Верхний порожек для гитары

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Итак, снова ликбез, и снова Тони Дж. Паско. =)

Верхний порожек – это, возможно, одна из наиболее важных точек на гитаре, т.к. это именно та точка, где начинается звук гитары. Это та точка, где струны резонируют, и она же ответственна за настройку гитары.

Подумайте вот о чем. А если гитарный порожек установлен и пропилен неправильно? В этом случае гитара никогда не будет играть нормально. Струны будут звенеть, высота струн всегда будет высока и тому подобные неприятности…


Ну, так и что это? Верхний порожек на гитаре устанавливает как, расстояние между струн, так и высоту струн над ладами. Он должен быть установлен и пропилен соответствии с шириной грифа, радиусом накладки грифа и высотой ладов. Нет универсально подготовленного порожка для всех гитар.

Чтобы грамотно установить и пропилить порожек нужно провести полную отстройку гитары, которая обычно влечет за собой выравнивание ладов. Порожек сначала выставляется, затем производится грубый пропил и, наконец, уже производится тонкая доводка до нужной высоты вместе со струнами.

Верхний порожек на гитаре

Вы можете выбирать из множества материалов, и каждый из них имеет свои тональные характеристики.

Кость:

• Твердый материал с винтажным видом. Порожек из кости должен быть пропилен аккуратно, что предотвратить застревание струн в пазах;
• Яркий, чистый, детализированный звук;
• Твердый, плотный материал;
• Плохо пахнущая пыль при обработке.

Графит:

• Самосмазывающийся материал, отлично подходит для тремоло и для гифов, где гитарные струны не проходят ровно через порожек;
• Теплое и ровное звучание;
• Легко пропиливать, доступен в заготовках;

Латунь:

• Твердый материал, хорошо полируется и отлично выглядит с позолоченной фурнитурой;
• Отличный сустейн при игре на бас и слайд-гитарах;
• Звук яркий с очень хорошим сутсейном;
• Труден в обработке, пыль может затруднять пропиливание и нагреваться от трения.

Никель:

• Сделан из того же материала, что и проволока для ладов (18% сплав твердого никеля и меди), совпадает со звуком и видом ладов;
• Хорошо полируется;
• Очень яркий звук и превосходной артикуляцией и сустейном.
• Труден в обработке, нагревается при шлифовке.

Таск (Tusq):

• Синтетический материал, выглядит как кость;
• Теплое и ровное звучание;
• Легок в обработке, доступен в заготовках.

Кориан (Corian):

• Твердый синтетический материал, требует тонкой доводки, доступен в больших заготовках с избыточным размером;
• Сбалансированный, чистый, ровный звук;
• Режется медленно, но равномерно.

Тип и калибр струн могут определять использования того или иного материала. Еще раз: отсюда начинается звук гитары, поэтому выбирайте мудро.

Не предполагается, что порожек пропилен правильно еще на фабрике. Цена гитары, обычно, определяет сколько времени там было потрачено на доводку и отстройку гитары. На дешевых гитарах не уделяется столько внимания к деталям, как в дорогих.

Можно легко сделать так, чтобы на дешевой гитаре игралось так же, как на гитаре за миллион баксов, если отстроить ее правильно. Многие из моих гитар не стоят дорого, но играют они, так как играют потому, что отстроены.

Вам придется выбирать из трех стандартных размеров порожков по ширине:

• 1-5/8";
• 1-11/16'';
• 1-3/4''.

В зависимости от формы грифа,радиуса накладки, вы можете определить, какой порожек подходит для вашей гитары.

Давайте перейдем к локовым (запирающим) порожкам, хотя название говорит само за себя. Это порожки, которые запирают струну, тем самым давая вам использовать тремоло системы для глубоких качаний рычага, держа при этом строй гитары. Некоторые говорят, что это основной путь к тому, чтобы гитара держала строй.

И они не ошибаются, локовый порожек делает это, но будьте готовы испытать тональное различие в звуке по сравнению с обычным порожком. Металлический локовый порожек делает звук тоньше и не дает струнам резонировать так же долго, как при обычном порожке. Но если вы играете в стилях, которые предполагают экстремальное использование тремоло системы, то в этом случае локовый верхний порожек будет хорошим решением.

Локовый верхний порожек

В общем, это похоже на две крайности. Мне нужен тон и резонанс, но я так же хочу использовать свою тремоло-систем без необходимости подстраивать ее после каждого движения рычагом. Существует и третий вариант.

