые футсвичи очень и очень дороги.

Громоздкость при транспортировке. Совместный вес рекового преампа (один юнит), процессора эффектов (один юнит) двухрекового кейса и футсвича сопоставим с весом добротного лампового усилителя. Сами понимаете, если педалборд или напольный процессор вы сможете положить в сумку, то тут придется попотеть и качать мышцу для таких забегов от клуба до дома. Несмотря на дороговизну, неуклюжесть и кажущуюся громоздкость преамп + процессор это часто встречающаяся комбинация у эпохи 80-х, когда начинающие рок звезды не имея возможности возить усилители с кабинетами, собирали рек скажем на 5-10 юниат и везде, на каждой площадке имели именно «тот самый» звук.

Marshall JCM 800

Ламповый усилитель и педали

Ну вот мы и подошли к самой тяжелой артиллерии.

Ламповый усилитель это мечта многих. В последние годы она стала к нам ближе. На рынке появилось множество маловатнных приборов, которые если и урезаны по функциям, но несмотря на это имеют в своем арсенале очень хороший звук, из-за чего приобрели потрясающую популярность среди клубных музыкантов и «диванных гитаристов». Ламповый усилитель это круто потому что:

• Это серьезный аппарат, на котором играют звезды. Их звук – это прежде всего звук усилителя и гитары. Например, звук John Petrucci – это Music Man + Mesa Mark, звук Zakk Wylde – Gibson Les Pau lCustom + Marshall JCM 800, звук Jimi Hendrix – Fender Stratocaster + Marshal lPlexi и так далее. Приобретая нечто подобное вы не можете ошибиться, так как на этом играли и играют с далеких 70-х, если не 60-х.

• Ничто на сегодняшний день не сравниться по качеству звука c добротной ламповой головой и хорошим кабинетом 4х12 с качественными гитарными динамиками. Вам обеспечена стена звука потрясающая отзывчивость при игре, а еще то самое чувство, когда вы хотите сделать звук еще громче!

• Современные маловаттные головы принесли звук со стадиона к Вам домой – вы получаете схожий по качеству звук без необходимости играть на громкости вышибающей стекла на всем этаже.

Сами понимаете у усилителей есть и несколько недостатков.

Цена. Ох, Rectifier, JCM 800, Plexi, Mark стояточень больших денег. Я даже не буду говорить о редких Matamp, Diezel, Bogner и винтажных Orange.

Маловаттные головы очень часто не имеют функций своих старших братьев. Например, без петли эффектов вы не сможете правильно подключить все Ваши хорусы и дилеи.

• Гитарные головы, в которых есть петля обычно большой мощности, а чтобы получить «именно тот» звук надо раскачивать его на большую громкость что ставит необходимым либо – покупку аттеньюатора, чтобы понизить громкость не потеряв «лампового сока», либо спикерсимулятор с лоадбоксом (типа Palmer PDI-03) чтобы сделать возможным запись в линию без кабинета.

• Запись хорошего гитарного саунда с усилителем это хороший кабинет – большая громкость плюс хорошие микрофоны и правильная звукоизоляции помещения, что позволить себе могут лишь студии. Сами понимаете разогнанный 100-ватнный стек не очень придется по нраву беспокойным соседям.

Транспортировка. 50 килограмм везти в руках? А если взять на репетицию или на концерт малыша типа Tiny Terror. То тут другая проблема

Отсутствие кабинетов в клубах или на реп. базах. Почему-то все предпочитают (ну или большинство) ставить комбо, что делает ваш приезд с головой бессмысленным. Плюс вы можете не угадать с импедансом, что также поставит под угрозу работоспособность аппаратуры. К тому же как уже говорилось маловаттные головы сильно урезаны в функциях и имеют обычно 1 канал, что требует педалей эффектов, а качество звука не всегда оставляет желать лучшего по многим причинам (обычно, когда звукачу по барабану и он крутить что «было»)

Такие вот дела. Выбирайте свой путь сами. Не забывайте что никто не отменял комбинирование этих 4-х направлений как Вам угодно.

Антон Papa Платонов

С вами были Антон Papa Платонов.

Papa продолжает набирать учеников.

