Руководство: Как выбрать электрогитару?

Превью топика

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Представляю вашему внимание руководство по выбору электрогитары. Это не оригинальная статья, а лишь перевод. Гайд ориентирован, прежде всего, на начинающих свой путь в мире музыки, или желающих подарить кому-либо такую возможность. Однако, думаю, и опытные гитаристы смогут почерпнуть для себя некоторые новые детали. Статья не самая исчерпывающая (например, упущены некоторые виды бриджей), но ее вполне достаточно, чтобы научиться ориентироваться в куче параметров, описывающих ТТХ гитары.

Итак, вам нужна электрогитара. С чего начать? Прежде всего, определитесь, зачем вы покупаете гитару.

Покупка юному новичку:


Дайте им то, что они хотят! Спросите своего молодого будущего гитариста, какую гитару он (или она) хочет. Если он сможет указать на гитару в каталоге или на сайте Musician's Friend — считайте, что большая часть дела сделана. Некоторые опытные гитаристы будут убеждать вас, что лучше начинать с акустической гитары — обычно потому, что они сами начинали с нее. Мы советуем не обращать на это внимания. Если инструмент радует, играть на нем гораздо приятнее. Раз хочет электро — значит, нужно брать электро. Если понравившаяся гитара слишком дорога — не беспокойтесь, у большинства основных видов гитар существуют более доступные варианты. Fender и Gibson, например, выпускают линейки под брендами Squier и Epiphone соответственно, которые стоят намного дешевле своих топовых собратьев.

По стопам великих. Если ученик хочет научиться играть на гитаре из-за большой и чистой любви к метал-группе типа Lamb of God, тогда классика с нейлоновыми струнами — явно не то, что вдохновит его музу. А вот что-нибудь вроде заостренного Jackson Randy Rhoads подойдет гораздо лучше. Краткий обзор того, что используют «правильные» музыканты в сети или журналах быстро подтолкнет вас в нужном направлении.

Не переживайте! Возможно, вам не понравятся изображения музыкантов, которыми восхищается ваш ребенок, но помните, что обучение игре на инструменте в любом стиле развивает уверенность в себе, дисциплину, способность к творчеству и физическую координацию, и, помимо этого, предоставляет возможности для социального развития (и ваш отпрыск однажды может стать сказочно богатой рок-звездой, и обеспечить вам такую жизнь, о какой вы всегда мечтали).

Покупка для себя:


Обратите внимание на то, что вам нравится внешне и то, на чем играет ваш любимый музыкант. Не давайте сбить себя с толку людьми, не разделяющими ваши вкусы. Подобно одежде, электрогитара предоставляет пути для самовыражения как внешним видом, так и звуком.

Посмотрите клипы, прочитайте информацию на CD и в журналах вроде Guitar Player чтобы узнать, какой вид инструментов используется в нравящейся вам музыке.

Покупка для опытного гитариста:


Не занимайтесь этим в одиночку! Велика вероятность ошибиться. Прожженые гитарюги знают, что им нравится, и что не нравится. Если вы не знаете, чего действительно хочет ваш друг, лучшая стратегия — предложить ему выбрать самому с помощью подарочного сертификата Musician's Friend. Если ваш бюджет невелик, поинтересуйтесь — вдруг одариваемый хочет какой-нибудь необычный инструмент, например, гитару-баритон, 7-ми, 12-ти струнную гитару, гитару путешественника, электрическое банджо или ситар. Зачастую недорогие модели инструментов этого типа могут стать отличным подарком даже для профи.

Позвоните нам! Если вы определились в общих предпочтениях, но не выбрали что-то конкретное, опытные музыканты в наших салонах продаж помогут вам. Просто позвоните!

Не беспокойтесь! Даже если подарок не понравился одариваемому, в течении 45-ти дней после покупки его можно обменять или вернуть с возвратом денег.

Сколько вы готовы потратить?


Покупайте наиболее качественный инструмент, который вы можете себе позволить. Мы советуем это не для того, чтобы продавать гитары подороже, а потому, что хороший инструмент порадует любого — как новичка, так и мастера. К тому же, дорогой инструмент больше ценится в случае обмена или продажи, если ваша муза покинула вас насовсем.

