workshop /
Древесина для гитар. Российская действительность. (Часть 1)
![Превью топика](http://jablog.ru/uploads/images/00/03/22/2015/03/11/preview_topic_89c01b_202x188.png)
Вообще, путь от дерева в лесу до материала, пригодного к гитаростроению кажется настолько очевидным, что как-будто и говорить не о чем. (Действительно, всего лишь спилить, высушить, распустить на подходящие заготовки, сделать гитару.)
Но давайте разберём некоторые нюансы! И приложим их к российской действительности!
Древесиной обычно профессионалы называют материал, получаемый из срубленного и очищенного от ветвей и коры ствола дерева. Значит дерево, чтобы стать древесиной должно пройти по крайней мере 3 процедуры.
Рассмотрим каждую по порядку.
1. Первым делом дерево нужно спилить (или срубить) и очистить от ветвей.
![Заготовка древесины. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music](http://jablog.ru/uploads/images/00/03/22/2015/03/11/a1f829.jpg)
В России просто так, по своему усмотрению, вы это сделать не сможете — подобная процедура регламентируется Лесным кодексом. Следят же за его соблюдением — лесные хозяйства. Получается, что основная задача лесных хозяйств — ухаживать за лесом.
![Роль и функции лесхозов. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music](http://jablog.ru/uploads/images/00/03/22/2015/03/11/04a2bc.jpg)
Они же обычно и заведуют заготовкой древесины. Но сами, как правило, заготовкой не занимаются — вся заготовка идёт через посредников. Точнее, не посредников, а заинтересованных лиц.
Как это обычно происходит?
У лесхоза есть несколько договоров с лесозаготовительными предприятиями. А у предприятия — есть техника, с помощью которой можно во-первых, завалить дерево и очистить ствол от сучьев, во-вторых, транспортировать заготовленные стволы дальше.
![Транспортировка дерева. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music](http://jablog.ru/uploads/images/00/03/22/2015/03/11/dfbe7c.jpg)
2. Вторым этапом, если смотреть на определение, следует очистить дерево от коры.
Этот этап обычно выполняется на пилорамах. Именно туда привозят брёвна после заготовки. Обычно сначала брёвна пилят и формуют из них доски. Специально кору с брёвен никто не очищает. (Если это не брёвна для строительства срубов, но это нас не интересует.)
![Распиловка древесины на пилораме. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music](http://jablog.ru/uploads/images/00/03/22/2015/03/11/ea6f65.jpg)
И на выходе из пилорамы мы получаем разного вида доски. Как правило (99% случаев) — сырые. Таким образом получается т.н. «ДРЕВЕСИНА». Минимум, необходимый для получения из дерева материала выполнен. Т.е. из такого дерева, в принципе, уже можно делать какие-то изделия. Чувствуете подвох?
![Древесина после пилорамы. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music](http://jablog.ru/uploads/images/00/03/22/2015/03/11/83984c.jpg)
А подвох вот в чём: древесина, в первую очередь, — материал ПРИГОДНЫЙ для изготовления. Пригодна ли такая древесина нам? Пригодно ли сырое дерево для изготовления гитар? Чтобы она таковой являлась, её нужно соответствующим образом подготовить, если уж она распилена в сырые доски.
Во всяком случае, если вы хотите избежать множество проблем, которые могут произойти, если делать гитару из сырой древесины. (Каких? На этот вопрос ответ мы дадим чуть позже — в продолжении или на нашем информационном портале.)
Поехали дальше!
3. Сушка.
А если быть точным — УСУШКА. (В чём разница? Рассмотрим!). Как правило, сушкой древесины занимаются уже другие люди: торговые фирмы, которые продают древесину. В зависимости от своих возможностей они применяют тот или иной способ сушки. Или не применяют его в принципе. Понятно, что это оптовые продавцы, имеющие дело с большим объемом древесины. Основной их интерес — побыстрее реализовать содержимое своих складов и обеспечить его сохранность в заданный период, сократив брак (т.е. количество такого материала, который не пригоден для использования).
Естественно каждый поставщик, обеспечивая заданную цену и качество ориентируется на своего клиента.И в целом ситуация такова:
Либо сушка не применяется в принципе: просто доски определённым образом складируются и (как можно скорее) продаются. Если такой пиломатериал залёживается на складе, он начинает цвести и портиться. Конечно его сохранность зависит в целом от условий хранения, но если материал не сушить — это так.
Либо применяется принудительная сушка.
![Принудительная сушка древесины. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music](http://jablog.ru/uploads/images/00/03/22/2015/03/12/367260.png)
Почему? Зачем это нужно?
Основная задача сушки: быстро выгнать из пиломатериалов влагу.
В первую очередь чтобы древесина не портилась! Поскольку влажная древесина начинает преть, в ней заводится грибок и всевозможные микроорганизмы.