В последние 15 лет или около того, были представлены некоторые новые интересные продукты, которые стоят прямо посередине дороги между этими крайностями. Они находятся между традиционным порожком и локовым порожком. Они пытаются дать вам и звук и функции.

Для начала отмечу LSR роликовый порожек (LSR roller nut). Его можно найти на некоторых стратокастерах от Fender.

Роликовый порожек LSR

Автор.

Эта интересная разработка использует ролики, чтобы провожать струну через порожек и позволяет ей вернуться в центральную точку, при использовании тремоло-системы. Это позволяет вам делать все эти прикольные вибрато и тремоло штуки Джефа Бека (Jeff Beck), держа при том строй. Можно замахнуться даже на Ван Халена (Van Halen), но строй не будет держаться так же хорошо, как при использовании локового порожка – он больше подходит для такого стиля игры.

Еще одна разработка, на которой заострим внимание – это компенсирующий порожек Earvana (Earvana Compensating nut).

Порожек Earvana

Автор.

Отличная разработка и идея. Интонирование – это еще один фактор, влияющий на то, как играется на гитаре, и как она ощущается. Earvana – это отличный апгрейд для любой гитары. Этот порожек не только улучшет интонирование гитары, но так же поможет сохранить строй гитары при использовании тремоло системы. Теперь у вас не будет выпадение в звучании отдельных струн при использовании тремоло, и они будут звучать более ровно из-за компенсации порожка.

Я не упоминал ничего из того, с что не использовал ранее сам или экспериментировал. На моем Gibson Les Paul установлен порожек Earvana и он делает все то, что о нем говорят. Если у вас гитара винтажного типа и вы хотите улучшить ее строй без переделки гитыры, попробуйте Earvana – вы не будете разочарованы.

Сейчас я мог бы продолжить, т.к. на рынке есть еще несколько прикольных девайсов, но здесь я остановлюсь, тут не имел с ними дел. Я связывался с парнями их Super Vee.

Система Super Vee

Они соединили очень интересную тремоло и порожковую систему. Они пришлют мне что-нибудь для обзора.

По материалам: Gear 411.
Автор: Tony J. Pasko

Дополнения, исправления, комментраии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.

Cм. так же: Ликбез

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • CraSS,  
  • 29 мая 2009, 18:11,  
  • 0

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
Аааа) Рикенбакеровская сковородочка) алюминиевая. хорошая идея кстати)
0
  • avatar
  • rider
  • 16 августа 2011, 18:17
Snake:
Когда Олег обмолвился про чугун, я сразу эту статью вспомнил: http://www.jablog.ru/archives/2499
0
Snake:
Всё больше и больше удивляюсь, сколько в гитарном деле примудростей
0
Snake:
Бля, прям как на уроке в школе. По-моему, комментарии достойны отдельной статьи. Был бы я хозяином блога - так бы и сделал. Мне было очень интересно читать, спасибо
0
Могу ощибаться, иногда ролики в роликовых порожках сидят не на осях а просто в полуцилиндрических впадинах. но люфты все равно есть. по поводу струн и всего прочего говорить можно очень много.
0
P.s. прошу прощения за опечатки, надеюсь, смысл ясен. если что интересует в гитарной и звуковой теории могу поделиться мыслями lordoffiles@mail.ru
0
2 Snake, про роликовый порожек. Как дополнительная фича для работы с рычагом вещица свою функцию выполняет. НО, теперь о звуке. На звук порожек влияет только в открытых позициях. Теперь об этом, Лично я привык считать. СУСТЕЙН как явление существует благодаря каким явлениям? Благодаря тому, что вибрации не поглощаются а отражаются обратно в источник. попробуйте детский опыт обоприте железную линейку об твердый стол и дерните за конец чтобы она дребезжала, а потом тоже самое но между линейкой и столом положите полотенце. сустейн пропадет сильно. А из этого можно сделать большущий вывод Сустейн как явление зависит от многого. бесконечным он быть но межет, зависит от материала, от состояния струны, однородности, даже от воздуха, но это все стационарное для этого случая, в нашем же деле мы рассматриваем жесткость узлов. И действительно, чем жеще узел на который опирается струна, тем больше сустейн. например, вы должны знать, что подвесное тремоло а-ля флойд дает меньше сустейна. фендеровкое опорное тремоло дает побольше. а глухие мостики с массивными и жесткозакрепляемыми седлами под струнами и креплениями сквозь корпус дают максимальный сустейн. Все дело опять таки в физике. Флойд рассеивает колебания струн, потому что жесткость этого узла малая, он же подвижный, а следовательно имеется малый момент инерции, и за которого палтформа колеблется вместе со струной, попадает в диссонанс и сустейн падает. так же и со слабыми седлами. есть такие хрупкие системы а-ля tun-o-matic на них стуны опираются на седла которые в свободном состоянии на некоторых экземплярах вобще шатаются! сделовательно опять тот же эффект. поглощает вибрацию и съедает сустейн. Даже дерево дает разный эффект. хотите верьте, хотите нет, но по рехультатам долгих раскопок я пришел к умозаключению, что чем тяжелее гриф, тем меньше он поглощает и больше отдает струнам вибрации, но это еще не все, тоесть в дереве по мимо его однородности есть два наиважнейших фактора которые влияют на сустейн это плтность и твердость. чем плотнее и тверже гриф тем больше сустейна. потому что плотность вляиет на вес, что в свою очередь повышает инертность всей системы и увеличивает сустейн, а твердость это как раз фокусирует отдачу уже не на макро а на микроуровне. если волокны сырые, рыхлые и маслянистые, съедаются сустейны и тембры на микроуровне тоесть на высоком диапазоне частот. поэтому самый лучший гриф и накладка и вобще вся гитара в целом это сквозная гитара, а еще лучше монолитная (когда гриф сквозной +накладка один кусок) из максимально твердого, плотного (это разные свойства, кстати твердость и плотность) однородного материала. А теперь большущее НО. если сделать гитару из такого идеализированного варианта (например из чугуна) сустейна будет хоть отбавляй если жесткость других узлов метрвая, но у звука пропадет ЖИЗНЬ. что это значит, чем больше звука дерево отдает (отражает) тем больше сустейна, но чем больше поглащает, тем больше жизни в звуке, говорят звук деревянный, насыщенный, глубокий, гитара в руках гудит, слышно как звучит дерево. тут то и встает вопрос о выборе дерева. что касается вашего роликового порожка. тела качения - ролики, очевидно сидят на валах малюсеньких, откуда следует, что все осевые и радиальные люфты - это демпферы. т.е. поглотители вибраций. чем меньше эти люфты тем больше сустейн. и это качается только открытой позиции разумеется. так же этот роликовый порожек дает металлический звук, если у вас до этого конечно стоял не медный или латунный а обычный из пластика или кости)
0