Кстати говоря, вы крайне вовремя решились на покупку — именно в наше время у вас есть все шансы приобрести недорогой, но при этом качественный инструмент начального уровня, на котором приятно будет играть. Компьютеризированное производство и сильно продвинувшиеся вперед технологии позволяют современным производителям продавать инструменты ценой 150-350 долларов, которые стоили бы в 2-4 раза дороже 20 лет назад. (И это не учитывая инфляцию.) Т.к. любая электрогитара требует отдельного усилителя, Musician's Friend продает наборы гитара+усилитель для начинающих стоимостью как раз от 150 долларов.

Такие низкие цены заставляют поднимать планку качества. Менее, чем за 450 долларов можно приобрести гитару, которая устроила бы почти любого разборчивого гитариста.

Устройство электрогитары

Устройство электрогитары

Как она работает


Звук электрогитары образуется посредством усиленного электронного сигнала, получающегося благодаря вибрации струны над звукоснимателем. Большинство звукоснимателей состоят из магнита, окруженного катушкой из тонкого провода, генерирующего очень слабые электрические импульсы при вибрации металлических струн внутри магнитного поля. Отдельный усилитель направляет эти крохотные импульсы на гитарный динамик и так получается звук. Т.к. для образования звука нужны только струна и звукосниматель, электрогитарам не нужен полый резонирующий корпус. Они могут быть сделаны из цельного дерева или даже пластика. Однако материал, из которого производится цельнокорпусная (solid-body) гитара значительно влияет на тембр звука.

Четыре типа гитар


Помимо цельнокорпусных электрогитар, бывают также пустотелые (hollowbody), полу-пустотелые (semi-hollowbody) и «смешанные» (chambered). Хотя основу звука по прежнему формирует струна, колеблющаяся над магнитным звукоснимателем, резонирующие камеры на этих гитарах дают глубокий, богатый звук, предпочитаемый некоторыми гитаристами.
Solid-body
Цельнокорпусные электрогитары не имеют акустических ограничений и могут быть исполнены в любой форме, от классических, до диких острых корпусов. Цельнокорпусные электрогитары используются почти во всех современных музыкальных стилях.
Hollowbody
Пустотелые электрогитары, как правило, представляют собой арк-топы (arch top), и имеют серьезные проблемы с обратной связью при игре на высокой громкости. Эти гитары — выбор джазовых гитаристов, предпочитающих их из-за полного, ровного звучания с жесткой басовой отдачей.
Semi-hollowbody
Полу-пустотелые гитары имеют, помимо цельной деревянной середины (во избежание проблем с обратной связью), большие резонирующие камеры (как правило, с акустическими отверстиями по сторонам). Существует широкий ассортимент полу-пустотелых гитар, используемых в любой музыке, от мягкого джаза, до сумасшедшего панка.

«Смешанные» гитары имеют герметичные пустоты, вырезанные внутри цельного корпуса. Множество обычных цельнокорпусных электрогитар имеют «смешанные» версии, разработанные для снижения веса и улучшения резонансных качеств.

Длина мензуры


Длина мензуры это расстояние от струн на струнодержателе (бридже) до верхнего порожка — свободно колеблющаяся часть струны, сыгранной в открытой позиции.
Fender Squier Standart Stratocaster
25-1/2" — длина мензуры большинства гитар фирмы Fender, позаимствованная у обычных акустических гитар. Такая длина дает высокую силу натяжения, и, как следствие, обилие высоких тонов. Т.к. на гитарах с такой мензурой требуется несколько больше силы для прижатия струн, обычно гитаристы используют на них струны легкого натяжения. Самые известные гитары, имеющие длину мензуры 25.5" — Fender Stratocaster и Fender Telecaster. Обе производятся непрерывно еще с 50-х годов 20-го века и имеют множество копий. Также существует Squier-версии этих гитар. Другие крупные производители гитар, использующие такую мензуру — ESP, Ibanez, Jackson, Parker, Schecter, Steinberg и многие другие.
Epiphone Les Paul Ultra
24-3/4" — длина мензуры большинства гитар фирмы Gibson. Благодаря меньшим требованиям к силе натяжению струн, с такой длиной проще играть, и звук получается менее звонким. Как правило, с такой мензурой используют струны большего калибра, что добавляет низких тонов и позволяет выжать бОльшую мощность из звукоснимателей. Самые известные гитары, имеющие длину мензуры 24-3/4" — Gibson Les Paul, Gibson SG, Gibson Flying V и Gibson ES-335. Как и популярные модели Fender, они производятся непрерывно с 50-х годов (за исключением Flying V) и доступны в виде более дешевых версий от Epiphone. Среди других производителей длину 24-3/4" использует фирма Dean.
PRS P22
Некоторые производители используют другую длину мензуры. PRS Guitars, например, используют длину 25", облегчающую игру и дающую уникальный тембр звука.

Звукосниматели (Pickups)


Существуют три основных типа звукоснимателей, устанавливаемых на электрогитары. Встречаются множества вариантов комбинаций этих звукоснимателей.
Single-coil
Синглы (single-coil) состоят из одиночных магнитных стержней, обкрученных проволокой и расположенных под струнами перпендикулярно им. Синглы — самые простые в устройстве из трех видов звукоснимателей. Они дают яркий, резкий звук, богатый верхними обертонами. Простейшие варианты (до сих пор устанавливаемые на многие гитары и предпочитаемые многими игроками) производят ощутимый фоновый шум вблизи от определенных видов светового оборудования, трансформаторов и других магнитных полей.
Humbucker
Хамбакеры (humbucker) состоят из двух катушек, включаемых в противофазе, благодаря чему исчезает раздражающий фон. За счет того, что хамбакеры снимают звук со струн сразу в двух местах — по числу катушек — звук получается мягкий и ровный. Также, благодаря использованию двух магнитов, хамбакеры, как правило, выдают более мощный сигнал, прибавляя работы усилителю. Хамбакеры имеют большую продолжительность звука (сустейн), чем синглы, но меньшую читаемость и меньше высоких частот. Некоторые хамбакеры позволяют производить отсечку одной катушки, что позволяет получить характерный сингловый звук.
Piezo
Пьезоэлектрические звукосниматели делаются из немагнитного кристаллического материала, и, будучи установленными в районе струнодержателя, генерируют крайне слабый сигнал. Этот сигнал требует дополнительного предусиления, прежде чем попасть в обычный усилитель. Обычно для предусиления сигнала используются встроенная активная электроника. Пьезоэлектрические звукосниматели, устанавливаемые на электрогитары, обычно состоят из отдельных элементов, встроенных в седла для струн. Некоторые электрогитары с этими звукоснимателями имеют специальный 13-ти контактный разъем для синт-гитары, в которой гитарный сигнал приобретает искусственный оттенок, характерный для клавишных синтезаторов. В остальных случаях, тембр пьезоэлектрического звукоснимателя приблизительно напоминает звук акустической гитары.

Электрическая схема гитары


Звукосниматели устанавливают в разных частях корпуса гитары для получение разных тембров звука. Звукосниматели, установленные около бриджа (бриджевые), снимают звук струн там, где они колеблются меньше всего. В результате получается резкий или «кусачий» звук. Звукосниматели, установленные примерно по центру струн, ближе к основанию грифа гитары (они же нековые), производят звук, характеризующийся большим количеством средних и низких тонов. Существуют тысячи различных электрических схем, дающих всевозможные тембры звучания, но у большинства есть кое-что, в чем они схожи:

Переключатель звукоснимателей — это рычажок, передвигающийся внутри щели и обычно имеющий пять позиций. (На винтажных моделях и гитарах с двумя звукоснимателям чаще всего только три). В стандартной конфигурации с тремя звукоснимателями (как на большинстве Fender Statocaster), первая позиция включает нековый звукосниматель, вторая позиция включает нековый и средний звукосниматели вместе, третья позиция включает только средний, четвертая позиция включает средний и бриджевый звукосниматели вместе, и пятая позиция включает только бриджевый звукосниматель. Переключатель звукоснимателей в большинстве случаев дополняется ручкой громкости и двумя регуляторами тембра, позволяющими добавлять или уменьшать высокие тона. Передний регулятор контролирует нековый звукосниматель, а задний регулятор средний и бриджевый.

Гитары с двумя установленными звукоснимателями — такие, как Gibson Les Paul, SG и ES-335 — чаще всего комплектуются трехпозиционным переключателем, позволяющим выбирать нековый, бриджевый или оба звукоснимателя сразу. В таких случаях каждый звукосниматель зачастую имеет свой собственный регулятор громкости и тембра, позволяющий точно настраивать их.

Дерево


Т.к. звук электрогитары с магнитными звукоснимателями целиком зависит от их взаимодействия со струнами, вы можете удивиться, почему дерево для гитар вообще важно? Причина в том, что дерево, из которого сделана гитара, влияет на продолжительность и форму колебания струн. Отзывающееся на эти колебания дерево, в свою очередь, заставляет колебаться звукосниматели. Комбинация этих двух типов колебаний означает, что и дерево, из которого изготовлена гитара, и общая конструкция имеют большое влияние на звук.

Клен в основном используется при производстве грифов. Это очень плотное, жесткое дерево, широко распространенное на Земле, и, будучи обработанным, демонстрирующее великолепный древесный узор. Узористое, белого/светлого цвета, благодаря своим звуковым характеристикам идеально подходящее для облицовки или верхнего слоя на цельнокорпусных гитарах умеренной стоимости. Также используется как верхний слой дерева на некоторых арктоп гитарах, где, обычно, склеивается. Его жесткость добавляет высоких тонов звучанию гитары. Иногда клен используется как дерево для накладки на гриф, добавляя в звук четкости.

Красное дерево (махагони) — очень плотная, крепкая, но не слишком жесткая древесина твердой породы, используемая во всех элементах гитары, кроме накладки на гриф и бриджа, которые требуют более жесткого дерева. Комбинация красного дерева в грифе и в задней части корпуса — обычное дело на кленовых гитарах с короткой мензурой, таких, как Gibson Les Paul. Другая широко используемая комбинация — полностью махагониевый корпус и гриф (кроме накладки). Благодаря малой жесткости, имеет свойство подчеркивать средние и низкие тона в звуке гитары. Красное дерево отлично резонирует, что улучшает сустейн. В основном имеет глубокий коричневый цвет.

Палисандр — чаще всего используемое для накладок на гриф дерево. Очень плотное и жесткое, красивое, разнящееся по цвету от почти черного до пестрого коричневого и светлого.

Черное дерево (эбен) — очень плотное, жесткое дерево, в основном используемое в накладках гитар умеренной стоимости. Шелковистое, как правило, почти черное.

Ясень — часто используемое дерево для производства корпусов цельнокорпусных гитар. Жестче, чем махагони и очень хорошо резонирующее, дающее затухающий кольцевыми колебаниями сустейн и яркий тембр с хорошо различимой серединой. Красивое светлое дерево, часто используемое как альтернатива для моделей с прозрачной полировкой, тогда как при матовой полировке обычно используется ольха. Болотный ясень (он же пенсильванский) — очень красивое, узорчатое дерево, используемое на дорогих гитарах.

Ольха обладает схожими с ясенем звуковыми характеристиками, но она дешевле и не так красива. Также, нередко используется для корпусов цельнокорпусных гитар. В основном светло-коричневого цвета.

Агатис схож с ольхой в плане звука и внешнего вида, но хуже резонирует. Чаще всего используется на недавно выпущеных недорогих гитарах.

Нато, оно же восточный махагони, обладает теплым резонансом, очень крепкое. Благодаря меньшей, чем у махагони, стоимости, часто используется в грифах недорогих электрогитар.