Представьте себе огромный склад, где плотно, штабелями уложены доски — эта мера просто необходима!
Электросушки — наиболее простой и дешевый способ выгнать из древесины влагу. Часть электросушек построено по принципу микроволновок. Часть — по другим методам.
Подробнее о сушке читаем на jablog, здесь: jablog.ru/blog/workshop/3111.html
Именно в таком качестве представлена подавляющая часть древесины на российском рынке.
Но можно ли этот материал применять в гитаростроении? На самом деле, гораздо более важный процесс, с точки зрения гитаростроения, — это УСУШКА.
Усушка — это процесс уплотнения и изменения структуры древесины. Если древесина сушится естественным образом, он происходит одновременно с процессом сушки. Т.е. потеря влаги должна сопровождаться адекватной потерей объема.
Сухое же дерево (из которого принудительно выгнали влагу) — совершенно не обязательно усохшее! Т.е. в большинстве случаев древесина, высушенная принудительно, сразу не пригодна для гитаростроения именно потому что её структура не уплотнилась. А как же быть? И что делать?
Об этом постараюсь написать в следующей статье.
Спасибо за внимание!
Мысли, замечания, поправки, вопросы — пишите в комментариях!
Труфанов Кирилл
Наша гитарная мастерская:Air Music
Технический инфо-портал о стандартах гитаростроения:gitarnaya-furnitura.ru
P.S. А чего же ещё интересного о гитарном дереве есть на jablog?
Отличное объяснение, почему дерево влияет на звук даже на «solid-body» гитарах со звукоснимателями
Вкратце о дереве для накладок и анкерах
Вкратце о подборе гитарного дерева для грифа
О гитарах Suhr и дереве для Suhr в частности
- Кирилл,
- 12 марта 2015, 13:11,
- +3
На самом деле, древесина на складах портится, если нарушаются условия хранения. В основном это касатеся вентиляции и правильного складирования.
Если условия соблюдены, то происходит процесс естесственной сушки. Древесина теряет объем и влагу, так же изменяются геометрические размеры заготовок. При естесственной сушке древесина высыхает до т.н. «транспортной влажности» (около 20%). Эта величина, кстати, гостируется.
Само собой, что 20% — это все-равно много для гитаростроения. Вообще, же мебельная влажность — это около 8%. Я тут не специалист, но, думаю, что именна такая влажность оптимальная для производства инструментов.
Если условия соблюдены, то происходит процесс естесственной сушки. Древесина теряет объем и влагу, так же изменяются геометрические размеры заготовок. При естесственной сушке древесина высыхает до т.н. «транспортной влажности» (около 20%). Эта величина, кстати, гостируется.
Само собой, что 20% — это все-равно много для гитаростроения. Вообще, же мебельная влажность — это около 8%. Я тут не специалист, но, думаю, что именна такая влажность оптимальная для производства инструментов.
В России практически нет подходящих мест для произрастания деревьев годных для производства инструментов. Главная проблема — огромная разница температур между летом и зимой. Из за этого древесина в годовых кольцах сильно отличается плотностью и эта неоднородность плохо влияет на распостранение звуковых волн. Так же такая древесина сильнее подвержена деформации при усушке.
Так что у нас елок много произрастает а толку мало.
Так что у нас елок много произрастает а толку мало.
Мне кажется, что проблема несколько надумана в этом плане. Из канадского клёна делают гитары, а у нас, стало быть в средней полосе клён другой?
Если бы, допустим, в США и Канаде были огромные разницы температур и были кольца разной плотности, а н нас — наборот, то ты бы говорил, что у нас плотность колец одинаковая и это плохо влияет на звук.
У нас нет индустрии, которая нацелена именно на древесину для муз. инструментов — основная проблема и именно в этом, а не в том, что «место проклятое»(ц).
Если бы, допустим, в США и Канаде были огромные разницы температур и были кольца разной плотности, а н нас — наборот, то ты бы говорил, что у нас плотность колец одинаковая и это плохо влияет на звук.
У нас нет индустрии, которая нацелена именно на древесину для муз. инструментов — основная проблема и именно в этом, а не в том, что «место проклятое»(ц).
Да, северные породы древесины весьма ценятся.
Да, они имеют большую плотность и анизотропность. Слои, набранные в холодное время — плотные и тонкие, в тёплое — толще, но менее плотные.
И да, действительно, индустрии такой у нас нет. А какие перспективы? Перспективы такие, что появиться она сможет не рублём, но волей. Кстати, в Америке именно так. ) Многие вещи делаются только потому-что люди хотят их делать, а всё остальное им далеко до лампы! :) Когда этот подход приложен к здравому смыслу — мне он крайне нравится! :)
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернуть