workshop /
Внтури Brian May Red Special. Или как получить звук Брайана Мэя?
Брайан Мэй – это один из самых узнаваемых гитаристов всех времен. И не последнюю роль в его узнаваемом звуке играет его уникальная гитара Red Special. Давайте исследуем этот инструмент и посмотрим, как он устроен, а также узнаем, как модифицировать серийный инструмент или кастомную реплику, чтобы она стал более универсальным. Если вы поймете, как устроена электроника в Red Special, вы сможете распаять обычный Стратокастер по спецификациям Red Special.
На борту Red Special стоят три сингла, две регулировки: мастер-громкость и мастер-тон, как на телекастере, а так же индивидуальные кнопки вкл/выкл и фаза/противофаза для каждого звукоснимателя. И как на некоторых старых Danelectro звукосниматели подключены последовательно, а не параллельно, что дает громкий и жирный звук.
Фишка последовательного подключения звукоснимателей в том, что земляной провод одного звукоснимателя соединятся с сигнальным проводом другого. В результате, получается, своего рода, один составной звукосниматель, с одной «землей» и одним сигнальным проводом.
При последовательном подключении импеданс (сопротивление) звукоснимателей складывается, и «выхлоп» получается большой.
Оригинальный Red Special Мэя был сделан из необычных материалов. Дека сделана из дуба и столярного щита, покрытого сверху шпоном из красного дерева. Центральный блок сделан вообще неизвестно из чего, известно только, что дерево было снято с облицовки камина. Накладка на грифа – это тоже дуб. В результате получилась полуакустика, которую практически невозможно повторить. Однако же, обычный страт – это неплохое начало.
Если вы заинтересовались идеей распаять свой Strat а-ля Брайан Мэй, то но Рисунке 1 приведена схема стокового Red Special. Естественно, что чтобы включать/выключать датчики, а так же переключать фаза/противофаза вы может выбрать переключатели по вкусу, не обязательно кнопки.
В элементах управления тоже ничего необычного. В оригинальном Red Special стоят потенциометры на 220 кОм (обычный номинал для 60х), но вы можете их заменить двумя потенциометрами на 250 кОм. В оригинальной гитаре на потенциометре тона стоит бумажно-масляный конденсатор в железной рубашке на 0,02 мкФ. Такие потенциометры продаются и сейчас, но с номиналом 0,022 мкФ.
У этих звукоснимателей керамических магнит и крышка из хрома, сопротивление постоянному току примерно 7 кОм, а индуктивность в районе 1,9 Гн.
Конструкция Tri-Sonic такова, что они дают более богаты гармониками звук, если сравнивать с обычными стратовскими синглами. На самом деле, чтобы приблизиться к звуку Брайан Мэя можно использовать P-90 в корпусе синглов, но Tri-Sonic звучат более аутентично.
Вместо обычного пятипозиционного переключателя, Мэй использует кнопку вкл/выкл для каждого звукоснимателя. Это дает ему 7 различных комбинаций для 3х звукоснимателей. Кроме всем известных стратовских комбинаций, тут можно включить бридж и нэк в паре, или все 3 звукоснимателя одновременно. На Red Special используются переключатели-слайдеры, но и обычные штырьковые переключатели будут отлично работать.
В Red Special на каждый звукосниматель установлен переключатель, которые может переключать фазу звукоснимателя при любой комбинации включенных датчиков. Когда два звукоснимателя включены в фазе, то они работают в паре и усиливают друг друга. Когда же они включены в противофазе, то они работают как бы против друг друга, ослабляя многие частоты. В результате получается звук, который остается после этого вот ослабления.
Прежде чем мы пойдем дальше, давайте поймем две вещи про фазу звукоснимателей. Если на двух звукоснимателя одновременно переключить фазу, то это вернет нас к первоначальному звуку. Так же, как и переключения фазы отдельно звучащего звукоснимателя ничего не даст. Например, включенный сам по себе бриджевый звукосниматель звучит одинаково, независимо от того, в каком положении переключатель фаза/противофаза. Таким образом, понятие в фазе/противофазе имеет смысл для двух звукоснимателей. И тут либо они оба включены в фазе, либо один из них включен в противофазе другому.