Конструкция грифа


Производители гитар используют три различных способа крепления грифа к корпусу.
Bolt-on neck
Привинченный гриф (bolt-on neck) крепится в соответствующую прорезь в корпусе при помощи трех или четырех винтов для дерева, проходящих через обратную сторону корпуса и конец грифа. Этот способ крепления сыграл большую роль в производстве электрогитар, уменьшив стоимость производства и сделав гитары более доступными. Для починки, замены, регулировки привинченного грифа требуется гораздо меньшая квалификация, чем для других типов грифов. Большинство гитар Fender (как и многие другие) используют именно этот вид крепления. Некоторые известные на весь мир винтажные гитары имеют гриф на винтах.
Set neck
Вклеенный гриф (set neck) вклеивается в корпус и иногда имеет выступ, проходящий вглубь корпуса через гриф. Такой тип используется на гитарах Gibson, и образует очень крепкое соединение, легко передающее вибрацию между корпусом и грифом. Вклеенный гриф намного дороже при производстве и гораздо сложнее поддается ремонту или замене.

Гитары со сквозным грифом (neck-through) изготавливаются вокруг одного куска дерева,
Neck-throughначинающегося с верхушки грифа и доходящего до места крепления ремня на конце. Этот кусок может быть изготовлен из цельного дерева или из склеенных вместе частей.
«Крылья» корпуса приклеены по сторонам от этой центральной части. Сквозные гитары дают максимальный сустейн, и имеют серьезное преимущество в виде отсутствия «пятки», в месте соединения грифа с корпусом, что облегчает доступ к верхним ладам. Гитары со сквозным грифом дороги в производстве, однако есть и доступные модели, например, ESP H-250.

Бриджи (Bridges)


Бридж — это часть корпуса гитары, через которую проходят струны перед тем, как окончиться на корпусе или струнодержателе. Бриджи на электрогитарах важны по двумя причинам. Во-первых, они часто используются для регулировки струн, меняя длину струн для компенсации небольшой разницы между ними (натяжением, материалом и т.д.) и поддерживая каждую струну настроенной при износе на верхних ладах. Во-вторых, куда более приятная причина — некоторые бриджи можно «качать», что позволяет гитаристу покачиванием ручки примешивать к звуку эффект вибрато. Качанием бриджа нота или ноты могут быть слегка или сильно подняты или опущены. Бриджи, оснащенные этой функций также часто называются тремоло. Tune-o-matic В музыкальном плане это неправильно (тремоло означает повторяющееся изменение громкости, а не высоты), но такова общепринятая терминология. Обратите внимание, что далеко не все модели позволяют поднимать высоту нот. Ниже представлены основные виды бриджей и струнодержателей:

Бридж tune-o-matic — изначально разработанный компанией Gibson в 50-х годах, этот часто использующийся вариант позволяет регулировать струны по отдельности или все вместе.
Two-point rocking tremolo
Двухопорное тремоло (Two-point Rocking Tremolo) имеет отдельное седло для каждой струны, позволяющее регулировать длину и высоту. Седла установлены на бридже, опирающемся на два болта вверху гитары. Бридж выполнен в виде широкой перпендикулярной пластинки, расширяющейся в накладку. Эта плавающая пластинка прикрепляется к обратной стороне гитары натянутыми пружинами, соответствующими натяжению струн. Локовые колки, надежно зажимающие струны, могут помочь уменьшить потерю строя гитары при использовании этого типа рычага.
Locking vibrato
«Запирающее» тремоло (Locking vibrato) — этот тип бриджа был разработан Флойдом Роузом. Как и двухопорное тремоло, оно позволяет регулировать высоту и длину каждой струны, опирается на два болта вверху гитары, и удерживается пружинами внутри. Разница в том, что зажимы внизу струн работают одновременно с зажимами («топ-локами») на верхнем порожке, через который струны проходят между колками и накладкой грифа. В результате обеспечивается надежная настройка, позволяющая без опаски использовать рычаг вибрато.Stopbar tailpieceНекоторые гитары, такие, как Jackson, имеют специальную каверну в дереве, благодаря которой можно не только опускать, но и поднимать ноты по высоте.

Струнодержатель «stopbar» (stopz-bar tailpiece) крепится в верхней части гитары и позволяет получать от верха гитары максимальный резонанс. Его подвид — «Wraparound stopbar tailpiece» использует закрепленный компенсирующий бридж, выступающий и как струнодержатель, и как бридж. Этот вид дает великолепный
резонанс благодаря прямому усилию, оказываемому на верх струн.
Bigsby
Тремоло «Bigsby» — особый вид пружинного тремоло, используемый на многих винтажных и выполненых «под винтаж» гитарах. Выполнен в виде крупного, довольно тяжелого рычага, соединенного с вращающимся стержнем, к которому прикреплены все струны. Многим игрокам нравятся винтажные системы Bigsby.