Papa на myspace
Papa Вконтакте

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 31 января 2011, 13:42,  
  • 0

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
Сергей:
да не играют звезды чисто голова+кабинет. у звезд хватает денег на комбинирование преампов, оконечников, эффектов в зависимости от задач. посмотрите сетап хетфилда из металлики или гленна типтона из джудас прист. по вашей логике рек это нечто устаревшее, хотя рековые преампы и усилители мощности тоже на лампах - это явное преимущества рековых устройств перед тупо головой. или все это лишнее? взял свой гибсон лес пол кастом, втыкнул в свой маршал... натягиваешь три ноты в минуту закатывая глаза к небу... кааайф.
0
Спасибо автору. Очень познавательно.
0
crowbard:
Ахуеть взаимосвязь Роман)))люди тут электронные сигареты покупают - хотят бросить курить, а оказывается надо выкинуть нах все гитары и примочки в окно))это я так к слову не обижайтесь....мне кажется либо Вы не зависимы от гитары, либо не настолько получали кайф от игры на гитаре, если сейчас не обламывайтесь как я понял без нее,когда у меня (по некоторым причинам) не было возвожности играть на гитаре, тоя я если честно страдал ломкой, причем такой что у друга взял полный дрова что бы хоть что то побренькать)))если задел Роман не обижайтесь....это всего лишь мое мнение))
0
Роман:
Да ладно, Аноним, чем это я себя так дисредитировал? Хотелось мне уединиться на кухне, ну лень было тащить все эти шнуры, блок питания, усилитель... Посидел с цигаркой, поиграл с полчасика... красота! Кстати как гитару продал, так курить бросил.
0
Аноним:
А хотя... Вы себя тем самым не уважаете, хочу сказать. Ну да ладно. Простите.
0
Аноним:
В таком случае извиняйте меня, тут уж вы хозяин, а хозяин-барин, как говорят.
0
Роман:
Аноним, я вообще не парюсь по звуку, играю я для себя, никто ни когда меня слушать в маршаловскую стенку не будет. Сейчас я вообще без гитары, но перед продажей инструмента мне даже процессор было лень включать, играл на неподключенной.
0
Аноним:
2 Роман: Хотелось бы послушать вас через спикосимулятор, а потом через рэк/стэк/комбо (любое, любой фирмы) "без маски" эффектов и без АЦП/ЦАП преобразований в тракте. Да вы сами послушайте себя, попробуйте, почувствуете большую разницу, уверяю. На самом деле вы скорее всего неправильно поняли автора, в том, что вы всегда используете процессоры-не панацея, вы гробите уши и руки и себя как музыканта в какой-либо степени,если вы играете только на эл.гитаре и только используете процессор,я уверен.
0
олег:
раскажи подробнее о догрузке ламповой головы
0
Аноним:
Хорошая обзорная лекция от начинающего, как я понимаю , преподавателя/лектора. Хочется ещё сказать,что на самом деле, да, на чем бы вы не играли вы обязательно найдете себя или просто выбросите/продадите аппарат, который вас не устроил. Рынок сейчас складывается так, что прижатые в какой-либо степени конкуренцией компании каждый год что-то выпускают,именно хоть что, да на стенды NAMM 2011 взгляните,много абсурдов можно найти ( тот же ламповый усилитель от Digitech с заоблачным ценником), туча переизданий, маленькие узкоспециализированные педальки для коллекций GASовцев, как я полагаю, сто "камбэков" к истории и,конечно,hitech-это суууупер (отмечу-orange удивили своим OPC (представьте wi-fi есть даже...), я не очень слежу за ними, поэтому может удивили ) . Кстати, обучение игре на гитаре вообще становится очень привязанным к монитору в прямом смысле, и вот Squier показал на NAMM контроллер для видеоигры, http://www.youtube.com/user/premierguitar#p/u/13/pU8zIjhCfoA вот вам и обучение игре на гитаре не отходя от кассы( взгляните как круто на самом деле). А не этот ли метод выберут юные меломаны, которым захотелось кое-что показать своим сверстникам, может быть уже через год или два, когда консоли станут ещё популярнее. И ещё одна новая компания (первый раз слышу о них, поэтому название не помню и не помню где видел эту веселую чепуху) выпускает клейкие стикеры-полоски с нотами, наклеивающиеся на гриф, для быстрого изучения грифа, на самом деле круто для начинающих ( мне лет 7 было, написал на полосках бумаги названия нот и октав и разложил на все клавиши пианино,дня через два я этими листочками перестал пользоваться). У нас в стране туговато с производством, нас с запада и востока приперают конкуренты, а то что к нам едет обычно либо криво рекламируется либо не даются ссылки на информацию, а если и даются, то вникать для нас зачастую сложно, в это вся проблема. Главное, начинающие гитаристы или как вас ласково назвать из теплых чувств к вам, не понимайте буквально "что вижу, то пою", думайте перед тем как рвать связки очень тщательно, потому что на вас так много информации сейчас льют, разгребайте медленно, потихоньку. Ищите единомышленников, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, но их тоже нужно уметь выбирать (эх...), муз. школы, муз. училища, читайте литературу, смотрите видео, умейте слушать и читать музыку. Этот путь тернист, тем более в статье заявлено о "пути выбора", вот его и предлагают, переваривайте. Спасибо.
0
Роман:
Хорошо что я ни когда не играл на хорошем аппарате, поэтому не парюсь и вполне доволен процессорами. Хотя мне для формирования звука достаточно перегруза и дилея. Больше я ни чего не использую. Хотя нет, забыл указать спикосим.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.