Тогда зачем все эти переключатели фазы? Обратите внимание, что есть два способа использования бриджевого и среднего звукоснимателя, когда один из них в противофазе к другому. Бриджевый звукосниматель может быть в фазе, а средний – в противофазе, или наоборот. Каждая конфигурация дает различный окрас звука, что особенно заметно при игре с дисторшном. Эта разница незначительна, но её вполне можно услышать. И Мэй умеет с этим хорошо работать. Это одна из важных частей его узнаваемого звука.
Обычно Мэй играет с сильным дистом, раскачивая усилитель последовательно соединенными Три-Сониками. А его «противофазные звуки» отлично прорезают в миксе. И все это вместе отлично подходит под его стиль игры.
Чтобы приблизиться к звуку Брайана Мэя, нужно обратить внимание еще на пару вещей. Они играет на очень тонких струнах (0,009 – 0,036), а в качестве медиатора использует монетку. Плюс к этому он пропускает гитару через усилитель высоких частот, а затем пускает сигнал на «стену» из VOX AC30. Есть еще некоторые детали, но чтобы звучать, как Мэй без необходимости грабить банк, просто используйте тонкие струны, вместо медиатора – монетку, включайтесь в клон Rangemaster Treble Booster, а затем в VOX. Идеально, конечно, в VOX AC30.
В природе есть подписаной усилитель Brian May VOX VBM-1, который был создан, чтобы повторить студийный звук Мэя. В нем уже встроена цепь усиления ВЧ. Однако, этот усилитель уже не производится, но его иногда можно встретить на eBay.
В сети выложено множество схем и модов для реплик и клонов Red Special, большинство из них заточены на то, чтобы выжать из гитары наибольшее количество звуков. Моя любимая схема приведена на Рисунке 2. Это схема John Hewitt, австролийского гитарного техника, который сделал сайт GuitarNuts. В эту схему включены все переключатели фаза/противофаза для каждого звукоснимателя, также как и вкл/выкл для каждого звучка, т.е. оригинальная схема оставлена без изменений. Единственно, что добавлен общий переключатель последовательно/параллельно. Паралелльное включение звукоснимателей дает нам более традиционный стратовский звук. Если сравнивать с последовательным включением, то тут меньше выход, но звук чище, есть тванг и больше высоких.
Все что нужно для этой схему – это 4PDT-переключатель или слайд-переключатель. Обычный переключаетль 4PDT довольно легко найти, слайд-переключатель – сложнее. Использоать этот переключатель довольно просто. Включите звучки, например, бридж и средний. Вы услышате, как они звучат в последовательном включении (как на стоке). Если же вы захотите более стратовский звук, то просто включите этот новый переключатель и звукосниматели включтся паралелльно. Если снова переключить 4PDT, то вернетесь к стоковому последовательному включению.
Это довольно непростая распайка, так что делайте все методично и не торопитесь. Третие провода от Tri-Sonic (не показан на Рисунке 2) скрутите вместе и припояйте к «земле», как показано на Рисунке 1 (зеленый цвет).
На этом все! До следующих встреч.
Автор: Dirk Wacker
[premierguitar.com]
От себя добавлю, что моды и паяльник – это отлично, т.к. гитаристу неплохо бы знать и понимать физическую природу звука, но знайте, Мэй будет звучать, как Мэй на любом оборудовании и с любой гитарой.
Похожий звук можно нарулить почти всегда, не «копейка в копейку», но похожий. Но звучать, как Мэй (Гилмор, Петруччи, Вай, Сатриани, Гилберт…нужное подчеркнуть) вы будите лишь тогда, когда разберете, что и как и играет этот гитарист. Его фразы, лики, риффы, то как он делает вибрато, как играет тот или иной прием. Так что снимайте больше и чаще.