Шестиопорное тремоло (Six-point Rocking Tremolo) — первая тремоло-система, изобретенная в 1950-х фирмой Fender.Six-point rocking tremoloКак и двухопорное тремоло, оно проходит сквозь корпус, закреплено на пружинах, и позволяет регулировать длину и высоту каждой отдельной струны. Некоторые гитаристы считают, что благодаря креплению на 6 болтов это тремоло дает наилучшую передачу вибрации к верху, и, следовательно, лучшее резонирование. Используется на винтажных гитарах и гитарах класса lower-end.

Седла «brass barrel» можно найти на винтажных и перевыпущенных Fender Telecaster. Brass barrel saddlesМногие игроки предпочитают их современным видам бриджей, т.к. они обеспечивают яркий, резкий звук, которым славится Telecaster. Выполнен в виде трех латунных стрежней, каждый из которых держит 2 струны и имеет небольшой болт для регулировки высоты. Каждый стержень, в свою очередь, прикреплен к большому горизонтальному шурупу, попарно регулирующему длину струн.

Трапециевидный струнодержатель (Trapeze Tailpiece) иногда можно найти на hollowbody-гитарах, преимущественно винтажных.Trapeze tailpiece
У гитар с String-through body (струны-через-корпус) струны проходят через корпус гитары, прежде чем достичь бриджа. Это классно выглядит и улучшает резонанс.

Конечно, за 50 лет непрерывного развития было разработанно слишком много всевозможных конструкций во всех областях гитарного производства для того чтобы охватить их здесь, но это руководство даст вам базовые знания для понимая описаний электрогитар Musician's Friend.
String-through body

Оригинал статьи.
Перевод: Jediroman
Также благодарю за помощь в переводе товарищей Ender Faulk и Ilerio Def.

Это мой первый перевод такого объема, было много неясных моментов и наверняка были допущены ошибки. :) Если заметили что-то такое — пишите в комментарии или ЛС.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

  • Jediroman,  
  • 05 марта 2012, 22:09,  
  • +3

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
Отличная работа!

Только «пустотелые» и «полупустотелые», не прижились у нас такие термины. В скобках, наверно, надо дать английские названия.
0
Спасибо. :)

Так они там есть, чуть раньше, буквально в предыдущем абзаце. Повторять их по два раза как-то уже не комильфо, мне кажется.
И «пустотелые» — это еще что. Вот «смешанные» я вообще сам выдумал. :D

P.S. Не уверен, но по-моему не все в порядке с тегом «cut» (точнее с тем, как я его применил). Работает он правильно, но в полной версии статьи почему-то есть кусок тега в самом конце (вот это ">), и обратная скобка в начале, перед первым заголовком. И вдобавок предложение в начале «съедено».
0
Впрочем, с cut'ом я разобрался, отбой.
0
хорошая объемная статья, немало работы)
0
Телековское седло 3х2 против 6х1.
Дело не в звуке, а в том, что первая струна очень плохо прижимает первое седло. В результате, если играть пальцами, то первая струна отделяется от седла и щёлкает, а иногда выскакивает из седла.
На стратовском седле такой проблемы нет.
0
На флойде можно регулировать высоту каждой струны?
0
Угу, можно.
+1
Хорошая статья, просто и доступно….
0
С-П-А-С-И-Б-О!
0
Хотите сказать спасибо? Голосуйте за топик. Поднимите рейтинг автору в профиле. =)
0
Спасибо за статью! Интересно и удачно изложено, информативность исчерпывающая!
0
Добавил в FAQ
0
Первый раз наткнулся на статью, в которой изложено такое количество информации. А главное без воды — все по делу! Жаль, что я сейчас уже все это знаю)) Но вот в те времена, когда я только выбирал гитару, статья была бы для меня просто на весь золота! Автор молодец.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.