Реклама

Древесина для гитар. Российская действительность. (Часть 1)

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Путь древесины начинается из леса. Чтобы получить из дерева гитару, нужно выполнить целый ряд подготовительных процедур! Сначала, перед тем, как стать гитарой, дерево превращается в древесину, то есть материал, пригодный для изготовления гитары.

Вообще, путь от дерева в лесу до материала, пригодного к гитаростроению кажется настолько очевидным, что как-будто и говорить не о чем. (Действительно, всего лишь спилить, высушить, распустить на подходящие заготовки, сделать гитару.)
Но давайте разберём некоторые нюансы! И приложим их к российской действительности!

Древесиной обычно профессионалы называют материал, получаемый из срубленного и очищенного от ветвей и коры ствола дерева. Значит дерево, чтобы стать древесиной должно пройти по крайней мере 3 процедуры.

Рассмотрим каждую по порядку.

1. Первым делом дерево нужно спилить (или срубить) и очистить от ветвей.

Заготовка древесины. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music

В России просто так, по своему усмотрению, вы это сделать не сможете — подобная процедура регламентируется Лесным кодексом. Следят же за его соблюдением — лесные хозяйства. Получается, что основная задача лесных хозяйств — ухаживать за лесом.

Роль и функции лесхозов. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music

Они же обычно и заведуют заготовкой древесины. Но сами, как правило, заготовкой не занимаются — вся заготовка идёт через посредников. Точнее, не посредников, а заинтересованных лиц.

Как это обычно происходит?

У лесхоза есть несколько договоров с лесозаготовительными предприятиями. А у предприятия — есть техника, с помощью которой можно во-первых, завалить дерево и очистить ствол от сучьев, во-вторых, транспортировать заготовленные стволы дальше.

Транспортировка дерева. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music

2. Вторым этапом, если смотреть на определение, следует очистить дерево от коры.

Этот этап обычно выполняется на пилорамах. Именно туда привозят брёвна после заготовки. Обычно сначала брёвна пилят и формуют из них доски. Специально кору с брёвен никто не очищает. (Если это не брёвна для строительства срубов, но это нас не интересует.)

Распиловка древесины на пилораме. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music

И на выходе из пилорамы мы получаем разного вида доски. Как правило (99% случаев) — сырые. Таким образом получается т.н. «ДРЕВЕСИНА». Минимум, необходимый для получения из дерева материала выполнен. Т.е. из такого дерева, в принципе, уже можно делать какие-то изделия. Чувствуете подвох?

Древесина после пилорамы. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music

А подвох вот в чём: древесина, в первую очередь, — материал ПРИГОДНЫЙ для изготовления. Пригодна ли такая древесина нам? Пригодно ли сырое дерево для изготовления гитар? Чтобы она таковой являлась, её нужно соответствующим образом подготовить, если уж она распилена в сырые доски.

Во всяком случае, если вы хотите избежать множество проблем, которые могут произойти, если делать гитару из сырой древесины. (Каких? На этот вопрос ответ мы дадим чуть позже — в продолжении или на нашем информационном портале.)

Поехали дальше!

3. Сушка.

А если быть точным — УСУШКА. (В чём разница? Рассмотрим!). Как правило, сушкой древесины занимаются уже другие люди: торговые фирмы, которые продают древесину. В зависимости от своих возможностей они применяют тот или иной способ сушки. Или не применяют его в принципе. Понятно, что это оптовые продавцы, имеющие дело с большим объемом древесины. Основной их интерес — побыстрее реализовать содержимое своих складов и обеспечить его сохранность в заданный период, сократив брак (т.е. количество такого материала, который не пригоден для использования).

Естественно каждый поставщик, обеспечивая заданную цену и качество ориентируется на своего клиента.И в целом ситуация такова:

Либо сушка не применяется в принципе: просто доски определённым образом складируются и (как можно скорее) продаются. Если такой пиломатериал залёживается на складе, он начинает цвести и портиться. Конечно его сохранность зависит в целом от условий хранения, но если материал не сушить — это так.

Либо применяется принудительная сушка.

Принудительная сушка древесины. От дерева до гитары - гитарная мастерская Air Music


Почему? Зачем это нужно?

Основная задача сушки: быстро выгнать из пиломатериалов влагу.
В первую очередь чтобы древесина не портилась! Поскольку влажная древесина начинает преть, в ней заводится грибок и всевозможные микроорганизмы.

Представьте себе огромный склад, где плотно, штабелями уложены доски — эта мера просто необходима!

Электросушки — наиболее простой и дешевый способ выгнать из древесины влагу. Часть электросушек построено по принципу микроволновок. Часть — по другим методам.

Подробнее о сушке читаем на jablog, здесь: jablog.ru/blog/workshop/3111.html

Именно в таком качестве представлена подавляющая часть древесины на российском рынке.

Но можно ли этот материал применять в гитаростроении? На самом деле, гораздо более важный процесс, с точки зрения гитаростроения, — это УСУШКА.

Усушка — это процесс уплотнения и изменения структуры древесины. Если древесина сушится естественным образом, он происходит одновременно с процессом сушки. Т.е. потеря влаги должна сопровождаться адекватной потерей объема.

Сухое же дерево (из которого принудительно выгнали влагу) — совершенно не обязательно усохшее! Т.е. в большинстве случаев древесина, высушенная принудительно, сразу не пригодна для гитаростроения именно потому что её структура не уплотнилась. А как же быть? И что делать?
Об этом постараюсь написать в следующей статье.

Спасибо за внимание!
Мысли, замечания, поправки, вопросы — пишите в комментариях!

Труфанов Кирилл
Наша гитарная мастерская:Air Music
Технический инфо-портал о стандартах гитаростроения:gitarnaya-furnitura.ru


P.S. А чего же ещё интересного о гитарном дереве есть на jablog?
Отличное объяснение, почему дерево влияет на звук даже на «solid-body» гитарах со звукоснимателями
Вкратце о дереве для накладок и анкерах
Вкратце о подборе гитарного дерева для грифа
О гитарах Suhr и дереве для Suhr в частности

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
На самом деле, древесина на складах портится, если нарушаются условия хранения. В основном это касатеся вентиляции и правильного складирования.

Если условия соблюдены, то происходит процесс естесственной сушки. Древесина теряет объем и влагу, так же изменяются геометрические размеры заготовок. При естесственной сушке древесина высыхает до т.н. «транспортной влажности» (около 20%). Эта величина, кстати, гостируется.

Само собой, что 20% — это все-равно много для гитаростроения. Вообще, же мебельная влажность — это около 8%. Я тут не специалист, но, думаю, что именна такая влажность оптимальная для производства инструментов.
+1
Да, всё очень хорошо и верно подмечено!
Вопрос только — насколько соблюдают эти условия?
)) Хотя говорят, что соблюдают — практически все. :))
0
В России практически нет подходящих мест для произрастания деревьев годных для производства инструментов. Главная проблема — огромная разница температур между летом и зимой. Из за этого древесина в годовых кольцах сильно отличается плотностью и эта неоднородность плохо влияет на распостранение звуковых волн. Так же такая древесина сильнее подвержена деформации при усушке.
Так что у нас елок много произрастает а толку мало.
0
Мне кажется, что проблема несколько надумана в этом плане. Из канадского клёна делают гитары, а у нас, стало быть в средней полосе клён другой?

Если бы, допустим, в США и Канаде были огромные разницы температур и были кольца разной плотности, а н нас — наборот, то ты бы говорил, что у нас плотность колец одинаковая и это плохо влияет на звук.

У нас нет индустрии, которая нацелена именно на древесину для муз. инструментов — основная проблема и именно в этом, а не в том, что «место проклятое»(ц).

0
Да, северные породы древесины весьма ценятся.

Да, они имеют большую плотность и анизотропность. Слои, набранные в холодное время — плотные и тонкие, в тёплое — толще, но менее плотные.

И да, действительно, индустрии такой у нас нет. А какие перспективы? Перспективы такие, что появиться она сможет не рублём, но волей. Кстати, в Америке именно так. ) Многие вещи делаются только потому-что люди хотят их делать, а всё остальное им далеко до лампы! :) Когда этот подход приложен к здравому смыслу — мне он крайне нравится! :)

0
DDDDDDD

А какже анизотропные свойства, которые БРО? ;)
Кстати, волокна (считай — те же годовые кольца) — они вдоль расположены, а не поперёк. Это еще один момент, который нужно учесть.)

0
* теже годовые кольца, только «в профиль» ))
0
А амурский ясень. Это не просто красивый рисунок, а и великолепный прозрачный звук с хорошим сустейном.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.