История Red Special
Гитарные фрики знают историю про основную палку Мэя, про то, как он в начале 60х еще будучи ребенком месте с отцом сделал себе гитару. А с тех пор, как он стал играть в Queen, стал собирать стадионы по всему миру и записывать крутые хиты, Red Special был основной его звука. Что же делает эту гитару такой отличной от других?На борту Red Special стоят три сингла, две регулировки: мастер-громкость и мастер-тон, как на телекастере, а так же индивидуальные кнопки вкл/выкл и фаза/противофаза для каждого звукоснимателя. И как на некоторых старых Danelectro звукосниматели подключены последовательно, а не параллельно, что дает громкий и жирный звук.
Фишка последовательного подключения звукоснимателей в том, что земляной провод одного звукоснимателя соединятся с сигнальным проводом другого. В результате, получается, своего рода, один составной звукосниматель, с одной «землей» и одним сигнальным проводом.
При последовательном подключении импеданс (сопротивление) звукоснимателей складывается, и «выхлоп» получается большой.
Оригинальный Red Special Мэя был сделан из необычных материалов. Дека сделана из дуба и столярного щита, покрытого сверху шпоном из красного дерева. Центральный блок сделан вообще неизвестно из чего, известно только, что дерево было снято с облицовки камина. Накладка на грифа – это тоже дуб. В результате получилась полуакустика, которую практически невозможно повторить. Однако же, обычный страт – это неплохое начало.
Если вы заинтересовались идеей распаять свой Strat а-ля Брайан Мэй, то но Рисунке 1 приведена схема стокового Red Special. Естественно, что чтобы включать/выключать датчики, а так же переключать фаза/противофаза вы может выбрать переключатели по вкусу, не обязательно кнопки.
В элементах управления тоже ничего необычного. В оригинальном Red Special стоят потенциометры на 220 кОм (обычный номинал для 60х), но вы можете их заменить двумя потенциометрами на 250 кОм. В оригинальной гитаре на потенциометре тона стоит бумажно-масляный конденсатор в железной рубашке на 0,02 мкФ. Такие потенциометры продаются и сейчас, но с номиналом 0,022 мкФ.
Звукосниматели
Значительная часть звука Мэя – это звукосниматели Burns Tri-Sonic, которые стоят на Red Special. Вообще, Tri-Sonic – это синглы, но они несколько шире, чем синглы обычного Страта. Так что, если вы захотите установить их на своем Стратокастере, то придется увеличивать отверстия в пикгарде, а также растачивать углубления под звукосниматели в деке. К счастью, Burns выпускает Tri-Sonic в размере обычного сингла, они называются Mini Tri-Sonic. С такими ничего растачивать не нужно.У этих звукоснимателей керамических магнит и крышка из хрома, сопротивление постоянному току примерно 7 кОм, а индуктивность в районе 1,9 Гн.
Конструкция Tri-Sonic такова, что они дают более богаты гармониками звук, если сравнивать с обычными стратовскими синглами. На самом деле, чтобы приблизиться к звуку Брайан Мэя можно использовать P-90 в корпусе синглов, но Tri-Sonic звучат более аутентично.
Вместо обычного пятипозиционного переключателя, Мэй использует кнопку вкл/выкл для каждого звукоснимателя. Это дает ему 7 различных комбинаций для 3х звукоснимателей. Кроме всем известных стратовских комбинаций, тут можно включить бридж и нэк в паре, или все 3 звукоснимателя одновременно. На Red Special используются переключатели-слайдеры, но и обычные штырьковые переключатели будут отлично работать.
Фаза/противофаза*
[подробнее читайте в "В фазе или противофазе? Фаза звукового сигнала"]В Red Special на каждый звукосниматель установлен переключатель, которые может переключать фазу звукоснимателя при любой комбинации включенных датчиков. Когда два звукоснимателя включены в фазе, то они работают в паре и усиливают друг друга. Когда же они включены в противофазе, то они работают как бы против друг друга, ослабляя многие частоты. В результате получается звук, который остается после этого вот ослабления.
Прежде чем мы пойдем дальше, давайте поймем две вещи про фазу звукоснимателей. Если на двух звукоснимателя одновременно переключить фазу, то это вернет нас к первоначальному звуку. Так же, как и переключения фазы отдельно звучащего звукоснимателя ничего не даст. Например, включенный сам по себе бриджевый звукосниматель звучит одинаково, независимо от того, в каком положении переключатель фаза/противофаза. Таким образом, понятие в фазе/противофазе имеет смысл для двух звукоснимателей. И тут либо они оба включены в фазе, либо один из них включен в противофазе другому.