Да я не писал никакой статьи. жалко, что я этим не увлекаюсь. да что тут говорить. можно сделать такой вариант: порожек исполнить как нулевой лад, а выше по грифу оборудовать стопблок или другой порожек чисто направляющий, тогда проблема компенсации сойдет в минимум. на акустических и классических гитарах часто такая проблема вылазит. просто пропиливайте аккуратно порожки чтобы максимально приблизить открытые струны к 1 ладу. только тут приходиться тоже жертвовать. по идее, если играть более электрогитарным стилем, тоесть цеплять струны более слабо, тоесть не мутузить по ним с большой силой, что часто подходит для эстрадной акустики, короче говоря все дело в амплитуде колебания струн. если взять открытую струну в нормальной для вас атаке, то при колебании она не должна задевать 1 лад очень сильно. по таким критериям и подтачивать порожек. если не хотите точить есть вариант сделать порожек высокий, но сделать компенсацию, т.е. разнести точки опор каждой струны на чисто опытную величину. она будет зависить от марки, материала струн, мензуры и строя. Кстати насчет колебания струн. чем толще струна, тем меньше у нее амплитуда, по этому можно будет ниже их приближать к грифу. но придеться жертвовать опять таки чем-то. для акустики тостые струны это в лучшую сторону. отдача в дерево сильнее и звук сильнее, а вот для электрогитары. 1 конечно же страдает сустейн. он ниже на толстых струнах (при одной настройке). 2 струны с обмоткой звучат хуже на последних ладах звук может быть корявый. 3 нет сильной экспрессии и амплитуды с теплотой, звук стерильный и четкий, зато для электрогитары это может быть плюсы, т.к. обязательно чем толще струны особенно 1-3 тем меньше косяков при игре вызалит (просто при скачках с одной струны на другую они из за сильной натяжке быстрее глохнут и чувствуют косяки), звук ровный и четкий, хотя и меньше сустейна, и звук может быть тише, и усилия при игре больше требуют.
0
Jimbo:
Олег красиво расписал, давай статью. У меня как раз строй на ладах с открытым не совпадает. порожек из мамонта мастер ставил - все что здесь про кость написано все верно, для акустики тоже работает. олень более жирный, морж-просоленный более однородный, твердый - просоленный)))
0
Snake:
Олеган, спасибо. Прочитал, что роликовый порожек съедает звук, так ли это? Наверняка кто-нибудь использует. И да, кость искуственной кости - рознь?
0
RAW:
И Crass, думаю, будет только ЗА!)
0
RAW:
Олег, все описал очень классно, только довольно сумбурно) можешь дать ссылку где это можно вдумчиво прочитать?) Ну или сам бы написал статью по этому вопросу, ибо, думаю, всем будет очень интересно почитать, лично я о такой проблеме еще нигде не слышал/читал.
0
Чем ниже порожем тем меньше нуно компенсации, а если сделать порожек 0 ладом как все остальные, то компенсации не понадобится вовсе.
0
  • avatar
  • rider
  • 07 декабря 2010, 18:46
ошибочка в направлениях. для компинсации его надо не отодвигать а пододвигать к 1 ладу. направление перепутал. в люом случае при прижимании струны к 1 ладу она натягивается. у каждой струны эта натяжка разная как можно понять из опыта третяя самая чувствительная. и чем больше эта натяжка тем ближе надо ставить индивидуальное седло к 1 ладу. потому что при прижимании струна тянется, интервал становится БОЛЬШЕ полутона и его надо уменьшить пододвинув место крепления струны к 1 ладу, уменьшив промежуток.
0
  • avatar
  • rider
  • 07 декабря 2010, 18:44
*Это я говорил о компенсирующий порожек EARVANA
0
  • avatar
  • rider
  • 08 августа 2010, 19:56
<<>> ИМХО - НЕ СКАЗАЛ САМОГО ГЛАВНОГО. Человек щупал, отценил, но не знает для чего придуман порожек. Никакой идеи работы с тремоло системой порожек не предпологал и не собирается. Идест с тремоло лишь по одной простой причине - скользят струны лучше. Потому, что площасдь опоры струны на него больше (он широкий) и струна оказывает на него меньше давления (давление равно сила делить на площадь опоры), следовательно, меньше сила трения и струна меньше зацепляется за него и при возврате рычага строй идет на место лучше. И предназначен он для гитар как правило БЕЗ тремоло системы. И самое главное не сказали, основная идея его в КОМПЕНСАЦИИ! Если вы не знаете что это такое, сообщаю. У любой гитары с плоским порожком разница между 0 ладом(порожком) и 1 ладом не идеальная. Опять-таки физика. прижимая струну к ладу вы изменяете ее натяжку, меняется высота звука. Любой уважаемый гитарный мастер знает, что если произвести точный расчет ладов, порожек от нулевой точки отсчета нужно сместить ОТ лада на небольшое расстояние являющееся компенсацией (и то это усредненное значение), и если порожек высокий, то неизбежно высота от 0 лада до 1 выше чем полутон, особенно это для жестких струн (Stainless Steel стальные). Чем жеще натяжка отдельной струны и ее материал, тем больше эта высота от эталонного полутона. Результат на открытых аккордах гитар настроишь - выше по грифу позиции уже не строят, выход - хочешь играть открытые аккорды настраивай все по тюнеру чтобы были точнее открытые струны настроены, хочешь играть на более высоких ладах - настрой гитару по тюнеру на 1-3 ладах (чтобы были ноты не E A D G B E а например F A# D# G# C F - инструмент будет точнее на ладах, но на открытых будет косячить). Темболее многое зависит от высоты порожка относительно 1 лада. Чем выше он тем сельнее тянется струна и тем дальше его надо отодвигать. Многие заметили что третяя струна самая мягкая по натяжке следовательно ее меньше отозвигают от 1 лада, но все равно компенсация должна быть в минус, а у басовой струны например натяжка жеще и у первой тоже их отодвигают дальше чтобы был ровный полутон (смотрите на рисунок даже там так и сделано ступеньками). Вот вам и теория.
0
  • avatar
  • rider
  • 08 августа 2010, 19:55
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.