Тогда зачем все эти переключатели фазы? Обратите внимание, что есть два способа использования бриджевого и среднего звукоснимателя, когда один из них в противофазе к другому. Бриджевый звукосниматель может быть в фазе, а средний – в противофазе, или наоборот. Каждая конфигурация дает различный окрас звука, что особенно заметно при игре с дисторшном. Эта разница незначительна, но её вполне можно услышать. И Мэй умеет с этим хорошо работать. Это одна из важных частей его узнаваемого звука.
Обычно Мэй играет с сильным дистом, раскачивая усилитель последовательно соединенными Три-Сониками. А его «противофазные звуки» отлично прорезают в миксе. И все это вместе отлично подходит под его стиль игры.
Чтобы приблизиться к звуку Брайана Мэя, нужно обратить внимание еще на пару вещей. Они играет на очень тонких струнах (0,009 – 0,036), а в качестве медиатора использует монетку. Плюс к этому он пропускает гитару через усилитель высоких частот, а затем пускает сигнал на «стену» из VOX AC30. Есть еще некоторые детали, но чтобы звучать, как Мэй без необходимости грабить банк, просто используйте тонкие струны, вместо медиатора – монетку, включайтесь в клон Rangemaster Treble Booster, а затем в VOX. Идеально, конечно, в VOX AC30.
В природе есть подписаной усилитель Brian May VOX VBM-1, который был создан, чтобы повторить студийный звук Мэя. В нем уже встроена цепь усиления ВЧ. Однако, этот усилитель уже не производится, но его иногда можно встретить на eBay.
В сети выложено множество схем и модов для реплик и клонов Red Special, большинство из них заточены на то, чтобы выжать из гитары наибольшее количество звуков. Моя любимая схема приведена на Рисунке 2. Это схема John Hewitt, австролийского гитарного техника, который сделал сайт GuitarNuts. В эту схему включены все переключатели фаза/противофаза для каждого звукоснимателя, также как и вкл/выкл для каждого звучка, т.е. оригинальная схема оставлена без изменений. Единственно, что добавлен общий переключатель последовательно/параллельно. Паралелльное включение звукоснимателей дает нам более традиционный стратовский звук. Если сравнивать с последовательным включением, то тут меньше выход, но звук чище, есть тванг и больше высоких.
Все что нужно для этой схему – это 4PDT-переключатель или слайд-переключатель. Обычный переключаетль 4PDT довольно легко найти, слайд-переключатель – сложнее. Использоать этот переключатель довольно просто. Включите звучки, например, бридж и средний. Вы услышате, как они звучат в последовательном включении (как на стоке). Если же вы захотите более стратовский звук, то просто включите этот новый переключатель и звукосниматели включтся паралелльно. Если снова переключить 4PDT, то вернетесь к стоковому последовательному включению.
Это довольно непростая распайка, так что делайте все методично и не торопитесь. Третие провода от Tri-Sonic (не показан на Рисунке 2) скрутите вместе и припояйте к «земле», как показано на Рисунке 1 (зеленый цвет).
На этом все! До следующих встреч.
Автор: Dirk Wacker
[premierguitar.com]
От себя добавлю, что моды и паяльник – это отлично, т.к. гитаристу неплохо бы знать и понимать физическую природу звука, но знайте, Мэй будет звучать, как Мэй на любом оборудовании и с любой гитарой.
Похожий звук можно нарулить почти всегда, не «копейка в копейку», но похожий. Но звучать, как Мэй (Гилмор, Петруччи, Вай, Сатриани, Гилберт…нужное подчеркнуть) вы будите лишь тогда, когда разберете, что и как и играет этот гитарист. Его фразы, лики, риффы, то как он делает вибрато, как играет тот или иной прием. Так что снимайте больше и чаще.
- CraSS,
- 10 сентября 2014, 18:37,
- +1
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернуть